Нвос

Кто платит за размещение отходов?

24.05.2016 | Бухгалтеру | 0 Комментарий к письму Росприроднадзора от 29 марта 2016 г. № АА-06-01-36/5099.

Природоохранное ведомство прокомментировало решение ВС РФ от 9 февраля 2016 года по делу № АКПИ15-1379 об установлении плательщиков за размещение отходов и негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, произошедшее после 1 января 2016 года, не зависит от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы. Плату исчисляют и вносят лица, указанные в статье 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

К ним относятся юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за исключением юридических лиц и ИП, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории (объекты, оказывающие минимальное негативное влияние).

Что касается указанной платы при размещении отходов, то:

  • при размещении твердых коммунальных отходов плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • при размещении иных отходов плательщиками являются юридические лица и ИП, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы (ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>

Платежи за загрязнение окружающей среды. Сроки уплаты. Пример расчета авансового платежа.

Организации и физлица, использующие в своей работе негативно влияющие на окружающую среду объекты, обязаны перечислять в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды (ЗОК). Под такими объектами понимают здания, сооружения и др. источники, выбрасывающие в атмосферу или сбрасывающие в водную среду отходы.

Кто должен платить

Следует иметь ввиду, что автотранспорт с выхлопными газами к такому платежу отношение не имеет. Организации, имеющие на балансе транспортное средство с 1 освобождены от платежа за негативное воздействие на окружающую среду (Письмо Минприроды №12-47/5413 от 10.03.2015).

Обязаны оплачивать за ЗОС следующие организации и предприниматели:

  • загрязняющие атмосферный воздух;
  • загрязняющие водные ресурсы;
  • размещающие отходы.

Данный платеж не предусмотрен налоговым кодексом, то есть налогом не является, но перечислять его должны все, не зависимо от того, какую систему налогообложения применяет организация. Данное требование применимо в том числе и к иностранным организациям, они тоже обязаны перечислять платежи за загрязнение окружающей среды.

В том числе не имеет значение кто обладает правом собственности на объект, являющийся источником загрязнения. Даже если организация арендует данный объект или получила в пользование безвозмездно, оплачиват за загрязнение тот, кто фактически его использует.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды – это два совершенно разных платежа. Экологический сбор представляет собой плату за утилизацию, оплачиваемую предприятиями, производящими товары (Читайте также статью ⇒ Сколько, когда и кто платит экологический сбор).

Кто не должен платить

Те организации или предприниматели, которые свою деятельность осуществляют только на объектах с категорией опасности IV, платежи за ЗОС платить не должны. К IV категории опасности относят объекты:

  • на которых предусмотрены стационарные источники выброса, при этом общее количество выбросов в год не более 10 тонн;
  • на которых нет выброса радиоактивных веществ;
  • не сбросов в канализацию, подземные и поверхностные воды, на землю.

Если у организации несколько объектов, но только часть их них относится к IV категории опасности, то перечислять плату за загрязнение придется за все объяты предприятия, в том числе и за IV категорию.

Контроль за расчетом и перечислением платы осуществляет Росприроднадзор. Те организации, в эксплуатации которых находятся объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I-IV категории опасности, встают в Росприроднадзор на учет. Для этого подается заявка на каждый объект по установленной форме (утв. Минприроды России №554 от 23.12.2015). Сделать это нужно не позднее 6 месяцев с начала эксплуатации таких объектов.

За нарушение срока постановки на учет в органы Росприроднадзора организации грозит штраф (Статья 8.46 КоАП):

  • 30 000 – 100 000 – на организацию;
  • 5 000 – 20 000 – на руководителя.

Регистрация объекта происходит не дольше 10 рабочих дней, после чего в адрес организации отправляется свидетельство о постановке на учет.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя следующие виды платежей:

  • За атмосферные выбросы. Обязанность по перечислению платежа за выбросы, производимые в атмосферную среду, не зависит от деятельности предприятия. Если факт выбросов есть, то обязанность у предприятий возникает;
  • За сбросы в подземные и поверхностные водные объекты. Вносят плату за сбросы в водные объекты организации и предприниматели, имеющие сточные воды;
  • За размещение отходов (Читайте также статью ⇒ Плата за размещение отходов производства и потребления: лимиты, порядок расчета). Даже если организации заключила договор на вывоз мусора, она обязана вносить платеж за то, что в результате ее деятельности образовались отходы производства.

Куда сдавать декларацию

Все предприятия и предприниматели, обязанные производить плату за ЗОС подают декларацию в Росприроднадзор по местонахождению объекта. Причем, если объектов, которые являются источником загрязнений несколько и находятся они в разных субъектах РФ, отчитываться нужно по каждому из них. По каждому объекту в рамках одного субъекта отчитываться нужно в одной декларации с разделением объектов по разным муниципальным образованиям.

Срок подачи декларации

Срок подачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается до 10 марта следующего за отчетным года. Если крайний день подачи декларации приходит на выходной или праздничный, то срок переносится на следующий рабочий день.

То есть, за 2017 год подать декларацию нужно до 12 марта 2020 года, так как крайний срок – 10 марта – суббота.

Способ представления декларации

Представить в Росприроднадзор декларацию можно как на бумаге (если плата за прошлый год составила не более 25 000 рублей), так и в электронной форме.

Для отправки декларации через интернет потребуется электронная подпись. Если декларация представляется на бумажном носителе, то сделать это можно: лично, через представителя или по почте. При оправке декларации почтой, письмо оформляется с описью вложения и уведомлением о получении.

При подаче декларации на бумаге придется приложить и ее электронную версию на флешке или диске.

Составить декларацию можно воспользовавшись сервисом «Формирование отчетности» на сайте Росприроднадзора.

При подаче декларации через интернет, бумажную версию дублировать не нужно.

Ответственность за непредставление декларации

Если организации или предприниматели не сдадут декларацию, либо сделают это несвоевременно, то им грозит административная ответственность со следующими штрафными санкциями (Статья 8.5 КоАП):

  • 3 000 – 6 000 рублей – для должностного лица (например, руководитель организации);
  • 20 000 – 80 000 рублей – для организации.

Срок уплаты

Платеж за ЗОС нужно сделать до 1 марта следующего за отчетным периодом года. То есть, за 2017 год оплатить средства в бюджет нужно будет до 1 марта 2020 года. Кроме малого бизнеса, все организации обязаны перечислять авансовые платежи. За каждый квартал оплатить нужно в срок до 20 числа следующего месяца. Таким образом, 20 апреля, 20 июля и 20 октября – крайние сроки для перечисления авансового платежа предприятиями, соответственно, за 1-й, 2-й и 3-й квартал.

Авансовый платеж рассчитывается как ¼ часть платы за предыдущий год. А по итогам года платеж рассчитывается за минусом перечисленных авансов (Читайте также статью ⇒ Какая плата за загрязнение окружающей среды в 2020: расчет).

Пример расчета авансового платежа

Плата ООО «Континент» за ЗОС за 2015 год составила 130 000 рублей. Значит авансовые платежи в 2016 году будут следующими:

За 1 квартал – 32 500 рублей

За 2 квартал – 32 500 рублей

За 3 квартал – 32 500 рублей

При расчете платы за 2016 год ООО «Континент» получилась сумма, равная 145 000 рублей. Значит итоговый платеж за год организация оплатит в следующем размере:

Ставки платы за НВОС на 2019 год

Актуально на: 11 апреля 2019 г.

Организации и предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны самостоятельно рассчитывать и вносить плату за НВОС (п. 1 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.3, п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Какие ставки платы за НВОС на 2019 год утверждены законодателями, расскажем в данной консультации.

Ставки платы за НВОС

Компании, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исчисляют данную плату как произведение величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу и соответствующей ставки НВОС с применением коэффициентов. Затем полученные величины суммируются (п. 1 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (п. 2 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС, а также дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ (п. 4 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС 2019

Ставки НВОС за 2019 год подразделяются на три группы в зависимости от вида объекта загрязнения (п. 1 Постановления Правительства от 13.09.2016 № 913):

  • за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферу;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов.

В 2019 году применяются те же ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что действовали и в 2018 году. Они утверждены Постановлением Правительства от 13.09.2016 № 913. Но их нужно скорректировать на коэффициент 1,04 (за исключением ставки платы за НВОС при размещении малоопасных твердых коммунальных отходов IV класса опасности) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758).

Так, например, ставка платы за сбросы 1 тонны железа в водные объекты в 2018 году составляла 5950,80руб., в 2019 году эта плата составит 6188,83 руб. (5950,80 * 1,04).

На территориях и объектах, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральным законодательством РФ, ставки НВОС 2019 года применяются с использованием дополнительного коэффициента 2 (п. 2 Постановления Правительства от 13.09.2016 № 913).

Ставки платы за НВОС за 2019 год при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) установлены в размере 95,00 руб. за 1 тонну отходов (п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 758). Правительство РФ решило сохранить на период с 2019 года до 2023 года ставки платы за размещение малоопасных твердых коммунальных отходов IV класса опасности на уровне 2018 года (то есть в размере 95 руб. за 1 тонну) (Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 156). Ранее же предполагался ежегодный рост данной ставки.

Вопрос

Согласно Закону № 89-ФЗ у образователей отходов, относящихся к ТКО (в нашем случае это мусор от офисных и бытовых помещений организаций), нет обязанности вносить плату за НВОС при размещении таких отходов. Региональный оператор у нас отсутствует, оператор (полигон) в соответствии с договором на 2018 год ответственности по внесению платы за НВОС не несет. Мусор от офисных помещений вывозился вместе с другими отходами (смет и т. п.), в актах отражено только общее количество в кубометрах. Имеем ли мы право при подготовке декларации о плате за 2018 год самостоятельно «вычленить» из общей массы количество ТКО, за которое не требуется вносить плату, например, рассчитать по нормам накопления, указанным в ПНООЛР? Или же отход «становится» ТКО при заключении договора по типовой форме, раздельного накопления на согласованной площадке, отражения количества именно «ТКО» в актах выполненных работ?

Ответ

Пока существуют определенные правовые проблемы, чтобы гарантировать стопроцентное отсутствие рисков при не внесении вами платы за ТКО в соответствии с установленными нормами.

С одной стороны, положениями пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Таким образом, в отношении ТКО плательщиком платы за НВОС при их размещении является региональный оператор или оператор.

— Реклама —

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора».

До 1 января 2019 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги за обращение с ТКО и внесения платы за размещение ТКО региональными операторами.

Пока нет регионального оператора совершенно однозначно лица, осуществляющие размещение ТКО, автоматически, без прохождения процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 Закона № 89-ФЗ, приобретают статус оператора в силу законодательного определения и, следовательно, становятся плательщиком платы при размещении ТКО в отсутствие регионального оператора, в том числе согласно пункту 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ. При этом не имеет значения кому принадлежит право собственности на ТКО и заключен ли типовой договор, форма которого утверждена постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156. Согласно части 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Пунктом 1 статьи 446 ГК РФ определено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Пунктом 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ определено, что расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО. Эта норма должна была заработать с 1 января 2018 года. Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 № 320-Р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» были утверждены соответствующие тарифы. При этом, судя по размерам установленных тарифов, плата за размещение ТКО скорее всего не была в них включена.

Данные тарифы устанавливаются в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с ТКО и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (далее — Основы ценообразования).

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 указанные Основы ценообразования были дополнены пунктом 43(1), в котором описано, как именно должны быть определены расходы на плату за НВОС при размещении ТКО. Согласно пункту 4 указанного постановления оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года и согласно пункту 3 данного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ, рекомендовано в двухмесячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с ТКО в соответствие с настоящим постановлением. Так что, возможно данные тарифы будут пересмотрены.

Отметим также, что согласно пункту 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Таким образом, у оператора (полигона) теоретически есть возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО даже если они не были включены в тариф.

Однако следует учитывать, что увеличение поступлений в бюджет является одним из приоритетов в деятельности Росприроднадзора в настоящее время. На этом пути представители Росприроднадзора готовы цепляться за любые огрехи законодательства, не обращая внимания на то, что существуют принципы права, которые, собственно, помогают нивелировать проявляющиеся некорректности отдельных норм закона.

Поэтому вы можете не вносить плату за ТКО, но если полигон все же не внесет плату за размещение данных ТКО, то Роприроднадзор скорее всего будет пытаться истребовать ее с вас, а далее в суде вы уже сможете отстоять свое право по изложенным выше основаниям.

Н. В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *