Грузоотправитель при самовывозе

Содержание

Поставка. Как сформулировать условие о самовывозе

Договор поставки — один из самых распространённых договоров в деловой практике. И довольно часто в договорах закрепляются условия об отпуске товара на условиях самовывоза или выборки товаров.

На что следует обратить внимание, формулируя условия о выборке?

Договор поставки — это разновидность договора купли-продажи (параграф 1 гл. 30 «Купля-продажа»), обладающая специфическими чертами, выделяющими поставку в самостоятельный вид договора, регулируемого параграфом 3 той же главы ГК РФ.

Так, установлено, что поставщик (т. е. продавец) обязан передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Вот, кстати, ещё две особенности поставки:

  • продавцом и покупателем могут быть исключительно фирмы или ПБОЮЛы;
  • товар, приобретаемый в рамках поставки, должен использоваться им в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, домашним и иным подобным использованием.

И, разумеется, выборка товаров, которая также является отличительным признаком поставки.

По общему правилу, закреплённому статьёй 458 ГК РФ, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

  • вручения товара покупателю, если по условиям договора обязанность по доставке товара исполняет продавец;
  • предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара.

Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, если к оговорённому сроку товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлён о готовности товара к передаче.

Внимание: при выборке риск случайной гибели товара переходит к покупателю ещё до момента фактического получения товара последним.

Если договором не определена обязанность продавца по доставке или передаче товара в месте его нахождения покупателю, то, по общему правилу, считается, что продавец исполнил свою обязанность по передаче товара в момент сдачи товара перевозчику или же организации связи для доставки покупателю (иное может быть предусмотрено договором).

Поскольку место нахождения продавца всегда отличается от места нахождения покупателя, то в договоре должен быть прописан порядок доставки товара.

Возможность выборки товара покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика должна быть указана в самом тексте договора. Предполагается, что покупатель получает товар в месте нахождения поставщика и самостоятельно его транспортирует до места своего нахождения.

В договоре поставки, заключённом на условиях самовывоза, следует согласовать место выборки товаров, указав конкретный адрес (склад, местонахождение поставщика или структурного подразделения и т. д.): это позволит снизить риск отказа от исполнения договора поставки покупателем в случае, если место выборки, указанное в договоре, не совпадёт с фактическим местом выборки товаров.

Внимание: если в договоре отсутствует согласованное место выборки товаров, то это означает, что покупатель должен забрать товар по местонахождению поставщика.

Причём осуществить выборку вправе не только сам покупатель (сторона договора), но и уполномоченное им лицо (указанное в договоре поставки в качестве получателя товаров).

В случае если в ходе исполнения договора изменяется место выборки, указанное в договоре, то продавец обязан своевременно уведомить покупателя о смене места выборки. В противном случае покупатель не несёт ответственности за невыборку товаров.

Нарушение такого требования чревато дополнительными расходами.

Так, если при исполнении договора поставщик самостоятельно изменил место выборки товара, согласованное в договоре, и не уведомил об этом покупателя (не представил доказательств о надлежащем уведомлении покупателя о смене места выборки товара), то поставщик не вправе претендовать на возмещение расходов по хранению покупателем.

Следует всегда определять и конкретные сроки выборки — в этом более всего заинтересован поставщик товаров, ведь в такой ситуации товар считается предоставленным в распоряжение покупателя с наступлением срока выборки (п. 2 ст. 510 ГК РФ).

Должен ли поставщик специально уведомлять покупателя о готовности товара? Анализ судебной практики показывает, что по этому вопросу есть две точки зрения:

  • наличие в договоре срока поставки отменяет обязанность поставщика уведомлять покупателя о готовности товара;
  • даже при наличии в договоре срока поставки поставщик обязан уведомить покупателя о готовности товара к выборке.

Во избежание разногласий имеет смысл особо оговаривать обязанность поставщика уведомлять покупателя о готовности товара к выборке (под готовностью товара, как правило, понимают упаковку товара, затаривание, маркировку и т. д., причём отсутствие идентификационных признаков означает, что он не может быть признан готовым к передаче). Причём лучше оговорить именно письменный способ уведомления.

Скорее всего, суд не примет уверения в том, что отношения между контрагентами позволяют вместо письменного уведомления о готовности товара производить, например, частичную отгрузку или сообщать о готовности по телефону (я имею в виду детализацию телефонных переговоров между сторонами, на которые часто возлагают чрезмерные надежды).

Следовательно, в договоре поставки необходимо оговорить, как, в какой форме, в какой срок поставщик обязан уведомить покупателя о готовности товара. Лучше всего это сделать путём направления по почте заказным письмом.

По получении уведомления покупатель должен выбрать товар в сроки, указанные в уведомлении. Если в уведомлении, полученном от поставщика, срок выборки не указан, то покупатель (получатель) товара должен выбрать товар в течение семи дней с момента получения уведомления о готовности товара (п. 2 ст. 314 ГК РФ).

Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его.

Порядку принятия товаров посвящена статья 515 ГК РФ, которая устанавливает, что если договором поставки предусмотрена выборка товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика, то последний обязан осуществить осмотр передаваемых товаров по месту их передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Покупатель (получатель) товаров обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие их принятие. Необходимыми являются осмотр и проверка по количеству и качеству товаров, поступивших по договору поставки в срок, определённый законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями.

К слову, осмотр товаров может производиться как путём осмотра всех получаемых (выбираемых) товаров полностью, так и путём выборочной проверки. Если договором выборочная проверка не предусмотрена, то покупатель обязан проверить весь полученный товар.

Осмотр и проверку должен осуществить покупатель при выборке по местонахождению поставщика. Очевидно, что это позволит в дальнейшем избежать споров по поводу недопоставки товара, претензий к количеству и к качеству, тем более что по месту нахождения поставщика разрешение возможных спорных ситуаций является очень выгодным для покупателя с точки зрения экономии времени и денежных средств.

В случае если договор не предусматривает выборочной проверки и покупатель проверил товары выборочно, то впоследствии при обнаружении недостатков товаров он не сможет предъявить претензию поставщику.

Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров даёт поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров (п. 2 ст. 515 ГК РФ).

То есть если покупатель не произвёл своевременную выборку товаров, то поставщик вправе или вообще отказаться от исполнения договора поставки и продать товар другому лицу, или потребовать от покупателя оплаты товаров, причём в этом случае покупатель обязан возместить поставщику ещё и все расходы по хранению.

Требование об оплате товаров и возмещении своих расходов поставщик должен изложить в письменной претензии. Унифицированной формы претензии нет, поэтому её разрабатывают самостоятельно в зависимости от ситуации и утверждают приказом руководителя.

В данном документе должны быть изложены требования поставщика, в частности суммы:

  • основного долга за товары, которые подлежат оплате покупателем;
  • расходов за хранение товара, которые должен возместить покупатель;
  • штрафов, если они предусмотрены договором.

Ответ на претензию должен быть направлен покупателем в сроки, установленные или самим договором (если соглашением установлен досудебный порядок досудебного урегулирования споров), или в срок, указанный в претензии.

Если покупатель не ответил на претензию в установленные сроки или отказался погасить претензию полностью или частично, то продавец вправе идти в суд.

ВАЖНО:

Внимание: при выборке риск случайной гибели товара переходит к покупателю ещё до момента фактического получения товара последним.

Осуществить выборку вправе не только сам покупатель (сторона договора), но и уполномоченное им лицо (указанное в договоре поставки в качестве получателя товаров).

Осмотр товаров может производиться как путём осмотра всех получаемых (выбираемых) товаров полностью, так и путём выборочной проверки. Если договором выборочная проверка не предусмотрена, то покупатель обязан проверить весь полученный товар.

Марина ДАШЕВСКАЯ, юрист

Как уже было сказано в предыдущей статье, накладная подтверждает заключение договора перевозки груза.

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Существует принцип, согласно которому на одну машину составляется одна накладная. Однако если одним транспортным средством осуществляется доставка груза нескольким грузополучателям, необходимо составлять накладную на партию груза для каждого грузополучателя отдельно.

По умолчанию транспортная накладная заполняется перевозчиком и грузоотправителем. То есть форма документа составлена под условие, когда грузоотправитель и заказчик перевозки совпадают. Однако договором перевозки стороны вправе изменить порядок заполнения накладной и полностью возложить обязанность по ее заполнению на перевозчика.

Заказ (заявка) подается заказчиком перевозки перевозчику. Последний обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать заказчика перевозки о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки). Причем необходимо письменное обоснование причин отказа.

Форма заказа (заявки) Правилами перевозки не предусмотрена, но стороны вправе утвердить ее самостоятельно. Изначальное оформление транспортной накладной осуществляется перевозчиком на основании заявки. Следовательно, заявка должна содержать в себе все необходимые для заполнения накладной и расчета стоимости перевозки сведения.

Предлагаем использовать следующую форму заказа (заявки).

При принятии заявки (заказа) перевозчик в п. 9 ТН «Информация о принятии заказа» ставит отметку о принятии заказа, подпись и печать.

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с заказчиком определяет условия перевозки груза. Он заполняетпункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной.

Грузоотправитель (заказчик перевозки) заполняет п. 1-7, если иное не предусмотрено договором перевозки (или заказом). В договоре можно прописать, что указанные пункты накладной заполняет сам перевозчик по данным заказа (заявки). Графы в п. 6 и 7 ниже адреса приемки и отгрузки не заполняются при составлении транспортной накладной. Эти графы заполняются в процессе приемки и сдачи груза представителями грузоотправителя и грузополучателя.

Заказчик перевозки и перевозчик в п. 16 проставляют дату составления накладной, подписи и печати. Это означает согласование сторонами всех условий перевозки.

В п. 6 «Прием груза» грузоотправитель ставит подпись и печать. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает накладную в п. 6. В случае необходимости он указывает в п. 12 свои замечания и оговорки при приеме груза.

В п. 7 «Сдача груза» грузополучатель ставит подпись и печать. Перевозчик (в лице водителя), сдавший груз грузополучателю, ставит подпись.

Во всех незаполненных графах необходимо ставить прочерк (можно ручкой).

Если транспортную накладную подписывают представители по доверенности, то печати могут отсутствовать.

Указанный выше порядок заполнения транспортной накладной не учитывает многих реалий, складывающихся на практике, как то:

  • заказчик перевозки не является грузоотправителем;
  • заказ на перевозку поступает по электронной почте или факсу, и у заказчика перевозки нет возможности оформить накладную и подписать ее.

Допустим, заказчик и перевозчик не могут оперативно подписать накладную, как и происходит в большинстве случаев. В данной ситуации необходимо закрепить обязанность по заполнению накладной за перевозчиком на основании заказа.

Согласование условий перевозки осуществляется по факсу или электронной почте. Тогда перевозчик направляет заполненную накладную со своей подписью и печатью в сканированном виде по электронной почте или копию по факсу заказчику для оформления с его стороны.

Однако оформленная таким образом накладная вызовет вопросы у налогового органа. По этой причине окончательный экземпляр документа со всеми отметками о приемке груза к перевозке и доставке его грузополучателю следует в обязательном порядке отправлять заказчику почтой (дублировать по факсу или электронной почте). Кроме того, полностью оформленная накладная с отметкой грузополучателя является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязательств.

Транспортная накладная должна быть полностью оформлена и в оригинале присутствовать у заказчика перевозки, грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Представляем алгоритм заполнения применительно к трем возможным ситуациям.

Заказчиком перевозки является грузоотправитель (под данный случай подготовлена форма транспортной накладной и составлены Правила перевозок)

Пункты ТН

Кто заполняет/ подписывает

Примечание

1. Грузоотправитель

Грузоотправитель

Подробная информации о грузоотправителе и его представителе

2. Грузополучатель

Грузоотправитель

Подробная информация о грузополучателе и его представителе

3. Наименование груза

Грузоотправитель

Информация о наименовании и параметрах груза (объем, масса, количество и т.д.)

4. Сопроводительные документы на груз

Грузоотправитель

Заполняются при наличии сертификатов, паспортов качества и др. обязательных документов на груз

5. Указания грузоотправителя

Грузоотправитель

Параметры транспортного средства, необходимые для перевозки груза и ценность груза

6. Прием груза

Грузоотправитель/ перевозчик

Указывается адрес приемки, дата и время подачи автотранспорта под погрузку согласно договору и фактическое время и дата подачи автотранспорта.

Подпись и печать грузоотправителя, подпись водителя. Печать не обязательна при наличии доверенности

7. Сдача груза

Грузоотправитель/ перевозчик

Указываются адрес выгрузки, дата и время подачи автотранспорта под выгрузку согласно договору и фактическое время и дату прибытия автотранспорта.

Подпись и печать грузополучателя, подпись водителя. Печать не обязательна при наличии доверенности

8. Условия перевозки

Перевозчик

При отсутствии записей в этом пункте применяются условия перевозки грузов, предусмотренные ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и новыми Правилами перевозки

9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению

Перевозчик

Указывается информация о времени, месте принятии заказа. Ставится подпись и печать перевозчика. При наличии доверенности печать не обязательна

10. Перевозчик

Перевозчик

Подробная информация о перевозчике и водителе

11. Транспортное средство

Перевозчик

Для транспортного средства указываются вид, марка, гос. номер, грузоподъемность в тоннах и вместимость в кубических метрах

12. Оговорки и замечания

Перевозчик

Заполняется после погрузки, перевозчик указывает свои замечания

13. Прочие условия

Перевозчик

При перевозке опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов указываются номер, дата и срок действия специального разрешения, а также маршрут перевозки

14. Переадресовка

Перевозчик

Заполняется, если в пути изменился адрес доставки груза

15. Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы

Перевозчик

Стоимость перевозки или порядок ее расчета (возможна отсылка к договору)

16. Дата составления и подписи сторон

Грузоотправитель, перевозчик

Подписи и оттиски печати (при наличии печати) грузоотправителя и перевозчика

17. Отметки грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков

Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель

Заполняется при нарушении условий договора.

Заинтересованной стороной составляется акт о нарушении, о факте его существования делается пометка

Заказчик перевозки не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем

В данном случае условия перевозки и стоимость услуг согласовываются с заказчиком перевозки, который не является грузоотправителем или грузополучателем. Подпункты 1-7 транспортной накладной грузоотправитель не заполняет. Это делают заказчик перевозки или перевозчик.

По этой же причине в п. 16 ТН подпись и печать проставляет заказчик, а не грузоотправитель. Это означает согласование с перевозчиком всех условий перевозки груза и подтверждает достоверность и правильность внесенной в транспортную накладную информации. Во всем остальном оформление происходит в порядке, описанном в таблице.

Указание в п. 16 ТН грузоотправителя не будет ошибкой. Как вариант можно добавить графу в п. 16 и указывать наряду с грузоотправителем заказчика .

Рекомендуем в таких случаях в договоре перевозки указывать обязанность перевозчика по заполнению ТН (в том числе п. 1-7) и оформлять ТН в 4 экземплярах.

Заказчиком перевозки является грузополучатель

В рассматриваемом случае грузополучатель является заказчиком перевозки. Поэтому п. 1-7 транспортной накладной заполняет именно он.

По договоренности с перевозчиком эти подпункты могут заполняться перевозчиком на основании заявки. В п. 16 ТН подпись и печать проставляет грузополучатель (не грузоотправитель). Это означает согласование с перевозчиком всех условий перевозки груза на основании заказа и подтверждение достоверности и правильности информации. Во всем остальном оформление происходит в порядке, описанном в таблице.

Указание в п. 16 ТН грузоотправителя не будет ошибкой. Как вариант можно добавить графу в п. 16 и указывать наряду с грузоотправителем Заказчика .

Рекомендуем в таких случаях в договоре перевозки указывать обязанность перевозчика по заполнению ТН (в том числе п. 1-7).

Обращаем внимание, что для заказчика перевозки ТН является документальным подтверждением расходов на перевозку. Налоговые органы признают расходы на перевозку документально подтвержденными только при наличии транспортной накладной. Судебная практика спорная и сложилась до утверждения новой формы накладной.

Доставка товара осуществляется с помощью экспедитора

Отношения, складывающиеся в рамках транспортно-экспедиционной деятельности, имеют свои особенности. Отношения по транспортной экспедиции регулируются ГК РФ, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности и договором транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция не отождествляется с договором перевозки, но экспедитор может выполнить перевозку своими силами.

В силу особенностей договора транспортной экспедиции имеются и особенности в документальном оформлении экспедиционных услуг.

Договор транспортной экспедиции является важнейшим документом, которым регулируются отношения между клиентом и экспедитором. Стороны договора устанавливают: порядок оказания услуг и способ расчетов, виды экспедиторских документов, не предусмотренных законодательством, способ подтверждения факта оказания услуг и др.

Перечень экспедиторских документов утвержден п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка и др. По факту оказания услуг стороны подписывают акт оказанных услуг. Акт оказанных услуг можно не оформлять, так как необходимость подтверждения факта оказания экспедиционных услуг законодательством не предусмотрена. Нет требования и к составлению отчета об оказанных услугах.

Рекомендуем все же акт оказанных услуг оформлять во избежание претензий налоговых органов. Претензии налоговых органов могут возникнуть по причине необходимости подтверждения факта оказания экспедиторских услуг и их стоимости в целях налогообложения прибыли.

Акт оказанных услуг составляется в свободной форме с соблюдением обязательных для первичного учетного документа реквизитов (ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Он включает:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

з) подробный перечень оказанных услуг и их стоимость. Налоговые органы требуют в обязательном порядке наличия ТН. Законодательством не предусмотрено обязательное наличие накладной при оказании экспедиционных услуг. Транспортная накладная обязательна, если экспедитор своими силами оказывает услуги по перевозке.

Комплект документов при привлечении экспедитора у покупателя и поставщика будет разным – в зависимости от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, акт оказанных услуг.

Рекомендуем также иметь оформленную транспортную накладную (по форме 1-Т до 25.07.2011 и по новой форме с 25.07.2011), однако это не обязательно. Доверенность на представителя грузополучателя на получение ТМЦ, скорее всего, экспедитор не выдаст.

Если экспедитор своими силами осуществляет перевозку, то наличие транспортной накладной обязательно. Ведь в данном случае экспедитор выступает перевозчиком, а не посредником.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В данном случае ТН обязательна, так как экспедитор в любом случае привлечет перевозчика и транспортная накладная оформляется.

Если же покупатель не является грузополучателем, то путевого листа и транспортной накладной у него не будет. В такой ситуации рекомендуем требовать от поставщика копии накладной в целях подтверждения доставки товара грузополучателю.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору, экспедиторская расписка, акт оказанных услуг, транспортная накладная, если покупатель является грузополучателем.

Накладная у покупателя должна присутствовать, если он является грузополучателем. Так как экспедитор в любом случае привлекает перевозчика, то один экземпляр накладной остается у грузополучателя.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ и копия поручения экспедитору.

Для поставщика важно наличие стороннего перевозчика. При передаче товара поставщик должен удостовериться, что передает товар уполномоченному представителю. Из транспортной накладной можно установить, кто является заказчиком перевозки. Если это не покупатель, значит необходимо запросить поручение экспедитору или доверенность на водителя от покупателя.

Указанные выше рекомендации составлены на основании законодательства РФ и практики его применения. Правильно и полно оформленные комплекты документов по доставке товара помогут минимизировать налоговые риски.

Однако претензий налоговых органов не избежать, если контрагент признан недобросовестным. В данном случае от полноты комплекта документов, подтверждающего реальность доставки товара, и правильности его оформления будет зависеть успех налогоплательщика в отстаивании своих интересов в суде.

Не создавайте дополнительных рисков, а правильно и своевременно оформляйте оправдательные документы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Заполнение строки «Грузоотправитель» в счете-фактуре при отгрузке самовывозом

Цитата:Письмо ФНС России от 21.01.2010 № 3−1−11/22@
«О порядке заполнения показателей счета-фактуры «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» в конкретных ситуациях»
Вопрос:
О заполнении показателей счета-фактуры «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» на основании аналогичных показателей товарной накладной ТОРГ-12 при приобретении товара по договору купли-продажи на условиях самовывоза со склада продавца, а также при приобретении у поставщика, который покупает этот товар у производителя, на условиях самовывоза при передаче товара от поставщика покупателю на складе производителя.
Ответ:
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос ООО о порядке заполнения показателей счета-фактуры «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» в конкретных ситуациях и сообщает следующее.
Как следует из запроса, в первой ситуации ООО (далее — покупатель) приобретает товары по договору купли-продажи, согласно которому поставка товаров производится на условиях самовывоза со склада продавца, на котором уполномоченный представитель — сотрудник покупателя принимает товары. Продавец выставляет в адрес покупателя товарную накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру. Далее товар на склад покупателя не поступает, а загружается в транспортное средство и транспортируется следующему покупателю.
Во второй ситуации ООО (покупатель) также на условиях самовывоза приобретает товар у поставщика ЗАО, который, в свою очередь, покупает этот товар у производителя (ОАО). Передача товара от ЗАО представителю ООО (покупателю) осуществляется на территории склада производителя (ОАО) одновременно с передачей товара от производителя (ОАО) поставщику (ЗАО). При этом ЗАО отправляет на склад производителя (ОАО) своего представителя, который осуществляет приемку товара по качеству, подписывает товарную накладную ТОРГ-12. Далее уполномоченный представитель ЗАО передает данный товар представителю ООО (покупателю), который подписывает товарную накладную, что товар принят. При этом ЗАО выставляет счет-фактуру ООО (покупателю) на поставленный товар.
В данных ситуациях при заполнении показателей счета-фактуры «Грузоотправитель и его адрес», а также «Грузополучатель и его адрес» необходимо учитывать следующее.
При реализации товаров на основании п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня их отгрузки.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129−ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129−ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов.
При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, в том числе о лицах, осуществляющих операции по отправке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам.
Следовательно, при отгрузке товаров счета-фактуры составляются на основе первого по времени составления первичного учетного документа, то есть на основе уже имеющегося первичного документа, который должен отражать конкретные факты хозяйственной операции, подтверждаемые этим первичным документом.
В том случае, если при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей продавец применяет унифицированную форму товарной накладной ТОРГ-12, то необходимо учитывать, что данная форма содержит такие реквизиты, как организация-грузоотправитель, грузополучатель и их адреса, при заполнении которых указываются данные об этих лицах. Аналогичные требования содержатся и в счете-фактуре.
Так, согласно пп. 3 п. 5 указанной ст. 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Порядок заполнения указанных показателей приведен в Приложении N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Так, в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется «он же». Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя.
В строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.
Принимая во внимание, что счет-фактура составляется на основании первичного учетного документа, а также учитывая требование об указании в товарной накладной ТОРГ-12 данных о грузоотправителе и грузополучателе, при заполнении строк 3 и 4 счета-фактуры в части наименования грузоотправителя и грузополучателя следует указывать данные, отраженные об этих лицах в соответствующих строках товарной накладной ТОРГ-12. При этом если продавец и грузоотправитель — одно и то же лицо, то в строке 3 счета-фактуры пишется «он же».
Что касается указания в счете-фактуре адреса грузоотправителя и грузополучателя, то, учитывая, что в товарной накладной ТОРГ-12 не конкретизирован адрес грузоотправителя и грузополучателя, в строке 3 счета-фактуры следует указывать почтовый адрес грузоотправителя и (или) почтовый адрес склада, принадлежащего грузоотправителю на праве собственности или аренды, с которого производилась отгрузка товаров. При заполнении адреса грузополучателя в строке 4 счета-фактуры указывается почтовый адрес грузополучателя и (или) почтовый адрес склада, принадлежащего грузополучателю на праве собственности или аренды, на который поступают приобретенные покупателем товары.
В случае если ООО (покупатель) приобретает товары на условиях самовывоза без поступления товаров на склад этого покупателя, то продавец товаров в строке 3 счета-фактуры указывает полное или сокращенное наименование того грузоотправителя, который указан в товарной накладной ТОРГ-12, и его почтовый адрес. В строке 4 указываются полное или сокращенное наименование того грузополучателя, который указан в товарной накладной ТОРГ-12, и его почтовый адрес.
Если организация отгружает товары через свои филиалы (структурные подразделения), не являющиеся юридическими лицами и, соответственно, согласно ст. 143 Кодекса не являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то при заполнении счетов-фактур по товарам, отгруженным через указанные филиалы (подразделения), в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указываются полное или сокращенное наименование того грузоотправителя, который указан в товарной накладной ТОРГ-12, и его почтовый адрес.
В случае если в товарной накладной ТОРГ-12 грузоотправителем указано наименование организации-грузоотправителя, а также наименование структурного подразделения, то в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указываются наименование организации-грузоотправителя и (или) наименование структурного подразделения, а при указании почтового адреса указываются почтовый адрес организации-грузоотправителя и (или) почтовый адрес филиала (структурного подразделения).
С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (Письмо Минфина России от 09.12.2009 N 03−07−15/162).
Действительный государственный советник РФ 3 класса
Н.Е. Мельников

Грузоотправитель в транспортных накладных

Здавствуйте!!
,,,,,,,,,,,,,,,Может Поможет,,,,,,,,,,,,,,,,,
Как известно , если груз перевозится автотранспортом, в обязательном порядке необходима транспортная накладная. До недавнего времени автотранспортные предприятия использовали унифицированную форму ТТН № 1-Т. Но при этом четких правил по заполнению данного первичного документа не было. До недавнего времени затраты на транспортировку подтверждались только ТТН № 1-Т. Но теперь, когда появилась новая транспортная накладная, возникает много вопросов. Вообще, новая транспортная накладная заменяет форму ТТН № 1-Т. Но на практике, форма ТТН № 1-Т все еще заполняется, если в роли перевозчика выступает грузополучатель или грузоотправитель.
Сущность транспортной накладной
Транспортная накладная применяется для учета движения товаров, материала и сырья и расчетов по их перевозке автотранспортом.
ТН состоит из двух частей:
• товарной
• транспортной
В товарном разделе определены взаимоотношения, которые возникают между грузоотправителями и грузополучателями. Кроме этого, на основании информации, указанной в товарном разделе, происходит списание товара у грузоотправителя и его оприходование и грузополучателя.
Соответственно, ТН составляется в трех экземплярах, и они все считаются оригиналами. Напомним, что раньше транспортная накладная выписывалась в четырех экземплярах. Водителю транспортного средства выдают обычно два экземпляра транспортной накладной, чтобы он предоставил их своей компании-перевозчику и грузополучателю.
В ТН содержится 17 пунктов, среди которых можно выделить самые важные – информацию о грузополучателе, грузоотправителе, сопроводительных документах, наименовании груза и условиях перевозки.
Ввиду того, что заполнение товарно-транспортной накладной № 1-Т не было подробно ранее разъяснено уполномоченными органами, возникало много споров, когда приходила налоговая инспекция с проверкой. Ведь, если груз доставляется не автотранспортом покупателя, то для правомерности вычета у него НДС необходима ТН.
Правила перевозок грузов
Для того чтобы урегулировать данный вопрос, Правительство РФ утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, в которых подробно описано заполнение ТН.
Перед тем, как выписывать ТН, необходимо заключить договор перевозки груза. В нем предусмотрено три стороны – отправитель, получатель и перевозчик.
Вступившие в силу Правила говорят о том, что транспортная накладная заполняется в том случае, если транспортировкой груза занимается – либо предприниматель, который оказывает услуги по перевозке, либо нанятая компания.
Также в Правилах перевозки сказано, что ТН должен подписать перевозчик и грузоотправитель. Сам документ заверяется печатями.
Особенности новой ТН
В новой транспортной накладной отсутствуют такие сведения, которые связаны со стоимостью перевозимого товара. Если же ценность груза объявлена грузоотправителем, то стоимость необходимо указать в 5-ом пункте ТН. При этом нельзя, чтобы объявленная ценность превышала действительную.
В договоре перевозки груза должно быть указано то, что транспортная накладная выписывается или на одну, или на несколько партий груза. А число ТН должно соответствовать количеству транспортных средств, которые перевозят товар.
Если покупатель или поставщик будет использовать услуги перевозчика с 25 июля текущего года, нужно использовать новую форму ТН. Если транспортная накладная будет составлена по старой форме, то она не подтвердит ни факт перевозки, ни расходы. А отсюда, возникнут сложности с принятием к вычету НДС и признанием понесенных расходов.
Оформление документов при разных способах доставки
На практике можно встретить несколько вариантов доставки товара, каждый из которых имеет свои особенности в части оформления первичных документов.
Организацией доставки занимается поставщик, привлекая стороннего перевозчика
Если в договоре прописано, что за доставку товара отвечает продавец, то он должен доставить его покупателю. Когда собственных транспортных средств нет, поставщик вынужден воспользоваться услугами перевозчика.
Поставщик готовит два комплекта документов:
• По купле-продаже товара. Транспортная накладная составляется в трех экземплярах – для покупателя, поставщика и сторонней организации. Что касается ТТН № 1-Т, то в этой ситуации она не нужна. Если груз доставляется к покупателю в контейнере, то обязательно нужно оформить сопроводительную ведомость.
• По доставке. К таким документам относится договор и накладные № ТОРГ-12. Если в договоре не прописан момент перехода прав собственности от продавца к покупателю, то нужно считать, что он совпадает с передачей товара перевозчику.
Организацией доставки занимается покупатель, привлекая стороннего перевозчика
Список первичных документов в этом случае не будет отличаться от предыдущей ситуации. То есть для перевозки груза понадобятся транспортные накладные и сопроводительная ведомость, а для купли-продажи – договор и накладные № ТОРГ-12.
Разница заключается лишь в том, что оформлять эти документы будут другие лица. От поставщика покупатель может требовать только накладную № ТОРГ-12.
Договор перевозки должен быть заключен между покупателем и сторонним перевозчиком. Как только продавец отгрузит товар перевозчику, право собственности автоматически перейдет к покупателю. Это значит то, что транспортную накладную выписывает уже сам покупатель, так как он выступает в роли грузополучателя.
Груз доставляется поставщиком собственными силами
Когда в процессе доставки участвуют только покупатель и поставщик, транспортная накладная не нужна. Но возникает другой вопрос. Необходимо ли все-таки поставщику выписывать ТН?
Однозначного ответа нет. Если следовать инструкции, в которой порядок расчетов за перевозку грузов автотранспортом был утвержден 30 лет назад, то ТН нужна.
С другой стороны, поскольку операция непосредственно связана с хозяйственной деятельностью продавца, то ему не нужно составлять ТН № 1-Т. В подобной ситуации достаточно выписывать только товарную накладную № ТОРГ-12. Что касается стоимости доставки, то она может быть зафиксирована в акте оказанных работ, или включена в саму стоимость товара.
Несмотря на то, что мнения разделились, будет лучше, если ТН поставщик все-таки выпишет. На практике могут возникнуть конфликты с налоговыми инспекторами при проверке.
Товар доставляет покупатель собственными силами
Этот вариант напоминает ту ситуацию, когда за доставку товара отвечает поставщик. Здесь оформление транспортной накладной также не нужно. Главное отличие состоит в том, что ТТН № 1-Т выписывать клиенту нет необходимости. Ее отсутствие не лишает права покупателя на вычет НДС. А для того, чтобы вести учет расходов на приобретение товара, будет достаточно накладной № ТОРГ-12.
Доставка товара осуществляется транзитом от поставщика клиенту
Очень часто оптовые компании покупают у поставщика товар, а потом продают его покупателю. При этом груз доставляется перевозчиком напрямую от поставщика к конечному потребителю.
Ситуация с документами обстоит следующим образом. Факт купли-продажи будет зафиксирован в двух экземплярах накладных № ТОРГ-12. В первой накладной оптовик указан как покупатель, а во второй – как продавец.
Как только оптовая компания подписывает накладную № ТОРГ-12, она становится владельцем товара. Если груз и находится на складе поставщика, то он уже принадлежит оптовику. Значит, оформляя транспортную накладную, нужно учитывать, что грузополучателем будет конечный потребитель, а грузоотправителем – оптовая компания.
И еще:
Появится еще одна форма документа, подтверждающего затраты на транспортировку
Как только Правила перевозок грузов вступят в силу, у нас окажется сразу две действующие формы документа, подтверждающего расходы на доставку. Первая — это привычный бланк товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Вторая — новый бланк транспортной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов.
К сожалению, чиновники пока не дали разъяснений, в каких случаях применять каждую из двух форм. Попробуем разобраться самостоятельно.
Особенности новой транспортной накладной
Новый бланк транспортной накладной заполняется в рамках договора перевозки груза, который предусматривает наличие отправителя, получателя и перевозчика (ст. 785 ГК РФ). Таким образом, эту накладную следует заполнять только в ситуации, когда транспортировкой занимается нанятая компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке.
Еще одна особенность новой транспортной накладной — отсутствие сведений о цене перевозимого товара*. По этой причине транспортная накладная не заменяет собой товарную накладную по форме № ТОРГ-12.
Особенности накладной по форме № 1-Т
Форма № 1-Т используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов (п. 2 постановления № 78). Отсюда можно сделать вывод, что для оформления формы № 1-Т не обязательно наличие третьей стороны (специализированного автоперевозчика). Ее можно заполнить и в случае, когда функции перевозчика выполняет грузоотправитель, либо грузополучатель.
К тому же в бланке № 1-Т есть товарный раздел. В нем, в числе прочего, указывается стоимость груза, то есть сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу. Получается, что в товарно-транспортной накладной содержатся все данные, необходимые для списания и оприходования товара. Единственное, чего не хватает — это информации об НДС. Многие организации решают проблему, добавив в форму № 1-Т графы, посвященные налогу. Это дает возможность отказаться от ТОРГ-12 и ограничиться товарно-транспортными накладными.
На практике встречается несколько вариантов доставки товара, и каждый подразумевает свой способ оформления «первички». Давайте посмотрим, как после вступления правил в силу (25 июля 2011 года) надо будет оформлять документы.
Вариант первый: доставку организует поставщик с привлечением стороннего перевозчика
Нередко по условиям договора продавец должен за свой счет доставить товар до склада покупателя. Если собственных машин у поставщика нет, ему приходится прибегать к услугам перевозчика. В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу.
Первичные документы по доставке с 25 июля 2011 года будут составляться в соответствии с новыми Правилами перевозок грузов. Это значит, что необходимо будет создать три экземпляра транспортной накладной по новой форме. Первый экземпляр останется у продавца в подтверждение его расходов на доставку. Второй экземпляр получит покупатель (в случае налоговой проверки документ поможет подтвердить реальность сделки). Третий экземпляр предназначен для перевозчика. Что касается товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, то она здесь не нужна.
Если груз перевозится в контейнере, то полагается составить еще и сопроводительную ведомость. Она также пригодится при проверке, если налоговики станут подозревать фиктивный характер поставки.
Документы по купле-продаже — это накладные по форме № ТОРГ-12 и собственно договор. При его составлении поставщику нужно учесть один важный нюанс. Если момент перехода права собственности не обозначен, то по общему правилу он совпадает с передачей груза перевозчику (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Выходит, что оплачивая доставку из своих средств, поставщик финансирует транспортировку чужого имущества. Чиновники разрешают учесть такие суммы в расходах, только если перевозка включена в стоимость товара, либо если покупатель компенсировал ее продавцу (письмо Минфина России от 19.03.07 № 03-03-06/1/157). Поэтому лучше оговорить, что право собственности на товар переходит к покупателю при получении им груза от перевозчика.
Вариант второй: доставку организует покупатель с привлечением стороннего перевозчика
Первичные документы будут такими же, как и в ситуации, когда доставку оплачивает поставщик. Для перевозки это транспортные накладные, и при необходимости, сопроводительная ведомость. Для купли-продажи — накладные по форме № ТОРГ-12 и договор. Разница лишь в том, что оформлять эти документы будут другие лица.
Так, поставщик выписывает лишь накладную по форме № ТОРГ-12, ведь его обязанности исчерпываются подготовкой товара к выборке и извещением об этом покупателя (п. 1 ст. 458 ГК РФ). А значит, поставщик не является стороной договора перевозки, то есть грузоотправителем.
Эта роль достается покупателю, поскольку право собственности на товар к нему перешло в момент, когда поставщик предоставил груз перевозчику (п. 1 ст. 223 и п. 2 ст. 458 ГК РФ). Кроме того, покупатель выступает в роли грузополучателя. Соответственно, именно на нем лежит обязанность по оформлению товарно-транспортной накладной.
Вариант третий: товар доставляет поставщик собственными силами
Транспортная накладная тут будет не нужна, ведь в процессе доставки участвуют только поставщик и покупатель, и не участвует третья сторона — перевозчик.
Однако возникает вопрос: должен ли поставщик оформить товарно-транспортную накладную? Однозначного ответа нет. Существуют две противоположные точки зрения.
Согласно первой, должен, потому что об этом прямо говорится в пункте 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Хотя этот документ утвержден без малого 30 лет назад, он до сих пор действует**.
Согласно второй точке зрения, у поставщика нет необходимости составлять накладную по форме № 1-Т, ведь транспортировка груза в данном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно заполнить товарную накладную по форме № ТОРГ-12, а стоимость доставки либо включить в цену товара, либо зафиксировать в акте оказанных услуг.
В арбитражной практике можно найти примеры, когда судьи подтверждали: без товарно-транспортной накладной покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 № А19-13189/10). Но есть и обратные примеры, когда суды признали, что накладная по форме№ 1-Т не обязательна для вычета и расходов (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 № А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10). Несмотря на наличие положительной практики, во избежание конфликтов с ревизорами налогоплательщикам лучше создать товарно-транспортные накладные.
Кроме того, поставщику необходимо ответить еще на один важный вопрос: можно ли считать доставку частью сделки купли-продажи? Или надо оформить второй договор на оказание услуг по перевозке? Мы считаем, что никаких дополнительных соглашений не нужно. Во-первых, Гражданский кодекс допускает заключение «смешанных» сделок, где присутствуют элементы разных договоров (в нашем случае купли-продажи и доставки). Во-вторых, если на территории продавца введена «вмененка» в отношении перевозок грузов, и на балансе продавца не более 20 машин, то в случае отдельного договора ему, скорее всего, придется заплатить ЕНВД. Если же рассматривать транспортировку не отдельно, а в рамках торговой деятельности, то «вмененного» налога удастся избежать.
Вариант четвертый: товар доставляет покупатель собственными силами (самовывоз)
Формально данный вариант мало чем отличается от ситуации, когда продукцию привозит поставщик без привлечения стороннего перевозчика. Здесь также не требуется транспортная накладная, утвержденная комментируемыми Правилами перевозок.
Но есть одно отличие, и связано оно с накладной по форме № 1-Т. Тут (в отличие от случая с доставкой поставщиком) присутствует полная ясность.
В конце прошлого года Высший арбитражный суд поставил точку в спорах и признал, что в случае самовывоза клиенту нет нужды оформлять форму № 1-Т. Отсутствие товарно-транспортной накладной не лишает покупателя права на вычет НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10). Аналогичную позицию изложил и Минфин России в письме от 31.01.11 № 03-03-06/1/42. Чиновники сообщили, что для учета расходов на покупку товара покупателю вполне достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12.
От себя добавим: если для предприятия все же удобнее оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, такой способ тоже будет правильным.
Вариант пятый: товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя оптового перекупщика
Случается, что по документам оптовая компания закупает у поставщика товар и продает своему покупателю. Но фактически специализированный перевозчик доставляет груз напрямую от продавца конечным потребителям, минуя склад оптовика.
Какие документы нужно заполнить? Купля-продажа товара будет зафиксирована в двух накладных по форме № ТОРГ-12: в первой оптовик указан в качестве покупателя, во второй — в качестве продавца.
С документами на доставку дело обстоит следующим образом. Оптовик становится владельцем товара после подписания соответствующей накладной ТОРГ-12. С этого момента груз хотя и находится на складе поставщика, но уже принадлежит оптовику. Поэтому при оформлении транспортной накладной (напомним, ее бланк приведен в комментируемых Правилах перевозок; бланк и Правила можно скачать здесь), грузоотправителем станет оптовик, а грузополучателем — конечный потребитель.
Существует мнение, что в роли грузоотправителя нужно указать поставщика, в роли грузополучателя — оптовика, а затем оформить переадресовку на конечного потребителя.
Мы считаем, что такой способ малопригоден на практике. Действительно, в новых Правилах перевозок грузов предусмотрена переадресовка. Но к ней можно прибегать только в случаях, когда изначально заявленный грузополучатель по каким-то причинам оказался не в состоянии принять товар. Но при транзитной доставке заведомо известно, что оптовик не станет получать груз. При таких обстоятельствах перевозчик вряд ли согласится на подобную хитрость.
Модераторам-откуда взят материал не могу написать, т.к. сохранен как документ. Извените.

Оформление транспортных документов при самовывозе Владислав Артамонов

№ 12 январь 2006 г
Владислав Артамонов
Логист компании «Теплотекс»

Оформление транспортных документов при самовывозе

В статье «Подводные камни самовывоза» («ЛОГИСТИК&система» №7/июль 2006) мы указали, что в случае EXW продавец должен выписать один товаросопроводительный документ – товарную накладную, а в случае FCA еще и оформить транспортные документы. Кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом? Какие бумаги подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен?
В данной статье речь пойдет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название – материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»). Согласно действующему законодательству, на территории РФ документом на перевозку грузов автотранспортом является товарно-транспортная накладная (ТТН). ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку на территории РФ. Документ, как правило, оформляется грузоотправителем, однако по согласованию сторон может составляться и перевозчиком.

В каких же случаях продавец должен формировать перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов F по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов C или D, то к обязанностям продавца добавляется составление договора перевозки и его оплата.
Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и речь об этом пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, поскольку большинство случаев аналогичны разбираемым.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ПЕРЕВОЗЧИКОМ

Сначала разберем вариант, когда договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком (группы терминов F, C или D по Инкотермс 2000). В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки (продавец или покупатель), обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, то есть на продавце (поставщике). При автоперевозках таким документом является товарно-транспортная накладная по утвержденной форме 1-Т.
В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта «грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную. Она является основным перевозочным документом и по ней производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР» (см. врезку «Типовая форма ТТН»).
Согласно Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Автотранспортное предприятие прилагает третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта. А четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Разделы ТТН представлены во врезке на стр. 63.Типовая форма ТТН
Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, принятой сторонами: Минфином СССР No 156, Госбанком СССР No 30, ЦСУ СССР No 354/7, Минавтотрансом РСФСР No 10/998 от 30 ноября 1983 г. (в редакции постановления Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. No 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Стоит отметить, что указанным постановлением Госкомстата изменена и утверждена форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой инструкции осталось приложение No 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора. Кстати, при необходимости в любую форму, утвержденную Госкомстатом, можно вносить дополнения, например строки или столбцы, которых не хватает. Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРИИ

В случае, когда договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет на оплату, акт выполненных работ, счет-фактура. Следует заметить, что товарно-транспортная накладная обязательна, а вот акт об оказании услуг нет, поскольку перевозка и экспедирование по нормам (п. 2 гл. 39 ГК РФ) не являются услугой. ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозок, акт об оказании услуг по перевозке как документ не предусмотрен. Налоговые органы своим письмом от 30 апреля 2004 г. No 04-02-05/1/33 также признали, что акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Он необходим только в том случае, если его составление предусмотрено договором.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Если базис поставки EXW, а договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будут только поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. Если же в договоре поставки есть ссылка на термин групп F, C или D Инкотермс 2000, то ответственный за выписывание транспортного документа будет определяться видом договора с посредником.Международная экспедиторская практика
Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:
в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком согласно полученным инструкциям. В контракте по перевозке экспедитор выступает от имени своего клиента и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам клиент экспедитора предъявляет сам. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков;
в качестве перевозчика. Это означает, что экспедитор может либо перевозить товары собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор с юридической точки зрения считается так называемым перевозчиком по договору, ответственным за груз и перевозку в целом.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ЧЕРЕЗ АГЕНТА

Если при заключении договора перевозки посредник выступает в роли агента (гл. 52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае ТТН) целиком и полностью ложится на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное – проблемы продавца.
Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет последний, поскольку ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае состоит в подтверждении целесообразности оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут-то и пригодится возможность дополнять любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, можно внести в ТТН строку «Основание» и вписывать в нее агента и реквизиты договора с ним.
Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре. Ведь для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ, а это уже другой вид договора – экспедиторский.

В случае когда договор перевозки заключен с перевозчиком через агента, для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор агентирования, договор перевозки (необязательно), первый и третий экземпляры ТТН, отрывной талон путевого листа, счет(а) на оплату, отчет агента, акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно), акт выполненных работ с агентом, два экземпляра счета-фактуры.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ С ЭКСПЕДИТОРОМ

Правовой статус экспедитора (гл. 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности. Международная экспедиторская практика представлена во врезке.
Согласно нормам российского законодательства, а именно статье 801 ГК РФ, экспедитор может заключать договоры перевозки как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон. Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, состоит в следующем. Для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать экспедиторский документ, свидетельствующий о том, что экспедитор товар принял и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи груза получателю. Разделы ТТН
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. Первый определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Второй раздел отражает отношения грузоотправителя (заказчика автотранспортных услуг) с организацией – владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов. Он служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН позволяет выполнять одновременно несколько функций.
Полная цепочка передачи груза в данном случае выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор, экспедитор – перевозчик, перевозчик – экспедитор, экспедитор – получатель (покупатель).
Нужно отметить, что по Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправителем. В данном случае грузоотправитель не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору». ТМЦ передаются экспедитору по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме с соблюдением необходимых условий.
В соответствии с вышеупомянутой инструкцией грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, полученные товарно-материальные ценности экспедитор как раз по ТТН и списывает. В сопроводительных документах, отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и счете-фактуре), в графе «Грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.

В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), акт выполненных работ (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), счет-фактура (Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.). Если накладную на перевозку для перевозчика выписывает сам экспедитор, то для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком третий экземпляр должен вернуться к нему же. Покупатель подтверждает получение товара отправкой продавцу накладной ТОРГ-12 с исполнением.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс 2000 из группы D, экспедитор будет еще обязан возвратить ТОРГ-12 с исполнением как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. К иным услугам также относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случае прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением. На иные услуги экспедитор должен иметь полномочия, которые необходимо прописать в договоре. В этом случае предприятие, выделившее его, выдает ему удостоверение со ссылкой на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.

Если экспедитор и перевозчик – одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: поставщик (продавец) – экспедитор (перевозчик), экспедитор (перевозчик) – получатель (покупатель). В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ОТ ИМЕНИ КЛИЕНТА

Товаросопроводительные документы при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, должны быть оформлены следующим образом. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ. Также он обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных им в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной последним доверенности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В этой статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами. В соответствии с пунктом 47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить грузоотправитель. Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строки «Грузоотправитель» и «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?
Выход из этой запутанной ситуации на самом деле довольно прост. Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор. В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: «ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности No, дата (указываются реквизиты выданной доверенности)». В зависимости от указанного в договоре купли-продажи термина Инкотермс 2000 клиентом может быть как покупатель, так и продавец, В этом случае добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа. Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.
В накладной должна стоять подпись представителя экспедитора и печать последнего. ТТН оформляется в количестве пяти экземпляров. Два экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор впоследствии обязан передать клиенту.

В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии потребуются следующие документы: договор транспортной экспедиции (необязательно), поручение экспедитору (заявка клиента), экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.), третий экземпляр ТТН, акт выполненных работ с перевозчиком (необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором), акт выполненных работ с экспедитором, счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет клиент), счет-фактура от экспедитора.Проверьте содержание
Если акт выполненных работ не оформляется, то в экспедиторский документ, форма которого в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации отсутствует, обязательно включите следующие реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

ЭКСПЕДИТОРСКИЙ ДОКУМЕНТ

Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ. Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется такое правовое поле на национальном уровне.
Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности: оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее – экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора в качестве организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.
Статьей 2 Закона в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца вводится понятие правил транспортно-экспедиционной деятельности. Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. No 554 (с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс России обнародовал их проект, прошло три года).
Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), представляют собой русскоязычные аналоги складской и экспедиторской расписок, экспедиторского сертификата перевозки, мультимодального транспортного коносамента экспедитора, мультимодальной транспортной накладной экспедитора. Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.

НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. No 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем перечисленных в строке «Приложение» документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификатов, счетов, счетов-фактур, счетов-проформ, удостоверений, свидетельств и т. д.), водитель обязан их принять и передать вместе с грузом получателю.
В товарном разделе ТТН в части, отражающей приемку-передачу груза, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Когда товарно-материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту на основании доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12), указываются ее реквизиты. Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.
Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам. Водитель свое право на получение груза подтверждает путевым листом. Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель» вместо «Груз получил грузоотправитель»•

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *