4 мр ЦБ РФ

Содержание

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Представление о налоговой нагрузке

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Главные критерии при ОСНО

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Что определяет величину нагрузки по прибыли?

Формула налоговой нагрузки по НДС

Что определяет величину нагрузки по НДС?

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.

Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

  • Выручкой (с НДС или без НДС).
  • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
  • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
  • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
  • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.

Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 годах (формула)».

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Главные критерии при ОСНО

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.

Скачать таблицу 8.2

Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

где:

ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Что определяет величину нагрузки по прибыли

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Формула налоговой нагрузки по НДС

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.

Скачать приложение № 4

Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:

ННндс = 100 × Нндс / НБрф,

где:

ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;

НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).

Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:

ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),

где:

ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;

НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);

НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).

Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:

  • продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
  • продаже предприятия как комплекса;
  • СМР;
  • авансам полученным.

Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.

Что определяет величину нагрузки по НДС

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали .

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В рамках осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банком России наблюдается существенное увеличение объемов операций по систематическому снятию их клиентами — юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями наличных денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт (далее — корпоративные карты).

Возрастающая динамика объемов указанных операций может свидетельствовать о том, что возможными действительными целями таких операций являются легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Данное обстоятельство, по мнению Банка России, является следствием формального отношения кредитных организаций к реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при обслуживании корпоративных карт, в частности, недооценки кредитными организациями рисков совершения клиентами — юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанных со снятием ими наличных денежных средств с использованием корпоративных карт, а также игнорирования кредитными организациями рекомендованного абзацем девятым пункта 2.5 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» (далее — Положение Банка России № 266-П) к установлению для клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей максимального размера суммы наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, которая может быть получена с использованием корпоративных карт в течение одного операционного дня (не более 100 тыс. рублей).

Клиенты, возможными действительными целями операций которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели, и их операции, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:

отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;

с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;

деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денежных средств на банковский счет и списанию денежных средств с банковского счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;

денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;

поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;

денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. рублей;

снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех-пяти дней со дня их поступления;

снятие наличных денежных средств осуществляется, как правило, в сумме, не превышающей 600 тыс. рублей, либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться клиенту — юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение одного операционного дня;

снятие наличных денежных средств осуществляется в конце операционного дня с последующим снятием наличных денежных средств в начале следующего операционного дня;

у клиента имеется нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

В целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций в совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

на периодической основе проводить анализ и определять размер максимальной суммы наличных денежных средств, которая может выдаваться в течение одного операционного дня с использованием корпоративных карт клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных кредитной организацией к счету такого клиента, принимая во внимание размер, рекомендованный абзацем девятым пункта 2.5 Положения Банка России № 266-П, рассмотрев при этом вопрос установления такого размера для совокупности всех корпоративных карт клиента — юридического лица, индивидуального предпринимателя, эмитированных кредитной организацией ко всем счетам такого клиента;

проводить не реже одного раза в неделю мониторинг операций с целью выявления клиентов, совершающих на регулярной основе операции, соответствующие признакам, указанным в настоящих методических рекомендациях, в том числе в части отношения объема получаемых клиентом наличных денежных средств к оборотам по его банковским счетам, а также клиентов, операции которых характеризуются незначительным отличием от таких признаков, и обеспечить повышенное внимание ко всем операциям этих клиентов и их контрагентов;

направлять в уполномоченный орган информацию об операциях клиентов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, соответствующих указанным в настоящих методических рекомендациях признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с использованием кодов вида признака 1402, 1409, 1410, 1420, 1499 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г. Скобелкин

* Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

НК РФ поз­во­ля­ет пла­тель­щи­кам НДС ис­поль­зо­вать вычет по на­ло­гу позд­нее, чем в квар­та­ле при­ня­тия к учету то­ва­ров, работ или услуг.

При этом все плательщики НДС должны отчитаться перед инспекцией ежеквартально путем представления налоговых деклараций по НДС за соответствующий налоговый период (квартал).

По­это­му ор­га­ни­за­ция или ИП, за­яв­ляя НДС к вы­че­ту, за­ду­мы­ва­ют­ся о том, какую часть вы­че­тов по НДС надо по­ка­зать в те­ку­щем на­ло­го­вом пе­ри­о­де, а какую пе­ре­не­сти на следу­ю­щий квар­тал или квар­та­лы.

Этот во­прос вы­зван тем, что если в декларации по НДС компания отразит значительную долю налоговых вычетов, то это может привести к тому, что в де­кла­ра­ции по НДС будет за­явлен налог к воз­вра­ту из бюд­же­та, или в декларации по НДС будет указана не большая сумма НДС к упла­те при значительных обо­ро­тах компании.

📌 Реклама Отключить

В такой ситуации при­сталь­но­го вни­ма­ния на­ло­го­ви­ков не из­бе­жать.

Посмотрите размеры безопасной доли вычетов по НДС за 4 квартал 2019. Проверьте свой регион. И дело в этом слу­чае не огра­ни­чит­ся стан­дарт­ной ка­ме­раль­ной про­вер­кой, ко­то­рая обыч­но про­хо­дит без уча­стия на­ло­го­пла­тель­щи­ка. На­ло­го­ви­ки на­пра­вят компании тре­бо­ва­ние о пред­став­ле­нии счетов-фак­ту­р и сопутствующих до­ку­мен­тов.

При этом каж­дый счет-фак­ту­ра и со­пут­ству­ю­щие до­ку­мен­ты будут про­ве­ряться с осо­бой тща­тель­но­стью.

Кроме этого, данные факты могут стать основанием для проведения выездной налоговой проверки.

📌 Реклама Отключить

Имен­но по­это­му часто воз­ни­ка­ет во­прос, как по­счи­тать без­опас­ную долю вы­че­тов по НДС и сколь­ко такая доля со­став­ля­ет.

Расскажем о порядке применения налогового вычета, о том, как рассчитывается его доля, а также как посчитать безопасную долю вычетов.

Как применяется налоговый вычет по НДС

Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

Налог к уплате рассчитывается по операциям реализации и приравненным к ним.

Сумму рассчитанного налога налогоплательщик вправе уменьшить на налоговый вычет.

Он представляет собой сумму налога, предъявленного налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) и указанного в счете-фактуре.

📌 Реклама Отключить

Чтобы применить вычитаемую сумму, необходимо соблюсти следующие условия:

  • Приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
  • Приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться при операциях, облагаемых НДС.
  • Поставщик передал корректно оформленный счет-фактуру.
  • С момента принятия на учет товаров (работ, услуг) прошло не более трех лет.

Критерий «Доля вычетов по НДС» для проведения выездной налоговой проверки

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям.

Для каждого критерия существует пороговое значение.

Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются.

📌 Реклама Отключить

В отношении НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам

Доля вычетов по НДС — это процентное соотношение, характеризующее сумму, на которую компания уменьшает сумму налога к уплате.

Другими словами, значение доли вычетов по НДС показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС.

Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше порогового значения, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Доля налоговых вычетов по НДС: как посчитать

Здесь возникает вопрос: доля вычетов по НДС — как посчитать? 📌 Реклама Отключить

Для вычислений необходимо обратиться к декларации по налогу на добавленную стоимость.

Для вычислений нам нужны две цифры раздела 3 отчета:

  • строка 118: общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога;
  • строка 190: общая сумма налога, подлежащая вычитанию.

Расчет доли вычетов по НДС осуществляется по формуле: Доля вычета по НДС = Величина налогового вычета (строка 190 раздела 3) /Сумма всего исчисленного НДС (строка 118 раздела 3) Напомним, что налоговики анализируют значение показателя не за один квартал, а минимум на 12 месяцев.

Учи­ты­вая, что доля рас­счи­ты­ва­ет­ся за 12 ме­ся­цев, на­ло­го­пла­тель­щи­ку стоит опре­де­лять ко­эф­фи­ци­ент на конец каж­до­го квар­та­ла, а не огра­ни­чи­вать­ся толь­ко ка­лен­дар­ным годом.

📌 Реклама Отключить

К при­ме­ру, по ито­гам 1 квар­та­ла 2019 года в рас­чет нужно взять дан­ные о на­чис­лен­ном НДС и на­ло­ге к вы­че­ту за 2-4 квар­та­лы 2018 года и 1-ый квар­тал 2019 года.

Ска­зан­ное озна­ча­ет, что для рас­че­та без­опас­ной доли вы­че­тов по НДС фор­му­лу можно пред­ста­вить в виде:

ДБ = (В1 + В2 + В3 + В4) / (Н1 + Н2 + Н3 + Н4)

где

В1, В2, В3, В4 — сумма вы­че­тов по НДС за 4 по­сле­до­ва­тель­ных квар­та­ла в по­след­ние 12 ме­ся­цев;

Н1, Н2, Н3, Н4 — сумма на­чис­лен­но­го НДС за 4 по­сле­до­ва­тель­ных квар­та­ла в по­след­ние 12 ме­ся­цев.

После того как доля вычетов в общем размере исчисленного НДС за четыре квартала будет определена, следует сравнить ее с долей вычета, которая установлена ФНС РФ. 📌 Реклама Отключить

Чтобы посчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов.

Обратите внимание: сама по себе низкая налоговая нагрузка не является доказательством неуплаты налогов.

Доначислить налоги и оштрафовать за их неуплату ИФНС может, только если по итогам налоговой проверки установлены нарушения НК РФ.

Пример. Расчет безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).

Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).

📌 Реклама Отключить

Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.

Это больше порогового значения 88,08% для Москвы (на 1 августа 2019 г.), а значит, есть вероятность включения организации в план выездных проверок.

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:

НДС начисленный * (100 — НДС безопасный) / 100 = = 1 500 000 * (100 — 88,52) / 100 = 172 200 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 172 200 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Может ли доля вычетов по НДС превышать безопасную долю вычетов по НДС на законном основании

Само по себе заявление высокого процента уменьшения налога на добавленную стоимость не является безусловным поводом для включения организации в план камеральных или выездных проверок. 📌 Реклама Отключить

Деятельность компании рассматривается комплексно. В ее отношении проводится тщательный предпроверочный анализ.

Отметим, что иногда на практике налоговые органы просят налогоплательщика пояснить причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС.

В этот момент важно четко и обоснованно объяснить, почему компанией заявлен высокий процент уменьшения налога на добавленную стоимость.

Если такие причины имеют объективный характер, то есть вероятность, что представление соответствующих пояснений может снизить риск включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Нередко возникает вопрос: может ли доля вычетов по НДС превышать безопасную долю вычетов по НДС на законном основании?

Ответ — конечно, может.

Запрета на это нет. 📌 Реклама Отключить

Более того, если после проведения камеральной проверки заявленная сумма налога к возврату будет признана правильной, ИФНС обязана вернуть сумму превышения налогоплательщику.

Такая ситуация может возникнуть, например, если:

  • компания закупила большой объем товаров, реализация по которым произойдет только в следующем квартале;
  • производственное предприятие приобрело дорогостоящее оборудование;
  • заказчик отказался от приобретения крупной партии продукции, а закупка комплектующих для ее производства уже была произведена;
  • в иных обоснованных обстоятельствах.

Как следует поступить предприятию, если в отчетном периоде выявлено превышение безопасной доли вычета по НДС

На практике возникает вопрос: Как следует поступить компании в том случае, если в отчетном периоде наблюдается превышение безопасной доли вычета по НДС? 📌 Реклама Отключить

Существует два варианта развития событий:

  • Перенести часть «входящего» налога на добавленную стоимость на следующие более поздние отчетные периоды. Если организация выбрала этот вариант, то вычеты можно перенести на более поздние налоговые периоды, но не более 3 лет с момента оприходования имущества, оказания работ или выполнения услуг. Налог предъявляется к вычету в том налоговом периоде, когда компания решила его фактически заявить. При этом входящий счет-фактура фиксируется в книге покупок именно за этот квартал;
  • Оставить фактические данные, подать декларацию в ИФНС с учетом превышения и ждать вызова на комиссию. В этом случае к декларации можно приложить пояснительное письмо с указанием причин превышения допустимого процента доли вычета по НДС.

Итоги

Доля вычетов по НДС — инструмент, с помощью которого налоговики определяют какого налогоплательщика проверить в первую очередь. 📌 Реклама Отключить Компании вправе сами решать брать во внимание данный показатель или не учитывать показатель доли вычетов по НДС, поскольку за превышение данной нормы налоговых санкций не предусмотрено.

Но компания должна знать, что, если заявить вычет по НДС больше нормы, то риск налоговой проверки значительно возрастает по следующим основаниям:

Размер уменьшения исчисленного налогового платежа является одним их основных показателей, который анализирует ФНС и является критерием для отбора фирм — кандидатов на проверку.

В случае если на протяжении 12 месяцев процент вычитаемой суммы из исчисленного НДС превысит нормативный показатель 89 %, то налоговая инспекция запросит пояснения.

И если нет возможности пояснить причины отклонений от региональных норм, то можно спровоцировать выездную налоговую проверку.

📌 Реклама Отключить

Безопасная доля вычетов по НДС — залог пониженного внимания со стороны налоговиков.

Об особенностях применения методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 N 18-МР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 17 апреля 2020 года N ИН-014-12/70

Об особенностях применения методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 N 18-МР

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» на период от 3 до 6 месяцев продлеваются сроки уплаты отдельными организациями и индивидуальными предпринимателями некоторых видов налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, что может повлиять на расчетную величину налоговой нагрузки, используемую кредитными организациями при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В связи с этим Банк России рекомендует кредитным организациям в отношении клиентов, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», скорректировать за I-III кварталы 2020 года размер показателя уплачиваемых налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, используемый в соответствии с методическими рекомендациями Банка России от 21.07.2017 N 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», c 0,9% до 0,5%.

Настоящее информационное письмо подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г.Скобелкин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Банка России

по состоянию на 21.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *