Нормы труда и отдыха водителей

Минтранс установил новые правила организации труда водителей

Если в вашей организации работают штатные водители, с 05.06.2018 организовывать режим труда и отдыха для них нужно по-новому. Каким образом, разъяснил Минтранс в приказе от 03.05.2018 № 170.

Что нового:

  1. Режим работы и отдыха водителей на обычных и междугородних перевозках следует установить одинаковым.
  2. Если вы считаете рабочее время водителей методом суммированного учета, с 05.06.2018 делать это нужно с учетом такого правила: водителю нельзя управлять автомобилем больше 56 часов в неделю (п. 4 приложения к приказу Минтранса № 170).
  3. Впервые прописано, как считать рабочую неделю автомобилистам: нужно взять время с 0 часов понедельника до 24 часов воскресенья. Из-за этого придется пересчитать нагрузку работников с ночными сменами. Междусменный отдых работника должен быть вдвое дольше смены. Также нужно запланировать еженедельный отдых не меньше 42 часов.
  4. Сверхурочкой на транспорте считается 12 часов вместе с трудом по графику в течение дня. Это равно максимальной трудовой смене.
  5. Водителям вменено в обязанность отдыхать (п. 5 приложения к приказу Минтранса № 170). Теперь именно работники отвечают за перерывы в течение смены. Все водители должны отдыхать в пути не меньше чем по четверти часа. В первый раз нужно сделать перерыв через 4 часа после начала движения, а затем через каждые 2 часа управления автомобилем. Если перерыв совпал со временем обеда, то отдельно отдыхать от руля не требуется.

Напомним, что за неправильные графики для водителей работодателя оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Инспектор ГИБДД выпишет штраф до 3 тыс. руб. водителю, который управляет машиной без перерыва (ч. 2 ст. 11.23 КоАП). Для работодателя за это ответственности нет.

Также работодатель вправе оформить водителю дисциплинарное взыскание, если сможет подтвердить самовольное нарушение режима. Подойдут сведения из системы ГЛОНАСС, данные тахографа.

Таким образом, если вы работаете с водителями, рекомендуем срочно пересмотреть режим их работы и внести соответствующие изменения в правила трудового распорядка. Это можно сделать как отдельным внутренним документом (только для водителей), так и путем внесения изменений в трудовой договор с каждым из водителей. В любом случае во всех договорах понадобится отразить новую обязанность водителя отдыхать.

О нюансах внесения изменений в трудовой договор читайте в нашем материале.

Изменятся ли путевые листы в связи с новыми правилами, можно уточнить в нашей ветке в ВК.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовиков

Итак, режим труда и отдыха теперь действует для всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, работают они по найму или перевозят грузы для себя. С 4-го января 2020-го года вступили в силу изменения в Правила дорожного движения (ПДД), где теперь есть еще один раздел — «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Они, кстати, распространяются также на водителей автобусов.

Однако нужно четко разделять: нормам, прописанным в ПДД, должны следовать физические лица, эксплуатирующие грузовики и автобусы. То есть, в идеале (на практике бывает иначе), те, которые не осуществляют коммерческие перевозки и ездят на своем грузовике, перевозя свои вещи для своих нужд.

Те водители, которые работают «по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям», подчиняются режиму труда и отдыха, регламентированному отдельным Приказом Министерства транспорта (№15 от 20.08.2004 г.).

И для них, кстати, такой режим не должен быть в новинку, поскольку действует он уже десятки лет.

А вот «физические» владельцы грузовиков до недавнего времени действительно могли ездить так, как диктуют им их ощущения, без привязки к каким-либо графикам. Для них нормы «труда и отдыха» введены впервые. Вместе с обязанностью устанавливать тахографы, которых прежде в их автомобилях тоже могло не быть.

Такую обязанность физические лица, эксплуатирующие автобусы и грузовики массой от 3,5 тонн, приобрели с 1-го ноября 2019-го года после изменений в законе «О безопасности дорожного движения». Теперь в его 20-й статье сказано, что они в любом случае, даже если не работают по найму, должны, в частности, «соблюдать нормы управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения».

Правда, в течение 2 месяцев обязанность у них была, а норм не существовало. И вот только сейчас они начали официально действовать. И это главным образом означает, что теперь физических лиц, не соблюдающих «режим труда и отдыха», вполне могут штрафовать.

Каковы же нормы?

Максимальное время беспрерывного вождения — 4,5 часа. После необходимо сделать 45-минутный перерыв, который можно разбить на две паузы — 15 минут и 30 минут.

Максимальное время управления автомобилем в течение суток (с того момента, как после ежедневного или еженедельного отдыха водитель сел за руль) — 9 часов. В течение недели — 56 часов, в течение двух недель — 90 часов.

Не чаще двух раз в неделю «суточное» время вождения можно увеличивать с 9 до 10 часов.

Кроме того, разрешается на 1 час превышать время беспрерывного вождения (те самые 4,5 часа) и на 2 часа — «суточного» управления. Но только для того, чтобы доехать до ближайшего места стоянки.

Отдыхать в течение 24 часов необходимо не менее 11 часов.

Допускается сокращать это время до 9 часов. Но не более 3 раз в течение шести 24-часовых периодов после того, как был завершен еженедельный отдых.

Минимальный еженедельный отдых при этом равняется 45 часам.

Несоблюдение норм наказывается штрафом — 1,5-2 тыс. рублей.

Но есть загвоздка: нет тахографов

Да, на установку тахографов, которая тоже требовалась с 1-го ноября 2019-го года, физическим лицам все-таки дали отсрочку. И потому сейчас в их автомобилях вполне может не быть устройств, которые должны записывать «режим труда и отдыха».

Отметим: на территории России допускается использовать только тахографы с блоком СКЗИ. Такие требования вводятся потому, что данные, «добытые» единым одобренным способом измерения, автоматически легализуются (признаются достоверными) для надзорных органов.

Есть только исключения для международных перевозчиков: они могут использовать контрольные устройства ЕСТР.

Однако отсутствие тахографов не означает, что нормы можно не соблюдать или что водителей не будут штрафовать. И хотя доказать движение по часам в таком случае будет сложно, водитель хотя бы должен продемонстрировать свою добросовестность — расписывать график каждой своей поездки (с общим километражем, временем управления и паузами, стоянками и пр.).

Напомним: первыми отсрочку теряют физические лица, эксплуатирующие грузовики категории N3 (массой от 12 тонн), экологический класс которых не определен (не указан в транспортных документах). Они должны установить тахографы до 1-го марта 2020-го года.

В этом году истекает отсрочка и для остальных автомобилей этой категории: до 1-го июня она действует для грузовиков Евро-3 и ниже, до 1-го сентября — для Евро-4 и выше.

Кроме того, с 1-го декабря 2020-го года тахографом должны быть оборудованы грузовики массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2) с неопределенным экологическим классом.

Для автомобилей массой от 3,5 до 12 тонн, чей экологический класс известен, срок наступит только в следующем году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *