54 ФЗ о применении

Онлайн-кассы для интернет-магазинов: 54-ФЗ и применение контрольно-кассового оборудования в интернет-магазине

Начнем со спойлера: применять онлайн-кассу обязаны все интернет-магазины, вне зависимости от организационно-правовой формы и режима налогообложения. Об этом прямо говорит Федеральный закон № 54-ФЗ. Сегодня расскажем о возможных вариантах приобретения, порядке применения и регистрации онлайн-касс.

Если вы представили себе устройство с кнопочками, ящиком для денег и бумажные чеки, разочаруем: ничего этого в 99% случаев не будет. Технологии шагнули далеко вперед, особенно в сегменте e-commerce. В ряде вариантов вы вообще никогда не увидите свою онлайн-кассу — она будет находиться на сервере поставщика услуги. Но обо всем по-порядку.

Что говорит закон

Порядок применения контрольно-кассовой техники регулируется законом 54-ФЗ. Он говорит нам о том, что предприниматель обязан приобрести, зарегистрировать и применять в работе онлайн-кассу. Для начинающих бизнесменов и тех, кто опоздал: с 1 июля 2019 года применять кассы должны все. Время отсрочек и переходных периодов прошло. Поэтому, если вы собрались открывать интернет-магазин, касса потребуется по умолчанию и нечего рассуждать.

Исключения сделали для:

  • предпринимателей, продающих товары собственного производства. Важное уточнение: под собственным производством понимаются товары ручной работы. Если вы купили линию по изготовлению брусчатки и начали ей торговать, касса понадобится;
  • сферы оказания услуг населению. В этом случае можно не выдавать кассовые чеки, хватит и БСО — бланков строгой отчетности. В простонародье — товарных чеков и подобных им документов (например, БСО “Экскурсионная путевка”).

Во всех случаях речь идет только об индивидуальных предпринимателях, не имеющих наемных работников (№ 129-ФЗ от 6.06.2019 “О внесении изменений в “Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации””)

Остальные обязаны:

  • купить кассовый аппарат, соответствующий требованиям законодательства;
  • зарегистрировать его в установленном порядке в налоговых органах;
  • вступить в договорные отношения с ОФД (оператор фискальных данных);
  • передавать информацию в ФНС через сеть интернет;
  • выдавать покупателю кассовые чеки нового образца (формата фискальных документов).

Как работает онлайн-касса интернет-магазина

Принцип работы онлайн-касс

Главное отличие интернет-ККТ от касс старого образца в том, что они передают фискальные данные в Федеральную налоговую службу через всемирную паутину. Раньше вся информация до поры до времени хранилась во внутренней памяти ККТ — ЭКЛЗ.

Передача информации не осуществляется в налоговую напрямую, для этого есть промежуточное звено — оператор фискальных данных (сокращенно — ОФД). На его серверах и хранятся фискальные данные: кассовые чеки, отчеты о закрытии и открытии смен и прочие документы.

В кассе есть и свое запоминающее устройство — фискальный накопитель. Он хранит текущую информацию, а также подписывает фискальные документы электронной подписью.

Фискальный накопитель версии 1.1

Электронные чеки можно отправить не только налоговикам, но и самому покупателю. Это важно в контексте статьи. Интернет-магазинам, не имеющим ПВЗ и принимающим оплату исключительно через сайт, могут ограничиться отправкой цифровых кассовых чеков.

Что с интернет-магазинами

Вообще законодательного разделения на обычную и интернет-торговлю нет. Правила игры для всех одни и те же. Правда, есть термин “дистанционная торговля”. Никаких привилегий это не дает, есть только небольшие различия в способах оплаты и выдачи чека, о которых расскажем ниже.

Все интернет-магазины, принимающие оплату от физических лиц (нал и безнал), должны делать это с использованием онлайн-касс.

Исключения сделаны только для предпринимателей, которые не берут деньги от покупателей сами, а делают это через платежного агента. В роли такового может выступать сторонняя курьерская служба (за исключением собственной службы доставки), “Почта России” и так далее. В этом случае деньги принимает платежный агент — он и обязан выдать покупателю кассовый чек.

Немного о самом чеке. Если покупатель платит картой на сайте и не взаимодействует с продавцом напрямую, закон позволяет ограничиться электронным чеком. Он должен быть отправлен на номер телефона или email клиента не позднее 5 минут с момента получения денег. Но это — только в случае онлайн-расчетов.

Если человек рассчитывается в пункте выдачи, оффлайн-магазине, или через курьера, продавец обязан выдать “живой” бумажный чек. Это прописано в статье 1.2 п. 5 Федерального закона № 54. Вот выдержка:

“… при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия и применением устройств, подключенных к сети «Интернет», обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов… ”

Если упростить: имеете возможность выдать бумажный чек — выдавайте. Нет такой возможности — вполне достаточно электронной копии. В распечатанном виде она имеет ту же юридическую силу, что и чек, распечатанный кассовым аппаратом.

Пример электронного чека

Варианты онлайн-касс для интернет-магазинов

Облачные онлайн-кассы

Облачные кассы — лучшее на данный момент решение для интернет-магазинов. Суть в следующем: вы ничего не покупаете, а просто подключаете к сайту онлайн-кассу в виде SaaS-услуги. Кассовый аппарат и фискальный накопитель в этом случае — компьютерная программа, установленная в дата-центре поставщика. Вы интегрируете ее с сайтом, расчетным счетом, системой оплаты и начинаете торговлю. Облачная касса в автоматическом режиме отправляет электронные чеки в налоговую и покупателю при каждой транзакции.

Отсюда вытекает системный минус виртуальных касс — невозможность выдачи бумажного чека при оплате в пункте выдачи. Для этого есть другое решение — более универсальное.

Единая касса для сайта интернет-магазина и пункта выдачи

Решение представляет собой универсальный комплект: кассовый аппарат, интегрированный с сайтом и облачный модуль. Сама касса физически находится в оффлайн-магазине или на пункте выдачи. При этом устройство может принимать оплату на сайте и отправлять электронные чеки.

Одно из лучших решений на рынке ККТ — ЕКАМ.Онлайн. Позволяет завести на одно устройство несколько сайтов и пункт выдачи заказов. Еще один плюс — легкая интеграция со всеми популярными движками, CMS и API. Вот некоторые из них:

  • InSales;
  • 1С-Битрикс;
  • Retail CRM;
  • WordPress;
  • Opencart.

Для регистрации кассы для интернет-магазина в ЕКАМ.Онлайн введите ваш email в форме ниже.

Обычная онлайн-касса, интегрированная с сайтом

Мы неспроста поставили это решение на последнее место. Оно подойдет далеко не всем интернет-магазинам в силу некоторых особенностей. Но сначала о том, как это работает.

Схема такая: вы приобретаете кассовый аппарат с возможностью подключения к сайту. Такие варианты предлагают все ведущие производители: “Атол”, “Эвотор”, “Меркурий” и другие. После этого устройство нужно интегрировать с самим интернет-порталом, а также расчетным счетом и системой оплаты. Устройство будет принимать платежи и отправлять чеки в автоматическом режиме. А теперь минусы:

  • трудности интеграции. Из-за большого количества различных платформ для создания сайтов интернет-магазинов не все кассы будут корректно работать в каждом конкретном случае. Возможны различные глюки и сбои в работе;
  • высокая стоимость оборудования;
  • сложности подключения такой кассы к нескольким сайтам. Как правило, решение работает в одноканальном режиме.

По этим причинам такой способ можно рекомендовать магазинам с уклоном в оффлайн-торговлю, но с возможностью заказа товаров через интернет-сайт. Если вы присутствуете только в онлайне и владеете несколькими сайтами, которые нужно завести на одну онлайн-кассу, такое решение не подойдет.

Варианты приобретения кассового аппарата

Покупка в собственность

Хорошее решения для долгосрочного проекта. Вы приобретаете кассу в одной из специализированных организаций, регистрируете ее и начинаете работать.

Плюсы:

  • вы не ограничены договорами аренды и прочими условиями;
  • кассу можно в любой момент продать, обменять или подарить;
  • кассу можно поставить в пункте выдачи заказов и печать бумажные чеки;
  • отсутствует арендная плата. Один раз заплатили и больше никаких расходов.

Покупка онлайн-кассы в собственность

Минусы:

  • это относительно дорого. Правда, затраты со временем окупаются из-за отсутствия платежей по аренде;
  • за оборудование, его техническое состояние и работоспособность отвечаете вы;
  • если бизнес приходится закрывать, кассу надо продать. От арендованного устройства можно просто отказаться в любой момент.

Аренда онлайн-кассы

Неплохой вариант для стартапа или разового проекта. Правда, им с успехом пользуются и на постоянной основе.

Достоинства:

  • не требуется большой бюджет на старте. Средняя стоимость аренды кассы — 1500 рублей. Новое устройство обойдется куда дороже — примерно в 17 тысяч;
  • кассовый аппарат можно в любой момент вернуть обратно поставщику. Бизнес не пошел, поменялась бизнес-модель, нет проблем: отдаем устройство собственнику и забываем о нем навсегда;
  • все заботы по техническому обслуживанию лежат на арендодателе.

Недостатки:

  • в итоге это получается дороже, как и при любой аренде. Попользоваться полгода-год — ок. Но если проект долгосрочный, все-же лучше купить кассовый аппарат в собственность;
  • вы не являетесь хозяином кассы и не можете передать ее третьему лицу;
  • если неверно составить договор аренды, платить придется даже если бизнес давно закрылся.

Аренда онлайн-кассы

Зарегистрируйтесь в ЕКАМ.Онлайн и испытайте все бесплатно.

Покупка и регистрация онлайн-кассы

Алгоритм действий не зависит от того, какой вариант вы выбрали: облачную кассу, “живое” устройство или универсальное решение. Порядок действий один.

1 — Покупка кассового аппарата

Самый простой и безболезненный этап. Находите подходящее по цене устройство, оплачиваете его стоимость и забираете кассовый аппарат.

На что обратить внимание:

  • касса должна соответствовать специфике бизнеса;
  • количество сайтов интернет-магазинов, которые можно одновременно подключить к устройству;
  • интеграция с популярными платформами — чем больше движков и API поддерживает касса, тем лучше;
  • возможность подключения вспомогательных устройств, например, сканеров штрих-кода;
  • онлайн-касса должна быть включена в реестр ККТ налоговой службы.

2 — Получение ЭЦП

Электронная цифровая подпись понадобится для регистрации в налоговой. Кроме этого признак проставляется на каждом фискальном документе.

Получить ЭЦП можно в удостоверяющих центрах из реестра Минкомсвязи. Стоимость услуги — от 1500 рублей, срок изготовления — 105 рабочих дней. Есть несколько видов ЭЦП, но для работы с онлайн-кассами нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Виды ЭЦП

3 — Регистрация в налоговой

Можно пойти двумя путями: нанести личный визит к налоговикам, либо сделать все через личный кабинет на сайте ФНС. Второй способ быстрее и удобнее. Для регистрации облачных касс подойдет только онлайн-регистрация.

4 — Заключение соглашения с ОФД

Делается исключительно через интернет. Услуги оператора не бесплатны. Годовое обслуживание обойдется в 3 тысячи рублей. Важный момент: оператор должен быть включен в реестр налоговой службы. С актуальным списком можно ознакомиться на сайте ФНС.

“Непросто это” — наверняка скажете вы. Да, если заниматься всем самостоятельно, это действительно сложновато. Однако, в большинстве случаев продавцы онлайн-касс берут всю работу на себя. В компании “ЕКАМ” вы получаете помощь в регистрации кассы, получении ЭЦП и заключении соглашения с ОФД.

Подведем итоги

  1. Интернет-магазины, за редким исключением, обязаны применять онлайн-кассу.
  2. При оплате на сайте достаточно электронного чека. Если клиент платит продавцу при выдаче заказа, нужен бумажный документ (ст. 1.2 п. 5 54-ФЗ).
  3. Есть 3 варианта применения: облачная касса, универсальное решение для интернет-магазинов с точками выдачи и физическая касса. Универсальный подход лучше: он полностью закрывает все вопросы бизнеса. Вполне подойдет предложение от “ЕКАМ.Онлайн”.
  4. Кассу можно купить или взять в аренду.
  5. Кассу нужно зарегистрировать у налоговиков.
  6. Для передачи данных надо воспользоваться услугами ОФД.

Производитель ККТ Атол с начала июня 2018 года отменил бумажные паспорта.

Наличие паспорта ККТ перестало быть обязательным по законодательству с вступлением в силу ФЗ№54. Цитата с страницы ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/

Информация, которая содержалась в паспорте, частично является излишней, частично может быть найдена в других источниках информации:

  1. Общие сведения, технические характеристики устройств – перенесено в документ «Быстрый запуск», который вкладывается в все устройства.
  2. Дата производства и гарантия – можно проверить на странице http://partner.atol.ru/support/warranty/. Срок гарантии высчитывается с даты отгрузки или с даты фискализации устройства (если данная дата известна).
  3. Отметки о вводе в эксплуатацию ККТ – есть на сайте ФНС, также при наличии разрешения на доступ к ККТ вы можете посмотреть дату первого фискального документа в АТОЛ Сервис https://as.atol.ru .
  4. Отметки о регистрации/выводе из эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте ККТ – могут учитываться в произвольном виде в информационных системах клиентов или АСЦ/СП.
  5. Заявка на гарантийный ремонт – отменена в текущем виде.

В случае если вам необходим паспорт старого образца, то вы можете его распечатать, скачав:

  1. В Центре загрузок АТОЛ http://www.fs.atol.ru
  2. В каталоге продукции в карточке товара на сайте АТОЛ http://www.atol.ru/catalog/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *