Для чего нужен акт?

Акт приемки выполненных работ: когда составлять, для чего нужен, образец документа

Юридическая консультация > Предпринимательная деятельность > Акт приемки выполненных работ: когда составлять, для чего нужен, образец документа

Акт приемки выполненных работ — документ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. Его оформление необходимо во всех случаях, когда производится передача выполненных по договору объектов от исполнителя к заказчику.

Заключение подобного акта — важный момент деловых отношений, поскольку с его помощью обосновываются затраты заказчика на произведенные работы, а также определяется качество выполненных работ и их соответствие определенным требованиям.

Для чего нужен акт приемки выполненных работ

В акте приемки выполненных работ указываются все пункты, оговоренные устно

Исходя из постановлений ГК РФ, подрядчик и заказчик должны совместно осмотреть принятый к исполнению объект. В случае наличия различных недочетов, изъянов и других несоответствий в принимаемой работе, заказчик должен сообщить об этом исполнителю.

Также эти замечания подлежат отметке в акте выполненных работ. Устранение всех выявленных в этом случае недостатков возлагается на исполнителя.

Акт приемки содержит всю важную информацию о выполненных исполнителем работах. В частности, в нем отмечают сроки выполнения работ и указывают их материальную стоимость. Акт приемки оформляется после завершения работы исполнителя. В некотором смысле, этот документ играет роль отчета.

Неспроста акт приемки выполненных работ — весомый документ. Стороны могут использовать его для защиты своих прав в суде. Так, если заказчик не производит оплату, указанную в оформленном акте, исполнитель может обратиться в судебный орган и восстановить справедливость. Акт выполненных работ, который был подписан сторонами — это весомое доказательство невиновности одной из них.

Акт приемки выполненных работ — важный документ, оформлением которого подтверждают сдачу-прием произведенной работы. Кроме прочего, документ содержит информацию о ее стоимости и нередко играет большую роль в защите прав сторон во время судебного разбирательства.

Когда следует составлять акт приемки выполненных работ

Акт приемки выполненных работ: образец

Акт приемки может быть составлен не только после произведения работы в полном объеме, но и после завершения определенных ее этапов. Во втором случае, после того как будет принят определенный этап работ, ответственным за различные дефекты, которые возникли не по вине исполнителя, считается заказчик, подписавший документ приемки.

Документ разделяют на две части — вводную и основную. В первой должно быть отображено на каком основании составляется документ, а во второй — проводится описание исполненных работ со всеми необходимыми подробностями.

Точное название акта необходимо определить на этапе заключения договора. Приемлемыми названиями могут быть «акт приемки выполненных работ» или просто «акт выполненных работ», либо иные названия, содержащие в себе слова «приемки», «сдачи» и т.п. Выбранная формулировка, должна упоминаться в таком же варианте по всему тексту договора, а после — и в самом текста акте приемки.

Порядок приемки выполненных работ, включая временные рамки, когда будет производиться этот процесс, определяется между сторонами путем соглашения и указываются в договоре. Документ составляется в двух экземплярах, каждый из которых заверяется сторонами или же их представителями. Один экземпляр будет передан исполнителю, а второй — у заказчику.

Если в процессе приема выполненных работ заказчиком будут обнаружены дефекты и недостатки в работе исполнителя, которые нельзя устранить и которые препятствуют эксплуатации объекта в дальнейшем, он имеет право не подписывать акт. При этом все дефекты фиксируются в заполняемом документе.

Акт составляется после завершения работы или определенного ее этапа исполнителем. Документ должен быть оформлен в двух экземплярах.

Как составить акт приемки выполненных работ

Акт приемки выполненных работ составляется в произвольной форме

Акт должен быть составлен во время приема работ практически всех видов. В общем случае он не имеет какой-то определенной формы, но должен содержать всю обязательную информацию. Роль исключения играют строительно-монтажные работы, для оформления приемки которых используется специальная форма.

Следует отметить, что ответственность за неправильно оформленный документ возлагается на руководителя организации. В соответствии с законодательством, в этом случае ему придется заплатить штраф. Поэтому своевременное и грамотное оформление акта — важное условие нормальных деловых отношений между исполнителем и заказчиком.

Наложение штрафа связано с тем, что при неправильной отметке затрат в акте, искажается их состав, поскольку дата, обозначенная в документе, имеет отношение к определенному отчетному периоду исполненных работ. Вследствие несвоевременного отображения количества затраченных средств повышается или понижается налог на прибыль в указанный период, отмеченный в документе.

Поэтому составление акта приемки выполненных работ выполняется в строгом соответствии со всеми установленными законом нормами. В большинстве случаев в акте должна отображаться следующая информация:

  • данные о сторонах договора
  • данные о заключении сотрудничества (в соответствии с договором подряда)
  • объем работ, которые должны быть выполнены исполнителем
  • время, отведенное на выполнение работ
  • соответствие выполненных работ по качеству и количеству
  • денежные затраты и их обоснование
  • сумма, выплачиваемая исполнителю за проведенные работы

Во многих случаях, перечень произведенных работ в акте отображается в виде таблицы. Это делает их понятнее, позволяет подробнее отображать содержание и величину произведенной работы. Если к договору прилагаются спецификации выполняемых работ, рекомендуется вносить их в акт не изменяя.

Денежные суммы следует вносить прописью, а копейки — цифрами. Принято включать в акт упоминание о том, что принимаемая работа выполнена в соответствии со сроком и объемом, и что претензий к исполнителю нет. Подписи должностных лиц следует заверить соответствующими печатями.

Составление акта — важный момент, особенное внимание которому должен уделить заказчик. В соответствии с законодательством, именно заказчик отвечает за правильность составления документа.

Акт приемки выполненных работ — документ, составляемый при передаче объекта от исполнителя, работавшего с ним, к заказчику. Документ должен составляться строго по требованиям и содержать в себе всю необходимую информацию. Оформляется два экземпляра акта приемки — это позволит сторонам использовать их, если возникнет необходимость защиты собственных прав.

Как составляется акт сдачи-приемки выполненных работ, вы можете узнать и из видеоматериала:

Акт выполненных работ: как правильно составить по образцу

Последние изменения: Январь 2020

Выполнение договорных обязательств фиксируется участниками соглашения документально специальным актом приёмки-сдачи, предусматривающим переход права собственности и передачу коммерческих рисков. Основанием считается подписанный сторонами акт выполненных работ, образец которого за исключением строительных и монтажных работ, разрабатывается исполнителем самостоятельно с отражением обязательных реквизитов.

Законодательные требования

Структура документа на законодательном уровне не предусматривает строгих стандартов за исключением акта приёмки выполненных работ в строительстве по специальной форме КС-2.

Формулировку разграничивает налоговое законодательство, подразумевая:

  • акт о выполненных работах, если обязательным атрибутом является использование и отражение в учёте списания материальных ценностей, сопутствующих процессу выполнения и имеющих стоимостное выражение;
  • акт об оказании услуг, если передача физических объектов не происходит и материалы в процессе выполнения не расходуются.

С точки зрения Налогового Кодекса формулировка разграничивает использование материальной составляющей и исключительно трудовые ресурсы, включая интеллектуальный и физический потенциал исполнителей. Унифицированная форма помимо КС-2 и справки КС-3 законодательно не установлена, а Гражданский Кодекс не разграничивает понятия «выполнения работ» и «оказания услуг».

Типовой документ составляется на основании договора, предусматривающего форму сдачи-приёмки, учитывая промежуточные этапы. При отсутствии договора одни контролёры считают подписанный акт недействительным, другие признают заключение договора в устной форме.

Оформленный АВР произвольной формы считается основанием для:

  • перехода права собственности;
  • оплаты определённого договорного этапа или полного завершения сделки;
  • передачи коммерческих рисков;
  • отражения операции в бухгалтерском и налоговом учёте.

Если договор отражает взятые сторонами обязательства, то акт выполненных работ, шаблон которого разрабатывается исполнителем, отражает факт выполнения договорных обязательств.

Подписание документа сторонами считается свидетельством отсутствия взаимных претензий, а при возникновении разногласий используется в судах для подтверждения спорных моментов.

Образец составления акта выполненных работ

Образец акта выполненных работ и услуг должен включать обязательные пункты, несмотря на отсутствие унифицированной формы. Стандартный документ составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, поскольку по стандарту предусматривает две стороны – заказчика и исполнителя.

В АВР целесообразно указать следующую информацию:

  1. Порядковый номер для отражения в бухгалтерских регистрах учёта.
  2. Дату составления документа. Если на принятие заказчиком необходимо дополнительное время, то целесообразно напечатать в бланке место с указанием заказчиком даты приёмки, служащей моментом перехода права собственности и датой реализации.
  3. Реквизиты заключённого договора, согласно условиям которого выполняются договорные обязательства.
  4. Период выполнения с указанием момента начала и окончания.
  5. Объёмы и конкретный перечень выполненных работ с отражением материальных составляющих, затраченных в процессе выполнения. В частности, в акт выполненных работ по техническому обслуживанию целесообразно включить использованные комплектующие и материалы в количественном и стоимостном выражении, что позволит исполнителю отразить безболезненно стоимость в составе налоговых расходов.
  6. Общую стоимость с включением НДС. Акт выполненных работ без НДС составляется, если:
    • исполнитель не является плательщиком налога;
    • операция льготируемая и относится к необлагаемым НДС;
    • местом реализации территория России не признаётся при оказании посреднических услуг.
  1. Реквизиты сторон, включающие полное наименование согласно учредительным документам.
  2. Подписи и печати участников. Акт выполненных работ для физических лиц не требует оттиска печати, поскольку печать не предусматривается для граждан при вступлении в гражданско-правовые сделки.

Скачайте бланки: В формате Ворд:

Акт о приемке выполненных работ (в формате Word .doc) (35,0 KiB, 15 802 hits)

; в формате Эксель

Бланк акта выполненных работ (в Excel .xls) (11,1 KiB, 6 869 hits)

Если заказчик уклоняется от подписания двухстороннего документа, то выходом для исполнителя является односторонний АВР, предусмотренный п.4 статьи 753 ГК РФ. Целесообразно составить приложение к акту выполненных работ с указанием отсутствия претензий со стороны заказчика в течение определённого периода, и отразить перечень материальных затрат. Это может послужить доказательством исполнения обязательств в суде. Скачайте образец:

Образец акта выполненных работ (в Word) (37,0 KiB, 5 561 hits)

Сдача-приемка строительно-монтажных работ

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, монтаже и демонтаже оборудования статья 740 ГК РФ требует заключить договор подряда. После завершения строительства подрядчику необходимо сдать результаты, а заказчику принять. Если работа предусматривает несколько этапов, то на каждый составляется промежуточный акт выполненных работ.

Типовые формы КС-2 и КС-3 не относятся к категории обязательных, но рекомендуются ввиду содержания необходимых реквизитов и привычности для строительного рынка.

Во избежание проблем при проверках в КС-2 целесообразно указать:

  • полную и точную информацию о подрядчике и заказчике;
  • место выполнения СМР;
  • количество, сроки и объём каждого этапа выполнения.

Форма КС-3 содержит сведения относительно стоимости выполнения каждого этапа и понесенных затрат. Справка составляется на основании АВР КС-2, содержащего итоговые результаты и являющимся итоговым актом выполненных работ. Справка КС-3 включает информацию с начала текущего года, поскольку составление осуществляется нарастающим итогом, что удобно при длительности строительного процесса.

Неудобство использования типовых формуляров возникает в случае подключения третьей стороны, поскольку бланки предусматривают двух участников. Выходом является трёхсторонний АВР между генподрядчиком, субподрядчиком и заказчиком, составленный в произвольной форме с указанием реквизитов каждой стороны.

Изменение договорных условий

В процессе выполнения или в результате выставления претензии заказчиком по ряду этапов, возможно изменение стоимости относительно ранее подписанного экземпляра документа.

С этой целью составляется корректировочный акт выполненных работ с указанием:

  • номера и даты документа, к которому составляется корректировка;
  • изменения ценовой политики в сторону увеличения или уменьшения со ссылкой на обстоятельства, включая выявленный дефект заказчиком после подписания основного акта и принятый исполнителем;
  • новую итоговую стоимость согласно внесённым изменениям.

Дата подписания заказчиком – основание для отражения в учёте и корректировки сумм НДС относительно ранее принятого и отражённого в учётных регистрах обоими участниками сделки.

«Нестандартные» контрагенты и АВР

Акт выполненных работ для ИП, работающих на упрощённой системе налогообложения по схеме учёта доходов без расходов или применяющих ЕНВД, не является обязательным документом. Однако в интересах предприятия для отражения произведённых расходов требовать от индивидуальных предпринимателей грамотного составления документа. Если ИП является заказчиком, то он обязан подписать АВР, но не заверять печатью в случае осуществления деятельности без печати.

При составлении акта выполненных работ с физическим лицом необходимо указать паспортные данные вместо реквизитов компании.

В акте выполненных работ с иностранной компанией важна дата подписания, поскольку:

  • является определяющим моментом признания расходов;
  • считается моментом пересчёта курса иностранной валюты;
  • считается завершающим моментом сделки для валютного контроля.

Если акт выполненных работ (оказанных услуг) не содержит подробной детализации, то необходимо наличие подтверждающих документов с расшифровками. Вместо АВР разрешено применение универсального передаточного документа, имеющего рекомендательный характер для сокращения документооборота. Если в первоначально заключённом договоре предусмотрен АВР, то изменения требуется оформить дополнительным соглашением.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учёте финансово-хозяйственной операции осуществляется на основании подписанного сторонами АВР. Заключённый договор фиксирует юридическую часть сделки и не считается основанием для перехода права собственности, приёмки-передачи коммерческих рисков и не фиксирует момент выполнения полного или частичного этапа договорных обязательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *