Как поставить на баланс имущество без стоимости?

С 01.01.2018 введен в действие федеральный стандарт «Основные средства» (далее – СГС «Основные средства», Стандарт). Письмом Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 доведены Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства». В них говорится, что порядок отражения в учете основных средств, которые находятся у учреждения на праве оперативного управления и соответствуют критериям активов, не меняется.

Разделом IV Стандарта установлены правила формирования первоначальной стоимости объектов, созданных учреждением или поступивших по обменным операциям, а также полученным в результате необменных операций.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в обмен на иные активы (кроме денег и их эквивалентов), является его справедливая стоимость на дату приобретения. Исключение составляют случаи, когда обменная операция не носит коммерческий характер и когда справедливую стоимость полученного и переданного активов невозможно надежно оценить (п. 21 Стандарта).

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в результате необменной операции, является справедливая стоимость на дату приобретения (п. 22 Стандарта).

После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта основных средств он учитывается по балансовой стоимости (п. 25 Стандарта).

Объекты недвижимости, соответствующие критериям признания объекта основных средств (п. 8 СГС «Основные средства»), отражаются в учете при первом применении Стандарта на балансовых счетах по кадастровой стоимости, которая признается их балансовой стоимостью. Это правило применяется к объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения, лизинга).

Таким образом, основные средства, которые поступили в оперативное управление до 2018 г., учитываются в учреждении по сформированной балансовой стоимости. Объекты недвижимости, которые принимаются к учету в 2018 г. в обычном порядке, оцениваются по справедливой стоимости, т.е. либо по фактической стоимости приобретения, либо по рыночной стоимости при безвозмездном получении (пп. 15 – 24 Стандарта).

По кадастровой стоимости (при наличии) оцениваются только те объекты недвижимости, которые не учитывались в составе основных средств до даты первого применения Стандарта, т.е. которые ранее находились у учреждения:

    • в пользовании в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга – независимо от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга, по договору долгосрочной аренды с правом выкупа и т.п.);
    • в безвозмездном бессрочном (постоянном) пользовании.

Как оприходовать выявленые объекты ОС, отсутствующие в учете

Компания ГАРАНТ

Организация, применявшая УСН, перешла на общую систему налогообложения. Выявлены объекты ОС (павильоны, железнодорожный тупик), на которые нет документов на приобретение и, так как применялся УСН, нет отчислений по налогу на имущество.
Как оприходовать эти объекты и по какой стоимости?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Неучтенные основные средства можно принять к учету только по результатам проведенной инвентаризации.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Излишки имущества (в том числе основных средств), не принятые к учету, выявляются по результатам проведения инвентаризации.

Таким образом, организация может принять к учету обнаруженные неучтенные основные средства только в результате проведения инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).

Результаты инвентаризации должны быть оформлены соответствующими первичными документами по формам: N ИНВ-1 — Инвентаризационная опись основных средств, N ИНВ-18 — Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (утверждены постановлением Росстата от 18.08.1998 N 88), N ИНВ-26 — Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (утверждена постановлением Росстата от 27.03.2000 N 26).

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ, п. 5.1 Методических указаний N 49 и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, излишки имущества, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется у коммерческой организации на финансовые результаты.

Согласно п. 29 и 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания N 91н), неучтенные объекты основных средств, выявленные при проведении организацией инвентаризации активов и обязательств, принимаются к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве прочих доходов. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы:

— данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;

— сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

— экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Основные средства, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором будут оформлены документы по инвентаризации и выявлению излишков, оценке выявленного актива (например, заключение эксперта о рыночной стоимости объекта и сроке его полезного использования), акт приемки-передачи объекта основных средств по форме N ОС-1 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7). А по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний N 49).

Таким образом, при принятии к учету основных средств, выявленных в ходе инвентаризации, в бухгалтерском учете будет сделана запись:

Дебет 01 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— излишки основных средств, выявленные в ходе инвентаризации, приняты в состав объектов основных средств по рыночной стоимости.

Следует отметить, что в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» не содержится специальных норм, касающихся начисления амортизации по объектам ОС, выявленных в качестве излишков при инвентаризации. Таким образом, начисление амортизации по указанным объектам производится в общем порядке, установленном п. 21 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а именно начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия данных объектов к учету.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. Учет таких «малоценных» активов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Налоговый учет

Согласно п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков имущества, выявленных в ходе инвентаризации, признается в составе внереализационных доходов.
На основании п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Пунктом 6 ст. 274 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному абзацем 2 п. 3, а также п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость и акциза).

Рыночной ценой товара (работы, услуги) согласно п. 4 ст. 40 НК РФ признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Определения идентичных и однородных товаров (работ, услуг) даны в п.п. 6-7 ст. 40 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). Аналогичное мнение высказал и Минфин России в письме от 02.07.2008 N 03-02-07/1-243.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.01.2005 N 11583/04 отметил, что официальные источники информации не могут использоваться без учета положений п.п. 4-11 ст. 40 НК РФ, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателям этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (абзац 1 п. 10 ст. 40 НК РФ).

Если невозможно применить метод цены последующей, применяется указанный в абзаце 2 п. 10 ст. 40 НК РФ затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

При этом методе учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Необходимо отметить, что, применяя затратный метод, затруднительно документально подтвердить размер данных составляющих и обосновать их расчет.

Кроме того, необходимость определения рыночной цены затратным методом должна быть обоснована (смотрите, например, определение ВАС РФ от 11.05.2010 N ВАС-5462/10, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2007 N Ф08-2894/07-1190А, ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2006 N А82-10885/2004-15).

Иными словами, организации необходимо определить рыночную стоимость имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации, одним из указанных методов.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, выявленное в ходе инвентаризации имущество в налоговом учете будет признаваться амортизируемым, если его первоначальная стоимость превышает 40 000 руб., срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, при этом оно используется для извлечения дохода.

Объекты стоимостью менее 40 000 руб. включаются в состав материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в момент передачи в эксплуатацию (п. 2 ст. 272 НК РФ).

К сведению:

В связи с тем, что в НК РФ порядок определения рыночной цены имущества рассмотрен более подробно, полагаем, что в случае затруднения оценки стоимости основного средства в целях бухгалтерского учета методами, рекомендованными Методическими указаниями N 91н, организация может использовать порядок определения рыночной цены имущества, применяемый в налоговом учете, что позволит избежать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Вопрос аудитору

При проведении инвентаризации больницы выявлено ранее неучтенное имущество, которое необходимо поставить на баланс в казну с последующей передачей по договору оперативного управления вновь созданному учреждению.

Как правильно оприходовать (оформить документально) это имущество в составе казны?

В зависимости от того, какое имущество выявлено (движимое или недвижимое), процедура принятия этого имущества к учету в составе имущества казны будет разной.

1. Недвижимое имущество.

Согласно нормам п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйное недвижимое имущество может быть передано в собственность публично-правового образования только по решению суда и не ранее чем через год после регистрации имущества как бесхозяйного в органах государственной регистрации. Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» в составе документов для регистрации бесхозяйного недвижимого имущества предоставляется кадастровый план земельного участка.

Дебет счета 1.10851.310 — Кредит счета 1.40110.180 — поступление в муниципальную казну бесхозяйного недвижимого имущества по решению суда — на основании Акта с приложением документов о государственной регистрации права муниципальной собственности.

2. Движимое имущество.

Согласно ст. 215 ГК РФ в муниципальной казне может быть только то движимое имущество, которое не закреплено в оперативное управление ни за каким муниципальным учреждением. Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ неучтенное движимое имущество, выявленное в учреждении при проведении инвентаризации, автоматически поступает в его оперативное управление. Чтобы это имущество стало имуществом казны, его следует в установленном порядке вывести из оперативного управления учреждения, где оно было выявлено при инвентаризации.

Согласно п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49) термины «излишек» и «недостача» означают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Дебет счета 0.101ХХ.310 — Кредит счета 0.40110.180 — оприходование основных средств выявленных в результате расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей — по оценочной стоимости.

Передача основных средств в казну в результате прекращения права оперативного управления может быть отражена в учете как безвозмездная передача государственным (муниципальным) учреждениям:

Дебет счета 0.40120.241 — Кредит счета 0.101ХХ.410 — передача основных средств в казну в результате прекращения права оперативного управления;

Дебет счета 1.10852.310 — Кредит счета 1.40110.180 — принятие в казну движимого имущества в результате прекращения права оперативного управления.

Первичные документы по учету основных средств

Актуально на: 5 сентября 2017 г.

Любые хозяйственные операции в организации оформляются первичными учетными документами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). И операции с объектами основных средств – не исключение. О документальном оформлении основных средств (ОС) в организации расскажем в нашей консультации.

Есть ли обязательные формы для ОС

Действующее бухгалтерское законодательство не предусматривает обязательное использование какой-либо определенной первички для документального оформления движения основных средств и их наличия (Информация Минфина № ПЗ-10/2012).

В то же время можно использовать формы, которые для учета объектов основных средств были утверждены Госкомстатом. В любом случае, какие бы формы организация не использовала («госкмостатовские» или самостоятельно разработанные, в т.ч. на основе документов Госкмостата), эти формы ей необходимо закрепить в Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Приведем в нашей консультации те основные формы первичных учетных документов для объектов ОС, которые были утверждены Госкомстатом. Ведь именно они в настоящее время используются наиболее широко, в т.ч. применяются по умолчанию в большинстве бухгалтерских программ.

Документальный учет поступления ОС

При поступлении основных средств в организацию наиболее часто используются как товарная накладная (форма № ТОРГ-12) (Постановление Госкомстата от 25.12.1998 № 132), так и формы, утвержденные Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7. К ним, частности, относятся:

Документальный учет наличия и движения объектов ОС

Для текущего учета ОС на поступившие объекты оформляется один из следующих документов:

  • Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);
  • Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а);
  • Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б).

Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 предусмотрены также следующие первичные учетные документы, которыми могут оформляться:

  • прием-передача оборудования в монтаж (форма № ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»);
  • обнаружение дефектов оборудования (форма № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования»);
  • внутреннее перемещение объектов ОС внутри организации (между структурными подразделениями) (форма №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств»);
  • прием-сдача объектов ОС из ремонта, реконструкции, модернизации (форма № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств»).

Документальный учет выбытия ОС

При выбытии объектов ОС могут использоваться, в частности, такие формы первичных учетных документов в зависимости от причины выбытия:

Информацию о том, как заполнять формы первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7, можно найти в Указаниях по применению и заполнению форм. Эти Указания содержатся также в Постановлении Госкомстата от 21.01.2003 № 7.

В отдельных случаях для документального учета выбытия может использоваться и товарная накладная (форма № ТОРГ-12) (Постановление Госкомстата от 25.12.1998 № 132) (например, в случае продажи, мены), а также иные документы, которые должны быть утверждены организацией в ее Учетной политике в целях бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *