Аудиторской проверки

Содержание

Аудиторская проверка: на что обратить внимание и где ждать подвоха

Анастасия Терехина, АССА, старший менеджер департамента аудита компании Mazars

Крупным предприятиям с большим объемом операций и рядом нетипичных транзакций мы рекомендуем проводить аудит в два этапа: промежуточный (проверка за девять месяцев) в ноябре-декабре и финальный (проверка годовой отчетности) в зависимости от сроков подписания аудиторского заключения. Промежуточный этап необходим для областей, требующих повышенного внимания и раннего выявления ошибок в учете. Чем раньше до закрытия года вы получите от аудиторов замечания, обсудите их и придете к единому мнению, тем легче для вас пройдет аудит годовой отчетности и тем быстрее вы получите аудиторское заключение.

Перед проверкой обязательно спросите у аудиторов, какие были изменения в законодательстве в течение года и какие новые раскрытия необходимо сделать в пояснениях к отчетности.

Большинство аудиторских компаний рассылают своим клиентам перед концом отчетного года пример пояснений с полным набором требуемых раскрытий. Мы всегда рекомендуем своим клиентам внимательно просмотреть документ и обсудить все возникшие вопросы с аудитором заранее.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу п. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Объем информации, подлежащей раскрытию в пояснениях, практически всегда является предметом споров между аудитором и клиентом.

Состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно, однако стоит иметь в виду, что пояснения в соответствии с законодательными нормами должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти документы необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств за отчетный период. Особое внимание стоит уделить тому, что пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, к информации о рисках хозяйственной деятельности, инновациях и модернизации производства.

Замечания различаются в различных предприятиях, и выявить полный список наиболее типичных довольно проблематично. Тем не менее особое внимание стоит обратить на состав отчетности, полноту пояснений, полноту и соблюдение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств компаний, корректное разделение активов и обязательств по срочности в отчетности, соответствие показателей бухгалтерского бланка, отчета о финансовых результатах и раскрытия этих статей в пояснениях. Обратите внимание на идентификацию связанных сторон и полноту раскрытия операций со связанными сторонами в отчетности, а также информации о бенефициарах.

Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Результатом аудита является аудиторское заключение, выражающее мнение аудитора о достоверности отчетности проверяемой организации. Соответственно, проверить достоверность отчетности возможно тогда, когда эта отчетность существует, правда, не всем предприятиям, особенно малым, это бывает удобно. Стоимость аудита, хотя и снижающаяся в последнее время, все же остается значительной для части организаций, поэтому целесообразно приглашать аудиторов не один раз в году, а ежеквартально. Тогда и оплата происходит частями. Помимо этого систематически совершаемые ошибки, приводящие к существенным искажениям в отчетности, удается обнаружить и исправить раньше, да и после подготовки годовой отчетности аудиторам нужно гораздо меньше времени для ее проверки, ведь к этому моменту девять месяцев уже проверены.

Аудитор может оказаться полезным предприятию не только в проверке отчетности. Сложные и нетипичные операции, новые виды деятельности, составление или дополнение учетной политики, претензии налоговых органов, смена руководителя предприятия, приобретение или продажа бизнеса, трудовые споры — во всех этих ситуациях обращение к аудиторам позволит сократить вероятность ошибок и упущений, сэкономить время и деньги. Перед заключением договора следует как можно больше узнать о той аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать. Во-первых, все аудиторы должны быть членами саморегулируемых организаций. Соответственно, они должны иметь номер ОРНЗ (основной регистрационный номер записи), который содержится в соответствующем свидетельстве. Во-вторых, каждая аудиторская организация должна проходить внешний контроль качества работы со стороны саморегулируемой организации аудиторов. О прохождении этого контроля также выдается свидетельство. В настоящее время существует обязанность аудиторов раскрывать информацию о себе в сети, так что найти вышеуказанные сведения и документы можно непосредственно на сайте аудиторской компании. У аудитора также должен быть действующий квалификационный аттестат.

Чтобы работа аудитора была продуктивной и не создавала значительных неудобств функционированию бухгалтерии, необходимо заранее подготовить рабочие места для представителей аудиторской организации, уточнить, потребуется ли выход в интернет или подключение к локальной сети предприятия, назначить ответственного сотрудника, который непосредственно будет осуществлять взаимодействие с аудиторами при проверке.

Как это ни странно, большинство ошибок в отчетности связано с несоблюдением предприятием собственной учетной политики. То есть предприятие составляет и утверждает документ, обязательный к исполнению, но не исполняющийся теми самыми сотрудниками, которые этот документ и составляли.

Часто бухгалтеры допускают и ошибки в толковании норм налогового права, ведь положения налогового законодательства и их интерпретация налоговиками постоянно изменяются, уследить за этими изменениями бывает трудно.

Попробовать бесплатно справочно-правовой сервис для бухгалтера

Отдельно стоит упомянуть и об ошибках, связанных с применением бухгалтерских программ: зачастую в программах используются методологически неверные бухгалтерские проводки, позволяющие добиться приемлемого результата (например, формирования правильного сальдо по какому-либо счету), но при этом нарушающие корреспонденцию счетов.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики. Результаты аудита обычно используют для совершенствования работы бухгалтерии, исправления ошибок и неточностей, принятия различных решений в области инвестирования, защиты своих прав перед налоговиками и принятия решений о кредитовании. В конечном итоге аудиторы помогают своим клиентам вести бизнес эффективнее и правильнее, снизить риски и избежать потрясений, связанных с принятием решений на основе неактуальной или недостоверной информации.

Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП»

Существуют обязательные аудиторские проверки и инициативные. Основания для первого типа проверок перечислены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ («Об аудиторской деятельности»). Например, обязательной аудиторской проверке подвергается организация, если объем ее выручки за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.

Инициативный аудит проводится по желанию самой организации. Как правило, он проводится по окончании года для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности раз в год. Также можно выделить ситуации, когда настоятельно рекомендуется проводить аудит деятельности компании. Например, когда в организации меняется бухгалтер, генеральный директор — должностное лицо, которое отвечает за ведение учета в организации.

Аудит рекомендуется провести, если есть подозрения в хищении и необходимо сформировать претензию к тому, кто потенциально виновен. Аудиторское заключение как раз может являться таким доказательством: из него может вытекать сумма потенциально украденных или потерянных средств. Также результаты проведения аудиторских проверок могут являться доказательствами в судебных спорах для подтверждения своей позиции. Кроме того, аудиторскую проверку проводят в рамках мероприятий по подготовке к налоговой проверке, это позволяет снизить риски налоговых претензий.

На сегодняшний день аудиторская деятельность не лицензируется. Аудиторская компания должна иметь обязательное членство в саморегулируемой организации, полис страхования профессиональной ответственности (чем выше страховая сумма — тем лучше). Желательно также поинтересоваться, из чего формируется цена услуги: сколько дней проводится проверка, сколько на это уходит часов, каков состав рабочей группы, сколько специалистов задействовано, каковы их квалификация и опыт. Можно запросить отзывы заказчиков предыдущих проверок, запросить в саморегулируемой организации справку о проведении внешнего контроля. СРО раз в три года проводит проверку аудиторских компаний на предмет соответствия стандартам качества.

Одна из типовых ошибок, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы, — это непроведение инвентаризации.

Это очень принципиальный момент, потому что в нее включается не только проверка на наличие имущества, но и сверка с контрагентами и с бюджетом. По закону об обязательном учете, организация должна делать инвентаризацию каждый год, но многие об этом забывают. В результате, если инвентаризация не проводилась, аудитор не может выдать положительного заключения и выдает только заключение с оговоркой.

Еще одна ошибка — несвоевременное списание просроченной кредиторской задолженности. Если организация имеет задолженность, по которой истек срок исковой давности, то она должна включить ее в доход и обложить налогом или списать как безнадежную, но часто это забывают сделать. Наконец, «проблемные контрагенты» и отсутствие доказательств соблюдения должной осмотрительности в выборе контрагентов тоже часто приводят к негативным последствиям при проведении аудиторской проверки. Это часто выливается в претензии со стороны налоговых органов в виде получения необоснованной налоговой выгоды.

Автоматическая проверка контрагентов и выявление существенных фактов

Аудит финансовой отчетности — сущность, цели и задачи

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Дополнительные требования к аудитору

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Оформление результатов аудита

Итоги

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Отправить по почте

ИНФОРМАЦИЯ

о практике применения Федерального закона

«О консолидированной финансовой отчетности»

в 2015-2018 гг.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» российские организации обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность (далее – КФО) в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Нормативно-правовая база КФО

Для составления КФО применяются МСФО и Разъяснения МСФО (далее также – документы МСФО), признанные в порядке, определенном Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 107 по согласованию с Банком России. Согласно этому Положению решение о введении документа МСФО в действие на территории Российской Федерации принимается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России на основе заключения экспертного органа, осуществившего экспертизу применимости документа МСФО на территории Российской Федерации. Экспертным органом является некоммерческая организация «Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»).

Документы МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н, от 27 июня 2016 г. № 98н, от 11 июля 2016 г. № 111н, от 14 сентября 2016 г. № 156н, от 23 ноября 2016 г. № 215н, от 30 марта 2017 г. № 50н, от 20 июля 2017 г. № 117н, от 12 декабря 2017 г. № 225н, от 27 марта 2018 г. № 56н, от 4 июня 2018 г. № 125н, от 12 июля 2018 г. № 153н, от 30 октября 2018 г. № 220н, от 22 января 2019 г. № 11н.

Круг экономических субъектов, которые обязаны составлять, представлять и раскрывать КФО, включает:

1) кредитные организации, за исключением банков с базовой лицензией, не создающих группу в смысле МСФО;

2) страховые организации, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее –управляющие компании);

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

7) открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации;

8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов (далее также – эмитенты).

Согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной КФО.

В целях обобщения практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и иных нормативных правовых актов по вопросам применения МСФО, а также анализа государственной политики в сфере применения МСФО на территории Российской Федерации и подготовки на их основе соответствующих рекомендаций приказом Минфина России от 30 марта 2012 г. № 148 образована Межведомственная рабочая группа по применению МСФО (далее – МРГ). В состав этой рабочей группы входят представители Минфина России, Банка России, Фонда «НСФО», аудиторского сообщества.

Минфином России осуществляется систематический контроль деятельности Фонда «НСФО», связанной с проведением экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации. Цель контроля – обеспечение полезности и результативности процедуры проведения экспертизы. В частности, в 2016 г. проведен углубленный анализ практики проведения экспертизы. По результатам анализа подтверждено соответствие данного направления деятельности Фонда «НСФО» задачам экспертизы. Вместе с тем даны рекомендации по совершенствованию порядка экспертизы. Среди них –организация мониторинга практики применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие с целью последующей оценки их применимости на территории Российской Федерации; уточнение отчетности экспертного органа. На основе рекомендаций внесены изменения в документы, регулирующие порядок проведения экспертизы.

Развитие законодательства о КФО

В 2016-2018 гг. реализован комплекс мер по совершенствованию законодательства о КФО. Так, в 2016 г. введено требование представления и раскрытия промежуточной КФО, а также подтверждения ее достоверности. Установлены дополнительные требования к раскрытию КФО, в частности, обязанность составителя обеспечивать доступность отчетности в течение трех лет с даты раскрытия, обязанность кредитных организаций и эмитентов-головных организаций банковских холдингов предоставлять сведения о раскрытии КФО в Банк России. Уточнен порядок представления КФО в Банк России, а также круг лиц, полномочных подписывать КФО.

В 2017 г. для целей КФО ряду организаций предоставлено право определять отчетный год, отличным от календарного года. Предусмотрены особенности исчисления первого отчетного года для годовой КФО и составления этой отчетности, а также исчисления отчетного периода для промежуточной КФО.

В 2018 г. предусмотрена возможность представления КФО пользователям на иностранном языке в валюте, отличной от рубля (в случаях, предусмотренных законодательством, например, Федеральным законом «О международных компаниях»). Уточнена сфера действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности».

Надзор за представлением и публикацией годовой КФО

В соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО организации после ее обязательного аудита должна представляться участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, а также в Банк России (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации, и эмитентов, не являющихся головными организациями банковских холдингов).

Банк России осуществляет надзор за представлением и раскрытием КФО организациями (за исключением организаций, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации).

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» годовая КФО представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность. Сроки представления годовой КФО в Банк России устанавливаются Банком России. Нарушение сроков представления годовой КФО в Банк России признается административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для юридических лиц размер указанного штрафа составляет от 500 до 700 тысяч рублей.

Представление КФО в Банк России осуществляется в порядке, определяемом указаниями Банка России:

от 8 октября 2018 г. № 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»;

от 14 декабря 2017 г. № 4645-У «О порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности»;

от 27 ноября 2017 г. № 4619-У «О порядке и сроках раскрытия и представления банковскими холдингами консолидированной финансовой отчетности»;

от 2 марта 2015 г. № 3580-У «О представлении кредитными организациями финансовой отчетности»;

от 21 января 2019 г. № 5063-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 — 5 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Анализ исполнения

Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Сводная информация об исполнении Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными и некредитными финансовыми организациями в 2015-2018 гг., сформированная по данным Банка России, представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» кредитными организациями в 2015-2018 гг.

№ п/п Показатели 2015 2016 2017 2018

Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря (кредитные организации, являющиеся головными организациями банковских групп, и кредитные организации, не являющиеся участниками банковских групп)

Количество организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций после отчетного года

Количество организаций, представивших КФО
за год

из них с аудиторским заключением

из них с заключением аудиторской
организации «Большой Четверки»

Количество организаций, не представивших КФО за год

Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год

х

Таблица 2

Исполнение Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

некредитными финансовыми организациями в 2015-2018 гг.

№ п/п Показатели Страховые организации Эмитенты Негосударственные пенсионные фонды Клиринговые организации Управляющие компании
2015 2016 2017 2018 2015 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018 2015 2016 2017 2018

Количество организаций, обязанных составлять КФО по состоянию на 31 декабря

из них количество организаций, обязанных
представлять КФО в Банк России

Количество организаций, представивших КФО за год

из них с аудиторским заключением

из них с заключением аудиторской организации «Большой Четверки»

Количество организаций, представивших КФО с нарушением срока представления за год

Количество организаций, не представивших КФО в Банк России, из числа обязанных ее представлять за год

Количество организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО за год

в том числе:

привлечены к административной ответственности

выданы предписания

Количество организаций, обязанных составлять КФО, по состоянию на 31 декабря 2018 г., снизилось по сравнению с 31 декабря 2015 г. на 43 %. Данное снижение имело место во всех секторах, организации которых обязаны составлять КФО, за исключением клиринговых организаций (таблица 3).

Таблица 3

Изменение количества организаций, обязанных составлять КФО,

за 2015-2018 гг.

Количество организаций, представивших КФО за 2018 г., существенно сократилось по сравнению с количеством организаций, представивших КФО за 2015 г. (таблица 4). Это сокращение обусловлено, главным образом, сокращением числа организаций, обязанных составлять КФО, освобождением ряда организаций от обязанности представлять КФО. Доля организаций, представивших КФО, в общем количестве организаций, обязанных ее составлять, существенно сократилась во всех секторах, за исключением кредитных организаций, и в целом составила 76 %.

Таблица 4

Изменение количества организаций, представивших КФО,

за 2015-2018 гг.

Практически все организации (за исключением двух управляющих компаний) представили КФО с аудиторским заключением.

За 2015-2018 гг. доля аудиторских заключений «Большой Четверки» среди всех аудиторских заключений по КФО выросла на 2,5 процентных пункта, что связано, главным образом, с сокращением количества организаций, выпускающих КФО, а также освобождением ряда организаций от обязанности составлять такую отчетность (таблица 5). Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» по КФО кредитных и страховых организаций колеблется от 19 до 31 %. Среди аудиторских заключений негосударственных пенсионных фондов эта доля с 2015 г. по 2018 г. увеличилась на 13 %. Среди управляющих компаний доля аудиторских заключений «Большой Четверки» за тот же период снизилась на 21 %. Аудит КФО клиринговых организаций организациями «Большой Четверки» в рассматриваемом периоде не проводился.

Таблица 5

Изменение доли аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО за 2015-2018 гг.

Доля аудиторских заключений «Большой Четверки» в общем количестве аудиторских заключений по КФО, % Изменение доли, процентные пункты

2015 г.

2018 г.

Кредитные организации

20,5

31,1

10,6

Страховые организации

19,3

26,4

7,1

Негосударственные пенсионные фонды

8,5

21,6

13,1

Клиринговые организации

0,0

0,0

0,0

Управляющие компании

26,6

5,4

— 21,2

Всего

20,9

23,4

2,5

В 0,2 % случаев (1 организация) был нарушен установленный срок представления КФО за 2018 г. (3 % организаций – отчетность за 2015 г.). Существенно (с 32 до 1) сократилось количество управляющих компаний, представивших КФО с нарушением срока (таблица 6).

Таблица 6

Изменение количества организаций, представивших КФО с нарушением срока представления, за 2015-2018 гг.

КФО за 2018 г. не была представлена только управляющими компаниями (9 организаций) (таблица 7). По причине отзыва лицензии КФО не представили 19 кредитных организаций.

Таблица 7

Изменение количества организаций, не представивших КФО,

за 2015-2018 гг.

За рассматриваемый период существенно сократилось количество представивших КФО организаций, к которым применены меры воздействия. По результатам рассмотрения КФО за 2018 г. количество организаций, к которым были применены меры воздействия, уменьшилось по сравнению с отчетностью за 2015 г. с 76 до одной (таблица 8).

Таблица 8

Изменение количества организаций, к которым применены меры воздействия по результатам рассмотрения КФО, за 2015-2018 гг.

Рассмотрение вопросов, выявленных в процессе анализа практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

Анализ практики применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» является одним из инструментов для выявления вопросов применения МСФО на территории Российской Федерации, требующих решения. Эта работа осуществляется МРГ и направлена на обеспечение последовательного и единообразного применения МСФО, и тем самым, на повышение качества отчетности организаций, составленной в соответствии с этими стандартами.

За период с 2015 г. по 2018 г. МРГ было принято к рассмотрению 15 вопросов применения МСФО, требующих решения (2015 г. – 6 вопросов, 2016 г. – 3, 2017 г. – 5, 2018 г. – 1). В результате рассмотрения указанных вопросов МРГ осуществляет подготовку рекомендаций, которые ежегодно издаются в форме обзоров практики применения МСФО. С 2015 г. по 2018 г. издано 7 таких обзоров (2015 г. – 2 обзора, 2016 г. – 2, 2017 г. – 2, 2018 г. – 1). В указанных обзорах даны рекомендации МРГ по таким вопросам как:

представление в КФО облигаций, срок погашения которых не установлен или является сверхдлинным и по которым эмитент имеет право в одностороннем порядке отказаться от выплаты процентов (купона);

составление КФО в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, в случае создания в группе новой контролирующей (материнской) организации, составление КФО организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния или присоединения;

осуществление актуарных расчетов для целей МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»;

проверка промежуточной КФО, проводимой аудиторской организацией;

действие подпункта «а» пункта 4 МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» для эмитентов, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, при составлении ими КФО в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»;

первый отчетный год для КФО впервые созданного экономического субъекта;

включение несущественных данных о дочерних организациях в КФО;

обязанность представления и публикации КФО организациями, ценные бумаги которых исключены из котировального списка;

особенности составления КФО управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов;

аудит КФО, составляемой и публикуемой инициативно.

Кроме того, МРГ в 2017-2018 гг. проведен анализ реализации государственной политики по следующим вопросам:

готовность банковского сектора к переходу на применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» с 1 января 2018 г.;

готовность страховых организаций к переходу на применение МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» с 1 января 2021 г.

По итогам проведенного анализа МРГ подготовлены информационно-методические документы «Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» банками и другими кредитными организациями» и «Вопросы применения МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» страховыми организациями». Указанные документы опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России, направлены в Банк России и в соответствующие профессиональные объединения.

За период 2015-2018 гг. МРГ неоднократно рассматривались вопросы перевода документов МСФО на русский язык, обеспечения его качества, устойчивости и финансовой независимости системы перевода. Среди прочего, в 2017 г. МРГ проанализирован международный опыт организации и финансирования работ по переводу документов МСФО на национальные языки.

В 2018 г. МРГ изучена проблематика организации и осуществления контроля соблюдения МСФО в отчетности, подготавливаемой российскими организациями. По результатам этого изучения подготовлен и опубликован на официальном Интернет-сайте Минфина России документ «Анализ практики независимой проверки финансовой отчетности эмитентов на предмет ее соответствия стандартам финансовой отчетности». В нем, в частности, обращено особое внимание на значение контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями для надлежащего последовательного применения МСФО в Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование законодательства и практики применения КФО

С целью дальнейшего совершенствования законодательства о КФО планируются такие мероприятия, как:

уточнение круга организаций, обязанных составлять КФО, исходя из баланса значимости информации, содержащейся в отчетности по МСФО, и затрат на ее составление;

активизация выпуска федеральных стандартов бухгалтерского учета, разрабатываемых на основе МСФО, способствующих качественному улучшению практики применения МСФО;

уточнение отдельных положений Федерального закона
«О консолидированной финансовой отчетности», в применении которых выявляются проблемы.

Кроме того, анализ опыта применения МСФО в Российской Федерации выявил ряд проблем, на решение которых должны быть направлены усилия заинтересованных сторон. Среди них:

1) низкая вовлеченность российского делового, профессионального и научного сообщества в общественное обсуждение проектов документов МСФО (изменений в МСФО, новых стандартов), организуемое и проводимое Фондом МСФО;

2) недостаточная активность российской стороны в формировании повестки Комитета по разъяснениям Фонда МСФО и Группы развивающихся экономик Совета по МСФО и, как следствие, слабое использование потенциала этих площадок для обсуждения вопросов применения МСФО, возникающих в российской практике;

3) отсутствие процедуры введения в действие для применения в Российской Федерации практических руководств (practical statement) «Комментарии руководства» и «Суждение о существенности», выпускаемых Фондом МСФО;

4) слабость институциональной основы перевода МСФО на русский язык;

5) отсутствие механизма своевременного перевода и публикации решений Комитета по разъяснениям Фонда МСФО;

6) отсутствие полноценной системы контроля соблюдения МСФО при составлении КФО публичными компаниями, включающей соответствующие институты, механизмы, законодательство, полномочия, ресурсы;

7) недостаточная вовлеченность комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) соответствующих организаций в обеспечение высокого качества составления КФО;

8) отсутствие практики оценки применения документов МСФО на территории Российской Федерации после их введения в действие;

9) разобщенность обучения бухгалтерскому учету по российским правилам и по МСФО.

Без банков с базовой лицензией, которые освобождены от составления КФО.

Включая одну кредитную организацию, в отношении которой осуществлена санация

Информация отсутствует.

Кроме кредитных и страховых организаций.

Без организаций, утративших обязанность представлять КФО в Банк России после отчетного года в связи с отзывом лицензии на осуществление страховой деятельности.

Ряд организаций представил КФО при отсутствии такой обязанности.

Меры надзорного характера не применялись в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности».

Составлены протоколы об административном правонарушении.

Составлены мотивированные заключения о выявлении признаков административного правонарушения, направленные в территориальные учреждения Банка России.

Без учета кредитных организаций.

Обязательный аудит в 2020 году

Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год (СКАЧАТЬ)

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики.

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год , в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1).

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны.

Аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа в формате, утв. приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, вместе с бухгалтерской отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудиторское заключение отправляется вместе с бухгалтерской отчетностью, то слева в содержании отчетности выберите «Дополнительные файлы», справа в строке «Аудиторское заключение» выберите файл (перетащите или выберите с диска) (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

Что будет, если организация не проведет обязательный для нее аудит

Российское законодательство не содержит мер ответственности за непроведение обязательного аудита для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Но, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ст. 23 НК РФ, с отчетности за 2019 год в бухгалтерской отчетности организации должны указывать, подлежат ли они обязательному аудиту. Кроме того, аудиторское заключение представляется в налоговый орган.

За непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы организации несут ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Согласно данной норме, непредставление в установленный срок документов, необходимых для налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А на основании ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие аудиторского заключения налоговый орган может привлечь к административной ответственности должностное лицо, ответственное за его подачу. Сумма штрафа составляет от 5000 до 10 000 рублей.

При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 рублей или последует дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *