Недополучение валютной выручки

Отдельные вопросы возврата валютной выручки в Российской Федерации

Многие украинские компании, расположенные в Крыму, были вынуждены перевести свою деятельность в российское законодательное поле.

Такие компании продолжают работу с украинскими контрагентами уже на «внешнеэкономических условиях» и, соответственно, сталкиваются с рядом «валютных» вопросов. В частности, о возврате валютной выручки в РФ или, как определено российским законодательством, – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (далее – возврат валютной выручки).

В данном материале и рассмотрим некоторые из упомянутых вопросов.

Установлен ли российским законодательством максимальный срок возврата валютной выручки?

В Российской Федерации на законодательном уровне максимальный срок возврата валютной выручки не установлен, срок привязан к условиям договора.

Это определено Федеральным Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.

Его ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» содержит отсылку к сроку, предусмотренному внешнеэкономическим договором, а именно: «При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».

При этом фраза «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», закрепленная в ч. 1 упомянутой статьи, относится не к вопросу срока, а к случаям, когда обязанность зачисления средств на счет не установлена. Так, случаи, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, устанавливает ч. 2 ст. 19 этого Закона.

Какой размер пени (штрафа) установлен в РФ за несвоевременный возврат валютной выручки?

Ответственность за несвоевременный возврат валютной выручки в РФ предусмотрена ч. 4 и 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию».

При этом процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), привязка к которой указана в ч. 4 ст. 15.25 этого Кодекса, с 14 сентября 2012 года равна 8,25 % годовых.

Предусмотрена ли законодательством РФ уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

Так, ч. 1 ст. 193 установлена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в крупном размере (превышает 6 млн. рублей) – штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Согласно ч. 2 ст. 193 предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в особо крупном размере (превышает 30 млн. рублей) – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Кроме этого, ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, а именно: ч. 1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет; ч. 1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в крупном размере (превышает 6 млн. рублей), группой лиц, с использованием фиктивного юридического лица, в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового; ч. 3 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в особо крупном размере (превышает 30 млн. рублей), организованной группой, в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Останавливает ли начисление штрафных санкций за невозврат валютной выручки в РФ подача иска в суд на нерезидента и получение положительного решения суда?

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР — в случае принятия судом решения об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков, предусмотренных ст. 1 и 2 этого Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии с указанными статьями, не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.

Российское законодательство не имеет подобного положения.

В то же время, обращение в суд может свидетельствовать о совершении резидентом всех зависящих от него действий для получения денежных средств от нерезидента, то есть может свидетельствовать об отсутствии вины, а значит и об отсутствии оснований для привлечения к административной и уголовной ответственности.

Предотвратить привлечение к ответственности можно, в частности, путем своевременного изменения условий контракта в части срока оплаты.

Это подтверждается выводами судебных органов РФ, в частности, Третьего арбитражного апелляционного суда:

1. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если стороны с соблюдением требований гражданского законодательства изменили условия контракта в части срока оплаты поставленного товара до наступления обязанности перечисления денежных средств за поставленный товар на расчетный счет.

2. Заключение дополнительного соглашения об изменении сроков уплаты за переданный нерезиденту товар, при условии репатриации валютной выручки, свидетельствует о принятии резидентом мер для получения валютной выручки.

3. Невнесение изменений в паспорт сделки и непредставление административному органу дополнительного соглашения к контракту, направленного на изменение срока оплаты за отгруженную по контракту продукцию, при условии соблюдения срока поступления на счет общества валютной выручки в соответствии с внесенными таким соглашением изменениями, свидетельствует об отсутствии в бездействии общества признаков противоправного поведения и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ».

Как видим, регулирование вопросов возврата валютной выручки в Российской Федерации отличается от регулирования в Украине. К таким законодательным отличиям следует быть готовыми предприятиям из Крыма.

Сергей Лисица, адвокат

Татьяна Старцева, юрист

В ФТС рассказали о невозврате 24 млрд рублей из-за границы

В период с января по сентябрь 2019 года бизнес не вернул из-за границы 24 млрд рублей по внешнеторговым контрактам. Об этом сообщил первый замглавы ФТС Руслан Давыдов.

По данным службы, это на 2 млрд больше, чем годом ранее, что свидетельствует о росте неисполнения требований по репатриации денег в Россию. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что невозврат выручки — не преступление. По их мнению, уровень валютного регулирования в РФ всё еще остается слишком жестким, хотя бизнесу неоднократно обещали его ослабить.

Миллиардные оттоки

Основная часть нарушений по нерепатриации валютной выручки (более 70%) распространяется на экспорт леса, рассказал Руслан Давыдов. При вывозе древесины полученный доход часто остается за рубежом, причем почти весь российский экспорт лесоматериалов приходится на Китай и Финляндию, добавил он.

Всего за девять месяцев этого года в иностранной и национальной валюте в Россию не возвращено 24 млрд рублей, сообщил первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС). В ее пресс-службе рассказали, что это на 2 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По его словам, существенная часть невозврата приходится на долю компаний-однодневок. Такие предприятия, получив выручку, обычно сразу ликвидируются и их трудно найти, пояснил Руслан Давыдов. В таких случаях не с кого взыскивать штрафы. Долги перед бюджетом копятся, и позже их приходится списывать.

— Нам важно, чтобы валютный контроль не создавал лишних проблем для бизнеса и при этом перекрыл все лазейки для оттока капитала за рубеж через недобросовестную торговлю товарами. Всего с начала года за уклонение от исполнения обязанностей по возврату валютной выручки возбуждено 151 уголовное дело, — отметил первый замглавы ФТС.

В Центробанке не ответили на вопросы «Известий» об объеме ввезенных и вывезенных денег, а также о количестве сомнительных операций.

Невозврат не так страшен

По действующему в России законодательству компании (экспортеры, импортеры) обязаны возвращать на счета в российских банках выручку как в иностранной валюте, так и в рублях. Штраф за нерепатриацию составляет 75–100% от суммы сделки. За невозврат выручки в крупном и особо крупном размерах грозит лишение свободы на срок до пяти лет.

В марте 2019 года глава правительства дал поручение ведомствам и Российскому экспортному центру (РЭЦ) подготовить законопроект об отмене статьи УК за нерепатриацию валюты. В августе были приняты поправки в закон о валютном регулировании и контроле. В частности, с 2020-го отменяется требование по репатриации рублевой выручки для экспортеров несырьевых товаров, а с 2024 года и для поставщиков некоторых сырьевых. Запланированы послабления и в части совершения валютных операций с использованием счетов, открытых в зарубежных банках.

Большинство мер по либерализации валютного контроля — инициативы Минфина. Также же министерство подготовило и внесло в Госдуму документы, предусматривающие снижение штрафов для экспортёров и отмену уголовного наказания за невозврат валюты. На вопросы «Известий» о последних изменениях валютного законодательства в Минфине не ответили.

Уровень валютного регулирования на российском рынке всё еще высок, считает партнер, руководитель группы по оказанию услуг в области управления персоналом и налогообложения физлиц KPMG в России и СНГ Донат Подниек. Он добавил, что последние изменения должны существенно уменьшить нагрузку на определенные категории резидентов. В частности, это коснется экспортеров, заключающих сделки с нерезидентами в рублях, и граждан, инвестирующих через банки в ряде стран.

Невозврат в Россию экспортерами валютной выручки — это не преступление, подчеркнул президент «Опоры России» Александр Калинин. Бизнес давно ждет либерализации валютного законодательства, но пока обещания правительства не выполняются, отметил он. Александр Калинин подчеркнул, что архаичность запретов в этой сфере отбивает у предпринимателей желание экспортировать что-либо: никто не хочет рисковать. К тому же зачастую вернуть в Россию средства не позволяет недобросовестность зарубежных партнеров, которые вовремя не перевели российским компаниям деньги.

Закон о валютном контроле должен перестать действовать, считает эксперт РАНХиГС Антонина Левашенко. По ее словам, отмена репатриации рублевой выручки мало скажется на бизнесе, так как большинство внешнеторговых сделок заключаются в иностранной валюте. Упразднение механизмов валютного контроля приведет к притоку капитала, а действующий режим репатриации работает на отчетность, но не на экономику, считает она.

Учитывая, что существенная часть невозврата приходится на фирмы-однодневки, при ослаблении контроля может вырасти отток денег из страны, считает Донат Подниек. При этом он подчеркнул, что повышение прозрачности системы и упрощение взаимодействия финансовых и налоговых служб осложнит реализацию преступных схем. Увеличение сумм вывода денег через внешнеторговые контракты не катастрофично, так как наряду с этим растет и экспорт в долларовом эквиваленте, добавил он.

Для того чтобы снизить потери и дать бизнесу возможность «свободно дышать», по мнению эксперта, нужно повышать конкурентоспособность регуляторной системы и уровень доверия к финансовой.

Известия

Штрафы за нарушение валютного контроля

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся. Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать. А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

  • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
  • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
  • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
  • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *