Движимый налог

Содержание

Льгота-2018 по налогу на движимое имущество

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 марта 2018 г.

Содержание журнала № 7 за 2018 г. АКТУАЛЬНОЕ.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению С 2018 г. льгота в отношении движимых ОС из федеральной стала региональной. Одни субъекты РФ продлили ее действие на своей территории, другие — ограничились тем, что установили налоговую ставку ниже максимальной. Третьи субъекты, и их большинство, полностью отказались от каких-либо преференций при налогообложении такого имущества. Как следствие, изменился и порядок отражения движимых ОС в авансовом расчете по налогу на имущество.

Старый код для новой «движимой» льготы не подходит!

До 2018 г. все организации были освобождены от уплаты налога с движимого имущества, принятого к учету начиная с 2013 г. в качестве ОС из 3—10-й амортизационных групп. За исключением ОС, которые были получены или в результате ликвидации (реорганизации), или от взаимозависимого лица.

Поэтому ранее в разделе 2 авансового расчета организации показывали:

•в строках 020—110 в графе 4 — остаточную стоимость необлагаемых движимых ОС на 1-е число каждого месяца;

•в строке 140 — среднюю стоимость необлагаемых движимых ОС за отчетный период организации;

•в строке 130 — код льготы 2010257. Это код федеральной льготы, установленной для движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФприложение № 6 к Порядку заполнения авансового расчета, утв. Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Узнать, какие ставки и льготы по налогу на имущество организаций действуют в 2018 г. в вашем регионе, вы можете:

сайт ФНС → Электронные сервисы → Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам

Но с 2018 г. движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождается от налогообложения только в тех субъектах РФ, законами которых это прямо предусмотреноп. 1 ст. 381.1 НК РФ. Получается, что, даже если власти вашего региона решили продлить действие «движимой» льготы на 2018 г. в прежнем виде, код 2010257 для такой льготы уже не подойдет. Ведь федеральная льгота стала региональной.

Теперь порядок отражения движимых ОС в авансовом отчете по налогу на имущество зависит от ситуации, сложившейся в вашем регионе с налогообложением таких объектов.

Перед заполнением авансового расчета по налогу на имущество в 2018 г. еще раз посмотрите законодательство вашего региона. Ведь продлить льготу для движимых ОС или установить для них ставку налога ниже максимальной власти субъекта РФ могут и задним числом.

Справка

Для региональных льгот в авансовом расчете по налогу на имущество предназначены три кода:

•2012400 — для льгот в виде понижения ставки для отдельных категорий налогоплательщиков;

•2012500 — для льгот в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;

•2012000 — для остальных льгот.

Ситуация 1. Вы платите налог с движимого имущества по максимально возможной ставке 1,1%

Если вы не имеете права на региональную «движимую» льготу (или она вообще не введена в вашем субъекте РФ), то вам придется в 2018 г. платить налог с движимых ОС, указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ, по ставке 1,1% в следующих двух случаяхПисьмо ФНС от 20.12.2017 № БС-19-21/327:

•если максимально возможная ставка налога прямо установлена законом субъекта РФп. 3.3 ст. 380 НК РФ. Как, например, в Челябинской областич. 1-1 ст. 3 Закона Челябинской области от 25.11.2016 № 449-ЗО;

•если ставка для движимых ОС вообще не определена в региональном законе о налоге на имуществоп. 4 ст. 380 НК РФ; Письмо Минфина от 19.12.2017 № 03-05-05-01/84676.

Ставка 1,1% не распространяется на движимое имущество из 3—10-й амортизационных групп, принятое к учету:

•до 2013 г.;

•начиная с 2013 г., но в результате реорганизации, ликвидации или от взаимозависимого лица.

Такие объекты облагаются по общей налоговой ставке, которая, напомним, не может превышать 2,2%.

Если у вас на балансе есть не только движимое имущество, облагаемое по ставке 1,1%, вам необходимо будет заполнить отдельные разделы 2 авансового расчета для каждой налоговой ставкип. 5.2 приложения № 6 к Приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ (далее — Порядок заполнения авансового расчета).

Ситуация 2. Движимое имущество в 2018 г. вы облагаете по ставке ниже 1,1%

Ряд регионов, не продливших «движимую» льготу на 2018 г., установили налоговую ставку по такому имуществу ниже 1,1% (максимально возможной). Скажем, в Пензенской области в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, ставка налога составляет 0,55%п. 2-2 ст. 2-4 Закона Пензенской области от 27.11.2003 № 544-ЗПО.

Причем в некоторых регионах ставка вообще равна 0%. Например, в Московской области такая ставка действует в отношении всех движимых ОС, принятых на учет с 2013 г., за исключением полученных в результате реорганизации, ликвидации или от взаимозависимых лицст. 1 Закона Московской области от 21.11.2003 № 150/2003-ОЗ. А, скажем, в Саратовской области — только в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, с даты выпуска которого прошло не более 3 летп. 9 ст. 2 Закона Саратовской области от 24.11.2003 № 73-ЗСО.

Однако установление в регионе ставки по движимому имуществу ниже максимально возможной (даже равной нулю) не всегда можно считать льготой.

Заполнение строки 160 «Код налоговой льготы» раздела 2 авансового расчета

ХРИТИНИНА Ольга Витальевна
Начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС России

— Законом субъекта РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, действие льготы по которому в регионе не было продлено.

Ставка в размере менее 1,1% может быть указана в региональном законе о налоге на имущество в статье, в которой установлены налоговые ставки. В этом случае нельзя говорить о введении льготы в виде понижения ставки. Поэтому в разделе 2 налогового расчета в строке 160 ставят прочерк. При этом облагаемое по пониженной ставке имущество не указывают в графе 4 «…стоимость льготируемого имущества» раздела 2. Но в отношении такого движимого имущества может потребоваться заполнение отдельного раздела 2, если в расчете необходимо отразить имущество, облагаемое по разным ставкам.

Если же пониженная ставка будет прописана в статье регионального закона о налоге на имущество, посвященной налоговым льготам, или в отдельном законе о льготном налогообложении в регионе, то в строке 160 нужно будет указать код налоговой льготы. Это составной показатель, в первой части которого проставляют код льготы 2012400. А во второй части показателя последовательно указывают номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, которым предусмотрена налоговая льгота. Но и в этом случае стоимость имущества, облагаемого по пониженной ставке, также не отражают в графе 4 раздела 2 расчета.

Власти субъектов РФ, которые на данный момент ввели ставки для движимого имущества ниже 1,1%, прописали их в статьях, посвященных ставкам, а не льготам. То есть движимые ОС для организаций из этих регионов больше не являются льготируемым имуществом. Поэтому организация, например, из Московской области, на балансе которой есть только движимые ОС, указанные в п. 25 ст. 381 НК РФ, заполнит раздел 2 авансового расчета так.

Раздел 2. Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Код вида имущества (код строки 001) Код по ОКТМО (код строки 010)

Данные для расчета средней стоимости имущества за отчетный период

По состоянию на: Код строки Остаточная стоимость основных средств,
признаваемых объектом налогообложения в том числе стоимость льготируемого имущества
1 2 3 4
01.01 020

В графе 3 раздела 2 указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость движимого имущества, облагаемого по региональной налоговой ставке ниже 1,1%

Стоимость указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ движимых ОС, в отношении которых в законе субъекта РФ вместо освобождения от налогообложения предусмотрена налоговая ставка ниже 1,1%, не нужно показывать в графе 4 и строке 140 раздела 2 авансового расчета

01.02 030

В графе 3 раздела 2 указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость движимого имущества, облагаемого по региональной налоговой ставке ниже 1,1%

Стоимость указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ движимых ОС, в отношении которых в законе субъекта РФ вместо освобождения от налогообложения предусмотрена налоговая ставка ниже 1,1%, не нужно показывать в графе 4 и строке 140 раздела 2 авансового расчета

01.03 040

В графе 3 раздела 2 указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость движимого имущества, облагаемого по региональной налоговой ставке ниже 1,1%

Стоимость указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ движимых ОС, в отношении которых в законе субъекта РФ вместо освобождения от налогообложения предусмотрена налоговая ставка ниже 1,1%, не нужно показывать в графе 4 и строке 140 раздела 2 авансового расчета

01.04 050

В графе 3 раздела 2 указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость движимого имущества, облагаемого по региональной налоговой ставке ниже 1,1%

Стоимость указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ движимых ОС, в отношении которых в законе субъекта РФ вместо освобождения от налогообложения предусмотрена налоговая ставка ниже 1,1%, не нужно показывать в графе 4 и строке 140 раздела 2 авансового расчета

Расчет суммы авансового платежа по налогу

Показатели Код строки Значения показателей
1 2 3
Средняя стоимость имущества за отчетный период (в рублях) 120

В графе 3 раздела 2 указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость движимого имущества, облагаемого по региональной налоговой ставке ниже 1,1%

Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период (в рублях) 140

Стоимость указанных в п. 25 ст. 381 НК РФ движимых ОС, в отношении которых в законе субъекта РФ вместо освобождения от налогообложения предусмотрена налоговая ставка ниже 1,1%, не нужно показывать в графе 4 и строке 140 раздела 2 авансового расчета

Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) 160

Если ставка в отношении движимого имущества в размере ниже 1,1% установлена законом субъекта РФ в статье, посвященной налоговым ставкам, в строке 160 раздела 2 авансового расчета нужно поставить прочерки

Налоговая ставка (%) 170 .

Здесь указывают ставку налога, установленную законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, не освобожденного в регионе от налогообложения. В Московской области такая ставка составляет 0%

Помимо движимых ОС, облагаемых по ставке ниже 1,1%, у вас на балансе может быть движимое имущество, облагаемое по другой ставке, например по общей. В таком случае в авансовом расчете нужно заполнить несколько разделов 2 — свой раздел для каждой налоговой ставкип. 5.2 Порядка заполнения авансового расчета.

Ситуация 3. Вы вправе применять «движимую» льготу в 2018 г.

Допустим, законодательство вашего субъекта РФ предусматривает на 2018 г. продолжение действия льготы в виде освобождения от налогообложения движимого имущества. Причем льгота эта может быть сохранена:

•либо в полном объеме. То есть для всех организаций и в отношении всех ОС, указанных п. 25 ст. 381 НК РФ. Как, например, в Москве или во Владимирской областип. 31 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64; п. 3 ст. 2.1 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 110-ОЗ;

•либо в урезанном варианте. Например, в Вологодской области применять льготу могут не все организацииподп. 36 п. 1 ст. 4 Закона Вологодской области от 21.11.2003 № 968-ОЗ. А, скажем, в Ярославской области освобождены от налогообложения не любые движимые ОС, принятые на учет с 2013 г.п. 8 ч. 1 ст. 31> Закона Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з Возможно даже, что в вашем регионе, как, например, в Нижегородской области, оба этих ограничения действуют одновременнопп. 22—24 ч. 1 ст. 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 № 109-З.

Если у вас есть имущество, отнесенное к необлагаемому, и вы вправе применить льготу, то авансовый расчет заполните следующим образом.

Как и прежде, остаточную стоимость льготируемых движимых ОС покажите в графе 4 по строкам 020—110 раздела 2подп. 3 п. 5.3 Порядка заполнения авансового расчета. А в строке 140 укажите среднюю стоимость необлагаемого имущества за отчетный периодподп. 6 п. 5.3 Порядка заполнения авансового расчета.

Внимание

В 2018 г. при заполнении отчетности по налогу на имущество код льготы 2010257 в отношении необлагаемого движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не применяется!

Новшества касаются заполнения строки 130. Теперь здесь нужно проставлять показатель, состоящий из двух частейподп. 5 п. 5.3 Порядка заполнения авансового расчета. В первой части показателя поставьте код льготы 2012000.

Во второй части показателя строки 130 укажите номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, которым установлена льгота. Делают это в следующем порядке:

•первые четыре знако-места — номер статьи;

•знако-места с 5-го по 8-е — номера пункта;

•последние четыре знако-места — номера подпункта.

Если номер статьи, пункта или подпункта состоит менее чем из четырех знаков, Порядок заполнения авансового расчета предписывает свободные знако-места слева от значения заполнять нулями.

Но возможна и противоположная ситуация — когда номер статьи, пункта или подпункта состоит более чем из четырех знаков. Например, «движимая» льгота для организаций Рязанской области, которые получают не менее 70% доходов от деятельности в области НИОКР, здравоохранения и социальных услуг, установлена п. 1 ст. 13.1.1 Закона Рязанской области «О налоговых льготах»принят Постановлением Рязанской областной Думы от 29.04.98 № 68. Номер статьи в этом случае состоит из шести знаков: четырех цифр и двух точек. Как заполнять строку 130 в подобных случаях, нам разъяснили в ФНС.

Заполнение строки 130 «Код налоговой льготы» раздела 2 авансового расчета

ХРИТИНИНА Ольга Витальевна
Начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС России

— При заполнении второй части показателя строки 130 раздела 2 расчета по налогу на имущество количество знако-мест под каждую из позиций (статья, пункт, подпункт) ограничено четырьмя ячейками. Поэтому в ситуации, когда льгота установлена, например, п. 1 ст. 13.1.1 закона субъекта РФ, то есть номер статьи содержит шесть знаков, в том числе две точки, можно рекомендовать указать во второй части показателя строки 130 номер статьи закона без точек.

То есть строка 130 раздела 2 авансового расчета в этом случае будет заполнена так.

Код налоговой льготы 130

А вот, например, организация из Липецкой области, у которой на балансе есть как льготируемые, так и облагаемые движимые ОС из 3—10-й амортизационных групп, заполнит раздел 2 так.

01.01 020

В графе 3 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость всего движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и освобожденного от уплаты налога

В графе 4 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 140 — среднюю стоимость имущества, на которое распространяется региональная «движимая» льгота

01.02 030

В графе 3 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость всего движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и освобожденного от уплаты налога

В графе 4 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 140 — среднюю стоимость имущества, на которое распространяется региональная «движимая» льгота

01.03 040

В графе 3 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость всего движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и освобожденного от уплаты налога

В графе 4 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 140 — среднюю стоимость имущества, на которое распространяется региональная «движимая» льгота

01.04 050

В графе 3 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость всего движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и освобожденного от уплаты налога

В графе 4 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 140 — среднюю стоимость имущества, на которое распространяется региональная «движимая» льгота

Средняя стоимость имущества за отчетный период (в рублях) 120

В графе 3 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 120 — среднюю стоимость всего движимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе и освобожденного от уплаты налога

Код налоговой льготы 130 Это код налоговой льготы для нашей региональной льготы В Липецкой области региональная «движимая» льгота установлена п. 35 ст. 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003 № 80-ОЗ
Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за отчетный период (в рублях) 140

В графе 4 раздела 2 авансового расчета указывают остаточную стоимость, а в строке 140 — среднюю стоимость имущества, на которое распространяется региональная «движимая» льгота

Налоговая ставка (%) 170 .

Сумма авансового платежа (в рублях) 180

Справка

В 2018 г., как и прежде, движимые ОС из 1-й и 2-й амортизационных групп не признаются объектом обложения налогом на имуществоподп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ. Поэтому в строках 020—110 раздела 2 авансового расчета их остаточная стоимость фигурировать не должна. Однако Порядок заполнения авансового расчета требует включать стоимость движимых ОС из 1-й и 2-й амортизационных групп в показатель строки 210 «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 01.04, 01.07, 01.10» раздела 2подп. 13 п. 5.3 Порядка заполнения авансового расчета.

Как определить дату выпуска имущества

В некоторых регионах налогообложение движимых ОС из 3—10-й амортизационных групп поставлено в зависимость от даты выпуска такого имущества. Так, например, в Ленинградской области все организации освобождены от налогообложения в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 летп. «я» ч. 1 ст. 3-1 Закона Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-оз.

А в Санкт-Петербурге дополнительное условие — такое же имущество могут льготировать лишь компании, у которых средняя месячная зарплата работников превышает трехкратный размер минимальной зарплаты в Санкт-Петербургеподп. 25 п. 1 ст. 11-1, ст. 11-13 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 № 81-11.

Минфин пояснил, что датой выпуска движимого имущества следует считать дату его изготовленияПисьмо Минфина от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204. При этом дата изготовления движимого имущества, произведенного промышленным образом, может определяться на основании:

•технических (заводских) паспортов;

•этикеток, наклеек на товар, табличек изготовителя;

•других документов, содержащих необходимые сведения;

•результатов независимой экспертизы.

Если речь идет о движимом имуществе, изготовленном собственными силами организации, то датой его выпуска будет дата его постановки на учет в качестве основного средстваПисьмо Минфина от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204. А вот для ОС, требующего монтажа, в том числе с учетом комплектующих его деталей, датой выпуска все равно будет дата изготовления этого имуществаПисьмо Минфина от 20.02.2018 № 03-05-05-01/10707.

Но возникает еще один вопрос: как считать 3 года с даты выпуска движимого имущества, если известен только год или только месяц и год изготовления ОС? С этим вопросом мы обратились в ФНС.

Подсчет 3 лет с даты выпуска движимого имущества

ХРИТИНИНА Ольга Витальевна
Начальник отдела налогообложения имущества юридических лиц Управления налогообложения имущества ФНС России

— Региональным законом может быть установлена льгота для движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет. Определять трехлетний срок таких ОС для применения льготы нужно следующим образом.

Если известна точная дата выпуска движимого имущества, скажем, это 12.01.2015, его остаточную стоимость в графе 4 раздела 2 налогового расчета последний раз следует указать по состоянию на 01.01.2018. То есть на 1-е число месяца, в котором истекают 3 года с даты выпуска движимого имущества. Оснований льготировать ОС за пределами этого трехлетнего срока нет. Поэтому на 01.02.2018 его стоимость уже не указывают в составе льготируемого имущества.

Если известны только месяц и год выпуска движимого имущества, ситуация аналогичная. Например, остаточную стоимость ОС, выпущенного в марте 2015 г., последний раз в графе 4 раздела 2 налогового расчета следует указать по состоянию на 01.03.2018.

В случае когда отсутствует конкретная дата выпуска движимого имущества, а определен только год выпуска, полагаю возможным в определенных случаях начать исчисление трехлетнего срока с 1-го числа месяца, следующего за месяцем постановки его на учет. Например, согласно документации движимое имущество выпущено в 2015 г. На бухгалтерский учет оно поставлено 15.07.2015. Тогда последней датой, на которую остаточную стоимость ОС надо указать в графе 4 раздела 2 налогового расчета в составе льготируемого имущества, будет 01.08.2018.

При этом я рекомендую получить дополнительные разъяснения по этому вопросу в финансовых органах субъекта РФ, установившего льготу в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло менее 3 лет.

Если освобождение в вашем регионе распространяется только на движимое имущество, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а у вас нет сведений о дате изготовления ОС, то применить льготу вы не сможетеПисьма Минфина от 20.02.2018 № 03-05-05-01/10707, от 07.02.2018 № 03-05-05-01/7302.

Также не возникает право на применение льготы в отношении модернизированного менее 3 лет назад движимого ОС, если с даты его выпуска прошло уже более 3 летПисьмо Минфина от 07.02.2018 № 03-05-05-01/7302. Даже в том случае, когда на момент модернизации ОС было уже полностью самортизировано.

* * *

Организации, у которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, платят налог с движимого имущества по местонахождениюп. 3 ст. 383, ст. 384 НК РФ:

•организации — в отношении ОС, учтенных на балансе головного подразделения;

•обособленного подразделения — в отношении ОС, учтенных на балансе подразделения.

В то же время все движимое имущество, в том числе и находящееся в обособленном подразделении, может быть учтено на балансе головной организации. В таком случае налог нужно платить только по местонахождению самой организации. И если в регионе, где она находится, действует «движимая» льгота, то от налогообложения будет освобождено также и движимое имущество, используемое обособленным подразделениемПисьмо Минфина от 15.01.2018 № 03-05-05-01/1199.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на имущество организаций»:

Налог на движимое имущество с 2018

Актуально на: 6 декабря 2017 г.

Объектом налогообложения налогом на имущество организаций в общем случае признается их имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Но тут есть свои особенности. Так, движимые объекты основных средств, которые включены в I или II амортизационную группу (т. е. со сроком полезного использования до 3 лет включительно) не признаются объектом налогообложения. А движимое имущество, начиная с III амортизационной группы, которое принято на учет в качестве основных средств с 01.01.2013, льготируется, т. е. хотя и является объектом налогообложения, налогом на имущество также не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ). При этом льгота не распространяется на объекты основных средств, которые были приняты на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Но с 01.01.2018 порядок обложения движимого имущества организаций может измениться.

В России возвращают налог на движимое имущество?

В соответствии с п. 1 ст. 381.1 НК РФ налоговые льготы на движимое имущество основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 будут применяться только в том случае, если на территории субъекта РФ, где зарегистрирована организация-налогоплательщик, принят соответствующий закон.

Если такой закон принят не будет, то налог на движимое имущество организаций с 01.01.2018 платить придется. Но здесь НК РФ вводит некоторое послабление. Даже в том случае, если в конкретном субъекте РФ не будет принят закон, предоставляющий с 01.01.2018 льготу на движимое имущество, налоговая ставка по такому имуществу в 2018 году не может превышать 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2018).

Кроме того, новая редакция ст. 381.1 НК РФ, применяемая с 01.01.2018, предусматривает, что законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налогообложения в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Поэтому ответ на вопрос, платить или нет налог на движимое имущество организаций в 2018 году в отношении имущества, отнесенного к III и последующим амортизационным группам, а если и платить, то в каком размере, будет содержаться в соответствующем региональном законе.

Отмена налога на движимое имущество

Актуально на: 21 августа 2018 г.

В 2018 году объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое в бухгалтерском учете организации в составе объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 01.01.2013 (кроме полученных от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации или ликвидации), НК РФ предусматривает налоговую льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ). При этом с 01.01.2018 эта льгота действует в конкретном субъекте РФ только в том случае, если она предусмотрена соответствующим законом субъекта (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

Так, к примеру, в Москве налог на движимое имущество 2018 предусматривает указанную выше льготу (п. 31 ч. 1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64). А, скажем, в Тверской области льгота на движимое имущество не действует (Закон Тверской области от 27.11.2003 № 85-ЗО).

Конечно, льгота на движимое имущество может быть предусмотрена в отношении объектов 3-10 амортизационных групп. Ведь движимые объекты основных средств, включенные в 1 или 2 амортизационные группы, вообще не являются объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Однако пока актуальная тема налога на движимое имущество организаций в 2018 году, уже со следующего года потеряет свою важность. Это связано с тем, что принят Закон об отмене налога на движимое имущество.

Не будет налога на движимое имущество с 2019 года!

С 01.01.2019 вступает в силу пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Изменения вносятся в п. 1 ст. 374 НК РФ, где дается понятие объекта налогообложения. Из определения объекта налогообложения налогом на имущество исключено слово «движимое». То есть с 2019 года облагаться налогом на имущество может только недвижимое имущество.

Таким образом, с 01.01.2019 налог на движимое имущество отменен по отношению к таким объектам независимо ни от даты их приобретения, ни от способа или источника поступления движимого имущества.

Обращаем внимание, что до 01.01.2019 льготируемое движимое имущество, хотя и не облагается налогом, но отражается в декларации (расчете) по налогу на имущество в разделе 2 в подразделе, посвященном расчету среднегодовой (средней) стоимости имущества. Кроме того, льготируемое движимое имущество и даже движимые основные средства I-II амортизационных групп (которые в принципе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество) справочно отражаются в декларации, расчете по строкам 270, 210 соответственно. С 01.01.2019 ни в расчетных, ни в справочных целях стоимость движимого имущества в декларации (расчете) по налогу на имущество показываться не будет.

Изменения налогообложения, касающиеся движимого имущества (ДИ), фактически сводятся к упразднению безусловного характера налоговой льготы на движимость, поставленную на баланс с 2013 года. Ранее она налогом не облагалась, а теперь придётся платить.

С начала 2018 года НДИ становится обязательным, если в конкретном регионе не принят соответствующий закон о продлении льготы.

Это значит, что НДИ утрачивает федеральное значение и приобретает статус регионального. Субъекты федерации теперь сами решают, подтвердить ли привычную льготу, применить ли установленную ставку (максимальная = 1,1%), или выбрать промежуточное значение для налогообложения ДИ.

С 2019 года ставка НДИ удвоится, станет равной 2,2%, но право на применение льготы останется за регионами. Разъяснения по этому поводу даёт Минфин в письме от 22.12.2017 за № 03-05-04-01/85757.

В чём смысл нововведения

Налог на имущество является прямым, это плата государству за то, что оно разрешает владеть собственностью. Налог этот местный, и региональные власти самостоятельно устанавливают порядок его уплаты и ставки, не выходя за пределы, определённые федеральным законодательством.

Различают два вида собственности, облагаемой налогами.

  1. Недвижимость – это имущество, которое не может быть перемещено, поскольку привязано к земельному участку. Это сам участок и расположенные на нём стационарные строения. Налог на недвижимость платят все, как физические лица, так и юридические.
  2. Движимость – это имущество, которое способно перемещаться вслед за владельцем: деньги, ценные бумаги, средства передвижения и вся прочая собственность, не являющаяся недвижимостью.

Налог на движимость обязаны платить только предприятия, поскольку такой вид собственности может быть использован владельцем для получения прибыли.

Лица физические платят исключительно налог на недвижимое имущество, руководствуясь главой 32 НК РФ. Что касается организаций, то они обязаны платить налоги на оба вида собственности, все тонкости налогообложения для них регламентируются главой 30 НК РФ.

Новым ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 предусмотрено, что с 2018 года НДИ определяется местным законодательством. Причём освобождение от налога или снижение его ставки делается исключительно посредством принятия соответствующего законодательного акта данного субъекта РФ.

Льготы по налогообложению движимых объектов

Для плательщиков НДИ всё зависит от того, введена ли льгота в конкретном регионе на законодательном уровне, как указано в п. 1 ст. 381.1 НК РФ.

Региональным законом льгота на НДИ вводится не обязательно огульно, она может применяться выборочно, не для всех видов движимости и (или) не для всех налогоплательщиков. Значение ставки налога может колебаться от 0 до 1,1% (в 2019 году – до 2,2%).

Ст. 381 НК РФ приводит перечень организаций, которые не обязаны платить НДИ в местный или федеральный бюджет.

Понижение ставки НДИ допустимо, в соответствии с п. 2 ст. 381.1 НК РФ, для объектов не старше 3 лет и для оборудования, относящегося к разряду инновационного и высокоэффективного.

Как рассчитывается налог на движимое имущество

НДИ платят организации, в которых задействована общая система налогообложения. Если компания работает в условиях ЕНВД или УСН, то она не платит НДИ. Там в сфере налогообложения имущества действует ст.378.2 НК РФ, в частности, так работают торговые и деловые центры.

Правила расчёта НДИ изложены в ст.382 НК РФ. Они составляют последовательность простых шагов.

  1. Выделяются объекты, подлежащие налогообложению.
  2. Определяется налоговая база (НБ), это среднегодовая стоимость.
  3. Уточняется, можно ли применить льготу.
  4. Выбирается ставка (СТ).

НДИ платится за год, в соответствии со ст. 379 НК РФ. Практикуются авансовые платежи (АП) для каждого квартала. Их всего 4.

АП = НБ х СТ

НДИ = НБ х СТ – (все 4 АП, уже оплаченные)

С имущества, которое пребывает в аренде, налог платит арендатор; при продаже ДИ фигурирует налог на прибыль, то есть, НДИ в этой операции не участвует.

Объекты, принадлежащие к 1-й и 2-й амортизационным группам, не облагаются НДИ. Под налогообложение подпадают объекты ДИ, срок эксплуатации которых составляет более 3 лет. Это 3-10 группы по Классификатору амортизационных групп.

Какую политику приняли в регионах по налогу на движимое имущество

Местное руководство регионов в своей массе предпочло отказаться от льготы, тем более, что делать для этого ничего не надо. Закон принимается только для осуществления льготного налогообложения, а если он в данном регионе не принят, то работает ставка 1,1%.

Правда, некоторые субъекты федерации всё-таки решили привычные льготы по НДИ оставить. Этот круг регионов постепенно расширяется, потому что на местах идёт процесс согласования между чиновниками и производственниками.

Предусмотрено, что утряска интересов может растянуться во времени, и соответствующие законы будут приняты в некоторых субъектах РФ с опозданием, задним числом.

В случае отсутствия местного законодательного акта компании в 2018 году платят НДИ по ставке 1,1%. Если в течение года примут решение, что льгота по НДИ всё-таки остаётся, или будет понижена ставка, то переплаченные суммы вернут налогоплательщикам.

На сегодня можно назвать такие регионы РФ, которые не отказались от льготы на НДИ в 2018 году: это Ивановская область, Липецкая, Московская, Чеченская республика.

Другие оставляют льготу только для некоторых предприятий, а для остальных вводят предельную ставку в 1,1%. Такой избирательный метод применили в Чукотском автономном округе, Астраханской области и некоторых других регионах.

Кого задевает возобновлённый налог на движимое имущество

На местах отмену льготы по НДИ встретили неоднозначно. Бизнес разочарован, но руководство регионами выражает удовлетворение, поскольку за счёт дополнительного налога пополнится местный бюджет.

Среди промышленников, окрестивших нововведение «налогом на модернизацию», недовольство проявилось особенно сильно. И это понятно.

Благодаря тому, что с 2013 года компании были избавлены от фискальных сборов, им удалось существенно осовременить технопарк и обновить оборудование. Однако процесс этот требует постоянного продолжения, что на фоне расширяющихся санкций делать совсем не просто.

И тут как раз возобновляется налог на движимое имущество! Он не только увеличивает налоговую нагрузку, но и напрямую затрудняет модернизацию.

Надо сказать, что правительство согласилось на такую меру в основном под давлением руководителей регионов. Льгота на НДИ их никак не устраивала, поскольку из-за неё местные бюджеты изрядно оскудели. Получается, что кабмин пошёл по пути снятия с себя ответственности, переложив бремя решения судьбы льготы на местные власти.

Известно, что на местах руководство с неохотой идёт на подтверждение льгот. Предвидя недовольство предпринимателей, одновременно им дали возможность уменьшать налог на прибыль, если проводятся мероприятия по реконструкции оборудования, модернизации, технического перевооружения и прочего.

Это так называемый «инвестиционный налоговый вычет», который очень уместно смотрится на фоне процессов «импортозамещения». Но пока трудно сказать, насколько он послужит противовесом в вопросе потери льготы на НДИ.

Некоторые высокопоставленные специалисты полагают, что не стоило бы именно сейчас отменять льготу по НДИ, лучше бы подождать год-другой. Такое мнение высказал Андрей Клепач, зампредседателя Внешэкономбанка. Он считает, что бизнес сегодня не в том состоянии, чтобы обременять его дополнительными налогами. Тем более, что не так давно было обещано этого не делать.

Эксперты говорят, что особенно пострадают от нововведения сферы бизнеса, у которых в основных средствах числится дорогостоящее современное оборудование. Такие, как машиностроение, энергетика, добывающие отрасли, сервисные компании, работающие в условиях высоких технологий.

Однако можно рассматривать нововведение не просто как ещё один налог, а как своеобразное средство привлечения новых инвестиций.

Федеральный центр мотивирует регионы с помощью этого инструмента к самостоятельному поиску инвесторов, к гибкому применению налоговых льгот и других мер, ведущих к благоприятным последствиям для своего региона.

Что такое налог на движимое имущество?

Все физические и юридические лица, а также организации обязаны уплачивать налог за находящееся в их собственности движимое имущество. Денежные средства уплачиваются в бюджет муниципальных образований.

Общие сведения

Вещи, которые не относятся к недвижимому имуществу, признаются движимыми активами гражданина. Сюда же можно отнести помимо транспорта деньги и ценные бумаги. Как правило, движимое имущество не подлежит регистрации за исключением установленных законом случаев. Многое в этом вопросе зависит от властей региона, которые устанавливают как налоговые ставки, так и систему льгот для населения.

К движимому имуществу нельзя отнести различные постройки, а также участки земли.

Если у юридических лиц в собственности находится движимое имущество, которое они используют для ведения предпринимательской деятельности или иных способов получения дохода они обязаны уплачивать за него налог.

Отличия от сборов на недвижимость

Основными отличиями налога на движимое имущество от сборов на недвижимость являются:

  • разные объекты налогообложения;
  • различные категории налогоплательщиков, так как налог на движимое имущество с 2020 года выплачивают только юридические лица;
  • отличный от недвижимости порядок начисления налога.

Правовое регулирование

Согласно нормам, содержащимся в 30 главе НК РФ, а также положениям ряда федеральных законов, налог на движимое имущество в обязательном порядке взимается со всех компаний, у которых имеется собственность.

Налог на движимое имущество

Список объектов, облагаемых данным видом налога, довольно большой. Под него попадает всё движимое имущество, срок полезного использования которого выше 3 лет.

Сюда же можно отнести объекты, изнашивание которых происходит медленно, и они приносят прибыль своему собственнику на протяжении большего количества лет.

В основном это:

  • транспортные средства;
  • многолетние насаждения древесных и кустарниковых групп;
  • устройства для производства различных изделий;
  • инструменты, стойкие к износу.

В том случае, если имущество было куплено гражданином для совершения перепродажи, однако вследствие различных факторов оно стало использоваться в деятельности юридического лица и приносить ему доход, работники налоговой службы обязаны проверить, как была применена льгота по налогу на движимое имущество до момента перевода его в состав основных средств предприятия.

Налогом не облагаются:

  • автомобили некоторых категорий;
  • оборудование;
  • инструменты;
  • мебель;
  • компьютерная техника;

Налоговая ставка по налогу на имущество определяется действующим законодательством.

Куда платится налог на имущество юридических лиц? Смотрите .

Физических лиц

Физические лица не имеют право самостоятельно рассчитывать налог на движимое имущество, а также предоставлять декларацию. Подобно транспортному и земельному налогам этот вид платежа начисляют сотрудники налоговой службы, которые обязаны уведомить об этом гражданина по почте.

Подобные правила касаются и индивидуальных предпринимателей, которые в этом случае приравниваются к остальным категориям граждан и уплачивают налог на общих основаниях.

Налог на движимое имущество затрагивает лишь небольшую категорию граждан, так как в основном его начисление производится за такие виды транспортных средств, которые не попадают под транспортный налог, а именно:

  • воздушная техника;
  • прогулочные яхты;
  • лодки, имеющие мотор;
  • космические суда.

Физические лица имеют право не платить отчисления в бюджет за имущество, входящего в категорию «домашнее». В основном граждане обязаны предоставлять денежные средства только при реализации чего-либо.

Юридических лиц

Налог обязателен для уплаты всеми учреждениями, в собственности которых находится движимое имущество, входящее в категорию.

В зависимости от региона регистрации юр. лица, размер ставки может различаться. Разнятся и льготы, которыми может воспользоваться организация.

Организаций

В большинстве случаев организации освобождается от уплаты налога, если имущество было принято на учет после 1 января 2013 года.

Исключение составляют объекты, которые стали принадлежать учреждению в следующих ситуациях:

  • компания прекратила свою деятельность;
  • имущество было передано взаимозависимым лицам.

Расчет

Расчёт на движимое имущество происходит в соответствии со статьей 382 НК РФ. Первоначальная в бухгалтерии предприятия должны четко определить объекты, которые облагаются налогом. После этого необходимо проанализировать возможность или невозможность применения льгот. Затем определить налоговую базу. В основном это среднегодовая стоимость имущества. После этого необходимо определить налоговую ставку.

Уплата отчисления в бюджет, взимаемого с имеющегося в собственности имущества, во многом похожа на выплату налога на прибыль.

Если учреждение арендует движимое имущество, налог не уплачивается. В этом случае собственность находится на балансе другого предприятия.

Ставка

После принятия 3 пункта 380 статьи НК РФ во многом была уточнена ставка. На сегодняшний день она не может превышать 1,1% от общей стоимости имущества.

Подача декларации

Согласно 386 статье НК РФ юридическое лицо обязано предоставить декларацию. Организации обязаны подать этот документ до 30 марта того года, который следует за отчётным периодом.

Декларация имеет законодательно утвержденную форму. Она состоит из 2 разделов и титульной страницы.

В ней должны быть отображены следующие данные:

  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • КПП;
  • нумерация страниц;
  • данные по налоговому органу;
  • размер отчётного периода;
  • кодификация региона;
  • наименование фирмы;
  • количество наличных листов в декларации;
  • паспортные и личные данные лица подающего декларацию в налоговый орган;
  • дата подачи документов и подпись гражданина.

Во втором разделе документа происходит расчёт платежа по налогу. В этом месте указывается:

  • информация об имуществе;
  • налогооблагаемая база;
  • общая сумма, предназначенная к выплате по налогу;
  • величина полагающейся льготы, если имеется.

Порядок и сроки уплаты

Сроки и порядок уплаты налога устанавливается администрацией субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и местными постановлениями. В разных регионах он может существенно различаться.

Чтобы узнать особенности внесения отчисления в бюджет, необходимо обратиться в отделение ФНС по месту нахождения юридического адреса фирмы.

Читайте об освобождении пенсионеров от налога на имущество.

Есть ли налог на имущество УСН? Информация .

Как устанавливается размер налога на имущество организаций? Подробности в этой статье.

Кто имеет право на льготы?

Подробный перечень лиц и организаций, освобождаемых от уплаты налогов, приведён в 381 статье НК РФ.

Основными являются:

  • религиозные организации;
  • союзы лиц с ограниченными возможностями здоровья, и учреждения, созданные этими компаниями;
  • лица, у которых в собственности находятся памятники истории и архитектуры;
  • собственники объектов космической отрасли, а также ядерных и атомных установок и ледоколов;
  • организации, занимающиеся производством лекарственных препаратов;
  • адвокатские коллегии;
  • НИИ;
  • предприятия, которые находятся в специальных экономических зонах.

Также предоставлять льготы определенным категориям организаций и предприятий вправе администрация местных муниципальных образований. Эти действия разрешены постановлениями федеральных законов и налогового кодекса РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *