Бухучет в автосервисе проводки

Содержание

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

Глава 17. Налогообложение и бухгалтерия автосервиса.

Налоги – это неизбежное зло, с которым вам придется столкнуться. Хотя умом мы все понимаем, что налоги необходимы для государственных нужд, платить все равно не хочется. Тем не менее, придется, если вы хотите работать легально.

Налоги платят, исходя из результатов деятельности и системы налогообложения. Начнем с последнего, так как деятельности у нас еще нет, а система налогообложения, по которой надо платить, есть.

Системы налогообложения, существующие у нас в стране:

1. Общая (традиционная) система налогообложения (ОСН или ТСН).

2. Упрощенная система налогообложения (УСН).

Любая организация может пользоваться либо первой, либо второй. Также есть специальный налоговый режим – единый налог на вмененный доход (ЕНВД), под который попадают некоторые виды деятельности, в том числе и ремонт машин. Однако ЕНВД – это спецрежим для видов деятельности, а не для организации. То есть в любом случае ваша фирма будет находиться либо на ОСН, либо на УСН, а ЕНВД – это как дополнение. Чтобы было понятно, расскажу подробнее обо всех системах.

Общая система налогообложения – это самая громоздкая и сложная в плане учета и отчетности система. Она же самая невыгодная для автосервиса. При ее использовании нужно платить налог на прибыль, налог на имущество, заморачиваться с НДС. Это стандартная система, на которую попадают все при регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему. ИП на общей системе – это вообще ужас, поскольку стараниями наших законотворцев предприниматель на общей системе должен помимо обычного учета вести специальный реестр документов. Если вы ИП и оказались на ОСН – сразу и без раздумий закрывайтесь и регистрируйтесь заново.

Упрощенная система налогообложения (упрощенка).

Была сделана специально для малого бизнеса. Ну, по крайней мере, так говорят. Отчетности там на порядок меньше, чем в ОСН, и платить нужно только единый налог, который зависит от вида упрощенки. При регистрации сразу со всеми документами подавайте заявление о переходе на упрощенку, иначе окажетесь на ОСН, а перейти с системы на систему можно только один раз в год. Есть два вида упрощенки:

УСН 6 % – вы платите единый налог в размере шести процентов от ваших доходов. Доход – это ВСЕ деньги, которые вы получили. Все, что прошло через кассовый аппарат, все, что пришло на расчетный счет, абсолютно все, что пришло, считается доходами. Это очень просто и безопасно – налоговой сложно до вас докопаться. Не нужны документы для подтверждения расходов. Для автосервиса – идеальный вариант.

УСН 15 % – вы платите единый налог в размере пятнадцати процентов от разницы между доходами и расходами, т. е. от прибыли. УСН 15 % выгодна для тех, кто работает с физическими лицами, имеет небольшую маржу и нормальные документы на подтверждение расходов. Но перечень расходов ограничен налоговым кодексом, и расходы, например, на рекламу учесть нельзя. В расходы можно записать только то, что связано с непосредственным извлечением прибыли – прямые расходы. Бухгалтерские услуги – нельзя, маркетинговые услуги – нельзя; только то, что есть в закрытом перечне.

Упрощенка – самый безопасный налоговый режим, но имеет минусы. Для упрощенки есть определенные лимиты, при превышении которых вы автоматом без всяких уведомлений переводитесь на ОСН, а это означает кучу проблем с документами. На упрощенке нельзя иметь больше 50 сотрудников, и годовой оборот не должен превышать 20 000 000 руб.

Однако платить единый налог вы сможете только в том случае, если собрались открывать автосервис в Москве. Во всей остальной стране деятельность по ремонту автомобилей попадает на спецрежим – ЕНВД (вмененку).

Единый налог на вмененный доход. Государство здраво рассудило, что проконтролировать реальные движения наличности во многих сферах деятельности оно не может, а поэтому установило определенную «потенциальную» доходность для разных видов деятельности, с которой и должны платить налоги «вмененщики». Для автосервиса налог на вмененный доход рассчитывается в зависимости от численности персонала – чем больше народу у вас трудится, тем больше налог. Для магазина запчастей – по площади торгового зала, а если зала нет, то налог придется платить с торгового места.

Наверняка у вас возникла мысль: «Мне что, два налога вместо одного платить придется?» Не волнуйтесь, не придется. Как я уже говорил, любая организация может находиться либо на ОСН, либо на УСН. Автосервис, соответственно (кроме Москвы), будет совмещать основную систему налогообложения и ЕНВД, т. е. либо ОСН+ЕНВД, либо УСН+ЕНВД. Что это значит? Если ваш автосервис занимается только ремонтом машин, то платить вы должны только ЕНВД, а раз деятельности, с которой платится налог по основной системе налогообложения, у вас нет, поэтому и налогов нет. В общем, если организация занимается видами деятельности, попадающими под вмененку, она платит только вмененку; если видов деятельности под вмененку нет, она платит по основной системе налогообложения. Если есть несколько видов деятельности, из которых что-то попадает под вменеку, а что-то нет, то организация платит по ним налоги раздельно и раздельно ведет учет.

В Москве вмененки для автосервисов нет, поэтому самый лучший вариант – УСН 6 %. Правда, если автосервис крупный, то скорее всего, придется применять ОСН из-за больших денежных оборотов. С другой стороны, есть много разных схем, которые позволяют оставаться на упрощенке, даже если бизнес достаточно крупный.

Все вышесказанное относится как к ИП, так и к ООО. Разницы в налогах для них нет.

Налоговики установили для автосервиса доходность 12 000 руб. с каждого работающего человека. Не знаю, откуда они взяли такую цифру, может быть, просто «методом тыка». Называется это базовой доходностью, а сам налог рассчитывается по формуле:

Налог за месяц = Базовая доходность Кол-во работников К1 К2 15 %

Базовая доходность – 12 000 руб.

Кол-во работников – сколько человек числилось в штате в этом месяце (если вы ИП, то себя сюда тоже надо включать).

К1 – коэффициент-дефлятор, устанавливается Правительством РФ. В 2008 году он равен 1,34.

К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает такие особенности, как сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности и другие. Устанавливается в каждом регионе свой.

Вмененный налог платится 1 раз в квартал, и декларация по вмененке тоже подается раз в квартал. Помимо декларации ЕНВД в налоговую инспекцию нужно подавать отчетность по базовой системе налогообложения, общей или упрощенной. Просто на всякий случай (не везде налоговики требуют еще что-то кроме декларации ЕНВД).

ЕНВД платится по месту осуществления деятельности, а не по месту регистрации. И декларация подается в ту налоговую инспекцию, которая контролирует адрес. Если вы зарегистрированы в одной налоговой, а адрес автосервиса попадает под крыло другой, то вам надо зарегистрироваться там в качестве плательщика ЕНВД (форма 9-ЕНВД-1 для юридических лиц и 9-ЕНВД-2 для ИП). Срок – 5 дней с начала осуществления деятельности.

Помимо уплаты ЕНВД вам нужно будет платить взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний, а также НДФЛ (налог на доходы с физических лиц) с зарплаты сотрудников.

Если вдруг вы совершили хотя бы одну операцию, не попадающую под ЕНВД, то с нее придется платить налоги в соответствии с вашей основной системой налогообложения.

Еще один момент: торговля маслами, например, является подакцизной и облагается налогами только по общей системе, поэтому не советую торговать маслами в магазине – продавайте их только при замене на машине клиента.

Если у вас будет магазин запчастей, то он тоже на ЕНВД, только налог там рассчитывается исходя из площади торгового зала. Поэтому надо делать так: маленький торговый зал, максимум пара витрин, а все остальное сделать складом под запчасти. То есть не платить налог с 50 кв. м магазина, а сделать зал 5-10 м, а остальное оформить как склад. Если зала нет, то платить надо с торгового места, это около 4000 руб.

Если вы не торгуете на сторону запчастями, а используете их только при работах по ремонту, то смело можете посылать всех, кто скажет вам, что нужно рассчитывать отдельный ЕНВД.

Способы уменьшения налога ЕНВД.

Поскольку показателем, от которого зависит сумма налога, является количество работников, то уменьшить налог можно, уменьшив количество работников. Как это сделать? Есть несколько способов. Во-первых, можно несколько работников зарегистрировать как индивидуальных предпринимателей на шестипроцентной упрощенке. В этом случае с ними нужно заключать не трудовой договор, а договор подряда или оказания услуг. Числиться как персонал они у вас не будут. Им тоже выгодно, поскольку вместо НФДЛ 13 % они должны будут платить государству только 6 % с дохода, ну и 320 руб. в месяц в ПФ.

Следующий способ – оформить их как персонал сторонней фирмы, а у этой фирмы брать работников «в аренду».

Уменьшить налогооблагаемую базу можно, если, например, автосервис работает из 31 дня в месяце всего 27, а остальные дни – выходные. 27 делим на 31, получаем 0,871. Значит, базовая доходность будет 12 000 0,871 = 10 452 руб. Подтверждением времени осуществления деятельности могут быть отчеты кассового аппарата, утвержденный график работы, табели сотрудников и т. д. Причем отсутствие кассовых чеков само по себе ничего не докажет, нужны более веские документы.

Квартальную сумму ЕНВД можно уменьшать на отчисления в Пенсионный фонд с зарплаты сотрудников, но не более 50 % от суммы исчисленного налога. Это дает возможность принять на работу сотрудника с очень высокой зарплатой. Например, близкого родственника. И ему хорошо – пенсионные деньги капают, и вы ЕНВД уменьшаете. Но при этом увеличится НДФЛ с суммы зарплаты этого родственника, поэтому тут надо немножко поиграть с цифрами, чтобы НДФЛ не съел всю экономию.

Бухучет при ЕНВД. Основа для расчета налога – физические показатели. Поэтому их учет и надо вести. В каком виде это делать, в Налоговом кодексе не говорится, поэтому выбирайте способ на ваше усмотрение. Совершенно точно, вы не обязаны отражать в своих документах доходы, расходы и заработную плату, что бы вам ни говорили. Для себя вести можно, а налоговая требовать вести такой учет не имеет права. Кроме того, вы должны вести бухучет по своей основной системе налогообложения. Если это упрощенка, то вести бухучет вы не обязаны, кроме учета Основных средств и Нематериальных активов. Бухгалтерскую отчетность вы также не обязаны сдавать, если вы на упрощенке. Еще раз – ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ВЕСТИ БУХУЧЕТ, если у вас УСН+ЕНВД. Если вам бухгалтер скажет обратное – увольте его, это плохой бухгалтер.

Мое мнение по поводу бухучета: лучше всего заключить договор на оказание таких услуг с соответствующей организацией. Не нужно будет нанимать бухгалтера – это минус один к численности работников, и за него не надо будет платить пенсионные взносы. К тому же, с фирмой вы заключаете договор, а это какая-никакая гарантия ответственности. Только обязательно проследите, чтобы в договоре была указана обязанность фирмы вести бухучет, а не только составлять налоговую отчетность. Плюс к этому в договоре должен быть пункт, по которому в случае прекращения вашего сотрудничества фирма должна предоставить вам базу 1С с вашими данными.

Отчетность. По ЕНВД – это декларация в налоговую инспекцию раз в квартал. По УСН – тоже декларация раз в квартал. По ОСН – декларации по НДС и налогу на прибыль. Плюс отчетность в разные фонды по персоналу.

Теперь о том, как вытащить свою прибыль. Здесь есть очень большая разница между ИП и ООО. Самый большой плюс ИП – свобода в выводе денег. Если у вас ИП на 6 % упрощенке, то вы можете все деньги пропить, и в отчете в налоговой глумливо написать – «пропил». К тому же ИП не платят НДФЛ. Вообще ИП на УСН 6 % – это супервыгодно.

Деньги ИП от деятельности – это его личные деньги, деньги ООО – это деньги фирмы. Не стоит думать, что если вы учредитель и владелец ООО, то вы можете свободно распоряжаться деньгами фирмы – это большая ошибка. Вывести прибыль из ООО можно в виде дивидендов учредителей, которые по закону можно получать раз в год, но на практике, на ежеквартальное получение налоговая инспекция смотрит сквозь пальцы.

Прежде чем выдать зарплату, вы должны оплатить все налоги с нее, и никак иначе. Любые расходы ООО вы можете делать только из прибыли, причем расходы должны быть юридически обоснованы.

Операции с наличкой. Если у вас ООО, то когда вы открываете расчетный счет, в числе документов для банка будет бумажка по кассовому лимиту. Кассовый лимит показывает, сколько денег фирме разрешается иметь у себя наличными. Размер – по договоренности с банком. Сейчас максимум – 60 000 руб. Банку, понятно, выгодней, чтобы кассовый лимит у вас был как можно меньше. Сейчас случается, что кассовый лимит пытаются вводить для ИП, хотя это абсолютный маразм, поскольку у ИП не может быть кассы, так как это физическое лицо. Под словом «касса» я подразумеваю не кассовый аппарат, который пробивает чеки, а законодательное понятие «касса организации». Касса – это во многом виртуальная штука, которая отражает приход-расход денег и все денежные операции организаций. Так вот, ИП вести кассу не обязан, просто потому что у ИП кассы нет и быть не может.

Если у вас ООО и есть установленный кассовый лимит, но вы вдруг в какой-то день забыли сдать деньги в банк, и у вас их оказалось больше лимитированной суммы, а вы при этом не успели их потратить – выдаете излишек «под отчет» себе или кому-то еще на «покупку квадратных шариков». На следующий день пишете: «Ходил, ходил, квадратных шариков не нашел – поэтому возвращаю деньги в кассу». Либо предоставляете отчетные документы на покупку. Бланк авансового отчета – незаменимая вещь, чтобы не попасть под нарушение кассовой дисциплины.

Для приема налички от кого бы то ни было у вас должен быть кассовый аппарат (ККМ), зарегистрированный в налоговой. При оказании услуг автосервиса физическим лицам можно применять бланки строгой отчетности БО-1, БО-3, если мелкий ремонт, и БО-9, БО-11(02), если это мелкий ремонт в присутствии заказчика. Эти бланки собирались отменять, но пока что они еще действуют. Бланки должны иметь уникальную сквозную нумерацию, должны быть напечатаны в типографии, прошнурованы и заверены печатью налоговой инспекции. Купить их можно в определенных местах, адреса которых лучше уточнять в налоговой. Правда, на практике люди их печатают даже на принтерах.

Если вы хотите работать спокойно, то без ККМ вам не обойтись. Сейчас вроде бы собираются принимать закон, освобождающий вмененщиков от кассового аппарата, но это пока в проекте.

В кассе стоит такая штука – ЭКЛЗ – специальная лента-стукач, которая записывает все операции ККМ. Стоит она около 6000 руб., и менять ее нужно каждый год, т. е. за вами следят за ваш же счет. По странному стечению обстоятельств, эти ЭКЛЗ производит единственный завод в России, который, по слухам, курируется ФСБ. По ККМ нужно будет вести специальную книгу кассира-операциониста и отражать там ваши денежные операции.

Зарплату, кстати, можно брать из кассы.

Проверки налоговой инспекции бывают выездные и камеральные. Камеральные – это когда вас вызывают с документами в налоговую, выездные – когда налоговики приезжают в гости к вам. Если отчетность в порядке, то бояться проверок не стоит.

Ради безопасности у вас в офисе не должно быть ни левых наличных денег, ни левых печатей. Если вдруг придет ОБЭП с проверкой и обнаружит у вас печати не вашей фирмы, все может кончиться очень плохо.

Если вы задолжали по налогам, то налоговая может заблокировать ваш расчетный счет в банке. То есть на него деньги поступать могут, но списываться с него средства могут только на налоги. Чтобы разблокировать счет, с вас спросят учредительные документы, документы на юридический адрес, плюс потребуют личного присутствия гендиректора, еще могут попросить расширенную выписку из банка. Поэтому хранить деньги на расчетном счету крайне не рекомендуется.

По ходу ведения бизнеса вам придется заключать множество различных договоров, поэтому хочу дать вам рекомендации о том, на что нужно обращать внимание.

Во-первых, если договор непонятен, то нужно либо обратиться к квалифицированному юристу, либо прямо сказать, что надо переписать документ нормальным языком. Сверху в договоре обязательно должны быть дата и место составления. Вроде мелочь, но если дело дойдет до суда, договор могут не принять, потому как договоры имеют срок давности, плюс вам могут сказать, что вы могли составить его в Урюпинске, а хотите рассмотреть в Москве.

Стороны: кто с кем заключает договор. Наименования юридических лиц, в лице кого, на основании чего.

Если в договоре нет ссылок на приложения (спецификации, требования по параметрам, технико-технические характеристики (ТТХ)) к договору, то приложения считаются недействительными.

2 самых важных пункта, с ними бывает больше всего проблем.

1. Предмет договора: о чем договариваются.

2. Оплата: кто, как, когда и на каких условиях будет оплачивать. Обязательно указывать порядок и сроки оплаты.

Ответственность сторон: чем и как стороны отвечают по своим обязательствам. Здесь же штрафные санкции за просрочки оплаты, некачественное выполнение услуг и т. д. Ни в коем случае нельзя допускать драконовских штрафов в чужую пользу. Заблокируют счет, а у вас 3 % в день за просрочку – вот радость-то будет. Штрафы должны быть максимум 1 % в день, обычно не больше 0,5 %, плюс обязательно нужно указать максимальную сумму возможного штрафа.

Расторжение договора: что и как происходит при расторжении договора. Как стороны могут выйти из договора, за сколько времени стороны должны друг друга уведомлять об этом.

Форс-мажор: всякие катаклизмы.

В конце договора должны стоять адреса и реквизиты сторон, печати и подписи. Лучше, если подписи будут на каждой странице внизу, например.

Специфика бухучета организаций (ИП), занятых в системе автосервиса

Работа специализированного автосервиса направлена на предоставление широкого спектра услуг как юридическим, так и физическим лицам. Автосервис может производить ремонт транспортных средств, предоставлять услуги мойки, техобслуживания, специализированного магазина, кафе и т.п. Расскажем в статье, как ведется бухгалтерский учет в автосервисе, какие особенности имеет.

Особенности ведения бухучета в автосервисе

Расчетные операции специализированного сервиса производятся: (нажмите для раскрытия)

  • с физлицами посредством ККМ
  • с юрлицами — по безналичной оплате.

Бухгалтерия обязана вести отдельный учет каждой услуги, движения уставного капитала, денежных средств, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НА) и, соответственно, платежей с поставщиками. Читайте также статью: → “Особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей».

Кроме этого, организация, работающая в системе автосервиса (как и ИП), производит закупку запчастей с материалами, оборудования, инструментария — всего того, что необходимо для проведения ремонтных и иных работ. Использованные ресурсы списываются согласно требованиям законодательства.

Осуществляя деятельность в системе автосервиса, можно вести бухучет удаленно, заключив договор на аутсорсинг с бухгалтерской компанией. Это может обойтись примерно в 8–12 тыс. руб. в зависимости от специфики оказываемых услуг, видов деятельности, режима налогообложения, штата работающих сотрудников, производимых банковских операций и др. Достаточно единожды правильно организовать бухучет и можно избежать регулярных типичных ошибок, которые отрицательно сказываются на финансовых итогах автосервиса.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Первичная документация, используемая в системе автосервиса

Деятельность в автосервисе подразумевает:

  • прием заказов;
  • приведение в исполнение полученных заказов;
  • доведение действительных услуг до клиентуры.

Исходные, начальные документы в этом процессе играют первостепенную роль, поскольку каждая составляющая процесса требует должного оформления. Оплачиваемые услуги могут оформляться как исходными документами, так и при помощи жетонов, кассовых чеков (далее по тексту — КЧ) и т. п.

Исходная документация Что собой представляет?
Договор по техобслуживанию, ремонту Включает:

данные заказчика (юридический адрес) и исполнителя (ФИО, контакты, адрес),

информацию о транспорте (марка, номер, модель),

время поступления заказа, сроки его выполнения, стоимость работ,

список оказываемых услуг с перечислением задействованных материалов и запчастей с их ценой,

гарантию,

ответственность сторон;

клиенту отдается копия

Бланк заказа Заполняет клиент (физлицо) по образцу БО-1
Журнал учета заказов Необходим для регистрации принятых к исполнению заказов
Рекламационный акт Составляется при приеме на ремонт по гарантии
Акт сдачи-приемки Оформляется, когда владелец оставляет свое транспортное средство для ремонта;

фиксирует состояние автомашины, имеющиеся повреждения, комплектацию, отданные запчасти и материалы;

заказчику отдается копия

Номерной талон Выдается при диагностике, мойке, отдельных видах работ при техобслуживании и др.
КЧ Включает:

  • данные организации, предоставляющей услуги;
  • чековый номер;
  • дату поступления заказа и его цену;
  • ИНН;
  • номер ККМ.
Контрольно-кассовая лента, удостоверенная налоговиками журнал кассира-операциониста (КМ-4) и т. д. Это документы, свидетельствующие о платежах клиентов, на хранении остаются до 5 лет
Кассовый отчет Составляется кассиром в конце рабочего дня и сдается с вырученными деньгами
Приходный кассовый ордер Показывает передачу вырученных денег и кассового отчета
Учетная ведомость по движению денег и проведению услуг Необходима для контролирования движения денег (прибытие, траты, остаток);

составляется каждый день по форме № 4 в 2 экземплярах (для бухгалтерии и приемного пункта)

Накладные поставщика, инвойс, товарно-транспортная документация, акт приема для последующего пользования Используются для учета ОС

Подобное документальное оформление, быстрый учет поступающих заказов являются обязательными для осуществления полноценной деятельности в автосервисе, обеспечения контроля над сохранностью, движением заказов и расчетами с клиентурой.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Налогообложение организаций (ИП), работающих в системе автосервиса

От применяемого налогового спецрежима в организации (ИП) зависят расходы на сборы, взносы и собственно принцип работы в системе автосервиса.

Режим налогообложения Особенности применения Налоговая нагрузка
УСН (6% с прибыли) Штат работающих не более 100 чел.;

годовая прибыль до 60 млн;

БСО за ремонт с физлицами;

работа с юрлицами посредством ККМ, расчетного счета

Имущественный налог не уплачивается;

основной налог снижается за счет страховых сборов;

обязательно ККМ при реализации запчастей

УСН (прибыль — траты) Особенности применения как и при УСН с 6% от прибыли Не взимается налог на имущество;

обязательно ККМ при реализации запчастей;

если дохода нет, уплачивается 1% от дохода

ЕНВД Только штатные ограничения в 100 чел.;

БСО за ремонт с физлицами, а запчасти по чекам;

работа ведется посредством ККМ, расчетного счета — с юрлицами;

запчасти по чекам

Не уплачивают имущественный налог;

основной налог уплачивают ежеквартально в любом случае, подсчитывается он с учетом численности работающих;

уплаченные страховые сборы за работников снижают основной налог на 50%

ОСН с НДС Без лимитирования;

БСО с физлицами по ремонту;

с юрлицами — ККМ, расчетный счет

Много налогов, включая НДС;

если дохода не будет, налоги не уплачивают либо их размер минимален

ОСН без НДС Лимитирование только по части прибыли — до 2 млн за квартал;

БСО с физлицами, а с юрлицами — счет либо ККМ

Большая нагрузка в отношении налогов;

если прибыли нет, размер налогов существенно снижается либо их не платят

Таким образом, свою деятельность в системе автосервиса организации и ИП могут осуществлять, находясь на системе налогообложения УСН либо ОСН. При этом некоторые виды деятельности могут подпадать под ЕНВД (НК РФ, ст.346.26, п.2, пп.3). Выбор налогового режима следует производить с учетом указанных выше особенностей их применения и налоговой нагрузки. Читайте также статью: → “Что лучше УСН или ЕНВД для ИП?».

Типовые операции и контировки в бухучете организаций (ИП), занятых в системе автосервиса Перемещение денежных средств в кассе отображается при помощи сч. 50. Операции по расчетному счету учитываются на сч. 51.

Бухгалтерия применяет следующие стандартные контировки: (нажмите для раскрытия)

  • ДТ 50, КТ 46 — реализация за наличные деньги услуг, товаров;
  • ДТ 51, КТ 62 — реализация по расчетному счету услуг, товаров;
  • ДТ 62.01, КТ 90,01 — выполнение ремонта;
  • ДТ 50, КТ 62.01 — платеж физлицом за ремонтные работы;
  • ДТ 51, КТ 62.01 — платеж за починку юрлицом;
  • ДТ 41, КТ 60 — поступление запчастей в автосервис;
  • ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику за запчасти;
  • ДТ 90, КТ 41 — списывание запчастей по мере исполнения услуг;
  • ДТ 62, КТ 90 — автомойка (для физлица);
  • ДТ 50, КТ 62 — платеж за автомойку согласно акту работ физлицом;
  • ДТ 51, КТ 62 — платеж за автомойку согласно счету юрлицом.

Валютные операции отображаются на сч. 52. Принцип учета в большинстве своем подобен операциям по расчетному счету.

Бухгалтерия основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА) в системе автосервиса

ОС в автосервисе — это также часть имущества, которая используется в периоде, превышающем год. К ним причисляют постройки, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т. д. Бухгалтерией для учета ОС используется сч. 08 «Капитальные вложения», 02 «Изношенность ОС», 47 «Реализация, убытие ОС». Читайте также статью: → “Счет 08 в бухгалтерском учете: вложения во внеоборотные активы. Проводки».

Соответствующие операции при поступлении средств отображаются стандартными контировками:

  • ДТ 75, КТ 85 — обязательства учредителей по вкладу;
  • ДТ 01, КТ 75 — главное производство в собственности организации;
  • ДТ 48, КТ «НА» — выбывание на начальную цену объекта;
  • ДТ 05, КТ 48 — выбывание на величину амортизации;
  • ДТ 48, КТ 80 — финансовый итог от убытия НА;
  • ДТ 04, КТ 08 — инвентарная цена НА;
  • ДТ 04, КТ 87 — НА получены на безвозмездной основе.

Бухгалтерия учитывает ОС по начальной их цене во время нахождения их в организации. Траты по ОС — капитальные вложения организации автосервиса.

Пример 1. Основные контировки для отображения операций, связанных с починкой транспорта и использованием запчастей

ООО «Василек» продает запчасти оптом и ремонтирует автотранспортные средства. На организацию поступил заказ по починке автомашины. Во время ремонтных работ использовались запасные части, выписанные со складского помещения. Бухгалтерия отобразила все операции по описанной ситуации стандартными контировками.

Стандартные применяемые контировки Характеристика
ДТ 10-2, КТ 41-1 Выданы запчасти со складского помещения автосервису
Сторно ДТ 68 (НДС), КТ 19-3 Вычет НДС
ДТ 10-2, КТ 19-3 Учитывание НДС в цене запчастей
Сторно ДТ 41-1, КТ 42 Торговая наценка запчастей
ДТ 20, КТ 10-2 Себестоимость запчастей отнесена на ремонтные затраты
ДТ 20, КТ 02 Траты на ремонт автомашины
ДТ 62, КТ 90-1 Доход от выполненных ремонтных работ
ДТ 90-2, КТ 20 Списание себестоимости произведенных работ вместе с ценой запчастей
ДТ 50-1, КТ 62 Заказчиком внесена оплата за выполненные ремонтные работы
ДТ 90-9, КТ 99 Учтен полученный доход от починки автомобиля

Пример 2. Оптимальный режим налогообложения для работы в системе автосервиса и бухгалтерия

К. Д. Леонидов, слесарь по специальности, принимает решение заняться ремонтом автотранспортных средств. Работать собирается один. В такой ситуации ему уместнее зарегистрироваться ИП и выбрать режим налогообложения ЕНВД.

При этом спецрежиме налоговая нагрузка будет минимальная, а прибыль будущий предприниматель сможет расходовать на свое усмотрение. Применение ЕНВД позволит не платить имущественный налог и снижать базу налога на 50% за счет уплачиваемых ежеквартально страховых взносов. Далее К. Д. Леонидов должен заказать БСО и открыть расчетный счет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. К какому режиму лучше отнести починку и техническое обслуживание транспортных средств, осуществляемых в период действующего срока гарантии (по договору с производителем)?

Оптимальным вариантом будет использование ЕНВД (Письма Министерства финансов России № 03-11-05/109 <1> и № 03-11-04/3/88). Следуя разъяснениям министерских писем, руководствоваться нужно ОКУН. В классификаторе ремонтные услуги автотранспорта равнозначны коду «Техническое обслуживание, ремонт транспорта и оборудования». Причем оплата не зависит от того, кому (юрлицу либо физлицу) и каким способом (наличным либо безналичным) производится оплата услуг.

Вопрос №2. На каком счете отображать централизованную закупку запасных частей для специализированного магазина и автосервиса?

Используется сч. 41 «Товары».

Вопрос №3. Как лучше учитывать материалы с запчастями?

Плательщики налогов запасные части и материалы причисляют к расходным материалам. Бухгалтерией используется сч. 10 «Материалы». Их списание производится без торговой наценки, на траты по покупной стоимости.

Вопрос №4. Является ли использование собственных запчастей организации автосервиса в ходе ремонта торговлей либо относится к услуге по ремонтным работам авто?

Все зависит от оформления заказа. Если в договоре по ремонту предусматривается замена запчастей, то ЕНВД уплачивают только за проведение ремонтных услуг. Но когда на запасные части, которые отдаются заказчику, заключается отдельный договор, клиент оплачивает их отдельно. Это значит, что здесь имеет место другой вид деятельности — розничная торговля.

Вопрос №5. Можно ли использовать ЕНВД, когда затраты на ремонт оплачивает страховщик?

Да, ограничений на этот счет нет.

Учет в автосервисе: проводки

Здравствуйте! Если используемые материалы(зап.части) в заказ-наряде с наценкой(Вашей), то конечно это уже торговля с использованием 41 счета.Понимаете правильно что с использованием 10 счета предъявить покупателю можно только без наценки.Что касается проводок, то они в идеале должны быть такими(если использовать один документ реализации) Дт62Кт90.1 стоимость реализованных товаров и услуг.
Дт90.2Кт41-себестоимость товаров, Дт90.2Кт 20-себестоимость услуг.В документе реализации конкретно одному покупателю на закладке товары-списываете зап.части по цене реализации,на закладке услуги- предъявляете стоимость услуг. Я более детально остановился на проводках.
И главное чтобы не использовать 10 счет-все зап.части предъявляете с наценкой, тогда это уже торговля зап.частями.У Вас не должно быть списание зап.частей без наценки и предъявления покупателю, только тогда 10 счет можно не использовать.Здесь еще есть выход,так как Вы малое предприятие, осуществляете торговлю и услуги-предусмотрите в учетной политике учет МПЗ на 41 счете без использования 10 счета.
Что же касается бух.учета с исполнением всех ПБУ, то сначала зап.части приходуете на 41 счет, зап.части с наценкой предъявленной покупателю списываете с 41 счета на 90.2(при предъявлении покупателю Дт62Кт90.1), зап.части использованные в процессе оказания услуг-без предъявления покупателю с наценкой-сначала переводите на 10 счет потом списываете требованием-накладной на 20 счет с 10 счета.
Переделывать или нет прошлые периоды-для начала решите правильно ли велся учет, и главное определитесь как будете вести бух.учет в дальнейшем.Посмотрите учетную политику(можно задним числом отредактировать).В Вашей ситуации-торговля и услуги-два варианта ведения МПЗ-с использованием 10 счета или без.Вам только решить самой и закрепить в учетной политике какой вариант.

23.08.2016, Просмотров: 2692

За свою жизнь мне удалось поработать на различных автопредприятиях и в нескольких автосервисах, в крупных и мелких. Безусловно, уровень у них отличается значительно – в солидных фирмах куда больше порядка, учет строгий, всякие недоразумения и пропажи случаются нечасто. В мелких конторах может быть и полная анархия, каждый работник предоставлен сам себе.

Таксопарк

В таксопарке я проработал с 1983 по 1995 год, правда, с 1995-го трудился в коммерческом подразделении. Был на сделке и на окладе, но в советское время форма оплаты труда не имела практически никакого значения – таксомоторный парк держался весь на «лапе», и очень часто чаевые за месяц были больше оклада вместе с премией.

Рабочим были положены спецодежда и обувь, но я не помню, чтобы нам выдавали инструмент. Сами мы также ключи покупали нечасто – выручали таксисты, они жили еще зажиточнее автослесарей. В моторном цехе был начальник участка, еще один наш непосредственный руководитель – начальник производства. Наверное, они вели какую-то документацию, но заказ-нарядов я ни разу не видел, да это мне было и неинтересно.

В 1995 году я перешел в цех тюнинга – люксовал «Волги», ремонтировал по рекламации двигатели. Работники получали сдельную оплату, кто сколько сделал, фиксировалось в тетради. Учет запчастей на складе велся ориентировочно, сам видел, как у двух 5-ступенчатых КПП ГАЗ-31029 «выросли ноги». Удивительно, но пропажу никто не заметил, неплохо же жило наше высшее начальство!

Автосервис в Ленинском районе

Проработав около 17 лет на одном месте, я решил сменить место работы и устроился в автосервис, где пообещали сделку – 40% от заработанной выручки. Сервис находился в соседнем Ленинском районе, на работу приходилось ездить с Автозавода. Я привык к какому-то порядку, поэтому эта организация меня очень удивила:

  • директора я видел только один раз, когда устраивался;
  • начальник участка только принимал деньги, другое его не интересовало;
  • оплату за работу автослесарь получал на руки, и лишь затем передавал их начальнику, как высчитывался процент, непонятно;
  • никто не заботился поиском клиентов, слесарь должен был сам искать себе работу.

Казалось бы, мне нужно было воспользоваться такой анархией, работать на свой карман. Но меня такое положение дел не устраивало, к тому же никто ни разу даже не поинтересовался моей трудовой книжкой. Я выдержал ровно два месяца, забрал свои вещи и больше не появлялся там.

Учет в своем автосервисе

Так получилось, что в 2003 году мне довелось руководить своим автосервисом, и у нас там были уже свои порядки, свой учет запчастей, проделанной автослесарями работы, полученной выручки. Конечно, до порядка, который существует в солидной организации, было далеко, но мне есть с чем сравнить – такого бедлама, как в автосервисе Ленинского района, конечно, не было.

Всю документацию вела девушка-бухгалтер, позднее, когда появилась авторазборка, мы наняли на работу двух кассиров, четыре кладовщика одновременно являлись и продавцами. Новые запчасти хранились на складе и были учтены, детали б/у учитывались только крупные и значимые, переписать всю мелочь было практически невозможно.

Когда была текучка автослесарей в сервисе, людей трудоустраивать попросту не успевали – не было смысла. Но как только коллектив у нас стабилизировался, всех приняли на работу официально. Испытательный срок у нас был один месяц, и если работник сумел зарекомендовать себя хорошо, он был оформлен – мы очень старались, чтобы у нас все было как положено.

Также старались оформить по всем правилам машину, прибывшую на ремонт. Когда авто попадал в ремонтную зону, мы клиента обязательно отправляли к девушке, она:

  • заполняла бланк заказ наряда;
  • записывала контакты заказчика (телефон для связи);
  • брала предоплату, если материалы или запчасти были наши.

По завершению работ заказ-наряд оформлялся полностью, клиент получал свой экземпляр, в котором запись о гарантии подтверждалась печатью и подписью. Точно не помню, но вроде бы на двигатели у нас гарантия была два месяца, на ремонт коробки передач – один месяц. За это время клиент агрегат мог проверить, и если выявлялись недостатки, предъявить автосервису претензию.

Расценки на авторемонтные работы

У нас имелся на многие виды работ прайс с фиксированными расценками, листок с ценами висел в ремонтном боксе, и со стоимостью ремонта мог ознакомиться каждый желающий. Цены мы никогда не завышали, старались работать максимально честно.

На покраску и рихтовку автомобилей были договорные расценки, мастера предварительно оценивали стоимость предстоящего кузовного ремонта сами. Автоэлектрик брал почасовую оплату по многим видам работ, но стоимость замены и ремонта генератора и стартера была фиксированная. Сейчас уже точные цены не помню, поэтому цифры озвучивать не буду.

Учет рабочего времени

Оплата у нас была преимущественно сдельная, поэтому мы по учету рабочего времени в основном контролировали дисциплину – работник должен был приходить вовремя. Я или мой партнер по бизнесу Андрей говорили бухгалтеру, кого нет на работе или кто опоздал, и девушка заносила все данные в отдельный табель. Хочу отметить, что наши парни нарушали дисциплину нечасто, а если нужно было опоздать или раньше уйти, говорили заранее. Мы тоже почти всегда шли навстречу, но один злостный нарушитель у нас все же был.
Александр мог прогулять день после бурного отмечания какого-либо праздника, но нужно отдать должное, о своем отсутствии он всегда предупреждал заранее – сам знал свои слабости. Для нас самое главное было – не подвести клиента, и если Саня собирался «отдохнуть», он и мы планировали работу так, чтобы не было задержки в ремонте.

Надо сказать, что табель учета рабочего времени велся и для работников, которым деньги выдавались за отработанные часы – повременную оплату у нас получали студенты, подрабатывающие в свободное от работы время, рабочие, помогавшие по хозяйству. Например, нам нужно было оборудовать помещение под склад запчастей, установить деревянные стеллажи. Автослесарей и кладовщиков мы к этому делу не привлекали, нанимали временных работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *