Лицензирование рабочих мест

Комиссия по аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. При этом также должна формироваться комиссия, которая изменила свой состав. Подробнее .

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) регламентируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н, вступившим в силу с 1 сентября 2011 года. Заменивший предшествующий документ – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569, новый порядок стал гораздо требовательнее и строже относиться к проведению аттестации на рабочих местах.

АРМ по своей сути довольно сложный процесс, требующий предельной внимательности. Результаты, полученные в ходе нее, свидетельствуют о сложившейся ситуации не просто на рабочем месте, но и на предприятии в целом. Проще говоря, отражают климат производственного процесса. А он бывает не так уж и хорош!

Проблема охраны труда уже на протяжении всей хозяйственной и трудовой деятельности человечества является одним из наиболее важных вопросов. Создано огромное количество нормативных документов в защиту интересов работников, но известная фраза – закон создан для того, чтобы его нарушать, часто проявляет себя при организации производственного процесса в действительности. Прежде всего, следует уточнить отношение самого работодателя, который допускает небрежность в отношении работников, в организации трудового процесса.

Новые правила сделали более структурированным процесс проведения, разграничили права и обязанности участников аттестации, от компетентности и степени образованности которых, зависит качество проведения. Аттестационная комиссия, не без участия руководителя, конечно, осуществляет организационные функции процесса, осуществляет методический контроль над проведением. Но основная ответственность за представленные результаты все же возлагается на работодателя, поэтому ему следует серьезно отнестись к выбору участников, которые представят объективную картину, а не фикцию.

Состав аттестационной комиссии в новых правилах не претерпел кардинальных изменений. Ранее основную часть составляли представители структурных подразделений организации. В нее могли входить: юристы, бухгалтера, специалисты по охране труда, специалисты по кадровым вопросам, медицинские работники, представитель профсоюзной организации, представители аттестующей организации. Участие последней организации носило больше рекомендательный характер. Подчеркивалось, что аттестующая организация привлекалась на паритетной основе. Паритетная основа понималась как равенство в отношении прав и обязанностей при проведении аттестации.

Руководители структурных подразделений включались из тех соображений, что они являются ответственными за процесс, за эксплуатацию оборудований, отлично знают технологический процесс, размещение рабочих мест, организационные и социальные вопросы, способны адекватно оценить ситуацию. Практиковалось включение в комиссию главных инженеров, механиков. Они довольно точно разбирались в конструкции, функционировании эксплуатируемого оборудования.

На специалистов по кадрам ложилась организаторская функция: составление перечня рабочих мест, правильное наименование специальностей и профессий в соответствии с Всероссийским классификатором профессий, определение персонального состава работников.

Бухгалтера приглашались для расчета компенсаций, льгот, предоставляемых за работу в неблагоприятных условиях труда, нормирования режимов труда, если условия на рабочих местах были признаны вредными.

Медицинские работники решали вопросы оценки гигиенических факторов влияния, проведения обязательных медицинских осмотров.

Органы профсоюзов выражают интересы работников. Если окунуться в исторический экскурс, долгое время эти органы вели надзор за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. В их ведении находилась государственная инспекция по труду. Профсоюзы имели право проводить самостоятельно оценку охраны труда, расследовать несчастные случаи. Рыночные преобразования привели к тому, что эта роль в 1993 году была отведена Министерству труда и социального развития. Профсоюзы же выполняли лишь общественный контроль условий труда. При АРМ они представляют интересы работников в части установления льгот и компенсаций.

Специалист по охране труда – еще одна значительная фигура. В их обязанности входит формирование необходимой нормативной базы документов (график по проведению аттестации, штатное расписание, инструкции по охране труда и т.д.).

Радикальных изменений в составе аттестационной комиссии не произошло. В соответствии с принятым порядком, в состав комиссии входят: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. Обязанности специалистов остались также прежними. Единственное изменение – обязательное участие аттестующей организации, для которой также, в свою очередь, предусмотрены следующие перемены в предоставлении услуг. Организация должна выступать в качестве юридического лица, которое привлекается к участию в аттестации на независимых началах. Беспристрастность интересов между подобной организацией и хозяйственной деятельностью работодателя очень важна в процессе аттестации. Работа всех аттестующих организаций стала одной из центральных тем в области охраны труда. Как результат – новый порядок ведения их деятельности, правила по аккредитации испытательных лабораторий, регистрации инструментальной базы. Заниматься вопросами АРМ имеют право только те организации, которые получили аккредитацию в соответствии с Приказом № 205н (ред. от 22.11.2011 г.) и внесены в реестр аттестующих организаций, имеющих право оказывать услуги в области охраны труда. Чтобы получить аккредитацию, для начала им необходимо будет аттестовать испытательную лабораторию (ее наличие в каждой организации обязательно), для которой в свою очередь необходима укомплектованная приборная база и наличие высококвалифицированных специалистов. Не каждая организация может пройти столь сложную цепочку действий. Но те, кто действительно нацелен на результат, на объективный результат, хотелось бы подчеркнуть это слово, проходят все испытания и на них действительно можно положиться. При проведении замеров, при оценке существующих условий, организация обязана обосновывать выводы. Работодатель не должен препятствовать ее действиям, обязан предоставлять всю необходимую запрашиваемую информацию.

У микропредприятий малого бизнеса не всегда имеется в наличии столь обширный состав специалистов разных областей. В таком случае, к примеру, тот же самый специалист по охране труда может привлекаться со стороны по гражданско-правовому договору.

Комиссия по аттестации рабочих мест утверждается работодателем на основе приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятии, который также считается отправной точкой начала работ по оценке влияния факторов производственной среды на рабочее место. В нем определяются обязанности аттестационной комиссии на основе существующего порядка, которые заключаются в следующем:

  • осуществление руководства и организации контроля над проведением АРМ;
  • формирование всех необходимых документов;
  • составление перечня рабочих мест с выделением аналогичных и нестационарных рабочих мест;
  • приведение наименований профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
  • присвоение порядкового номера каждому рабочему месту;
  • заполнение и подписание карт аттестации;
  • право внести изменения в трудовой договор работника об изменении трудового режима, установлении льгот и компенсаций, если рабочее место признано не соответствующим;
  • разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие законодательству об охране труда.

Работу аттестационной комиссии нельзя назвать легкой. Внимание и всестороннее знание вопросов охраны труда, компетентность каждого специалиста играют немаловажную роль при проведении АРМ. Поэтому, прежде чем, формировать комиссию, работодателю важно будет самому ознакомиться с общими вопросами аттестации, с требованиями и порядком ее проведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах организации – работодателя в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мер по приведению условий труда в соответствие с нормами законодательных актов, устанавливающих соответствующие государственные нормативные требования.

Аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места организации-работодателя.

При этом организация-работодатель, должна быть зарегистрирована как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аттестация рабочих мест проводится руководителем компании совместно с аттестующей организацией, привлекаемой для работы по договору гражданско — правового характера.

Аттестующей организацией может быть только аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, которое имеет право оказывать услуги по проведению оценки

рабочих мест по условиям труда.

В этом случае аттестующая организация должна являться независимой организацией по отношению к организации — работодателю, у которой проводится оценка рабочих мест по условиям труда.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение имеет большое значение.

Так, сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Цели аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту.

Целями аттестации рабочих мест являются следующие цели:

  • оценка степень и уровня того, как влияют факторы производственной среды на работника;

  • выявление тяжести и напряженности отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника;

  • определение уровня травматизма и безопасности рабочего места;

  • определение обеспеченности каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни участках работы.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая берется в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается оценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • юридические лица независимо от вида собственности;

  • коммерческие фирмы;

  • бюджетные учреждения;

  • индивидуальных предпринимателей, имеющих в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • инженер по ОТ;

  • сотрудник кадровой службы;

  • механик;

  • электрик или энергетик;

  • бухгалтер по начислению зарплаты;

  • медицинский работник;

  • член профсоюзной организации;

  • технолог.

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

  • соответствие гигиеническим нормам;

  • опасность получения травмы на рабочем месте;

  • наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

  • комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.

  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.

  3. Название приборов измерений.

  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.

  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

  7. Автограф ответственного лица за измерение.

  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

Заключительный этап

Отметим, что заключительный этап предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.

  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ (охраны труда).

  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем.

Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу с оглаской сроков выполнения.

Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет.

Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.

  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.

  3. По требованию инспекции по труду.

  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2017 году

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки

Приведем штрафные санкции за отказ от прохождения специальной проверки.

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации

От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев

Несоблюдение порядка проведения процедуры

На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей

Неудовлетворительное содержание рабочего места

На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров

Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда

Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей.

Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями охраны труда.

Задачи аттестации рабочих мест:

  • исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.

Описание закона об аттестации рабочих мест

С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.

Содержание нормативного документа состоит из 4 глав и 28 статей:

Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:

  • предмет регулирования действительного Федерального закона;
  • регламентирование специальной аттестации;
  • специальная аттестация условий труда;
  • права и обязательства предпринимателя;
  • права и обязательства сотрудников;
  • применение соответствующих результатов.

Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:

  • ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
  • ст 9. Подготовка к проведению;
  • ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
  • ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
  • ст 12. Исследования и измерения условий труда;
  • ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
  • ст 14. Виды условий;
  • ст 15. Результаты проведения аттестации;
  • ст 16. Особенности проведения аттестации;
  • ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
  • ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.

Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:

  • экспертные;
  • реестр организаций;
  • независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
  • экспертиза качества;
  • гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.

Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:

  • общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
  • несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
  • переходные положения;
  • процедура вступления в законную силу закона.

До конца 2013 года, порядок аттестации проводился в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.04.2011 № 342н. Однако был разработан новый Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н, который вступил в законную силу также с 01 января 2014 г.

Порядок аттестации по закону

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно — гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Изменения в законе

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Статья 10

В данной статье был измен пункт 1 части 6: «рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых были включены в перечни соответствующих работ, производств, профессий, с учетом которых реализовывается досрочное назначение страховой пенсии по старости».

Часть 7 статьи 14

Изложить в следующей редакции: «По согласованию с федеральной службой исполнительного правления, которая исполняет функции по организации и реализации федерального общегосударственного санитарно-гигиенического контроля, допускается уменьшение класса и (или) подкласса условий труда более чем на 1 ступень».

Статья 17

Согласно новой редакции, внеплановая специальная аттестация проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1, 3 части первой настоящей статьи.

Статья 18 закона № 426

В соответствии с разработанными нововведениями, основанием для создания прав сотрудников, занятых на соответствующем рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основные положения нового закона устанавливают, что оценивание вредности условий труда осуществляется на всех рабочих местах, включая места с наличием компьютеров и оргтехникой. В обязательном порядке присваивается класс опасности и (или) вредности.

Скачать закон об аттестации рабочих мест

В новой редакции закона четко прописано, что ответственность за реализацию аттестации, а также достоверность предоставления информации в общегосударственную инспекцию труда возлагается на работодателя. За несоблюдение российского законодательства, ответственным лицам грозит административная ответственность в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. За аналогичное правонарушение, соответствующие органы вправе дисквалифицировать работодателя/организацию на срок от одного года до трех лет.

Скачать Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в последней редакции по ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *