Можно ли платить НДФЛ раньше выплаты зарплаты?

Можно ли по закону заплатить НДФЛ и страховые взносы раньше выплаты зарплаты? Что за это грозит работодателю?

В обязанности работодателя входит уплата НДФЛ и взносов в фонды за своих работников. В случае перечисления подоходного налога предприятие выступает налоговым агентом, а при уплате взносов – плетельщиком.

И та, и другая роль в области налогового права накладывает определенные обязательства на хозяйствующий субъект, имеющий трудовые отношения с физическими лицами.

Одна из таких обязанностей – своевременная уплата всех налоговых и внебюджетных сумм. За нарушение сроков уплаты ответственность несет налоговый агент.

Что делать, если налоговые платежи совершены раньше, до выплаты зарплаты, что за это грозит работодателю?

Сроки уплаты

Ст. 226 НК РФ устанавливает срок оплаты НДФЛ не позднее, чем на следующий день после получения резидентом дохода.

При этом не имеет значения, каким образом выдается оплата труда – через кассу предприятия или кредитную организацию.

Если налог в срок не будет перечислен, со следующего дня начинается просрочка, за каждый просроченный день начисляется пени — расчет пени в онлайн калькуляторе.

Долгое время между налоговиками и хозяйствующими субъектами существовал спор, когда уплачивать налог с депонированной зарплаты.

Налоговики утверждали, что днем получения дохода работником считается день получения денег в банке для выплаты зарплаты сотрудникам предприятия.

Многие суды поддерживали эту позицию.

С 01.01.2016 ст. 226 НК РФ была изменена, и в новой редакции она напрямую связывает обязанность агента выплачивать подоходный налог с днем получения плательщиком дохода, а не с днем получения средств предприятием на данные цели.

Это означает, что в случае, если сотрудник вовремя не получил деньги через кассу, и сумма переведена на депонент, налог нужно платить на следующий день после физической выдачи зарплаты.

С 1 января 2017 года изменился администратор по уплате взносов.

До этой даты на пенсионные взносы и взносы ОМС уплачивались в ПФР, а взносы по социальному страхованию – в ФСС.

Теперь почти все взносы уплачиваются в ИФНС, туда же сдается отчетность.

В ФСС нужно перечислять только один вид взносов – за травматизм.

Несмотря на такие существенные изменения в администрировании уплаты взносов на фонд оплаты труда, сроки перечисления этих платежей не изменились.

Начисленные на зарплату взносы перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Если дата выплаты совпадает с праздничным или выходным днем, то срок переносится на ближайший рабочий день.

Можно ли подоходный налог заплатить до выдачи заработной платы?

В соответствие с пп. 2 п. 1.1 ст. 223 НК РФ датой фактической выплаты дохода считается последний день месяца, за который была начислена зарплата. В этой день производиться исчисление подоходного налога.

Поэтому выплачивать НДФЛ заранее (например, с аванса), а также раньше выплаты зарплаты не следует.

Это грозит работодателю возможными штрафами, так как платеж за конкретный месяц засчитан не будет.

Можно ли перечислить заранее страховые взносы?

П. 1 ст. 45 НК разрешает уплату налогов раньше дня выплаты зарплаты. П. 9 этой же статьи уточняет, что это правило справедливо и для взносов.

Другое дело, что заранее точно рассчитать базу для исчисления взносов определить практически не возможно, и экономически это не очень целесообразно.

Но в реальной жизни бывают случаи, когда предприятию выгодно уплатить страховые суммы заранее до выплаты заработной платы.

Например, при получении кредита банки иногда требуют в качестве подтверждения надежности заемщика определенные суммы отчислений в бюджет.

Что делать, если заработок не выплачен, а налоги перечислены?

В случае если подоходный налог уплачен раньше установленного законом срока, зачтен он не будет.

Что за это грозит работодателю?

Штрафные санкции и пени именно на этот платеж начислены не будут, так как формально нарушения нет.

Но, если экономический субъект не уплатит в установленный срок НДФЛ, то штрафных санкций в размере 20% недоимки не избежать.

Поэтому предприятию следует уплатить налог повторно, а уплаченную сумму истребовать к возврату как ошибочно уплаченную.

Чем грозит работодателю более раннее перечисление страховых платежей? В случае с взносами таких последствий, как в отношении НДФЛ, не возникнет.

Срок уплаты страховых отчислений не привязан ко дню получения дохода, поэтому плательщик вправе перечислить их раньше.

В случае, если взносы уплачены до того, как выдана заработная плата, фактическая база может отличаться от предварительной, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Если итоговая база меньше, чем работодатель исчислил ранее, то сумма переплаты пойдет в зачет следующих периодов, либо можно написать заявление о возврате сумм.

Если итоговая сумма зарплаты выше, чем предприятие уплатило заранее, то стоит сделать корректировочный расчет и доплатить недостающую сумму в установленный срок.

Полезное видео

О сроках уплаты НДФЛ и страховых взносов, а так же важных разъяснениях Минфина и ФНС, можно узнать из данного видео:

Выводы

Плательщик налогов и налоговый агент обязан соблюдать сроки совершения всех положенных бюджетных платежей.

В случае с перечислением страховых взносов на фонд заработной платы экономический субъект имеет право уплатить их раньше установленного срока.

В случае с уплатой НДФЛ перечислять суммы исчисленного налога до выплаты заработной платы не следует, так как сроки уплаты подоходного налога привязаны ко дню получения плательщиком дохода.

Организация ошибочно оплатила НДФЛ на несколько дней раньше, чем выплатила заработную плату: какие последствия?

ИА ГАРАНТ

Организация ошибочно оплатила НДФЛ на несколько дней раньше, чем выплатила заработную плату. Каковы последствия данной ситуации и как из неё выйти?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Не исключено, что контролирующие органы попытаются квалифицировать рассматриваемый случай как уплату налога за счет средств налогового агента.

Как показывает судебная практика, перечисление в бюджетную систему Российской Федерации НДФЛ раньше, чем налоговый агент выплачивал своим работникам доход в виде оплаты труда, налоговые органы отказываются признавать налогом.

В таком случае контролирующий орган может определить недоимку, начислить штраф и потребовать уплаты пени..

Обоснование позиции:

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму названного налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В связи с этим необходимо определиться, что же считать фактической выплатой доходов.

Статья 223 НК РФ устанавливает дату фактического получения дохода физическим лицом.

По общему правилу при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ); при получении доходов в натуральной форме — как день передачи доходов в натуральной форме (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ); при получении доходов в виде материальной выгоды — как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Пунктами 2-4 ст. 223 НК РФ выделены случаи иного установления даты фактического получения дохода налогоплательщикам. К таким случаям отнесено, в частности, получение дохода в виде оплаты труда.

Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

При этом перечислить сумму исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика, либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (абзац первый п. 6 ст. 226 НК РФ).

Причем Минфин России разъясняет, что в случае выплаты дохода работнику в виде оплаты труда несколькими частями налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.04.2013 N 03-04-06/13294).

В рассматриваемой ситуации организация перечислила НДФЛ в месяце, следующем за отчетным, но до фактической выплаты заработной платы. То есть налоговая база для определения сумм НДФЛ уже была сформирована, однако срок перечисления налога еще не наступил.

Не исключено, что контролирующие органы попытаются квалифицировать данный случай как уплату налога за счет средств налогового агента (о чем свидетельствует арбитражная практика).

Перечисление в бюджетную систему Российской Федерации НДФЛ раньше, чем налоговый агент выплачивал своим работникам доход в виде оплаты труда, налоговый орган отказывается признавать налогом.

В таком случае контролирующий орган может определить недоимку, начислить штраф по ст. 123 НК РФ (неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению) и потребовать уплаты пени (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 N Ф07-9849/13 по делу N А56-16143/2013 (далее — Постановление N Ф07-9849/13), ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 N Ф04-7817/2007(40014-А45-19)).

Справедливости ради отметим, что судебные инстанции считают подобный подход неправомерным. Так, например, в Постановлении N Ф07-9849/13 судьи пришли к выводу, что, если организация заблаговременно (за один, два дня до выплаты дохода) перечисляла в бюджетную систему НДФЛ, это не может быть расценено как нарушение ей обязанностей налогового агента по перечислению НДФЛ и не свидетельствует о наличии недоимки по этому налогу.

При этом арбитрами были использованы следующие аргументы.

В силу положений п. 4 ст. 24, пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Причем налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

На основании п. 8 ст. 45 и п. 2 ст. 24 НК РФ правило о досрочной уплате налога распространяется и на налоговых агентов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2002 N 2257/02, указанное правило имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Поскольку ст. 45 НК РФ применяется для исполнения налоговой обязанности, то иной платеж, в соответствии с общими правилами, считается состоявшимся только в случае поступления средств в бюджет.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2105/11 разъяснено, что правило о досрочной уплате налога имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности после окончания налогового (отчетного) периода, когда сформирована налоговая база и определена сумма налога, подлежащая уплате, но до наступления установленного законом срока платежа. Поскольку данное положение распространяется только на добросовестных налогоплательщиков, положения ст. 45 НК РФ применяются с учетом обстоятельств, характеризующих налогоплательщика и его добросовестность при выполнении налоговой обязанности, в том числе ее наличия. При отсутствии налоговых обязательств выводы о признании исполненной обязанности по уплате налога и сбора не соответствуют п. 3 ст. 45 НК РФ.

Наличие или отсутствие недоимки по НДФЛ должно определяться на основании первичных документов, подтверждающих обстоятельства, с наличием которых ст. 226 НК РФ связывает возникновение обязанности по перечислению НДФЛ, в разрезе каждого физического лица с указанием дат выплат заработной платы.

Как указано в Постановлении N Ф07-9849/13, налоговый агент к проверке и в материалы дела представил первичные документы (сведения о доходах физических лиц, справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов 51, 68.1 и 70), позволяющие проверить исчисление и удержание им НДФЛ по каждому работнику. Инспекция в ходе выездной налоговой проверки каких-либо нарушений в части исчисления и удержания сумм налога не установила.

Из приложения к акту проверки следует, что налоговый агент по истечении каждого месяца, за который выплачивался доход работникам, исчислял налог, подлежащий удержанию, и перечислял его в бюджет до даты выплаты дохода.

Таким образом, как сказано в Постановлении N Ф07-9849/13, суды обоснованно признали, что налогоплательщик исполнил свои обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации, поскольку исчислил, удержал и перечислил НДФЛ на соответствующий счет Федерального казначейства.

То обстоятельство, что налоговый агент ранее (за один, два дня) до выплаты дохода уплатило НДФЛ, не нарушает законодательство о налогах и сборах и не свидетельствует о наличии у него недоимки по указанному налогу.

Иными словами, по мнению судебного органа, если НДФЛ перечислен после даты фактического получения дохода работниками (последний день месяца, за который был начислен доход), но не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках, нарушение законодательства о налогах и сборах отсутствует.

Таким образом, можно отметить, что в случае возникновения в рассматриваемой ситуации претензий со стороны налогового органа к налоговому агенту у последнего имеются хорошие перспективы защитить свои интересы в суде.
Тем не менее с учетом изложенного полагаем, что наиболее безопасным для налогового агента будет соблюдение сроков перечисления НДФЛ, предусмотренных абзацем первым п. 6 ст. 226 НК РФ.

Для этого организация может перечислить НДФЛ еще раз в соответствии с вышеуказанной нормой и обратиться в налоговый орган с требованием возврата ошибочно перечисленных сумм.

Напоминаем также о праве налогоплательщика обращаться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговые органы по месту своего учета (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

ВС РФ разрешил уплачивать НДФЛ досрочно

Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Уже сломано немало копий по поводу того, можно ли засчитывать в счет текущих платежей по НДФЛ переплату, возникшую по этому налогу.

Чиновники упорно настаивают на том, что так делать нельзя и какой бы ни была переплата по НДФЛ – текущие платежи надо вносить в полной мере. Казалось бы, бюджет ничего не теряет, если переплату зачесть в счет текущих платежей, о чем и говорят налогоплательщики (точнее, налоговые агенты, поскольку именно в этом качестве организации и индивидуальные предприниматели уплачивают данный налог за физических лиц).

Но до последнего времени чиновников нередко поддерживали судьи.

НДФЛ как повод для формальных рассуждений

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ в общем случае налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Лишь при выплате налогоплательщику доходов в виде пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Получается, что в норме обозначен только крайний срок, когда налоговый агент должен уплатить НДФЛ. Но чиновники выводят из нее и правило о том, ранее какого дня уплатить НДФЛ нельзя. Ведь перечисляется удержанный налог, а в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ он удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика при его фактической выплате.

Чиновники периодически представляют однотипные разъяснения, основанные на п. 9 ст. 226 НК РФ, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. А к таким (уплаченным за счет налогового агента) средствам они относят суммы налога, уплаченные сверх сумм, удержанных налоговым агентом из доходов физических лиц. Чиновники признают их не уплатой НДФЛ, а некими излишними перечислениями в бюджет. Основная рекомендация – подать заявление о возврате этого излишнего перечисления, а удержанный НДФЛ все равно уплатить. То, что бюджет уже попользовался перечисленной суммой, никак не учитывается. Да и возврат происходит не просто по заявлению налогового агента, а на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежных документов согласно абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ, сам возврат на расчетный счет организации осуществляется с учетом положений абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ.

В последнее время чиновники часто говорят также о зачете названных сумм. Но по-прежнему не в счет будущей уплаты НДФЛ, а в счет иных федеральных налогов, в том числе задолженности по ним (см. Письмо ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Перечисление денежных средств в счет уплаты НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, гл. 23 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина России от 15.12.2017 № 03-04-06/84250, от 12.11.2014 № 03-04-06/57158, ФНС России от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).

Такое упорство со стороны чиновников до сих пор обычно встречало понимание и в арбитражных судах.

К примеру, в Постановлении АС МО от 06.06.2017 № Ф05-7240/2017 по делу № А40-170231/2016 указывается, что налоговый агент не стал перечислять часть суммы НДФЛ с начисленной зарплаты за месяц, поскольку считал, что имеет переплату по этому налогу за прошлые периоды. Переплата действительно имелась, но, по мнению судей, ее суммы невозможно соотнести с конкретными налогоплательщиками, поскольку они перечислены за счет налогового агента. В силу пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 4, 6 и 9 ст. 226 НК РФ налоговый агент по НДФЛ не вправе перечислять в бюджет не изъятые из доходов налогоплательщиков денежные средства. Перечисление налоговым агентом своих денежных средств является нарушением положений норм НК РФ и не может признаваться исполнением обязанности по перечислению налога досрочно (см. также Постановление АС ПО от 09.11.2017 № Ф06-26341/2017 по делу № А65-2925/2017). Данные рассуждения, по нашему мнению, можно было бы оспорить: переплата все равно может быть соотнесена с конкретными налогоплательщиками в тот момент, когда налог удерживается с их доходов. И тогда же переплату можно было бы засчитать в счет этих удержаний.

А в Постановлении АС СЗО от 19.06.2015 № Ф07-3729/2015 по делу № А56-41307/2014 судьи пришли к такому выводу: особенность расчетов с бюджетом по НДФЛ в том, что сумма удержанного налоговым агентом, но не перечисленного в бюджет налога может быть выявлена только по результатам выездной налоговой проверки, а перечисленные налоговым агентом в бюджет платежи за счет собственных средств ранее установленного срока не могут быть учтены при начислении пеней по ст. 75 НК РФ и привлечении к ответственности по ст. 123 НК РФ, поскольку в силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается.

А если признать права налоговых агентов?

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 24 НК РФ). По мнению судов, в случаях, когда принимаются решения в пользу налоговых агентов, это следует относить и к п. 1 ст. 45 НК РФ, который предусматривает, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В Постановлении АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6216/2015 по делу № А38-1604/2015 была даже сделана ссылка на решения КС РФ (определения от 08.02.2007 № 381-О-П, от 21.12.2011 № 1665-О-О и от 17.02.2015 № 262-О). В них изложена следующая позиция: в случае допущения переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. Возврат (зачет) налоговому агенту излишне перечисленного налога не ограничивается случаями, предусмотренными абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ (наличие излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему суммы налога), в иных случаях, не охваченных специальным регулированием данной нормы, возврат (зачет) излишне уплаченного налога должен осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ.

Поэтому данный суд учел, что на начало спорного периода у налогового агента имелась переплата по НДФЛ. Инспекторы привычно предложили суду это проигнорировать, утверждая, что излишне перечисленная организацией сумма НДФЛ не является излишне внесенным налоговым платежом, поскольку в силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.

Но арбитры в ответ указали, что перечисление налоговым агентом при исполнении обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством, в бюджет денежной суммы в качестве обязательного платежа, предусмотренного ст. 8, п. 3 ст. 13 НК РФ, с отражением соответствующих назначения платежа и индивидуализирующих платежных реквизитов, в размере, превышающем сумму, подлежащую уплате на законных основаниях, полностью удовлетворяет понятию излишне уплаченного налога, определенному в НК РФ.

Поэтому на основании ст. 78 НК РФ, предусматривающей погашение задолженности по уплате налога посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налоговому агенту излишне уплаченных сумм, суд сделал вывод о том, что имеющаяся у организации на дату начала спорного периода переплата по НДФЛ должна быть учтена при исчислении суммы неперечисленного налога. И это, по мнению арбитров, должна была сделать сама налоговая инспекция, то есть без специального заявления со стороны налогового агента (п. 5 ст. 78 НК РФ). См. также Постановление АС ВСО от 06.10.2016 № Ф02-4810/2016 по делу № А69-4427/2014.

Учтут ли налоговики решение ВС РФ?

Можно признать, что до сих пор позиция судов была неоднозначна, чем и пользовались налоговики. Их подход ни в малейшей степени не корректируется. Но будем надеяться, что ситуация поменяется благодаря Определению ВС РФ от 21.12.2017 № 305-КГ17-1539.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 № 09АП-8193/2017 по делу № А40-167366/16 (которое в итоге и дошло до ВС РФ) была рассмотрена как раз ситуация, когда налоговый агент уплачивал НДФЛ меньше удержанных за некоторые месяцы сумм налога, поскольку засчитывал в счет этих сумм переплату НДФЛ, совершенную в предыдущем году.

Конечно, налоговый орган, как обычно, не согласился учесть такую переплату. Объяснение было приведено своеобразное – налоговый орган сослался на особенности ведения лицевого счета по НДФЛ. Поскольку лицевой счет по этому налогу не содержит данные о начислении налога, в нем отражаются только суммы перечисленного налога, он не формирует сведения об их сопоставлении, то есть о переплате. Кроме того, налоговый орган ведет лицевой счет по НДФЛ строго в рамках каждого из налоговых периодов, завершение которых оформляется специальной операцией, закрывающей счет за год.

Разумеется, суд признал это трудностями налоговиков, которые не должны влиять на исполнение обязанностей налогового агента. Он указал, что ведение лицевых счетов не предусмотрено НК РФ, они являются формой внутреннего контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов, в связи с чем не могут порождать каких-либо дополнительных обязанностей налоговых агентов и налогоплательщиков.

На основании ст. 24, 44, 45 и 78 НК РФ суд решил, что налоговый агент вправе зачесть суммы излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей по данному налогу (или иным федеральным налогам, поскольку в силу ст. 13 НК РФ он также является федеральным налогом), а также погашения недоимки по НДФЛ. При этом не имеет значения, что в платежных поручениях по перечислению НДФЛ в предыдущем периоде указывались определенные месяцы, за которые налог перечислялся (например, за декабрь такого-то года). Возникшая за эти определенные месяцы переплата может быть зачтена за любой последующий месяц.

Не принял суд во внимание и слова налогового органа о том, что перечисление НДФЛ в бюджет раньше удержания у налогоплательщика свидетельствует об уплате налога за счет собственных средств налогового агента, не основано на нормах законодательства о налогах и сборах. Кроме того, доказательств перечисления налога за счет собственных средств чиновники не привели.

Примечателен вывод суда: толкование действующего налогового законодательства, которое применяют налоговики, не отвечает принципу справедливости, поскольку приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие перечисление в бюджет сумм НДФЛ ранее момента выплаты дохода, ставятся в невыгодное положение по сравнению с иными налоговыми агентами и налогоплательщиками, которые перечислили налог в большем объеме в установленный срок: при фактическом наличии переплаты они лишаются права учитывать ранее уплаченные суммы при исполнении обязанности по перечислению налога и привлекаются к налоговой ответственности.

Уплата НДФЛ за счет налогового агента будет иметь место, когда НДФЛ уплачивается налоговым агентом не «за налогоплательщика», а «вместо налогоплательщика», то есть при выплате дохода НДФЛ исчисляется и перечислялся в бюджет, но не удерживается налоговым агентом из дохода налогоплательщика.

Организация – дисциплинированный налоговый агент – уплату НФДЛ за счет собственных средств не производила, перечисляя этот налог заблаговременно, а в последующем при выплате дохода налогоплательщику всегда удерживала исчисленный НДФЛ из данного дохода.

То есть расходы на уплату НДФЛ в спорном периоде всегда нес налогоплательщик. В результате задолженность как у налогоплательщика, так и у налогового агента не возникала.

Все эти, надо признать, убедительные аргументы были признаны правомерными в Постановлении АС МО от 20.07.2017 № Ф05-8390/2017 по делу № А40-167366/2016. Далее кассационную жалобу налоговой инспекции отказался передавать в Судебную коллегию по экономическим спорам судья ВС РФ. И это теперь должны учитывать все арбитражные суды.

* * *

Итак, налоговые агенты по НДФЛ, у которых случается переплата по этому налогу, получили весомый аргумент в свою пользу.

Конечно, не стоит ожидать, что его станут учитывать налоговики, свою позицию в данном случае они так просто не изменят. Но организации и предприниматели, которые готовы отстаивать свою позицию в суде, будут иметь там гораздо больше шансов на успех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *