164 статья НК РФ

О применении пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 21 марта 2003 года N СА-6-22/332@

О применении пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации

В связи с введением в действие с 01.01.2003 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
Согласно статье 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны уплачивать единый налог по месту осуществления такой деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 346.32 Кодекса сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В целях реализации налогоплательщиками данного положения по каждому месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход (месту уплаты единого налога), налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, осуществляющие по месту нахождения таких обособленных подразделений предпринимательскую деятельность, подпадающую под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представляют налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход в налоговый орган по месту осуществления такой деятельности.
В листе «Ж» декларации по коду строки 210 данными налогоплательщиками указывается сумма исчисленных и уплаченных за отчетный (налоговый) период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников соответствующего обособленного подразделения.
Сумма исчисленных и уплаченных за каждое обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется налогоплательщиками-организациями пропорционально налоговой базе по страховым взносам, исчисленной по каждому такому подразделению.
Основанием для включения в налоговую декларацию по единому налогу данных об исчисленных и уплаченных за обособленное подразделение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является составленный налогоплательщиком-организацией по произвольной форме расчет, а также копии платежных документов, подтверждающих уплату общей суммы исчисленных за отчетный (налоговый) период страховых взносов, заверенные налоговым органом по месту постановки на учет (месту нахождения) налогоплательщика-организации.
Данный порядок распределения по каждому месту осуществления деятельности общей суммы исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников распространяется и на индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных работников.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, учитывается индивидуальными предпринимателями при исчислении единого налога на вмененный доход по одному из мест осуществления деятельности (по их выбору) на основании копий платежных документов, заверенных налоговым органом по месту их жительства. При этом в целях исключения случаев повторного зачета указанных сумм страховых взносов по другим местам осуществления деятельности налоговым органом, получившим налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход, в которую включена такая сумма страховых взносов, на копии представленного налогоплательщиком платежного документа проставляется отметка о зачете данной суммы страховых взносов.
Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии с федеральными законами от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» и от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», МНС России издан приказ о внесении изменений и дополнений в налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (будет доведен дополнительно после прохождения регистрации в Минюсте России), в соответствии с которым лист Ж декларации дополнен кодами строк 230 «Общая сумма выплаченных в налоговом периоде работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, пособий по временной нетрудоспособности» и 240 «Сумма выплаченных в налоговом периоде из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход».
Значение показателя по коду строки 230 указывается налогоплательщиками на основании данных налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ, а также данных расчетно-платежных ведомостей на выплату работникам заработной платы (доходов) либо иных документов, свидетельствующих о выплате работникам пособий по временной нетрудоспособности.
По коду строки 240 указывается сумма выплаченных в налоговом периоде из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности. Значение показателя по данному коду строки определяется налогоплательщиками как разница между значением, указанным по коду строки 230, и данными, указанными в разделе II расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма — 4 ФСС РФ), утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.10.2002 N 113.

Действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
С.Х.Аминев

Текст документа сверен по:

рассылка

08 июля 2019

НДС при УСН в 2019 году — дополнение

По вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения

В связи с выходом информационного письма Минфина России от 15.05.2019 № 24-01- 07/34829 по вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения, у части специалистов и должностных лиц заказчиков возникает ошибочное представление о порядке применения части 13 статьи 34 Закона 44-ФЗ.

Союз инженеров-сметчиков РАЗЪЯСНЯЕТ:

1. С 01.07.2018 года в часть 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ было внесено изменение, в соответствии с которым, в качестве обязательных условий в контракты должна включаться оговорка об уменьшении суммы оплаты на размер налоговых платежей физическим и юридическим лицам, если такие платежи подлежат оплате в бюджет заказчиком (пункт 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ). Необходимость указанного изменения была обусловлена включением в перечень исполнителей по контрактам юридических лиц, которые не были включены в ранее действующую редакцию, части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Удержание заказчиком суммы налога из цены контракта в отношении юридического лица — исполнителя по контракту действующим налоговым законодательством предусмотрено только в отношении ограниченного круга операций.

Ситуации, в которых заказчику надо выполнять обязанности налоговых агентов по расчету и уплате НДС, перечислены в статье 161 НК. Там же приведены особенности расчета налоговой базы. В частности, для случаев, когда:

  • приобретены товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете;
  • арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;
  • реализовано на территории России имущество по решению суда (есть исключения);
  • реализовано на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, клады, скупленные и перешедшие к государству по наследству;
  • посредник участвует в расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете.

Большинство из перечисленных случаев не входит в сферу государственных (муниципальных) закупок

Во всех остальных случаях, ни Налоговый Кодекс РФ, ни иные положения налогового законодательства не предусматривают обязанности заказчика удержать из подлежащей уплате исполнителю (подрядчику) цены соответствующую сумму НДС и самостоятельно перечислить ее в бюджет.

Таким образом, если исполнитель (подрядчик) не является плательщиком НДС (в связи с применением им упрощенной системы налогообложения), само по себе упоминание НДС в проекте контракта не означает, что подлежащая уплате цена должна быть уменьшена заказчиком на соответствующую сумму НДС.

2. Государственный (муниципальный) контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.

Если организация — победитель закупки использует упрощенную систему налогообложения (УСН) и между сторонами не достигнуто соглашение о снижении цены контракта (без изменения объема работ (услуг) на сумму НДС или иную величину, в том числе выраженную в виде коэффициента, при условии, что такая возможность изменения условий контракта была предусмотрена документации о закупке и контрактом, то

В тексте государственного (муниципального) контракте пишется окончательная цена победителя закупки с формулировкой: «Стоимость работ по настоящему Контракту составляет ______руб. _______копеек, НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения (п. 2 ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ)».

Так как начальная (максимальная) цена контракта определена на основе сметы, то в сметной стоимости отдельной строкой изначально выделена сумма НДС, которая является частью цены контракта (в том числе НДС). При этом подрядчику (исполнителю) на УСН должна быть выплачена полная цена контракта, без выделения суммы НДС и выставления последним счета-фактуры, с формулировкой в платежных документах «НДС не облагается».

Таким образом, возникает ситуация, когда сумма к оплате, в том числе по промежуточным Актам выполненных работ КС-2 и Справкам по форме КС-3, должна соответствовать цене заключенного контракта, но набор позиций по смете не покрывает разницу между ценой заключенного контракта и итога по позициям сметы (акта).

Если в сметной документации стоимость определена с учетом НДС, то это не означает, что у стороны, обязанной произвести оплату работ по контракту, появляются основания корректировать цену контракта в сторону уменьшения в одностороннем порядке, или производить оплату работ с удержанием сумм НДС (за минусом НДС), ссылаясь на отсутствие у подрядчика соответствующих налоговых обязанностей. Более того, даже в ситуации, когда контрактом предусмотрено, что его цена определена с учетом НДС, уменьшение суммы оплаты по контракту в связи с применением подрядчиком упрощенной системы налогообложения будет неправомерным, так как это противоречит прямому запрету на изменение условий контракта (в том числе и условия о его цене), содержащемуся в ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Само по себе указание в контракте, смете или акте выполненных работ на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а лишь указывает на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер оплаты работ по контракту.

«…с учетом того, что цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных статьей 95 Закона о контрактной системе, при оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках контракта, заключенного с участником закупки, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов» (из Письма Минфина России от 20.11.2017 № 24-01-10/76771 «Об уменьшении на сумму НДС цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН»).

Учитывая специфику составления смет и актов выполненных работ по форме КС-2, Справок по форме КС-3, рекомендуется для расчетов за выполненные работы без изменения объема выполненных работ и позиций по смете (акту):

  • при определении итога по акту в базисном уровне цен 2000 года — начислить коэффициент пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен контракта, определяемый как отношение цены заключенного контракта к полной сметной стоимости в базисном уровне цен 2000 года без учета налога на добавленную стоимость;
  • при определении итога по акту в текущем уровне цен (при индексации в текущий уровень цен построчно) — начислить коэффициент, определяемый как отношение цены заключенного контракта к полной сметной стоимости в текущем уровне цен без учета налога на добавленную стоимость.

Таким образом, в Акте выполненных работ НДС не упоминается и не выделяется, но итог соответствует цене заключенного контракта.

Если цена контракта определена с учетом коэффициента снижения начальной (максимальной) цены, проложенной победителем закупки, то указанный коэффициент учитывается в цене контракта.

Президент Союза
П.В. Горячкин

Более подробно в РАЗЪЯСНЕНИИ

Посмотреть РАЗЪЯСНЕНИЕ

Формула компенсации НДС при УСН

Прошлое РАЗЪЯСНЕНИЕ по данной теме

Горячкин П.В.

Больше полезной информации с примерами и разъяснениями в уникальном обновляемом методическом пособии инженера-сметчика

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА

Статья 171 НК РФ. Налоговые вычеты

Должен ли ИП предоставить книгу доходов и расходов при налоговой проверке по НДС? Что грозит за непредставление или нарушение срока?

Свои доходы и расходы по хозяйственным операциям ведут и записывают в специальную книгу только те ИП, которые используют общую систему налогообложения. Предприниматели, применяющие специальные режимы (например, упрощенный), вести такую книгу не должны. По положениям НК РФ налоговый орган может затребовать, а налогоплательщик должен предоставить книгу учёта, только если инспекция проводит выездную или камеральную налоговую проверку. Срок предоставления книги — 10 рабочих дней. Камеральная проверка — это проверка, проводящаяся в течение 3-х месяцев со дня сдачи декларации без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится на месту нахождения налоговой службы. Для таких проверок есть чётко ограниченный список случаев, когда инспектор может требовать какие-либо документы:

  • нужно подтвердить налоговые льготы, и инспектор требует соответствующие документы;
  • инспектор требует документы, которые должны были быть представлены вместе с налоговой декларацией;
  • инспектор требует документы, которые могут подтвердить правомерность налоговых вычетов НДС, если они заявлены к возмещению;
  • инспектор требует документы, подтверждающие необходимость уплаты налога в связи с использованием природных ресурсов.

Итак, в рамках камеральной проверки декларации по НДС ИП могут столкнуться с истребованием у них книги доходов и расходов. Вопрос о том, является ли такое истребование правомерным в принципе, считается в настоящий момент спорным. Инспекция полагает, что книга учёта отражает принятие фирмой на баланс товаров, с целью применить налоговый вычет НДС. Ведь чтобы предъявить налог к вычету (возвратить себе его часть), ИП должны выполнить предусмотренные Налоговым кодексом условия. А именно, отражать операции по приобретению товаров, работ , услуг в книге учёта. Отсюда налоговые органы делают вывод, что книга учёта доходов-расходов является документом, который может подтвердить право ИП на налоговый вычет, а, значит, они могут её потребовать в рамках камеральной проверки. И при непредставлении предпринимателем книги, ему грозит штраф в размере 200 рублей, а также отказ в применении права на вычет. Однако большинством судебных решений такой отказ инспекции в применении ИП права на налоговый вычет НДС признаётся неправомерным. Судьи считают, что право на вычет обусловлено наличием у ИП определенных в законе документов, к которым книга учёта доходов и расходов не относится. И делают вывод, что налоговая инспекция не вправе истребовать книгу в рамках камеральной проверки. А вот при выездной проверке инспекция может запросить книгу учёта, так как при таких проверках полномочия налоговых органов несколько шире, чем при камеральных. Выездная проверка — это проверка, проводящаяся в месте нахождения плательщика налога и только по решению руководителя налогового органа. В ходе такой проверки сотрудники инспекций могут ознакомиться с любыми, связанными с уплатой и начислением налогов, документами. Инспектором оценивается и сопоставляется информация, которая важна, чтобы сделать выводы о правильности исчисления налога. Однако стоит отметить, что даже при проведении выездной проверки по декларации НДС у инспектора нет особых оснований для истребования книги доходов и расходов, ведь она не связана с исчислением НДС, и ведется в первую очередь для исчисления налоговой базы по НДФЛ. Для применения НДС ИП в частности ведет другую книгу — книгу покупок и продаж. Итак, в ходе проверки по НДС налоговая может запросить книгу доходов и расходов — это распространенная ситуация. Исходя из судебной практики, предприниматель вправе не предоставлять книгу проверяющим. Но при этом инспекция скорее всего его оштрафует и откажет в праве на вычет, после чего придётся оспаривать решение налоговой инспекции в суде. Существуют решения суда, принятые в подобных ситуациях в пользу налогоплательщика.

Можно ли принять НДС к вычету, если оплата производилась товарами, а не деньгами?

Статья 171 НК РФ 2016 посвящена вычетам. Это те суммы уплаченного налога, на которые можно уменьшить его сумму. По пункту 12 указанной статьи из уже оплаченного НДС вычитаются суммы за оплаченные этим налогоплательщиком товары. Рассчитывается сумма вычета на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. Документы должны подтверждать факт оплаты. Как поступить, если расчёт с продавцом производится не деньгами, а товарами? Получается ли, что нельзя из-за этого получить налоговый вычет по НДС? Выводы по этому вопросу у Минфина и ВАС РФ расходятся. В одном из писем Минфин разъяснял, что вычет в такой ситуации получить не получится, потому что на руках у налогоплательщика не будет платежного поручения, подтверждающего оплаченную сумму. Однако ВАС РФ пояснил ситуацию иначе. По мнению Пленума статья 171 НК РФ 2016 не содержит указания, что право на вычет возникает только при оплате товаров в денежной форме. Пленум рассудил, что если расчёт был произведён в натуральной форме, например, товарами или продукцией, то это не значит, что покупатель лишается права на налоговый вычет. Итак, получается, что налоговые службы в своей деятельности должны руководствоваться Постановлением Пленума ВАС №33 от 30.05.14 и принимать НДС к вычету у покупателей-налогоплательщиков, получивших оплату в натуральной форме. Остаётся неурегулированным вопрос о том, каким образом этим налогоплательщикам подтверждать своё право на вычет. Пока представляется следующий выход: плательщикам необходимо регистрировать счета-фактуры по неденежным расчётам в книге покупок и указывать соответствующие вычеты в эквивалентной денежной форме в текущей декларации. Такой порядок законодательно не закреплён, но является пока единственным вариантом, позволяющим не пренебрегать правом на вычет по НДС тех плательщиков налога, которые принимают расчёты продукцией, а не деньгами.

Может ли фирма-арендатор получить вычет НДС, если заменит деревянные окна на пластиковые за свой счёт?

Рассмотрим современные законодательные нормы для того, чтобы комментарии были актуальны. По правилам (Гражданский кодекс Статья ГК РФ), которые действуют по умолчанию, если арендный договор не предусматривает иного, арендатор, пользуясь вверенным ему помещением, за свой счёт проводит его текущий ремонт и несёт все расходы по содержанию имущества. Однако работы по смене деревянных окон нельзя назвать текущим ремонтом. Такие работы относятся к капитальному ремонту помещения. Капитальный ремонт подразумевает замену устаревших, подвергшихся износу элементов конструкции здания (помещения) на более новые, практичные и долговечные. При необходимости можно капитально отремонтировать отдельные элементы или детали здания, такие, например, как оконные блоки. Итак, полная смена ветхих окон является капитальным ремонтом. А такой ремонт оплачивает арендодатель. Если арендатор произвел замену окон за свой счёт, то после истечения арендного договора он вправе требовать от арендодателя компенсацию своих затрат. Ведь такая замена является неотделимым улучшением имущества, принадлежащего арендатору. Так как фирма-арендодатель возмещает затраты по замене окон, то она вправе включить стоимость их замены в расходы при исчислении налога на прибыль. Подтверждается такой расход сметой, актом приемки выполненных работ, договором подряда, приказом руководителя фирмы о проведении ремонта и тому подобными документам. Так как оплату ремонта производила фирма-арендатор, то право на вычет НДС имеет именно она, а не арендодатель. Арендодатель просто возмещает ей фактически понесенные расходы. Вычет НДС, который уплатила фирма-арендатор при установке новых окон, предоставляется на общих основаниях, содержащихся в ст 171 НК РФ 2016 с комментариями. По абз. 1 п. 6 этой статьи вычет распространяется на суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядчиками при проведении капитального строительства, монтажа основных средств фирмы. Вычетам подлежат также суммы налога по товарам, приобретенным для строительно-монтажных работ. Итак, опираясь на ГК РФ, НК РФ и комментарии, можно сделать вывод. Выходит, что при соблюдении этих условий фирма-арендатор может применить вычет в части налога, включенного в стоимость строительно-монтажных работ по замене окон. То, что арендатор в конечном итоге передаёт произведенные за свой счёт неотделимы улучшения помещения арендодателю, не влияет на его право получить налоговый вычет. Не важно и то, что произведенные затраты будут в последствии (по истечении договора аренды) компенсированы арендодателем. Работы по замене окон были произведены за счёт арендатора, который уплатил НДС, включенный подрядчиками в их стоимость. Значит, фирма-арендатор имеет право получить налоговый вычет за тот период, когда были произведены расчёты с подрядчиками.

Организация применяет УСН. Какую формулировку корректнее указывать в договорах для отражения того факта, что организация не является плательщиком НДС:
— НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ
или
— НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ?

19 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлены требования к содержанию договора в части указания, что цена договора установлена без НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС. При применении УСН такой нормой является п. 2 ст. 346.11 НК РФ.
Однако и фраза НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ также допустима и не вводит контрагента в заблуждение, поскольку также свидетельствует о том, что НДС не исчисляется в связи с тем, что продавец является налогоплательщиком УСН.
Анализ примеров судебной практики (по спорам, не касающимся рассматриваемого вопроса) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки, что не препятствует судьям правильно определять цену договора.

Обоснование вывода:
В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к их стоимости добавляется НДС и предъявляется к оплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ). В связи с этим подразумевается, что согласованная сторонами стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в договоре, должна включать в себя НДС.
Однако НДС предъявляется покупателю только налогоплательщиками НДС (налоговыми агентами) и только при совершении операций, облагаемых НДС*(1).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Это касается и цены договора. Исполнение гражданско-правового договора (то есть поставка товара, предоставление вещи в пользование, выполнение работы, оказание услуги и т.д.) должно быть оплачено по цене, которая установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Однако законодательством не определена конкретная формулировка для указания в договоре о том, что договорная стоимость товара (работы, услуги) не содержит НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС.
Как установлено в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость*(2).
Таким образом, от обложения НДС освобождены сами налогоплательщики, применяющие УСН, а осуществляемые ими операции не облагаются НДС именно вследствие этого.
В связи с чем в договорах для указания причины, по которой стоимость товара (работы, услуги) не облагается НДС, по нашему мнению, следует указывать НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. Поскольку именно в данной статье указано на то, что применение УСН освобождает от обязанностей налогоплательщика НДС.
В то же время, применяя формулировку НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ, организация информирует контрагента о том, что она не является плательщиком НДС, поскольку перешла на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) и применяет ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (ст. 346.13 НК РФ).
Отсутствие судебной практики по вопросу корректной формулировки в рассматриваемой ситуации показывает, что оба варианта допустимы и не противоречат законодательству. При этом анализ примеров судебной практики (по иным вопросам) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, в частности, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 143 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 НК РФ плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Таким образом, на организации и ИП, реализующие на территории РФ какие-либо товары (работы, услуги), возлагается обязанность, помимо самой цены товара, предъявлять покупателям к оплате суммы НДС.
Исключение сделано для тех продавцов (исполнителей), которые освобождаются от обязанности исчисления НДС, например:
— применяющих специальные режимы налогообложения, которыми предусмотрено освобождение уплаты отдельных налогов, в т.ч. НДС (п. 2 и п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 и п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
— получивших освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ;
— осуществляющих операции, не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ.
*(2) За исключением ввозного НДС, подлежащего уплате при импорте товаров, а также НДС, уплачиваемого налоговыми агентами, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ соответственно).
*(3) Смотрите, например:
— постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2017 г. N 18АП-13626/17 (стоимость услуг не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
— постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-1339/16 по делу N А60-11841/2015 (Стоимость услуг по настоящему договору не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с применением исполнителем упрощенной системы налогообложения);
— постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2019 г. N 09АП-58332/19 (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
— постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2019 г. N Ф05-15386/19 по делу N А40-203796/2018 (НДС не облагается на основании статьи 346.11 (12) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Или:
— постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г. N 02АП-7583/19 (НДС не облагается на основании статей 346.11 и статей 346.12 главы 26.2 НК РФ в связи с применением исполнителя упрощенной системы налогообложения);
— постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 г. N 10АП-11192/19
(НДС не облагается на основании ст. 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации);
— постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 г. N 07АП-4158/19 (НДС не облагается (согласно статье 346.12, статье 346 главы 26.2 НК РФ));
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г. N 03АП-252/18 (НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *