Изменения в ЕГАИС

Содержание

ЕГАИС переходит на помарочный учет алкоголя

В 2018 году учет алкоголя в Единой государственной автоматизированной информационной системе станет поштучным, а значит — предельно точным. Новая версия системы учета ЕГАИС 3.0 запущена в тестовом режиме, а уже с 1 июля 2018 года планируется начать ее промышленную эксплуатацию и осуществить полный переход на помарочный учет алкогольной продукции.

Новый шаг в борьбе за чистоту российского алкогольного рынка — помарочный учет в ЕГАИС с 2018 года. Напомним, прежде учет алкоголя в системе был партионным. Помарочный же учет ЕГАИС подразумевает контроль за движением каждой единицы маркируемой алкогольной продукции с использованием значения, содержащегося в штриховом коде. Продукция, произведенная на территории РФ, маркируется федеральными специальными марками (ФСМ). Алкоголь, импортируемый на территорию РФ, маркируется акцизной маркой на алкоголь (АМ).

Помарочный учет ЕГАИС вводится в отношении продукции, производство или импорт которой были учтены помарочно. В отношении этилового спирта, спиртосодержащей продукции и немаркируемой алкогольной продукции учет остается партионным.

Этапы перехода на ЕГАИС 3.0

  1. Тестовый период: до 15 марта 2018 г.
  2. Переходный период: с 15 марта до 1 июля 2018 г.
  3. Промышленная эксплуатация: с 1 июля 2018 г.

Помарочный учет для производителей и импортеров

С июля 2018 года Росалкогольрегулирование ставит производителям и импортерам алкоголя новую задачу — вести помарочный учет алкоголя в ЕГАИС. По новым требованиям необходимо вести учет каждой марки при производстве и импорте, осуществлять отгрузку продукции с указанием каждой отгружаемой марки, а также формировать группы продукции (коробки, паллеты, наборы) под одним штриховым кодом, по которому можно будет определить все уникальные штриховые коды продукции, входящей в состав группы.

Для облегчения ведения своего собственного учета, производитель или импортер может маркировать собственными идентификаторами групповую тару, в которую упаковывается продукция. Данные идентификаторы передаются через ЕГАИС при отгрузке, но не хранятся в системе.

ЕГАИС: поштучный учет алкоголя при отгрузке

Отгрузка продукции осуществляется с указанием штриховых кодов, привязанных к партии товара, находящегося на остатке организации. Для облегчения ведения учета форматы ЕГАИС позволяют указывать идентификаторы групповой тары, в которой находятся маркируемые бутылки. При направлении накладной поставщик указывает эти идентификаторы и марки, содержащиеся в таре. Покупатель имеет возможность сохранить в собственной учетной системе номер тары и привязать к ним содержащиеся марки.

В дальнейшем, при формировании отгрузки поставщик может сканировать на складе групповую тару и подтягивать из своей системы марки, содержащиеся в ней. Система ЕГАИС поддерживает неограниченную вложенность групповой тары, что позволяет провести маркировку не только коробов, но и паллет и т.д.

Помарочный учет в рознице

При фиксации розничной продажи алкогольной продукции будут использованы несколько методов учета, их можно разделить на две большие группы. ФСРАР определило их как офлайновые и онлайновые методы контроля помарочных остатков.

  • Онлайновый метод подразумевает получение разрешения на торговлю алкогольной продукцией от онлайн-проверки. Проверка удостоверяет наличие на остатках данной марки. Этот метод будет применяться в отношении продукции, произведенной или ввезенной после 1 июля 2018 года. В отношении иной продукции проводится стандартная проверка на наличие в ЕГАИС, отсутствие продажи, списания и др.
  • Офлайновый метод подразумевает факт ведения актуальной информации по маркам, находящимся на остатке, на УТМ организации. Информация автоматически обновляется УТМ при подключении к интернету. Система не позволит осуществлять реализацию помарочной продукции, на получение которой в системе не была предоставлена информация. Этот метод будет применяться в отношении продукции, произведенной или ввезенной после 1 июля 2018 года.

В случае возврата потребителем алкоголя на кассе, продавец предоставляет в систему возвратный чек.

Как быть с партионными остатками?

Помарочный учет в обязательном порядке вводится в отношении продукции, производство или импорт которой были учтены помарочно. Продукция, находящаяся на остатках участников алкогольного рынка до момента введения помарочного учета и полученная от других участников рынка без указания марок (или в неполном количестве), учитывается в ЕГАИС по ранее установленной схеме до ее полной реализации. Помарочный учет такой продукции не требуется.

Вместе с тем, в отношении такой продукции будет введен срок ее реализации и ухода с рынка. Срок Росалкоголь обещает назвать после 1 июля 2018 года, то есть после запуска промышленной эксплуатации системы. Как утверждают в Росалкогольрегулировании, срок будет определен исходя из скопившихся на рынке партионных остатков.

Также Росалкогольрегулирование уже в 2018 году планирует изменить внешний вид наносимых на алкогольную продукцию марок. Одна из целей нового дизайна – стимулировать скорейший уход с рынка партионной продукции, не учтенной помарочно.

Как оперативно выстроить работу с ЕГАИС 3.0

Без учета новых требований ФСРАР по работе с ЕГАИС остаться на алкогольном рынке в правовом поле невозможно. Невыполнение грозит лишением лицензии или штрафами до 200 тысяч рублей организациям и до 15 тысяч рублей должностным лицам.

Оперативно учесть все нюансы перехода на новую версию ЕГАИС позволит сервис СБИС ЕГАИС. Он охватывает все операции с системой отчетности по алкоголю, обеспечивает быстрый обмен данными, автоматическую загрузку документов, оповещает о расхождениях в документах, не требует установки на точках продаж, позволяет перенести данные из ЕГАИС в учетную программу предприятия, обеспечивает удаленный контроль операций. Кроме того, пользователи сервиса получают консультационную поддержку «заточенных» на данной теме специалистов.

Для работы с учетной системой ФСРАР мы готовы предложить вам цифровую подпись ЭЦП для ЕГАИС. Изучите наш каталог электронных цифровых подписей в магазине электронных подписей «Центр ЭЦП» — здесь вы найдете цифровую подпись под любую задачу.

Узнать все тонкости работы СБИС ЕГАИС вы можете у наших специалистов.

Закон о ЕГАИС от 29.06.2015 № 182-ФЗ, полный текст

KKMka.ru принимает заявки на внедрение ЕГАИС в розницу в полном соответствии с федеральным законом от 29.06.2015 г. Подробная информация об услуге подключения к ЕГАИС приводится в разделе «Автоматизация торговли».

Закон о ЕГАИС от 29.06.2015

Ниже приводится полный текст закона о ЕГАИС, являющийся по сути дополнением основного закона № 171-ФЗ от 22.11.1995:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Федеральный закон от 29.06.2015 г. N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Статья 1
Статья 2
Статья 3

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Статья 1

1) пункт 4 статьи 1 после слов «парфюмерно-косметической продукции» дополнить словами «, товаров бытовой химии и средств личной гигиены»;

2) в пункте 1 статьи 6:

а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«утверждение перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

3) в статье 8:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Требование абзаца второго настоящего пункта не распространяется на:

основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих им на праве собственности или на праве аренды (далее — собственный виноград);

основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждается Правительством Российской Федерации.

Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием указанного оборудования.

Программно-аппаратные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих оборудование для учета объема оборота вина, игристого вина (шампанского), должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением хранения) такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, должны обеспечивать нанесение на акцизные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.»;

б) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. Указанное в абзаце восьмом пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема:

1) розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

2) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

3) розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень таких поселений определяется законом субъекта Российской Федерации;

4) закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

6) временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям;

8) производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

9) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

10) перевозок алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 25 процентов объема готовой продукции;

11) производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и хранения таких вин.»;

Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5) в пункте 1 статьи 10.2:

а) подпункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для импортированного этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для импортированного этилового спирта по фармакопейным статьям. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для этилового спирта по фармакопейным статьям;»;

6) в пункте 2.4 статьи 11:

а) в абзаце первом слова «Российской Федерации, по предложению» заменить словами «Российской Федерации по предложению»;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

«Производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения осуществляется организациями (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей) из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этим организациям на праве собственности, аренды или на ином законном основании, либо из винограда, выращенного на виноградниках, которые принадлежат другим лицам и сведения о которых внесены в реестр виноградных насаждений.»;

7) в статье 12:

а) абзац шестой пункта 2.3 после слов «специальных марках,» дополнить словами «определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и»;

б) в подпункте 1 пункта 5.1 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

8) в пункте 1 статьи 13 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

9) в пункте 6 статьи 14:

а) в абзаце пятом слова «указанной в абзацах шестом и седьмом пункта 2 статьи 8» заменить словами «указанной в абзацах третьем и четвертом пункта 2 статьи 8»;

б) в абзаце восьмом слова «предусмотренной абзацами шестым и седьмым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренной абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 8»;

10) в абзаце пятнадцатом пункта 3 статьи 20 слова «и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему» исключить;

11) в пункте 1 статьи 26:

а) в абзаце четвертом слова «предусмотренных абзацами шестым — девятым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренных абзацами третьим — шестым пункта 2 статьи 8»;

б) абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:

«отгрузка этилового спирта для организации, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, передача произведенного этилового спирта структурным подразделением организации другому ее структурному подразделению для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, импорт с территории государств — членов ЕАЭС этилового спирта, являющегося товаром ЕАЭС, для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии в целях освобождения от его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;»;

12) в статье 27:

а) в пункте 1 слова «абзацев первого и второго (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), абзаца третьего пункта 2.3 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции) статьи 11» заменить словами «абзацев первого и второго пункта 2.3 (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более) статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

б) в подпункте 2 пункта 2 слова «, абзаца третьего пункта 2.3 статьи 11 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» заменить словами «статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

в) дополнить пунктами 5 — 8 следующего содержания:

«5. До 1 января 2016 года для юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), которые были созданы в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе до 1 января 2015 года и имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование, допускается производство коньячного дистиллята их обособленным подразделением, осуществляющим производство коньяка, а также производство коньяка обособленным подразделением указанных юридических лиц, использующим основное технологическое оборудование для производства коньячного дистиллята.

6. До 1 июля 2016 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

7. До 1 января 2017 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в городских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.

8. До 1 января 2018 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в сельских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.».

Статья 2

1. Установить, что требования абзацев восьмого, десятого и двенадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Установить, что требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются:

1) до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;

3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

3. До 1 июля 2016 года положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25 и абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не применяются к организациям, осуществляющим производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции.

4. До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система

Что такое ЕГАИС?

Аббревиатура ЕГАИС расшифровывается как единая государственная автоматизированная информационная система. Это программно-аппаратный комплекс, созданный для обеспечения государственного надзора за производством и оборотом спиртных напитков.

Согласно принятому закону, всем розничным точкам, занимающимся реализацией алкогольной продукции, на кассах требуется установка программы, позволяющей транслировать информацию о проданном алкоголе в единую систему (ЕГАИС).

Вступление в силу закона о ЕГАИС

В настоящее время система действует в тестовом режиме, но в самое ближайшее время продажа алкоголя без этого программного модуля станет вне закона. Сроки вступления в силу:

  • к 1 ноября 2015 года — софт для работы ЕГАИС должен быть установлен у всех оптовых продавцов алкогольной продукции;
  • к 1 июля 2016 года – под действие закона попадает вся розница. За исключением сельских поселений, для которых закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.
  • Пиво и другие напитки брожения будут контролироваться ЕГАИС с 1 июля 2016 года.

Использование системы ЕГАИС в точках розничной торговли

На сегодняшний день двумерным штрих-кодом маркируется только крепкое вино. Но к вступлению в силу закона о ЕГАИС, соответствующая бирка появится и на таре со слабоалкогольными напитками. На этикетку наносится 2D-штрих-код PDF417, в котором зашифрованы данные о дате розлива, производителе, лицензии и прочих параметрах.

После этого в системе ЕГАИС при непосредственном участии сканера 2D-кодов фиксируется каждое событие, обозначающее реализацию алкоголя. Данные считываются двумерным сканером, и через программный модуль ЕГАИС передаются на сервер федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Контроль над оборотом алкоголя происходит фактически в «прямом эфире».

Пока что система не имеет широкого распространения, но ею уже пользуются несколько торговых гигантов – X5 ReteilGroup, сети магазинов Магнит и Дикси.

Кто освобожден от необходимости подключения к ЕГАИС?

На законодательном уровне заниматься продажей алкоголя без ЕГАИС можно только в небольших населённых пунктах, численность которых не превышает 3 тыс. человек. Так же под действие данного закона не попадают предприятия общепита.

Правда, данные допущения будут актуальны только до 2017 года. К тому времени подключение к ЕГАИС должно быть осуществлено и в точках общественного питания и на удаленной местности.

Нужно ли подключаться сегодня?

При подключении к ЕГАИС уже сегодня и до вступления в силу закона, предприятия получат доступ к личному кабинету системы с возможностью ведения собственного учета продаж алкогольной продукции.

Плюсы использования ЕГАИС?

Несомненным плюсом для точек, использующих ЕГАИС, является тот факт, что покупатель может сам убедиться в качестве купленной продукции, и в дальнейшем внести магазин в список доверенных и надежных продавцов. Происходит это следующим образом: при продаже товара кассир выдает клиенту чек, в нём указан код, по которому реализация алкоголя зарегистрирована в ЕГАИС. И при использовании мобильного приложения, покупатель по коду может самостоятельно идентифицировать законность и качество приобретенного им товара.

Технические требования при работе с ЕГАИС

  • Сканер 2D-кодов PDF417;
  • Установленный программный модуль ЕГАИС;
  • Кассовое ПО, совместимое с софтом ЕГАИС;
  • Интернет соединение со скоростью не менее 256 кбит/с;
  • Крипто-ключ со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Требуется ли усиленная электронная подпись?

С 01 января 2014 года вся отчётность, предоставляемая организациями по электронным каналам связи, подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью. Такая подпись имеет сертификат от аккредитованного удостоверяющего центра, отвечающего за её подлинность. Формируется при помощи криптографических инструментов, утвержденных ФСБ.

Если случился сбой в работе вашей системы

Сбой может возникнуть, например, при разъединении интернет соединения. Тогда программа ЕГАИС переключается в автономный режим работы. В этом случае все считанные штрих-коды накапливаются в память кассового программно-аппаратного комплекса, и при исправлении неисправностей с интернетом, вся информация уходит на сервер автоматически. На устранение сбоя соединения даётся не более трёх суток. Такой срок установлен на время тестового режима ЕГАИС, в котором на сегодняшний день работает эта система. После вступления в силу закона, регламентирующего работу ЕГАИС, этот срок может быть изменен. А увеличится он или уменьшится, будет зависеть от качества связи в месте работы магазина.

Полный перечень сканеров 2D-штрих-кодов, можно просмотреть по , выбрав в фильтре «2D» (включить «расширенный поиск»).

Ниже приведем небольшой перечень сканеров штрих-кода, подходящих для работы с ЕГАИС.

Атол SB 2108 USB 2D

Сканер для считывания как одномерных, так и двумерных штрих-кодов. А за расшифровку считанного кода отвечает встроенный декодер. Такая универсальность делает его незаменимым для выполнения широчайшего круга задач.

Сканер штрих-кода Honeywell Voyager 1400g

Honeywell Voyager 1400g — это бескомпромиссный сканер двумерных штрихкодов. Этот сканер способен считывать двумерные штрихкоды плохого качества, а также штрихкоды с экранов мобильных устройств.

Сканер штрих-кода Motorola DS4208

Сканер штрих-кода DS 4208 обеспечивает уникально высокую скорость считывания штрихкодов, хараткрную для лазерных сканеров, позволяя считывать двумерные штрихкоды без ухудшения качества сканирования или снижения производительности.

Сканер штрих-кода Motorola DS9208

Модель Motorola DS9208 позволяет сканировать штрих-коды с различных носителей — от бумажных этикеток до экранов мобильных телефонов. Вы можете свободно сканировать любой штрих-код 1D или 2D.

Сканер штрих-кода Datalogic Gryphon I GD440

Серия сканеров Gryphon™ 4000 представляет собой устройства сбора данных «премиум» класса для общего применения. Созданный профессионалами, имиджевый Gryphon™ 4000 совмещает в себе продвинутую технологию считывания 2D кодов с использованием интеллектуальной системы распознавания движения, обеспечивающей удобство для использования и непревзойденную производительность.

Сканер штрих-кода Motorola DS6707

Многофункциональное устройство серии DS 6700 от Motorola Enterprise Mobility Company™ может использоваться как одномерный (1D) или двухмерный (2D) сканер штрих-кодов, как цифровая камера или сканер документов. DS 6700 сконструирован для удовлетворения различных повседневных потребностей самого широкого спектра предприятий, сочетая наличие встроенной 1.3-мегапиксельной камеры с широкими возможностями сканирования и применения технологии цифрового преобразования изображений.

Сканер штрих-кода Cipher LAB 1504

Cipher1504 — ручной высокопроизводительный сканер двумерных штрихкодов. Данная модель великолепно сочетает в себе простоту, надёжность и высокие характеристики, при удачном соотношении цена-качество. Благодаря качественному фото считывателю, можно сканировать с высокой точностью 1D или 2D штрих коды различной плотности.

Сканер штрих-кода Motorola DS457

Motorola DS457- это стационарный имидж-сканер штрих-кода, обеспечивающий высокую скорость и отличное качество сканирования практически любых видов штрих-кодов, а именно: линейных (1D), двумерных (2D)

Сканер штрих-кода Motorola MS3204

MS3204 — это высокопроизводительный сканер, который быстро настраивается и устанавливается. Он обладает многоплоскостным сканирующим растром, что избавляет от трудностей ориентирования сканера в пространстве, и позволяет настраивать его местоположение лишь в одной плоскости. Имея надежный прочный корпус, укрепленное выходное окно, встроенный бипер и интерфейсные опции, MS3204 позволяет быстро и уверенно встраивать высокопроизводительные одно- и двумерные системы сбора данных в большинство систем сканирования в режиме самообслуживания.

Сканер штрих-кода Honeywell Vuquest 4980

Компактный фотосканер 4980 предназначен для высокоскоростного сканирования любых линейных и двумерных штрихкодов, а также кодов типа PDF. Сканер помещен в легкий и прочный портативный корпус. Сканер отличается элегантным дизайном и благодаря своим плавным формам органично вписывается в рабочую обстановку.

Сканер штрих-кода Honeywell VuQuest 3310G

Honeywell Vuquest 3310g — это компактный фотосканер, предназначенный для интенсивного сканирования любых линейных и двумерных штрихкодов, а также штрихкодов типа PDF. Сканер помещен в легкий и прочный портативный корпус. Сканер отличается элегантным дизайном и органично вписывается в рабочую обстановку предприятий розничной торговли.

Сканер штрих-кода Datalogic Magellan 3200VSi

Эта модель является первой в мире моделью в классе одноплоскостных сканеров с image -технологией всенаправленного сканирования штрихкодов. Этот революционный сканер расширит существующие возможности сканеров на кассовых узлах, объединив в себе производительность лазерного сканера с возможностью считывания символов 2D.В модели 3200 VSi используется image -технология и новое программное обеспечение, разработанное Datalogic Scanning для увеличения производительности при чтении поврежденных и неконтрастных кодов.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Разъяснения по ЕГАИС

Методология ведения поштучного учета
Методология (версия 2.6)
Приложение (версия 4)
О соответствии количества позиций продукции в ЕГАИС и бумажных накладных

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что учет поставка продукции в системе ЕГАИС посредством накладных осуществляется с привязкой к конкретным регистрационным формам учета 1 и 2. Указанные регистрационные формы характеризуют товар и соответствуют каждой отдельной позиции в электронной накладной.
В связи с этим количество позиций в электронной накладной системы ЕГАИС и в бумажной накладной может не совпадать, что не является нарушением порядка ведения учета. При этом суммовые количества поставляемой продукции должны соответствовать.

Отражение поставки алкогольной и безалкогольной продукции в ЕГАИС

Согласно пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН, а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78 (далее-постановление).
Постановлением определено, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, что в условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что партия груза — груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу.
Таким образом, отгрузка алкогольной и безалкогольной продукции, входящих в одну партию продукции, может оформляться одной ТТН на всю партию.
При этом по данной ТТН в ЕГАИС фиксируются только сведения об алкогольной продукции. Отражение в системе ЕГАИС сведений о поставке безалкогольной продукции не допускается.

Ведение справочника алкогольной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование сообщает, что в соответствии с правилами ведения системы ЕГАИС, введение алкогольных наименований в справочники системы осуществляется производителями и импортерами продукции самостоятельно.
С целью достоверного отображения сведений в системе ЕГАИС, Росалкогольрегулирование сообщает о необходимости использования филиалами и обособленными подразделениями организаций отдельных кодов продукции при производстве или импорте продукции. Использование кодов продукции, заведенных иными предприятиями или обособленными подразделениями для фиксации собственного производства или импорта в ЕГАИС не допускается.

Учет продукции в системе ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что электронные документы регистрационная форма учета №1 и регистрационная форма учета №2, сопровождающие партии товара во время оборота в системе ЕГАИС, содержат в себе данные, характеризующие товар.
При этом они не являются электронным аналогом бумажных сопровождающих документов разделов А и Б справки к ТТН/ГТД, могут не совпадать как по количеству документов, так и по номерам и датам справок и регистрационных форм учета.

Особенности заполнения регистрационной формы учета № 1 по импортной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что в соответствии с Приказом Росалкогольрегулирования № 413 от 03.12.2015 Об утверждении формата представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации в регистрационной форме учета №1 в реквизите BOTTLINGDATE
в отношении продукции российского производства, указывается дата розлива, в отношении продукции, произведенной не на территории Российской Федерации,– дата документа, на основании которой осуществлен ввоз продукции на территорию Российской Федерации или дата выпуска товара в соответствии с выбранной таможенной процедурой.
Таким образом, отсутствие в указанном электронном документе сведений о дате розлива по импортированной продукции является допустимым.

Оптимизация процесса синхронизации по справочнику контрагентов на комплексах ЕГАИС производителей и импортеров.

С целью оптимизации процесса синхронизации по справочникам организаций в ЕГАИС, в действующую систему были внесены изменения, которые отключают получение данных по всем организациям и индивидуальным предпринимателям в принудительном порядке.
В настоящее время, для получения данных по контрагенту, необходимо сформировать запрос через подраздел Отправка контрагентов раздела ЕГАИС личного кабинета на портале https://service.fsrar.ru.
Инструкция по добавлению контрагента доступна по ссылке

Описание документооборота ЕГАИС

Описания документооборота ЕГАИС. — описание

Возможность добавления номенклатуры продукции в ЕГАИС посредством федерального реестра алкогольной продукции

В связи с тем, что часть производителей/импортёров алкогольной продукции могли перестать осуществлять деятельность до момента обязательного подключения к системе ЕГАИС (предприятия пивоваренной отрасли), а их продукция может находиться на остатках оптовых и розничных организаций и начиная с 01.01.2016 должна фиксироваться в ЕГАИС, Росалкогольрегулирвоанием разработан дополнительных механизм заведения номенклатуры продукции посредством функционала федерального реестра алкогольной продукции (ФРАП).
Инструкция по добавлению доступна по ссылке

Отображение адресов в справочнике организаций системы ЕГАИС

Федеральным законом от 29.06.2015 № 182-ФЗ внесены изменения в Закон № 171-ФЗ, касающиеся усовершенствования механизма учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС распространено, в том числе на компании, осуществляющие закупки, хранение и поставки (в том числе импорт) алкогольной (включая пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху) и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу алкоголя.

В соответствии с установленным порядком ведения учета в системе ЕГАИС, повторение записей организаций с идентичными ИНН и КПП не допускается. Таким образом, адресные реквизиты обособленных подразделений организаций содержат указание основного адреса (до уровня номера дома, строения, литеры) с добавлением уточняющих показателей (указанных в лицензиях на осуществление различных видов деятельности), разделяемых знаком |. Использование подобных записей для фиксации информации в системе ЕГАИС является допустимым и не считается ошибкой.

Особенности ведения учета в ЕГАИС участниками пивоваренной отрасли

В соответствии решениями, принятыми на совместных совещаниях с представителями пивоваренной отрасли, Росалкогольрегулирование сообщает:

  • Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи необходимо использовать один экземпляр программных средств ЕГАИС вне зависимости от количества мест осуществления деятельности для отражения данных в ЕГАИС;
  • Предоставление информации о дате розлива продукции в ЕГАИС и справках А к ТТН до 01.07.2016 носит справочный характер;
  • В случае если обособленное подразделение организации осуществляет импорт пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи, на нем необходимо устанавливать программные средства ЕГАИС версии 2.22.x;
  • В случае возникновения ошибок АСИиУ, мешающих продолжению фиксации суточных файлов, организациям необходимо продолжать загружать суточные файлы на комплексе предприятия до момента принятия решения о возобновлении фиксации данных со стороны МРУ Росалкогольрегулирования.

Справочник организаций в системе ЕГАИС.

Порядок учета для предприятий, осуществляющих розлив безалкогольной продукции на тех же линиях, что и алкогольную.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи начиная с 01.07.2013 оснащены автоматическими средствами измерения и контроля (далее — АСИиУ) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 45н.

В случае розлива безалкогольной продукции на производственных линиях, на которых производится розлив алкогольной продукции, для позиций суточных файлов АСИиУ в режиме «004» — розлив готовой продукции необходимо указывать универсальный безалкогольный код (код продукции — DEF_PRODUCT_NAME_CODE, код вида продукции — DSC).

Организациям, подключившимся к системе ЕГАИС до 19.05.2015 и имеющим необходимость ведения подобного учета, необходимо обратиться за обновлением системы ЕГАИС в Росалкогольрегулирование по электронной почте egais_connect@fsrar.ru.

Пример суточного файла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *