Содержание
- Командировочное удостоверение. Бланк и образец заполнения формы Т-10
- Кто оформляет командировочное удостоверение
- Порядок оформления Т-10
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Действия сотрудника после командировки
- Нужно ли регистрировать командировочные удостоверения
- Командировочный лист (бланк прилагается)
- Командировочный лист (командировочное удостоверение): обязательность составления
- Командировочный лист (командировочное удостоверение): форма и особенности заполнения
- Правила оформления командировочного удостоверения
- Постановление правительства об отмене
Командировочное удостоверение. Бланк и образец заполнения формы Т-10
Сотрудник, направляемый в командировку, обязательно должен быть снабжен основным командировочным документом — командировочным удостоверением. Оно подтверждает тот факт, что работник организации был направлен в служебную поездку, а также свидетельствует о прибытии к месту назначения, и после выполнения возложенных функций, своевременном отбытии обратно.
Этот документ заполняется по стандартной унифицированной форме Т-10 и является необходимым документом для всех сотрудников, направляемых в служебные поездки. На их основании бухгалтер предприятия может списать командировочные затраты, в том числе суточные и за счет них уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.
Внимание! С 2015 года оформление служебного командировочного удостоверение перестало быть обязательным (постановление Правительства РФ от 29.12.2014), но по-прежнему рекомендовано к применению.
Кто оформляет командировочное удостоверение
Заполнением формы Т-10 должен заниматься либо специалист кадровой службы предприятия, либо сотрудник бухгалтерии, либо иное уполномоченное лицо. Оформление проводится на основании изданного приказа о командировке за подписью руководителя организации.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк командировочного удостоверения по форме Т-10 .docСкачать образец заполнения командировочного удостоверения по форме Т-10 .doc
Порядок оформления Т-10
Стандартный бланк Т-10 представляет из себя документ с двумя сторонами. На титульном листе прописываются общие сведения об организации, сотруднике и командировке, на оборотной странице – проставляются подписи и печати организаций, в которые направлялся командировочный.
Часть 1
Первое, что нужно написать на лицевой стороне командировочного удостоверения – полное название предприятия, в котором работает командированный, с обязательным указанием организационно-правового статуса (ИП, ООО, ОАО, ЗАО). Рядом нужно вписать код ОКПО (из регистрационных документов компании). Чуть ниже ставится номер документа по внутреннему документообороту, а также дата его составления.
Часть 2
Во вторую часть командировочного удостоверения вносятся сведения, касаемые лично работника: полное ФИО, табельный номер, присвоенный ему при трудоустройстве, структурное подразделение или отдел, к которому он относится, должность. Здесь же следует указать место, в которое он направляется (страна, населенный пункт, организация). Чуть ниже вписывается цель командировки, а также ее сроки (по количеству календарных дней) с четким указанием даты ее начала и окончания – эта информация в точном соответствии копируется из приказа, подписанного руководителем.
Здесь же нужно внести удостоверяющие данные из какого-либо личного документа командированного (наименование документа, серия, номер).
Все выше написанное должен заверить руководитель организации или иное уполномоченное лицо.
Часть 3
Оборотная сторона бланка Т-10 содержит сведения о всех городах и организациях, в которых побывал командировочный по служебной необходимости.
В верхнем левом углу пишется название организации, из которой сотрудник уезжает (т.е постоянное место его работы), дата отъезда, а также подпись ответственного лица с расшифровкой и печать предприятия.
Далее сотрудник, отправленный в служебную поездку должен по мере необходимости последовательно предъявлять данный документ на всех предприятиях, на которых он побывал в рамках командировки. Здесь уполномоченные работники этих предприятий оформляют обратную сторону его служебного удостоверения в нужных разделах (строки «прибыл в», «выбыл из»).
Таких организаций может быть несколько, но каждая из них обязательно должна указать свое полное название, дату прибытия и отбытия командировочного, печать и подпись ответственного лица.
Действия сотрудника после командировки
После того, как сотрудник вернется в родную организацию, он должен отдать командировочное удостоверение ответственному лицу, которое впишет в него сведения о прибытии с указанием даты, подписью и печатью.
Далее командировочное удостоверение вместе со всем остальным пакетом документов (приказ руководителя предприятия о командировке, чеки, квитанции и пр. платежки, подтверждающие командировочные затраты) передается в бухгалтерию предприятия. На основе них бухгалтер делает подробных расчет произведенных затрат и в случае необходимости возмещает командированному потраченные сверх выданного ранее авансом суммы или же принимает в кассу оставшиеся излишки. Эти же документы служат основанием для снижения налогооблагаемой базы по статье «расходы».
Нужно ли регистрировать командировочные удостоверения
Бланк Т-10 является документом учета, поэтому подлежит обязательной регистрации во внутреннем документообороте. Для учета командировочных удостоверений используются специальные журналы регистрации.
Командировочный лист (бланк прилагается)
Обновление: 15 ноября 2016 г.
Действующее законодательство РФ не содержит такого понятия, как «командировочный лист». Обычно, говоря про командировочный лист, имеют в виду командировочное удостоверение.
Командировочный лист (командировочное удостоверение): обязательность составления
До 08.01.2015 трудовое законодательство РФ требовало оформления командировочного удостоверения при направлении работника в служебную командировку. Данный документ удостоверял срок нахождения работника в служебной командировке. С 08.01.2015 по общему правилу составление командировочного удостоверения не требуется (постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595). Но работодатель в локальных нормативных актах, действующих на предприятии, может предусмотреть необходимость оформления командировочного удостоверения (ст. ст. 8, 22 Трудового кодекса РФ). В этом случае при направлении работника в командировку командировочное удостоверение должно оформляться согласно установленному работодателем порядку.
Командировочный лист (командировочное удостоверение): форма и особенности заполнения
Форма командировочного удостоверения может быть разработана работодателем самостоятельно и утверждена в локальном нормативном акте либо работодатель может предусмотреть использование унифицированной формы № Т-10, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Если работодатель разработал и утвердил собственную форму командировочного удостоверения, то работник при оформлении данной формы должен следовать требованиям, указанным в локальном нормативном акте работодателя.
В случае применения работодателем унифицированной формы № Т-10, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в командировочном удостоверении указываются:
- данные работника;
- место, куда направляется работник работодателем;
- срок и цель командировки;
- отметки о времени прибытия и убытия с места командировки.
Ознакомиться с формой командировочного листа можно в нашем материале.
Скачать форму (бланк) командировочного листа вы можете бесплатно в системе КонсультантПлюс.
Сотруднику, который отправляется в служебную поездку, выдается соответствующее удостоверение. Оно используется в качестве подтверждающего факт командировки документа, а также служит для отметок о прибытии и отбытии.
Предприятие, направляющее человека для выполнения производственных задач в другой город или страну, подтверждает его статус командировочным удостоверением.
Такой специальный документ составляется по универсальному бланку под номером Т-10. По удостоверению бухгалтер производит списание финансовых затрат, включая суточные выплаты.
Удостоверение командированного гражданина может оформить директор организации, работник бухгалтерского или кадрового отдела, а также другой сотрудник организации, обладающий соответствующими служебными полномочиями.
Правила оформления командировочного удостоверения
Стандартная унифицированная форма для составления удостоверения на командировку заполняется с двух сторон листа. Есть три части, которые нужно заполнить.
Первая часть лицевой стороны бланка включает:
- номер удостоверения, под которым оно вносится в журнал учета;
- полное наименование предприятия с указанием его формы (индивидуальный предприниматель, открытое или закрытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью);
- дата, когда издан документ.
Вторая часть документа, также расположенная на лицевой стороне формы, включает основные сведения о гражданине, отправляемом в командировку:
- Ф. И. О.;
- табельный порядковый номер личного дела;
- занимаемая должность;
- место прохождения служебного задания;
- цель командировки (обучение, проверка работы филиала, повышение квалификации, совершение сделки и т. д.);
- сроки поездки.
ВНИМАНИЕ! Вторая часть документа должна включать также реквизиты документа сотрудника, идентифицирующего его личность.
На обратной стороне форме располагается третья часть документа. Она представляет собой журнал регистрации населенных пунктов и предприятий, где побывает командированный.
В верхней части документа указывается наименование компании-работодателя. Эта информация заверяется подписью ответственного за отправление лица и соответствующей печатью на командировочном удостоверении.
Бланк формы Т-10
Форма Т-10 есть в каждой организации, так как является бланком строгой отчетности. Получить его можно обратившись к руководителю.
Вместе с командировочным удостоверением может оформляться и другая отчетная документация. Например:
- Служебное задание. В форме задания указываются основные цели, решением которых сотрудник должен заняться в процессе своей поездки. Согласно обновленным правилам командировочных поездок его составление не является обязательным.
- Отчетность о выполнении поставленных задач. Применяется, если нет служебного задания. В содержании указывается подробное описания действия в поездке, связанных с работой.
- Авансовая отчетность. Отражает совершаемые расходы. Факт целевой траты денег подтверждается соответствующими чеками, квитанциями на оплату и т. д.
- Билеты на транспорт, бланки оформленной страховки и другие документы, подтверждающие факт передвижения.
- Служебная записка с указанием финансовых затрат на топливо. Требуется от граждан, которые отправляются в командировку на собственном транспорте.
Образец заполнения
Образец заполнения командировочного удостоверения:
Постановление правительства об отмене
В 2015 году вступило в силу Постановление правительства РФ №749, согласно которому это удостоверение перестало быть документом обязательного заполнения.
Основные причины проведения такой корректировки:
- сокращение общего числа документов в обороте организации;
- предоставление предприятию полной свободы в вопросе разработки и использования бланков отчетности.
Как подтвердить факт служебной поездки
Отмена командировочных удостоверений вызвало проблему подтверждения служебных поездок. Поэтому заполнение выполняется в индивидуальном порядке по решению работодателя в том случае, если наличие удостоверения полезно для учета расходов или ведения делопроизводства.
В ПП РФ №749 указывается, что основными подтверждающими командировку документами являются билеты, чеки и квитанции о поездке.
ВАЖНО! Несмотря на отмену командировочного удостоверения, компании продолжают использовать форму, видоизменив ее под свои требования. Ее актуальность обусловлена необходимостью ведения отчетности по расходам денежных средств для Налоговой службы.