Налог на имущество для организаций

Налог на имущество: расчет, уплата, отчетность

Кто платит налог на имущество

НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.

Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Что облагается налогом на имущество

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
  • ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.

Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.

Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Расчет налога на имущество организаций

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  1. определите объект налогообложения;
  2. проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
  3. определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).

  4. определите ставку налога;

  5. рассчитайте сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).

Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4

Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей

Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).

Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.

Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

НК РФ установлено, что региональными властями не позднее 1 числа года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный перечень направляется в налоговый орган по субъекту и размещается на его официальном сайте или на официальном сайте региона. Таким образом, перечень, определенный на следующий налоговый период должен быть составлен не позднее 1 января календарного года соответствующего налогового периода.

Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, облагаются налогом исходя из кадастровой стоимости. Причем даже если указанные помещения в перечне отсутствуют (письмо ФНС РФ от 16.03.2017 № БС-4-21/4780).

Если кадастровая стоимость здания определена, но в отношении конкретного помещения она не указана, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, соответствующая площади помещения в общей площади здания.

При этом если то или иное здание не включено в указанный перечень, то налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества. Это подтверждает Минфин РФ (письмо от 17.06.2015 № 03-05-05-01/35000).

Следует отметить, что кадастровая стоимость недвижимости может быть изменена в течение календарного года. Дело в том, что в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости.

Кроме того, основанием для пересмотра результатов кадастровой оценки является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ установлено, что в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости, их можно оспорить. Сделать это могут как компании, так и органы власти.

С какого момента налогоплательщик должен применять измененную кадастровую стоимость объекта? Если указанная стоимость скорректирована из-за выявленной ошибки, то новую стоимость можно применять, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Если данный показатель был изменен в связи с принятием решения соответствующей комиссии или судебного акта, то обновленная кадастровая стоимость должна быть учтена, начиная с налогового периода, в котором подано было заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сроки уплаты налога на имущество

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.

Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:

  • до 30 апреля — I квартал;
  • до 30 июля — полугодие;
  • до 30 октября — 9 месяцев;
  • до 30 января — год.

Отчетность по налогу на имущество

Если у компании есть имущество, которое облагается налогом, то она обязана отчитываться по нему в ИФНС. Форма по КНД 1152026 — Налоговая декларация по налогу на имущество (Приказ ФНС от 5 ноября 2013 г. № ММВ-7-11/478@). Отчетность по налогу на имущество нужно сдавать, даже если самортизированы все основные средства (письмо ФНС РФ от 08.02.2010 № 3-3-05/128). Исключение — нулевая декларация, ее подавать не нужно (письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

Декларацию организации сдают только по итогам года. Срок — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Ежеквартально компаниям положено предоставлять с инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. Делать это необходимо не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

При оформлении титульного листа отчетности в 2017 году необходимо обратить внимание на заполнения поля «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Порядок заполнения отчетности требует указывать в этой строке код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. Однако этот классификатор утратил силу с 01.01.2017. Дело в том, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст введен в действие ОКВЭД2, который применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2017. Несмотря на это в порядок по заполнению налоговой отчетности по имуществу коррективы не внесены.

Поэтому возникает вопрос: какие коды необходимо указывать при представлении в 2017 году уточненной налоговой отчетности за предшествующие отчетные (налоговые) периоды — согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 или ОКВЭД2?

В письме ФНС РФ от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ содержится ответ на этот вопрос: при сдаче уточненок за предыдущие периоды указывается тот же код по ОКВЭД, который был отражен в первичных налоговых декларациях.

Проверить правильность заполнения отчетности по налогу на имущество помогут контрольные соотношении, которые приведены в письме ФНС РФ от 27.10.2015 № БС-4-11/18786.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

НК РФ Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу О продлении сроков представления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март — май 2020 года, см. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)

  • Статья 372. Общие положения
  • Статья 373. Налогоплательщики
  • Статья 374. Объект налогообложения
  • Статья 375. Налоговая база
  • Статья 376. Порядок определения налоговой базы
  • Статья 377. Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества
  • Статья 378. Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление
  • Статья 378.1. Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений
  • Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
  • Статья 379. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 380. Налоговая ставка
  • Статья 381. Налоговые льготы
  • Статья 381.1. Порядок применения налоговых льгот
  • Статья 382. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
  • Статья 383. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • Статья 384. Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации
  • Статья 385. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения
  • Статья 385.1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
  • Статья 385.2. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения
  • Статья 385.3. Особенности исчисления налога в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью
  • Статья 386. Налоговая декларация
  • Статья 386.1. Устранение двойного налогообложения

Открыть полный текст документа

Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество

Налог на имущество НК РФ на протяжении последних лет продолжает целенаправленно изменяться. Рассмотрим, как эти изменения отражаются на налоге, уплачиваемом организациями.

Таблица изменений по налогу на имущество 2014–2018 гг.

Как изменялась статья 378.2 НК РФ

Какие пояснения по налогу запросит ИФНС

Итоги

Таблица изменений по налогу на имущество 2014–2018 гг.

Основы реформы налога на имущество организаций НК РФ были заложены еще в 2014 году и продолжаются по сей день. Основные изменения по налогу на имущество мы собрали в таблице.

Год

Изменение

  • Исключение инвентаризационной стоимости из объекта налогообложения.
  • Введение в качестве расчетной базы кадастровой стоимости.
  • Установление перечня объектов, стоимость которых определяют как кадастровую

Наиболее существенные изменения по налогу на имущество с 2015 года:

  • из перечня имущества, не облагаемого налогом на имущество организаций на спецрежимах (УСН, ЕНВД), исключено то, стоимость которого определяется как кадастровая (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
  • увеличен максимальный размер ставок налога для регионов, пошаговое изменение которых НК РФ предусмотрел еще в 2014 году (п. 1.1 ст. 380 НК РФ).
  • для вычисления налога за неполный год введен коэффициент, снижающий его сумму в пропорции к фактическому количеству месяцев, в течение которых за налогоплательщиком имелась обязанность по уплате налога (п. 5 ст. 382 НК РФ).
  • откорректирован ряд положений ст. 378.2 НК РФ (их мы подробнее рассмотрим ниже).

Старые правила исчисления налога на имущество организаций в НК РФ в 2015 году изменены в отношении следующих моментов:

  • из перечня объектов налогообложения исключено имущество 1–2 амортизационных групп (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • движимое имущество, не облагавшееся налогом с 2013 года, с 2015-го стало числиться облагаемым, но попало в список льготируемого; к нему не относится то имущество, которое получено либо от взаимозависимого лица, либо в результате ликвидации (реорганизации) юрлица (п. 25 ст. 381 НК РФ);
  • остаточную стоимость имущества учитывают в расчетах без стоимости затрат, предстоящих в будущем, если они присутствуют в бухучете (п. 3 ст. 375 НК РФ);
  • изменена в сторону увеличения ставка налога для железнодорожных путей, линий электропередач и магистральных трубопроводов (п. 3 ст. 380 НК РФ);
  • определены условия применения нулевой ставки для объектов газодобычи и магистральных газопроводов (п. 3.1 ст. 380 НК РФ)
  • Введены свои отчетные периоды для налога, исчисляемого от кадастровой стоимости. Они соответствуют кварталам календарного года, при том что налоговым периодом остается год (п. 2 ст. 379 НК РФ).
  • Налог от кадастровой стоимости по объектам, сменившим собственника в течение отчетного периода, рассчитывается с учетом коэффициента владения, соответствующего отношению количества полных месяцев владения к общему числу месяцев в соответствующем периоде. За полный принимается тот месяц, в котором право собственности приобретено до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 5 ст. 382 НК РФ)
  • Прекратил свое действие п. 1.1 ст. 373 НК РФ, исключавший из числа плательщиков налога организаторов Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.
  • На 2017–2020 годы установлены максимальные пределы ставок, применяемых при налогообложении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, неразрывно связанных с ними (п. 3.2 ст. 380 НК РФ).

О величине этих ставок читайте в материале «Железнодорожные пути получили льготу по налогу на имущество».

  • В п. 25 ст. 381 НК РФ, согласно которому от уплаты налога освобождается движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013 (за исключением имущества, полученного от взаимозависимого лица или приобретенного в результате реорганизации-ликвидации юрлица), внесено уточнение, относящееся к исключениям. С 01.01.2017 из числа не освобождаемого от налога имущества исключен железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.
  • Введена новая ст. 381.1 НК РФ, установившая правила для применения налоговых льгот, поименованных в п. 24 (имущество морских месторождений углеводородного сырья, расположенных на территории РФ) и п. 25 (движимое имущество, учтенное у налогоплательщика после 01.01.2013) ст. 381 НК РФ. Согласно тексту этой статьи применение указанных льгот с 2018 года будет осуществляться в регионе только в том случае, если этот регион принял закон о введении у себя таких льгот. Т. е. в случае отсутствия подобного регионального закона движимое имущество, учтенное после 01.01.2013 и не относящееся к 1-2 амортизационным группам, станет облагаться налогом на имущество организаций
  • С 01.01.2018 организации платят налог на движимое имущество только в том случае, если это предусмотрено региональном законе. Если закон не принят, движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, облагается налогом на имущество по ставке не более 1,1%.

Подробнее об этом нововведении читайте в материале «Налог на движимое имущество организаций с 2018 года».

  • Больше организаций должны уплачивать налог на имущество с кадастровой стоимости (соответствующие региональные законы приняты в Астраханской, Калужской, Тамбовской, Омской и Ульяновской областях, Пермском крае).
  • Иностранные компании обязаны исчислять налог на имущество и авансовые платежи по налогу с кадастровой стоимости, если в течение 2018 года установят или изменят кадастровую стоимость.
  • В 2018 году (с отчетности за 2017 год) применяется новая форма декларации по налогу на имущество, утвержденная приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271)

В последние годы дополнительные обязанности по представлению информации по налогу на имущество НК РФ сформулированы:

  • для юрлиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ, которые сдают в ИФНС декларацию (расчеты налога) и уплачивают налог вне зависимости от факта постановки на учет по месту нахождения объекта недвижимости (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ);
  • иностранных юрлиц и иностранных организаций, не образующих юрлиц, которые вместе с декларацией представляют сведения о своих участниках (учредителях), имеющих долю участия более 5% (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Как изменялась статья 378.2 НК РФ

Ст. 378.2 Налогового кодекса по налогу на имущество организаций, рассчитываемому по кадастровым данным, неоднократно корректировалась (смотрите таблицу ниже).

Год

Корректировки ст. 378.2 НК РФ

  • Под налогообложение попали объекты жилого назначения, которые не учтены как основные средства (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
  • Для объекта налогообложения, образованного в текущем году, базовой основой для определения налога служит кадастровая стоимость на дату занесения в кадастр (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
  • Если в определении кадастровой стоимости найдена ошибка, то налог пересчитывают с того периода, в котором ее допустили (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В случае изменения стоимости по кадастру в спорной ситуации новую стоимость учитывают с периода подачи заявления на ее пересмотр, но не ранее даты занесения сведений об обновленной стоимости в кадастр (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • Установлены признаки, по которым здание, являющееся одновременно административно-деловым и торговым центром, рассматривают как объект налогообложения (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

О том, где найти перечень объектов, облагаемых в 2017 году от кадастровой стоимости в Москве, читайте в материале «Москва утвердила «кадастровый» перечень на 2017 год»

Обязанность уплаты налога от кадастровой стоимости установлена не только для собственников имущества, но и для распоряжающихся им по праву хозяйственного ведения (подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ)

Какие пояснения по налогу запросит ИФНС

Перечисленные моменты существенно усложняют не только расчет имущественного налога, но и его проверку. Поскольку ИФНС не сможет с очевидной легкостью получить данные для его вычисления из бухучета, она будет запрашивать у организаций пояснения.

Наиболее вероятными будут вопросы о расшифровке данных:

  • по движимому имуществу, взятому на учет с 2013 года, а с 2015-го относящемуся к льготируемому;
  • объектам ОС из 1–2 амортизационных групп;
  • остаточной стоимости объектов ОС, облагаемых налогом от кадастровой стоимости;
  • жилым объектам, не учтенным в составе ОС;
  • отражаемому за балансом износу жилых объектов, учтенных в ОС;
  • стоимости земельных участков, входящих в ОС.

О том, как рассчитывается земельный налог, читайте в статье «Как рассчитать земельный налог в 2017 году (пример)?».

Итоги

В налоговое законодательство по налогу на имущество за последние годы внесено множество изменений и дополнений: из-под налогообложения выведено движимое имущество 1 и 2 амортизационных групп (до 2018 года под льготу попадало также движимое имущество, приобретенное после 2013 года), по отдельным объектам недвижимости налог стал рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости и другие нововведения.

С 2018 года движимое имущество не облагается налогом на имущество, если такая возможность предусмотрена региональным законодательством. Если власти региона такой закон не приняли, движимые объекты облагаются налогом по ставке 1,1%.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налог на имущество организаций — важнейший налог в системе имущественного налогообложения в РФ. налог на имущество организаций включается в группу региональных налогов, является прямым и пропорциональным. это важный финансовый рычаг влияния на результаты хозяйственной деятельности организаций и источник финансирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. цель введения данного налога — создание заинтересованности у организации в эффективном использовании своего имущества, освобождении от ненужного имущества.

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Плательщики налога. К плательщикам налога на имущество организаций относятся:

· российские организации;

· иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций:

· юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;

· субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Объекты обложения налогом на имущество организаций представлены на схеме.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий:

· применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;

· стоимость актива не менее 10 000 руб.;

· использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

· способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложенияземля.

Налоговая база. Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Пример 6.9. Нужно рассчитать налог на имущество за I квартал 2009 г. Организация приобрела и ввела в эксплуатацию 15 декабря 2008 г. объект основных средств стоимостью 12 000 руб. Срок полезного использования данного объекта — 10 лет. Метод начисления амортизации линейный. На 1 января 2009 г. объект основных средств числился на балансе организации по стоимости 12 000 руб. Для определения размера налога на имущество нужно рассчитать стоимость имущества на начало каждого месяца отчетного периода за вычетом начисленной амортизации.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений равна 100 руб. (12 000 руб.: 10 лет : 12 мес.). Следовательно, остаточная стоимость объекта основных средств составила:

· на 1 февраля 2009 г. — 11 900 руб. (12 000 руб. — 100 руб.);

· на 1 марта 2009 г. — И 800 руб. (12 000 руб. — 200 руб.);

Сумма налога, начисленного за I квартал 2009 г., соответственно равна 261 руб. (11 850 руб. х 2,2% : 100%).

Следует обратить внимание на особенности определения налоговой базы по налогу в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), которые заключаются в том, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации, соответственно обязанность по уплате налога остается за этой организацией, а лицо, на которое возложена обязанность ведения общих дел, должно сообщить об изменении стоимости объекта основных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (ст. 377 НК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Ставки налога. Существуют следующие ставки налога на имущество организаций.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

· организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

· религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

· общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

· организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, Утверждаемому Правительством РФ);

· учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

· организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями;

· организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;

· организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;

· организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

· организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи (перечень указанного имущества утверждается Правительством РФ);

· организации — в отношении космических объектов;

· имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

· имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

· имущество государственных научных центров;

· организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;

· организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.

· Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу.

Налоговый и отчетный периоды. Существуют следующие налоговый и отчетный периоды.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.

Порядок уплаты налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года.

Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

Контрольные вопросы

1. Какова цель введения налога на имущество организаций?

2. Кто является плательщиком налога?

3. Какое имущество относится к объекту налогообложения?

4. Какие организации освобождаются от уплаты налога на имущество?

5. Являются ли плательщиками налога на имущество организации, переведенные на специальные налоговые режимы?

6. Как рассчитывается налогооблагаемая база по налогу на имущество?

7. Если имущество приобретено и введено в эксплуатацию 10 октября, как будет рассчитываться налогооблагаемая база?

8. Какие периоды признаются отчетными, а какой — налоговым?

9. Каков порядок уплаты авансовых платежей по налогу?

10. В какие сроки должны быть предоставлены налоговые декларации по итогам отчетных и налогового периодов?

11. Установление каких элементов налогообложения находится в компетенции региональных властей?

12. Могут ли региональные власти дифференцировать налоговые ставки и в каких пределах?

Отчетность по налогу на имущество организаций с 2020 года

В 2020 году порядок сдачи налоговой отчетности по налогу на имущество организаций претерпел значительные изменения. Рассказываем, что конкретно изменилось и как быть с декларацией за 2019 год.

Новая налоговая декларация по налогу на имущество

Налоговые декларации по налогу на имущество за 2019 год организации будут сдавать уже по новой форме. Новая форма декларации утверждена приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.

Обновление декларации обусловлено вступившими в силу поправками в статью 386 НК РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Одно из главных нововведений касается налоговых расчетов по авансовым платежам.

С 2020 года обязанность организаций по представлению авансовых расчетов по налогу на имущество отменяется. Сдавать расчеты по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года больше не потребуется.

Вместе с тем организации продолжат ежеквартально рассчитывать и уплачивать авансы по налогу на имущество. Сроки уплаты авансовых платежей устанавливаются на региональном уровне. При этом информация об уплаченных авансах будет указываться уже не в авансовых расчетах, а в самой налоговой декларации.

В связи с этим раздел 1 обновленной формы декларации был дополнен новыми строками (строки 021, 023, 025 и 027). В этих строках необходимо будет указывать сведения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, а также об исчисленных суммах авансовых платежей по нему.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, также будет определяться как разница между суммой налога, исчисленного за налоговый период, и суммами уплаченных за год авансовых платежей.

В свою очередь строки, содержащие информацию о суммах авансовых платежей по налогу, исчисленных за отчетные периоды, из разделов 2 и 3 декларации были исключены.

Сроки и порядок сдачи декларации по налогу на имущество

В 2020 году сроки представления декларации по налогу на имущество организаций не изменились. Налоговые декларации по итогам налогового периода по-прежнему должны представляться в налоговую инспекцию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Соответственно, декларацию по новой форме за 2019 год необходимо направить в ИФНС до 30 марта 2020 года включительно.

По общему правилу декларации представляются по месту нахождения объектов недвижимого имущества. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ).

При этом особые правила представления налоговых деклараций устанавливаются для организаций, состоящих на учете сразу в нескольких налоговых органах на территории одного региона. С 2020 года такие организации вместо сдачи нескольких деклараций по налогу на имущество будут вправе представить единую (объединенную) декларацию.

Единая декларация по налогу на имущество

В соответствии со ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество должны представляться в каждую налоговую инспекцию по месту нахождения принадлежащих организации объектов недвижимого имущества.

С 2020 года для этого правила начинает действовать исключение. Так, организации получают законное право на представление единой декларации по налогу на имущество в одну из налоговых инспекций. Речь идет о тех организациях, которые состоят на учете сразу в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества на территории одного субъекта РФ.

Ранее на практике возможность предоставления единой налоговой декларации уже существовала. Минфин разрешал организациям сдавать централизованную отчетность по налогу на имущество в заранее выбранную ими налоговую инспекцию (письмо Минфина от 19.11.18 № 03-05-04-01/83286). Вместе с тем данное право не было регламентировано на законодательном уровне, а процедуру сдачи централизованной отчетности приходилось согласовывать с региональным управлением ФНС России.

Теперь же право на представление единой налоговой декларации прямо прописано в законе (п. 1.1 ст. 386 НК РФ). В соответствии с новыми правилами организации, состоящие на учете в нескольких инспекциях в рамках одного региона, вправе подать единую декларацию по налогу на имущество в одну из указанных инспекций по своему выбору.

При этом данное правило распространяется только на организации, у которых налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость недвижимого имущества. Другими словами, имущество организаций должно облагаться именно по рыночной стоимости. Сдать единую декларацию в отношении имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, не получится.

Не получится сдать единую декларацию и в тех случаях, когда законом субъекта РФ, в котором состоит на налоговом учете организация, установлены нормативы отчислений от налога на имущество в местные бюджеты (п. 20 ст.1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Другими словами, уплачиваемый организацией налог должен в полном объеме поступать в бюджет субъекта РФ, а не распределяться между бюджетами муниципалитетов.

Также обязательным условием для перехода к централизованной сдаче отчетности по налогу на имущество является уведомление налогового органа о таком переходе.

Уведомление о применении нового порядка сдачи деклараций по налогу на имущество

Для применения нового порядка сдачи налоговых деклараций по налогу на имущество организация должна представить соответствующее уведомление. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

В уведомлении нужно будет указать конкретную налоговую инспекцию, в которую будет представляться единая налоговая декларация, а также налоговый период, за который будет сдаваться такая декларация. Уведомление о выборе инспекции подается ежегодно. Сменить инспекцию, в которую представляется единая декларация, можно будет только со следующего года.

Представлять уведомление о применении нового порядка представления деклараций во все налоговые инспекции по месту нахождения недвижимости не требуется. Уведомление достаточно подать в региональное управление налоговой служба (УФНС России).

Уведомление о выборе налогового органа, в который будет представляться единая налоговая декларация, необходимо будет направить в инспекцию до 1 марта. Причем если организация планирует представить единую декларацию за 2019 год, уведомление в налоговый орган необходимо представить именно в 2020 году. То есть на направление уведомления организации отводится ровно два месяца.

Уведомление о порядке представления налоговых деклараций, представленное в течение 2019 года, не может рассматриваться основанием для сдачи единой декларации по налогу на имущество с 2020 года.

Иными словами, если организация уведомила налоговиков о сдаче единой декларации в 2019 году, такое уведомление не будет иметь юридической силы. И организация не сможет перейти к новому порядку сдачи деклараций, если повторно не представит соответствующее уведомление в 2020 году, то есть в период с 1 января по 1 марта 2020 года. Об этом ФНС России предупредила еще в письме от 12.08.2019 № СД-4-21/15951@. Таким образом, с подачей уведомления о порядке представления налоговых деклараций лучше поторопиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *