Новое для бухгалтера

Какие появились новые формы отчетности в 2019 — 2020 годах?

Отчетность в налоговую в 2020 году — что нового?

Декларации по имущественным налогам

Как изменились формы отчетов по зарплатным налогам 2019-2020 годов?

Обновилась ли отчетность-2020 во внебюджетные фонды?

Итоги

Отчетность в налоговую в 2020 году — что нового?

Налоговики часто корректируют формы сдаваемых отчетов. Рассмотрим основные новшества 2019-2020 годов в налоговых декларациях и расчетах.

Налоговая отчетность по ОСНО и спецрежимам

В 2019-2020 годах декларация по НДС не менялась, поэтому сдавать ее нужно в привычном виде.

Комментарии по заполнению вы найдете в этой рубрике.

А вот форма декларации по налогу на прибыль будет новой. Старая действовала аж с 2016 года и не учитывала многие налоговые изменения последних лет. И вот ФНС наконец-то сделала бланк, соответствующий налоговой действительности. Он утвержден приказом от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Посмотреть его и узнать, что изменилось в отчете, можно .

Важно, что использовать новую форму нужно уже в марте 2020-го при составлении декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль рассмотрен .

Подправили и декларацию 3-НДФЛ. За 2019 год физлицам следует сдавать форму из приказа ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/506@. Бланк размещен . А подсказки по его заполнению в различных ситуациях можно найти в нашей специальной рубрике.

Спецрежимники отчитываются на привычных бланках. Никаких изменений в формах деклараций по УСН, ЕНВД и ЕСХН за 2019 год не произошло.

Бухгалтерская отчетность — 2020

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год нужно сдавать на обновленных бланках (в ред. приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н).

Во всех формах отчетности (включая баланс и форму 2):

  • единицей измерения стали тысячи рублей, заполнять отчетность в миллионах нельзя;
  • ОКВЭД заменен на ОКВЭД2.

В некоторых формах заменен ОКУД.

В бухгалтерском балансе введена строка для указания, подлежит отчетность обязательному аудиту или нет. Если да, нужно привести седения об аудиторе.

В форме 2 есть и другие (более серьезные) изменения, о которых мы рассказывали в этой публикации.

И, кстати, изменились не только формы. В правилах сдачи бухотчетности тоже есть ряд существенных нововведений.

Обновленные формы статотчетности вы всегда найдете в нашей рубрике «Статистика».

Декларации по имущественным налогам

За 2019 год организации сдают новую форму декларации по налогу на имущество (приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@). Теперь имущественная отчетность — годовая. Направлять налоговикам ежеквартальные расчеты по авансам больше не требуется. Но это не отменяет уплаты авансовых платежей. Их нужно рассчитывать и перечислять в прежнем порядке, а потом отражать в декларации за год.

Смотрите, что меняется в порядке расчета авансов по налогу на имущество с 2020 года.

Что касается деклараций по транспортному и земельному налогам, то их бланки за 2019 год не менялись. Но сдавать их мы будем в последний раз. Начиная с налогов за 2020 год их декларирование отменяется.

Подробности см. .

Как изменились формы отчетов по зарплатным налогам 2019-2020 годов?

К зарплатной отчетности, сдаваемой в налоговую, относятся:

  • справки 2-НДФЛ;
  • расчет 6-НДФЛ;
  • расчет по страховым взносам.

Формы указанной отчетности для сдачи за 2019 год остались прежними, но существенно изменился порядок их представления. И эти изменения никак нельзя пропустить, иначе возможны штрафы.

Во-первых, сокращен срок подачи сведений 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ по итогу года. Теперь это 1 марта, а не 1 апреля, как было ранее. В 2020 году это воскресенье, поэтому крайний срок будет 02.03.2020.

Во-вторых, меньшему количеству работодателей остался доступен бумажный вариант сдачи отчетности. Отчитаться на бумаге можно работодателям с численностью до 10 человек (ранее было до 25 «физиков»). Это касается не только 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, но и расчета по взносам.

Подробнее об этом мы писали .

Кроме этого, с 2020 года есть изменения в зарплатной отчетности для организаций с подразделениями.

А еще в ближайшее время изменится форма ЕРСВ. Новый бланк вводится с отчетности за 1-й квартал 2020 года (приказ ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

Обновилась ли отчетность-2020 во внебюджетные фонды?

В соцстрах ежеквартально представляется расчет взносов на травматизм и профзаболевания 4-ФСС. ФСС утвердил бланк приказом от 26.09.2016 № 381, а затем отредактировал его приказом от 07.06.2017 № 275. Эта форма актуальна и для представления в соцстрах течение 2019-2020 годов.

Состав отчетности в Пенсионный фонд за 2019 год корректировкам не подвергался. Туда сдаются формы:

  • СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) — ежемесячный (до 15 числа следующего месяца) отчет с информацией о лицах, с которыми у работодателя были заключены договоры в отчетном месяце.
  • СЗВ-СТАЖ в паре с ОДВ-1 (утв. постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п) — это сведения о стаже работников.

    Сдается в ПФР отчет:

    • до 1 марта после окончания года — по всем работникам (за 2019 год — до 02.03.2020);
    • при выходе на пенсию работника — на него одного.

А еще СЗВ-СТАЖ сдают при ликвидации фирмы и закрытии ИП и выдают работнику при увольнении в виде выписки из отчета. Почему нельзя дать просто копию, узнайте .

  • СЗВ-ИСХ — форма с данными о доходах и стаже, подаваемая только в том случае, если по каким-то причинам сведения на работника не были поданы до 2017 года.
  • СЗВ-КОРР — корректирующие сведения персучета по данным на работника, первоначально сданным до 2017 года.

О сдаче в ПФР отчета по форме ДСВ-3 в 2020 году мы рассказали .

А начиная с 2020 года все работодатели должны будут сдавать в ПФР новый отчет по форме СЗВ-ТД и выдавать работникам форму СЗИ-ТД.

Подробнее об отчетности в ПФР читайте в рубрике «СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ».

Итоги

Над обновлением форм, передаваемых в контролирующие органы, ведется постоянная работа. Поэтому перед сдачей нужно обязательно удостовериться в актуальности того бланка, на котором оформляется отчет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Самые важные изменения в бухгалтерском учете в 2019 году

Какие изменения произойдут в бухучете в 2019 году? Рассмотрим ожидаемые нововведения, которые определят ключевые правила работы бухгалтера. Расскажем, какие новшества ждут работников бухгалтерии.

Чиновники систематически меняют законы и нормативно-правовые акты. Зачастую обновления продиктованы существенными изменениями в политической и социальной жизни государства. Ведь это необходимо, чтобы нормативная база соответствовала действительности.

Большая часть изменений 2019 года касается налогового законодательства. Об этом мы подробно рассказали в специальном обзоре: «Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году». Теперь определим, как изменится нормативная база в части бухгалтерского учета.

Итак, приготовьтесь: все изменения бухгалтерского учета 2019 года.

Новый закон — новые правила

Самый главный нормативный документ, или «Библия» для бухгалтера — это Федеральный закон №402-ФЗ «О бухучете». С января 2019 года закон будет действовать уже в новой редакции. Чиновники внесли существенные изменения, которые нельзя не учитывать в работе.

Ключевая цель изменения закона 402-ФЗ — это устранение различий между правилами ведения учета в коммерческом секторе и бюджетной сфере. Простыми словами, законодатели стараются привести законодательную базу к такому виду, чтобы ей мог пользоваться и бухгалтер бюджетной организации, и главбух коммерческой фирмы. В настоящий момент это невозможно. Правда, нововведения бухучета 2019 года не сильно улучшат текущее положение дел, исправлять еще очень много, но и видимые результаты уже есть.

Обратите внимание, что для приведения учета бюджетного сектора к общим нормам чиновники определили программу внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Стандарты — это приказы Минфина, которые определяют ключевые правила и аспекты ведения БУ учреждениями государственно сектора (бюджетники). В 2018 году были введены первые 5 стандартов. В 2019 году начинают действовать новые стандарты, подробнее о них в специальной статье: «Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета в 2019 году».

Итак, определим ключевые изменения закона № 402-ФЗ 2019:

1. Требования главного бухгалтера к содержанию и оформлению первичной документации обязательны теперь для всех сотрудников организации. Дополнение закреплено в статье 9 федерального закона «Первичные документы».

Следует учитывать, что данное нововведение касается не только требований, которые предъявляет главбух, но и требований, предъявляемых иным ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в экономическом субъекте. Это может быть и руководитель, выполняющий функции главбуха, либо сторонний работник или даже организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению БУ и составлению отчетности.

Требования могут быть не только к содержанию первички, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. Данные требования главбуха должны неукоснительно исполнять все работники организации.

2. Электронную документацию следует подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью. Отметим, что и ранее положения закона 402-ФЗ содержали указание на необходимость заверения электронных регистров бухучета. Простыми словами, в старой редакции закона говорилось, что любой регистр должен быть заверен подписью ответственного лица. Если документ оформлен в электронном виде, то его необходимо подписать электронной подписью и обеспечить его должное и надежное хранение.

Теперь же чиновники внесли изменения. Суть их такова: электронная подпись должна иметь усиленную квалифицированную защиту. В противном случае документ или регистр не будет считаться действительным.

3. Бумажная отчетность упразднена. Итак, до 2019 года все организации должны были формировать годовую отчетность. Напомним, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный экземпляр был подписан руководителем экономического субъекта. Теперь эти правила не действуют. Причем их уже следует применять при составлении бухгалтерской отчетность за 2018 год.

Что же изменилось? С 2019 года бумажный вариант отчета не обязателен. А это значит, что организации вполне достаточно сформировать электронный бухотчет, заверить его электронной подписью. Не забываем о том, что ЭП должна быть усиленной и квалифицированной. Готовить бумажный отчет не нужно.

Однако если обязательства о предоставлении отчетности на бумаге закреплены в других нормативно-правовых актах, то придется продублировать финотчет на бумаге.

Дополнительно отметим, что чиновники закрепили право Центробанка РФ устанавливать отдельные требования, правила и стандарты бухучета, которые будут существенно отличаться от действующих положений закона. Такие стандарты будут действовать только в отношении учреждений и организаций, подведомственных Центральному Банку России. Необходимость обусловлена существенными отличиями учета и спецификой деятельности.

Новое ПБУ

Нововведения коснутся ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Обновления закреплены в Приказе Минфина N 180н от 09.11.2017, но вступают в силу они только с 01.01.2019. Определим, что изменится в ПБУ:

4. Кросс-курс. Теперь, как и ранее, стоимость всех активов и обязательств, выраженную в иностранной валюте, придется пересчитывать по установленному курсу ЦБ РФ, в рубли. Однако если официальный курс Центробанк не установил на дату свершения операции/сделки, то пересчет следует проводить по специальному кросс-курсу, который рассчитывается по средним значениям.

Кросс-курс – это расчетное соотношение между двумя валютами исходя из их курса, которое исчислено по отношению к курсу третьей валюты. Высчитывается показатель путем деления и умножения.

5. Выручка, полученная сверх аванса. Данный экономический показатель появляется в том случае, если при пересчете суммы полученного аванса в иностранной валюте на рубли сумма аванса получается с превышением. Часть этой полученной выручки придется пересчитать по состоянию на отчетные даты (последний день отчетного периода). В результате у организации могут появиться прочие доходы или расходы.

Данные суммы спровоцируют возникновение разниц в налоговом и бухучете, и скорее всего, организациям придется их отражать с учетом ПБУ 18/02, если законодатели не внесут соответствующие корректировки в (Налоговый кодекс Статья НК РФ).

6. Операции в валюте. Если экономический субъект, ведет часть своей деятельности преимущественно в иностранной валюте, вне зависимости от того, происходит это в России или за рубежом, а также отвечает следующим условиям:

  • данный вид деятельности способен приносить соответствующую экономическую выгоду, а также требует проведения определенных расходов;
  • результаты данной деятельности систематически анализируются ответственными лицами организации и используются при принятии управленческих решений о перераспределении ресурсов и оценке результатов;
  • по конкретно этому виду деятельности могут быть сформированы отдельные финансовые показатели, вне зависимости от других видов осуществляемой деятельности —

то организация вправе формировать отчетность по таким видам деятельности обособленно, к тому же по правилам, предусмотренным для составления отчетности по видам деятельности осуществляемым за рубежом. Такую часть деятельности придется выделить в отдельный сегмент, в соответствии с ПБУ 12/2010.

Также изменения в ПБУ 3/2006 затронули такие важные направления, как защита от валютных рисков и активы и обязательства за рубежом. Новая трактовка Положения по бухучету предусматривает исключительные правила для пересчета валютных операций.

Важные изменения для бухгалтера 2019

Определим другие коррективы, которые обязательно следует учитывать бухгалтеру в 2019 году:

  1. Повышение МРОТ — это ключевое нововведение в части положений по оплате труда. С 01.01.2019 минимальный заработок составит 11 280 рублей.
  2. Бухгалтерскую отчетность не нужно будет сдавать в Росстат. Обязательной останется только бухотчетность в ФНС.
  3. Работнику положен дополнительный оплачиваемый день на время прохождения диспансеризации. День предоставляется один раз в три года.
  4. Введены санкции за незаконное увольнение работника предпенсионного возраста, а также за отказ от трудоустройства такого специалиста.

Бухгалтеры бюджетной сферы должны учитывать, что с 2019 года изменился:

  • порядок формирования и составления кодов бюджетной классификации — Приказ № 132н;
  • порядок определения КОСГУ по проводимым операциям — Приказ №209н.

Заработная плата является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

1. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ (ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА)

Для учета заработной платы работникам частным организациям следует руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников организаций частной формы собственности (далее – Методические рекомендации по оплате труда) (согласованы вице-министром здравоохранения и социального развития РК 27 мая 2016 года).

Система оплаты труда определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя.

При этом условия оплаты труда, определенные соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РК.

Трудовой кодекс обуславливает минимальные гарантии прав и свобод в сфере труда, которые не подлежат снижению. Стороны трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения.

Так, при разработке систем оплаты труда работников работодателям следует в первую очередь руководствоваться нормами Трудового кодекса, в соответствии с которыми работодатели обязаны обеспечить соблюдение для работников государственных гарантий в области оплаты труда, включающих, согласно статье 102 Трудового кодекса:

– минимальный размер месячной заработной платы (МРЗП);

– минимальный размер часовой заработной платы;

– оплату за работу в сверхурочное время;

– оплату за работу в праздничные и выходные дни;

– оплату за работу в ночное время;

– ограничение размера удержаний из заработной платы работника;

– порядок и сроки выплаты заработной платы.

Системы оплаты труда работников разрабатываются с учетом специфики и видов деятельности организации, ее структурных подразделений, особенностей трудовых и производственных процессов, организационной структуры, численности работников, других факторов и должны способствовать усилению заинтересованности как конкретного работника, так и коллективов работников в конечных результатах деятельности организации, в том числе в получении прибыли, выполнении показателей социально-экономического развития организации, и гибко реагировать на их изменение.

При выборе систем оплаты труда работников следует исходить из того, что системы должны обеспечить материальную заинтересованность работников в повышении производительности труда и быть экономически обоснованными.

Основными принципиальными требованиями, предъявляемыми к системам оплаты труда работников, являются обеспечение равной оплаты за равный труд и усиление ее зависимости от результатов деятельности как отдельного работника, так и от эффективности деятельности организации в целом.

Согласно пункту 6 Методических рекомендаций по оплате труда, существуют две формы оплаты труда в зависимости от способа измерения количества труда: повременная и сдельная.

Повременная форма оплаты труда – оплата труда, при которой размер заработной платы определяется в зависимости от фактически отработанного времени и установленной в зависимости от квалификации тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего).

Сдельная форма оплаты труда – оплата труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции (работы, услуги) надлежащего качества устанавливается определенный размер заработной платы – сдельная расценка.

При сдельной форме оплаты труда применяются следующие системы: простая сдельная, сдельно-премиальная, аккордная, прогрессивно-сдельная, регрессивная, косвенная, коллективная (бригадная) сдельная система.

Система оплаты труда может формироваться на основе тарифной, бестарифной или смешанной системы.

Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифную ставку (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

Бестарифная система оплаты труда основывается на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от критериев и на принципах оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.

Смешанная система оплаты труда может содержать элементы как тарифной, так и бестарифной систем оплаты труда.

Тарифные ставки (часовые, дневные, месячные) определяют размер оплаты труда за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц).

Тарифная сетка включает в себя тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты.

Тарифный разряд является показателем сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.

Тарифный коэффициент представляет собой отношение между тарифной ставкой соответствующего разряда и тарифной ставкой первого разряда, то есть он определяет, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда, коэффициент которого, как правило, принимается за единицу.

Для практического применения тарифной системы оплаты труда необходимо также использование квалификационных и тарифно-квалификационных справочников.

Рассмотрим примеры по применению форм и систем оплаты труда на предприятиях.

Пример (простая повременная форма оплаты труда)

Работник принят в организацию 18 февраля 2019 года. Должностной оклад работнику установлен в размере 200 000 тенге в месяц. Режим работы в организации – пятидневная рабочая неделя.

Следует начислить фактическую заработную плату за февраль.

По производственному календарю при пятидневной рабочей неделе в феврале 2019 года – 20 рабочих дней.

На период с 18 по 28 февраля 2019 года приходится 9 рабочих дней.

Порядок начисления:

– дневной заработок менеджера:

200 000 тенге / 20 рабочих дней = 10 000 тенге;

– заработная плата за фактически отработанное время в феврале:

10 000 тенге × 9 рабочих дней = 90 000 тенге.

Пример (повременно-премиальная система оплаты труда)

Оплата работы рабочего производится по часовой тарифной ставке – 1 800 тенге.

За февраль 2019 года работником фактически отработано 100 часов.

На предприятии – пятидневная рабочая неделя, оплата труда повременная, за качественное выполнение работ установлена премия в размере 30 %.

Необходимо начислить фактическую заработную плату за февраль.

Порядок начисления заработной платы:

– фактическая заработная плата:

1 800 тенге × 100 час. = 180 000 тенге;

– сумма начисленной премии за февраль:

180 000 тенге × 30 % = 54 000 тенге;

– сумма начисленного заработка за февраль:

180 000 тенге + 54 000 тенге = 234 000 тенге.

При применении сдельных систем оплаты труда важнейшим элементом организации заработной платы рабочих является сдельная расценка.

Сдельная расценка – размер оплаты за выработку единицы продукции или за выполнение определенной операции в единицу времени.

Если на выполняемую работу установлена норма выработки, сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную норму выработки).

Сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

Вместе с тем изменение нормы выработки (нормы времени) влечет за собой соответствующий пересчет сдельных расценок.

При расчете сдельных расценок необходимо соблюдать соответствие единиц времени, за которые берутся тарифные ставки, единицам времени, относительно которых устанавливаются нормы. Если установлена сменная норма выработки, то при расчете расценки используется дневная (сменная) тарифная ставка; если установлена часовая норма выработки, то для определения расценки используется часовая тарифная ставка.

Пример (простая сдельная система оплаты труда)

В организации установлена расценка за производство единицы продукции в размере 2 200 тенге. Объем выполненной работы за март 2019 года составил 80 единиц.

Необходимо начислить заработную плату за март.

Фактическая заработная плата рабочего за март:

2 200 тенге × 80 ед.= 176 000 тенге.

Пример (сдельно-премиальная система оплаты труда)

Работнику предприятия установлена премия в размере 30 % к оплате по сдельным расценкам. За март 2019 года работнику было начислено по сдельным расценкам 100 000 тенге.

Следует начислить фактическую заработную плату за март.

Порядок начисления заработной платы:

– сумма премии:

100 000 тенге × 30 % = 30 000 тенге;

– фактическая заработная плата за март:

100 000 тенге + 30 000 тенге = 130 000 тенге.

Пример (прогрессивная сдельная система оплаты труда)

Работнику начисляется 1 800 тенге за каждую единицу произведенной продукции, а в случае производства более 30 единиц – дополнительно 200 тенге за каждую следующую единицу, то есть всего 2 000 тенге за единицу (1 800 тенге + 200 тенге).

В марте 2019 года работник произвел 50 единиц продукции.

Следует начислить заработную плату.

Порядок начисления заработной платы:

– оплата за первые 30 единиц по обычной расценке:

30 ед. × 1 800 тенге/ед. = 54 000 тенге;

– оплата за следующие 20 единиц по прогрессивной расценке:

20 ед. × 2 000 тенге/ед. = 40 000 тенге;

– фактическое начисление заработной платы работнику за март:

54 000 тенге + 40 000 тенге = 94 000 тенге.

Пример (аккордная система оплаты труда)

Бригадой из трех человек выполняются ремонтные работы. Общая сумма заработка за сдельную работу составила 600 000 тенге. Затраченное время – 600 чел./час., в том числе:

– работником Петровым Н. А. – 200 часов;

– работником Калимжановым С. А. – 250 часов;

– работником Абдильдиным И. К. – 150 часов.

Необходимо начислить заработную плату прямо пропорционально отработанному времени.

Порядок начисления заработной платы (прямо пропорционально отработанному времени):

Пример (аккордная система оплаты труда)

Бригада в составе четырех рабочих, имеющих разные разряды, выполняет строительные работы.

Заработная плата по тарифным ставкам составляет 346 000 тенге.

Заработная плата за фактически выполненную работу составила 432 500 тенге.

Затрачено 600 чел./час., в том числе:

Жалгысовым А. К. – 100 часов;

Каримовым К. А. – 180 часов;

Ивановым А. И. – 200 часов;

Реутовым В. В. – 120 часов.

Следует начислить заработную плату работникам бригады с применением коэффициента распределения.

Для расчета фактической заработной платы следует определить коэффициент распределения заработка по наряду:

432 500 тенге / 346 000 тенге = 1,25.

Фактическая заработная плата по наряду каждого работника определяется путем умножения заработной платы по тарифу на коэффициент распределения заработной платы.

Заработок в размере 432 500 тенге по бригадно-сдельному наряду распределяется между членами бригады с учетом квалификации и отработанного времени следующим образом:

Пример (регрессивная система оплаты труда)

При введении сдельно-регрессивной системы за исходную базу принят объем продукции в размере 800 единиц с расценкой 150 тенге за единицу. Положением об оплате труда организации предусмотрено, что за каждую единицу сверх установленной исходной базы расценка используется с коэффициентом 0,6.

Рабочий изготовил за март 2019 года 900 единиц продукции.

Следует начислить заработную плату за март.

Заработная плата работника за март составит:

150 тенге/ед. × 800 ед. + 150 тенге/ед. × 0,6 × (900 ед. – 800 ед.) = 129 000 тенге.

Пример (косвенная система оплаты труда)

Месячная тарифная ставка рабочего-наладчика, обслуживающего участок механического цеха, составляет 90 000 тенге. Норма выработки участка – 1 000 единиц продукции. Фактически изготовлено в феврале 2019 года 1 200 единиц.

Следует начислить заработную плату за февраль.

Определим заработок рабочего за февраль:

– расчет косвенной расценки: 90 000 тенге / 1 000 ед. = 90 тенге/ед.;

– расчет заработка за фактический объем продукции, произведенной участком за февраль: 90 тенге/ед. × 1 200 ед. = 108 000 тенге.

Пример (коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда)

Общий сдельный заработок бригады составляет 700 000 тенге.

Количество работников – 5 человек.

Коэффициенты трудового участия распределены между работниками следующим образом:

Акрамов А. К. – 0,30;

Рахманов И. С. – 0,25;

Петров К. Д. – 0,20;

Жирнов М. Л.– 0,15;

Искандеров М. А. – 0,10.

Следует начислить заработную плату.

Для определения заработной платы каждого сотрудника необходимо умножить общий заработок на соответствующий коэффициент. Итоговая заработная плата составит:

Акрамов А. К.: 700 000 тенге × 0,30 = 210 000 тенге;

Рахманов И. С.: 700 000 тенге × 0,25 = 175 000 тенге;

Петров К. Д.: 700 000 тенге × 0,20 = 140 000 тенге;

Жирнов М. Л.: 700 000 тенге × 0,15 = 105 000 тенге;

Искандеров М. А.: 700 000 тенге × 0,10 = 70 000 тенге.

2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Существует два способа расчета заработной платы: прямой и от обратного.

Прямой метод высчитывает зарплату «на руки» по окладу, указанному в трудовом договоре, а обратный, наоборот, покажет сумму начисленной зарплаты от суммы выплаты «на руки».

Прямой метод, как правило, не вызывает сложностей в расчетах. Для его применения нужно от оклада вычесть удержания, к которым относят обязательные пенсионные взносы (ОПВ) и ИПН.

Метод расчета от обратного требует применения формулы либо такой расчет можно произвести с использованием специального калькулятора (в сети Интернет таковые имеются).

Пример

Работник в январе 2019 года получил на руки «чистыми» заработную плату в размере 90 000 тенге. С доходов работника ежемесячно удерживаются ОПВ.

Следует рассчитать начисленную заработную плату работнику.

Расчет брутто заработной платы (начисленной заработной платы):

(90 000 – 42 500 (1 МРЗП в 2019 году)) × 0,1 / 0,81 = 105 864 тенге.

Проверка:

ОПВ: 105 864 × 10 % = 10 586 тенге.

ИПН: (105 864 – 10 586 – 42 500) × 10 % = 5 278 тенге.

Нетто заработная плата (к выплате): 105 864 – 10 586 – 5 278 = 90 000 тенге.

3. Средняя заработная плата

Исчисление средней заработной платы производится в соответствии с приказом министра здравоохранения и социального развития РК «Об утверждении Единых правил исчисления средней заработной платы» от 30 ноября 2015 года № 908 (далее – Единые правила исчисления средней заработной платы) и Методическими рекомендациями по применению Единых правил исчисления средней заработной платы (согласованы вице-министром здравоохранения и социального развития РК 25 февраля 2016 года).

Средняя заработная плата – сумма денежных средств, исчисляемая работодателем и выплачиваемая работнику за период, в течение которого работнику гарантируется сохранение его заработка.

К средней заработной плате относятся: выплаты работодателя в связи с временной нетрудоспособностью работника, отпускные, выплата компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск.

Для исчисления средней заработной платы определяется расчетный период, под которым понимается период продолжительностью 12 месяцев, предшествующих событию, с которым связана соответствующая оплата (выплата), либо период фактически отработанного времени, если работник проработал у работодателя менее 12 календарных месяцев (к примеру, 6 месяцев 20 дней), используемый для исчисления средней заработной платы.

Пример

Работник принят на работу 15 июля 2014 года. Он временно нетрудоспособен с 18 по 22 февраля 2019 года. Для исчисления средней заработной платы расчетным периодом является период с 1 февраля 2018 года по 31 января 2019 года.

Пример

Работник принят на работу 1 февраля 2019 года. Он временно нетрудоспособен с 8 по 12 апреля 2019 года. Для исчисления средней заработной платы расчетным периодом является период с 1 февраля 2019 года по 31 марта 2019 года.

Расчетный период считается неотработанным полностью, если работник проработал у работодателя менее 12 календарных месяцев, а также если в течение расчетного периода у работника имели место случаи отсутствия на работе (к примеру, работник находился в оплачиваемом ежегодном трудовом отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, отсутствовал по болезни, время простоя и др.).

Из расчетного периода при исчислении средней заработной платы исключается неотработанное время и суммы, начисленные в данный период за неотработанное время, когда работнику выплачивалась или сохранялась средняя заработная плата в соответствии с Трудовым кодексом.

В этом случае средний дневной (часовой) заработок определяется из фактического заработка и фактически отработанных дней в этом периоде.

Дни, в которые отмечаются национальные и государственные праздники в РК, признаются праздничными днями в соответствии с Законом РК «О праздниках в Республике Казахстан» от 13 декабря 2001 года № 267-II.

Праздничные дни в РК являются нерабочими днями.

В случае работы в праздничные и выходные дни при исчислении средней заработной платы включаются фактически отработанные дни (часы) и суммы, начисленные за данный период.

Если в расчетном периоде работнику не начислялась заработная плата, то расчет среднего дневного (часового) заработка осуществляется путем деления суммы начисленной заработной платы за 12 месяцев работы, предшествующих расчетному периоду, либо за период фактически отработанного времени у данного работодателя, предшествующего расчетному периоду, на количество рабочих дней (часов) при пятидневной или шестидневной рабочей неделе, соответственно приходящихся на это отработанное время.

Пример

Работница принята на работу в организацию с 15 июля 2014 года. С 11 по 15 февраля 2019 года она временно нетрудоспособна. С 12 февраля 2018 года по 15 января 2019 года работница находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В этом случае расчетным периодом является период с 1 февраля 2017 года по 31 января 2018 года.

Если работник при поступлении на работу не имеет начисленной суммы заработной платы либо не имел заработной платы в течение 24 месяцев, предшествующих событию, то в случае наступления события средний дневной (часовой) заработок рассчитывается исходя из дневной (часовой) тарифной ставки (должностного оклада) работника.

Пример

Работник принят на работу 1 февраля 2019 года, с 4 по 13 февраля 2019 года он временно нетрудоспособен, в этом случае средний дневной (часовой) заработок рассчитывается исходя из дневной (часовой) тарифной ставки (должностного оклада) работника.

Для исчисления средней заработной платы следует использовать следующие формулы:

СЗП = СДЗ (СЧЗ) × РД (РЧ),

где

СЗП – средняя заработная плата;

СДЗ (СЧЗ) – средний дневной (часовой) заработок;

РД (РЧ) – количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события;

СДЗ (СЧЗ) = ЗПрп / РД (РЧ),

где

СДЗ (СЧЗ) – средний дневной (часовой) заработок;

ЗПрп – сумма начисленной заработной платы в расчетном периоде;

РД (РЧ) – количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период события.

Событие – это случаи, связанные с сохранением или выплатой средней заработной платы, компенсацией за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска в соответствии с Трудовым кодексом.

Рассмотрим примеры по исчислению средней заработной платы работникам.

Пример

В организации действует пятидневная 40-часовая рабочая неделя. Работник временно нетрудоспособен с 14 по 18 января 2019 года, всего 5 рабочих дней. Расчетный период – с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.

В течение расчетного периода работник был также временно нетрудоспособен с 21 по 25 мая 2018 года (5 рабочих дней), находился в отпуске без сохранения заработной платы с 10 по 12 сентября 2018 года (3 рабочих дня).

Оклад работника составляет 120 000 тенге.

Работник работает в организации с 2012 года.

Следует исчислить пособие по временной нетрудоспособности.

Расчет фактически отработанных рабочих дней и начисленной заработной платы за расчетный период:

При определении количества рабочих дней, используемых для исчисления среднего дневного заработка, исключены:

– рабочие дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности работника с 21 по 25 мая 2018 года;

– рабочие дни, приходящиеся на период отпуска без сохранения заработной платы с 10 по 12 сентября 2018 года.

Соответственно, суммы, начисленные в указанные периоды, не учитываются.

Средний дневной заработок составит:

Федеральное казначейство с 2018 года реализует масштабный проект по централизации учетных функций федеральных органов исполнительной власти. О первых итогах проведенной в этом направлении работы и дальнейших планах рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Антон Викторович ДУБОВИК.

— Антон Викторович, каковы глобальные задачи проекта по централизации бухгалтерского учета и отчетности и задачи на ближайшую перспективу?

— Важнейшая задача — повышение прозрачности процедур бухгалтерского учета. Это известная тема, и ее актуальность связана с необходимостью повышения прозрачности всей финансово-бюджетной сферы. Вторым результатом нашей деятельности по централизации должно стать повышение качества учетных процедур, их своевременности, полноты, корректности. Резерв для этого, безусловно, есть. Третья задача — создание резервов для оптимизации штатной численности федеральных ведомств: за счет технологической и функциональной централизации учетных процедур, унификации документов учетной политики и бизнес-процессов, организации сквозных бизнес-процессов у нас появляется возможность минимизировать рутинную, механическую работу и высвобождающиеся ресурсы направить на выполнение иных задач и функций. И, конечно, это даже не задача, это неизбежность — участие Федерального казначейства в организации бухгалтерского учета федеральных ведомств будет способствовать повышению финансовой дисциплины, применению единообразных подходов и обеспечению соблюдения бюджетного законодательства.

Если говорить о текущих задачах, то основной является становление процедур централизованного ведения бухгалтерского учета, их поддержание и развитие. Фактически проект стартовал с 1 января этого года. Да, в прошлом году мы начали обслуживать три федеральных органа исполнительной власти, но это была, так сказать, разминка. Нам передали учетные функции Росаккредитация, Министерство науки и высшего образования РФ и Министерство просвещения РФ. С 1 января 2019 года к этой тройке добавилось еще десять федеральных ведомств. Это и мономинистерства, как, например, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, и органы власти с широкой подведомственной сетью, которые проводят множество различных сложных операций.

Задача на текущий год — перевести работу в штатный режим. Сейчас часто используется ручное управление, и нам нужно от этого отойти. В последующие два года мы планируем принять функции ведения бухгалтерского учета от оставшихся органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. С 2020 года нам передадут функции ведения бухгалтерского учета 21 ведомство, с 2021-го — еще 19.

— Вы говорите, что в результате передачи учетных функций на уровень Казначейства России будет повышено качество учета. За счет чего? Ведь первичный документ все равно будет формироваться на уровне ведомства.

— У качества несколько аспектов. Первый — своевременность. Сейчас ситуация складывается так, что практически у каждого бюджетополучателя в столах пылится немало документов, и содержащиеся в них данные отсутствуют в информационных системах. И если рассматривать весь федеральный уровень, то мы не знаем, как соотносится реальное положение дел финансово-хозяйственной деятельности с имеющимися на текущий момент данными. При централизованном ведении бухгалтерского учета каждый факт хозяйственной жизни требует безусловного отражения: есть факт, значит, он немедленно должен появиться в информационной системе, произошли события, значит, они отражаются в бухгалтерском учете. Нет возможности сделать что-то потом. За счет этого и повышается своевременность отражения в учете.

Второй аспект — достоверность. Бухгалтер в лице специалиста казначейства равноудален и от контролирующих органов, и от руководства, и от финансистов конкретного получателя средств федерального бюджета. Это независимый бухгалтер, который отражает все, как есть. Ведь бывают ситуации, когда кто-то сегодня не показывает плохие показатели, например по кредиторской задолженности, потому что поругают, ведь это снизит показатели финансового менеджмента. Он покажет их позже, когда ситуация исправится. Казначей же объективен, независим в оценках и делает все на автомате в хорошем смысле этого слова.

— Кто будет нести ответственность за искажение данных бухгалтерского учета при централизованном ведении учета: ведомство или казначеи?

— Вопрос достаточно сложный. В соответствии с Федеральным законом № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за составленный документ несет лицо, его подписавшее. Первичный документ подписывают уполномоченные лица получателя бюджетных средств. А дальше идет учетная процедура — мы должны отражать в учете те или иные показатели. И здесь уже мы отвечаем за то, чтобы это отражение соответствовало требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету.

Пример простой: вы подписали акт выполненных работ, я ставлю его на учет. Если вы подписали акт, но при этом работы реально не выполнены, вы как лицо, подписавшее документ, несете соответствующую ответственность. Если же вы подписали акт, работы выполнены, вы мне представили документ, а я его некорректно отразил в бухгалтерском учете, значит, ответственность как бухгалтер несу уже я.

Это, конечно, упрощенная обрисовка ситуации. При внедрении централизованной учетной модели мы детализируем карты контроля, прописываем, что конкретно находится в зоне ответственности федерального органа исполнительной власти, федерального казенного учреждения, а что — в зоне Федерального казначейства. Хотя, конечно, этот вопрос требует дальнейшей дополнительной проработки.

— То есть система внутреннего финансового контроля органа власти реорганизуется?

— Скорее она модифицируется. Сейчас мы этим вопросом занимаемся, но с приоритетом даже не номер два, а номер три. Мы понимаем, что трансформация внутреннего контроля должна быть, и внутренний контроль главного распорядителя будет распределен между ним и казначейством. Внутри Федерального казначейства контроль тоже требует корректировки. У нас на каждом этапе бухучета есть контрольные процедуры. Сейчас, на стадии становления, одни и те же документы проверяются в казначействе по несколько раз. Субъект учета представляет нам, например, акт выполненных работ, мы его проверяем как бухгалтеры, оформляем все необходимые документы, которые идут на проверку субъекту учета. Потом эти документы опять возвращаются в казначейство, в отдел расходов, и только после проверки в этом отделе производится оплата.

Сейчас мы задумываемся о внутренней оптимизации контрольных действий, хотим, чтобы документы представлялись нам один раз и не делали этих петель. В идеальной модели должно быть так: вы зафиксировали факт хозяйственной жизни и можете о нем забыть. Он отразился в электронной системе, по этому факту сформировались необходимые бухгалтерские записи, трансформировались в платежные документы и ушли к вам на подпись. Подписанные документы автоматически вернулись к нам, произошла оплата, пришла выписка, она обработалась, все необходимые бухгалтерские записи отразились, сформировался отчет. Вы в этом вообще не принимаете участия. Вы получаете уже готовый результат в виде финансового отчета.

— Но в случае, когда ведомство не участвует во всей этой цепочке, будет ли у руководителя достаточно информации для принятия управленческих решений?

— Мы считаем, что недостатка данных не должно возникнуть. Но для этого нужно четко определить состав информации, в которой у руководителя есть потребность. Как известно, руководители оперируют верхнеуровневыми цифрами, бухгалтерия — атомарными показателями, и переход от этих атомарных показателей к верхнеуровневым, к тем цифрам, которые дают возможность принять управленческое решение, является определенной проблемой.

Работая сейчас с федеральными органами исполнительной власти, которые уже передали или передают нам свои учетные полномочия, мы видим, что у всех была разная практика информационного обеспечения принятия решений. Кто-то из руководителей требовал детальную, но обработанную финансистами информацию, кто-то сам делал выборку в информационной системе, а кто-то привык получать на бумаге лаконичную справку.

То есть единый, удобный для всех формат подобрать вряд ли получится. Поэтому мы на этапе предварительной работы предлагаем потребителям использовать нашу подсистему информационно-аналитического обеспечения, объясняем, как с ней работать. Эта подсистема агрегирует в себе всю информацию, связанную с ведением учета, и выстраивает аналитику, которая в доступной форме показывает динамику, структуру и отдельные факты финансово-хозяйственной деятельности того или иного главного распорядителя средств федерального бюджета с детализацией по направлениям деятельности и по подведомственной сети. Пока активного использования этой системы мы не наблюдаем. Но мы ожидаем, что наши коллеги начнут пользоваться базовым функционалом и давать нам обратную связь, исходя из которой мы будем дорабатывать нашу подсистему информационно-аналитического обеспечения.

— Руководитель может почерпнуть из этого ресурса все, что ему необходимо?

— Подсистема обеспечивает мониторинг и акцентирует внимание на тех фактах, которые требуют внимания. Классическая ситуация: ведомство имеет план по доходам и, соответственно, поступления. Руководителю необходимо в первую очередь понимать, как в данный момент времени выполняется этот самый план. Мы удовлетворили эту потребность — сказали, у вас запланировано 100 процентов, а сейчас исполнено 35 процентов. Следующий вопрос: почему такой низкий процент исполнения плана, ведь сегодня уже 1 августа? И дальше руководитель может посмотреть, кто из подведомственной сети какие планы перед собой ставил и как реализовывал. То есть подсистема предусматривает возможность детализировать показатели, что позволяет руководителю выяснить, в каком учреждении все исполнено на нужном уровне, а в каком показатель на нуле.

Но тут возникает другой вопрос: справится ли он со всем этим сам? Говоря о том, что бухгалтерские функции консолидируются в Федеральном казначействе, мы имеем в виду, что бухгалтеры, специалисты, которые занимаются расчетом заработной платы, подготовкой отчетности, высвобождаются. Но все равно на уровне каждого учреждения остаются функции, связанные с планированием бюджета, аудитом, контролем, с вопросами координации и методического обеспечения. Даже сейчас руководитель может позвонить в орган Федерального казначейства и спросить, какие у него доходы. Наши специалисты уточнят: «Вам с учетом нераспределенных доходов или только распределенные? Поступления с учетом возвратов или только поступления?» Вполне возможно, что руководитель будет поставлен в тупик. Между руководителем, который оперирует высокими материями, и бухгалтерской службой, которая располагает конкретными фактами, конечно, должен быть специалист, понимающий, что необходимо для принятия управленческих решений, и способный поставить соответствующую задачу бухгалтерской службе в лице Федерального казначейства.

И еще. Сейчас нужно найти четкую границу между функциями и обязанностями того бухгалтера, который есть в казначействе, и того, который был в федеральном органе исполнительной власти. Наши субъекты учета нам говорят, что мы должны смотреть на все происходящее в их ведомстве как бухгалтеры. Не просто отражать операции, но давать им оценку, формулировать выводы — обеспечивать субъекту учета обратную связь. В этом случае возможны и конфликты. Мы можем давать обратную связь, и мы ее даем в виде различного рода информации. Но принятие решений должно оставаться на уровне конкретного учреждения.

К примеру, кто должен делать прогноз доходов? Органы власти говорят, что это всегда делал бухгалтер. Но у нас другая позиция. Бухгалтер отражает то, что происходит. Как обслуживающая организация, как бухгалтеры мы можем обеспечить аналитику для подготовки этого прогноза, но сделать его должно само учреждение. Эта модель для многих новая, потому что привыкли, что бухгалтер делает очень многое.

— Антон Викторович, в 2018 году в рамках пилотного проекта Федеральному казначейству учетные функции передали три органа государственной власти. Что можете сказать об итогах реализации проекта. Были выявлены какие-либо ошибки в организации работы? Сделаны ли коррективы?

— Цель проведенной в 2018 году работы — это не выявление каких-то ошибок. Это был именно пилотный проект, на базе которого теперь идет развитие процесса централизации учета. Какие основные задачи должен был решить «пилот»? Казначейству было необходимо сформировать методическую базу, проработать организационные инструменты, посмотреть, как это будет работать, и начать готовить технологическую платформу. Федеральным же органам исполнительной власти участие в проекте в первую очередь дало уверенность в том, что в условиях централизации учета они могут полноценно работать и эффективно исполнять свои полномочия.

Второе — и нам, и органам власти нужно было составить четкое представление о том, какие структурные изменения должны произойти в органе власти в связи с передачей учетной функции. Детально определить, что будем делать мы, а что все-таки останется на уровне ведомства.

— А что субъекты учета отмечают в качестве минусов?

— В качестве минуса коллеги отметили, что на первых порах была увеличена нагрузка. Это понятно — переходный период потребовал больших усилий. Еще одна проблема — работа с электронной подписью, что требует постоянного присутствия руководителя и (или) уполномоченного лица, который должен подписывать не скопившиеся за какой-то период документы, а делать это в режиме онлайн. Каждый шаг хозяйственной жизни требует сиюминутной фиксации, а это не всегда комфортно. И мы планируем решать эту проблему: тут нужно менять бизнес-процессы, некоторые принципы документарного оформления, пересматривать вопрос о том, когда на документе необходима подпись именно руководителя.

Возник в органах власти и вопрос о перераспределении отдельных функциональных полномочий. К примеру, информацию о бюджетных обязательствах по контрактам до 100 тысяч рублей всегда готовила бухгалтерия. Контрактная служба приносила в бухгалтерию контракт на бумажном носителе: мы все сделали, остальное — ваши проблемы. Но централизованная бухгалтерия говорит: стоп, контракт — это хорошо, вы его заключили, а где его электронный вид? Поэтому где-то повышается нагрузка на контрактную службу.

Или еще одна проблема, которая пока не имеет линейного решения: кто должен работать с договорами гражданско-правового характера? Кадровая служба отказывается, контрактная служба отказывается. Классически вопрос разрешается так: не знаешь, кому отдать эту работу, — отдай в бухгалтерию. При централизованном учете это не проходит и тому подобное. То есть вопросов еще много. Есть плюсы, есть минусы, и мы их для себя определили. На наш взгляд, когда работа стабилизируется, когда появится четкое понимание, кто и что должен делать, все эти минусы сойдут на нет. Мы считаем, что останутся только плюсы.

— Как при централизации учета решаются такие внутриучрежденческие вопросы, как то: куда, например, обращаться сотруднику, если требуется справка по форме 2-НДФЛ или нужно отчитаться по командировке?

— Конечно, справку 2-НДФЛ будет готовить централизованная бухгалтерия. Мы ведь, получая такую справку, в принципе не задумываемся, каким образом она делается. Как это организовано у нас в Федеральном казначействе? Я делаю заявку: прошу выдать мне справку 2-НДФЛ для предоставления по месту требования. Мне ее приносят уже подписанную, «под ключ». Кадровая служба, агрегируя все заявления, передает их в нашу внутреннюю централизованную бухгалтерию — ФКУ ЦОКР. ФКУ ЦОКР готовит справки и предоставляет их на подпись курирующему заместителю руководителя Федерального казначейства. Дальше кадровая служба их раздает. То есть когда мы организовали свою централизованную бухгалтерию, ни для кадровой службы, ни для конечного получателя ничего не поменялось. Изменился процесс: если раньше сотрудник кадровой службы, чтобы передать заявления, заходил в соседний кабинет, то теперь передает их посредством нашей системы электронного документооборота в ФКУ ЦОКР.

Что касается организации процесса с нашими субъектами учета, то применяем разные подходы. Было бы хорошо привести все в единую систему, но пока мы идем по контексту той практики, которая уже существовала в органе власти. Например, справки по форме 2-НДФЛ для Министерства высшего образования и науки РФ готовятся в нашей электронной системе, подписываются нашей электронной подписью, а коллеги из министерства распечатывают их и заверяют подписью своего руководителя.

Но, например, при подготовке авансового отчета в отношении того же органа власти сложилась другая практика. В Миннауки — большой штат сотрудников, постоянно кто-то ездит в командировки. И мы совместно с ведомством определили два дня в неделю, когда наши специалисты приезжают в министерство и принимают подтверждающие документы, после чего в электронной системе появляется авансовый отчет. Пока это так. Как бы ни говорили, что все должно быть автоматизировано, мы понимаем, что процентов десять всегда будет на бумаге.

— И последний вопрос. Произошли ли сокращения сотрудников в тех ведомствах, которые передали вам свои учетные функции?

— Нет, пока мы ни у себя не увеличивали численность, ни у субъектов учета не сокращали. Миннауки и Минпросвещения — это новые министерства, и они изначально создавались без бухгалтерских служб. Что касается других ведомств… Нередки случаи, когда бухгалтер является одновременно и контролером, и закупщиком, и плановиком. Вот пример. В территориальном органе по штату должно быть десять бухгалтеров. Приходим туда, выясняется: пять вакансий, одна сотрудница в декрете, вторая собирается в декрет — реально работают трое. Объем работы огромный, бумаги пылятся. При этом говорят, что справляются. Но как? Я тоже один могу самолеты строить — склею из бумаги, запущу с пятого этажа, но он долетит только до асфальта. В итоге для данного учреждения в работе со стороны Федерального казначейства принимают участие пять-шесть специалистов, а нам говорят, что до этого справлялись трое, хотя по штату установлено десять. Вот такая арифметика оптимизации…

Эффект от централизации нельзя рассматривать линейно, это не только экономия средств за счет сокращения штатной численности, это еще и высвободившиеся специалисты для решения новых задач. Мы ожидаем, что эффект от централизации должен быть многомерным.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *