Органы уполномоченные привлекать к административной ответственности

Адвокат Аксенов

Вопрос слишком общего плана, не указано, о каком правонарушении идет речь, поэтому посмотрите Кодекс об РФ об административных правонарушениях самостоятельно, таких органов очень много.
правонарушениях
Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 23.1. Судьи
Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Статья 23.3. Органы внутренних дел (милиция)
Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
Статья 23.5. Налоговые органы
Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции. — Утратила силу
Статья 23.7. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
Статья 23.8. Таможенные органы
Статья 23.9. Органы экспортного контроля
Статья 23.10. Пограничные органы
Статья 23.11. Военные комиссары
Статья 23.12. Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда
Статья 23.13. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Статья 23.14. Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор
Статья 23.15. Органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль
Статья 23.16. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений
Статья 23.17. Органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве
Статья 23.18. Органы, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки
Статья 23.19. Государственные семенные инспекции
Статья 23.20. Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области мелиорации земель
Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель
Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный геологический контроль
Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов
Статья 23.25. Органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков
Статья 23.26. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания
Статья 23.27. Органы рыбоохраны
Статья 23.28. Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль
Статья 23.30. Органы государственного энергетического надзора
Статья 23.31. Органы государственного горного и промышленного надзора
Статья 23.32. Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств
Статья 23.33. Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
Статья 23.34. Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор
Статья 23.35. Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники
Статья 23.36. Органы транспортного контроля и надзора
Статья 23.37. Органы автомобильного транспорта
Статья 23.38. Органы морского транспорта
Статья 23.39. Органы внутреннего водного транспорта
Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам
Статья 23.41. Органы железнодорожного транспорта
Статья 23.42. Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации
Статья 23.43. Органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
Статья 23.44. Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией
Статья 23.45. Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Статья 23.46. Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
Статья 23.47. Органы, уполномоченные в области финансовых рынков
Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
Статья 23.49. Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей
Статья 23.50. Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, а также органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов
Статья 23.52. Органы стандартизации, метрологии и сертификации
Статья 23.53. Органы государственного статистического учета
Статья 23.54. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
Статья 23.55. Органы государственной жилищной инспекции
Статья 23.56. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора
Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия
Статья 23.58. Органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов
Статья 23.59. Органы регулирования естественных монополий
Статья 23.60. Органы валютного контроля
Статья 23.61. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Статья 23.62. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Статья 23.63. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Статья 23.64. Органы, осуществляющие контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
Статья 23.65. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй
Статья 23.66. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
Статья 23.67. Органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции
Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов
Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

Виды правонарушений, за которые устанавливается административная ответственность

К административной ответственности лицо можно привлечь только за такие правонарушения, которые указаны в КоАП РФ (и в законах субъектов РФ).

Таковыми являются правонарушения:

1) посягающие на праваграждан (нарушение законодательства о труде, подкуп избирателей и проч.);

2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, занятие проституцией);

3) в области охраны собственности (например, самовольный захват земли);

4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (например, уничтожение мест обитания животных);

5) в промышленности, строительстве, энергетике (например, повреждение электросетей);

6) в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (например, нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции);

7) на транспорте (например, нарушение правил безопасности движения);

8) в области дорожного движения(например, управление транспортным средством в состоянии опьянения);

9) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (например, мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики);

10) в области таможенного дела (например, незаконное перемещение товаров через границу Российской Федерации);

11) иные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматривают (в пределах своей компетенции):

· судьи (мировые судьи);

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите ихправ;

· федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, а также иные уполномоченные на то государственные структуры.

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных административных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности). Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности.

Кроме того, в ч. 2 ст. 23.1 названо более 60 видов правонарушений, дела о которых судья рассматривает в случаях, если орган (должностное лицо), к которому поступило дело, сам передает его на рассмотрение в судебном порядке. Это связано с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) считает правонарушение настолько серьезным, что по нему следует применить меру наказания, назначить которую может только судья (например, административный арест, лишение права управлять транспортным средством).

Среди федеральных органов рассмотрение наибольшего числа видов административных правонарушений находится в компетенции органов внутренних дел (милиции).

К ведению милиции отнесены например, следующие составы правонарушений:

· незаконное приобретение или хранение наркотических средств либо психотропных веществ (ст. 6.8);

· нарушение правил поведения граждан на транспорте (ст. 11.17);

· нарушения в области дорожного движения (ст. 12.1-12.34);

· нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8) и многие другие.

Органы (должностные лица), обладающие административно-властными полномочиями по привлечению к административной ответственности

Государственные органы, наделенные правом принимать властные акты по привлечению к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеют следующие характерные признаки: 1) они осуществляют распорядительно-властную деятельность в отношении других организаций и граждан; 2) наделены оперативной самостоятельностью; 3) как правило, имеют постоянные штаты; 4) образуются вышестоящими органами, которым подотчетны и подконтрольны. Костяк таких органов составляют органы исполнительной ветви власти.

Помимо государственных органов, правом по привлечению к административной ответственности обладают такие самостоятельные субъекты административной юрисдикции, как должностные лица. Понятие должностного лица сформулировано в ст. 2.4 КоАП РФ. Под должностным лицом подразумевается лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Следует полагать, что определение должностного лица, закрепленное в ст. 2.4 КоАП РФ, распространяется как на должностных лиц совершивших административное правонарушение, так и на должностных лиц, обладающих правомочием привлекать к административной ответственности.

Глава 23 КоАП РФ определяет круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Возможность осуществлять властные полномочия по привлечению к административной ответственности у названных органов и должностных лиц возникает в момент предоставления им соответствующим актом компетентного органа указанных полномочий. Это могут быть Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти об образовании соответствующих государственных структурных единиц, об утверждении положений данных органов и иные акты. Если на уже созданный орган или должностное лицо возлагается функция по привлечению к административной ответственности, то правоспособность в данной сфере у органа, должностного лица возникает с момента издания полномочным органом акта о наделении соответствующими функциями.

Полномочия органов и должностных лиц, осуществляющих властную деятельность по привлечению к административной ответственности, неодинаковы. Они различаются по категориям дел (предметам ведения) и содержанию властных прав по каждой подведомственной категории дел.

По объему полномочий органы (должностные лица) подразделяются на следующие группы:

  • 1) органы, в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу. То есть данные органы создают процессуальное основание для привлечения лица к административной ответственности.
  • 2) органы, в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу.
  • 3) органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу.

По способу разрешения дел об административных правонарушениях уполномоченные органы подразделяются на коллегиальные и единоличные (должностные лица). Исходя из анализа положений КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают только должностные лица.

Органы, обладающие административно-властными полномочиями по привлечению к административной ответственности, в арбитражном суде могут выступать либо в качестве заявителя — по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо в качестве ответчика — по делам об оспаривании принятых ими решений (постановлений) о привлечении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности. Таким образом, административно-властные органы, вступая в административно-правовые отношения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с совершением последними административных правонарушений, приобретают в арбитражном процессе статус стороны по делу. Являясь стороной по делу, органы и должностные лица обладают всем комплексом прав и обязанностей лица, участвующего в деле, а также отдельными правами и обязанностями, свойственными только сторонам в деле.

Реализуя властно-распорядительные полномочия от имени государства органы и должностные лица, уполномоченные привлекать к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наделены исключительным правом — составлять протоколы об административных правонарушениях. Статьей 28.3 КоАП РФ определен круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях, должностные лица обязаны строго соблюдать процессуальные требования, установленные КоАП РФ по составлению протокола об административном правонарушении, поскольку протокол является важнейшим процессуальным документом. Во многих случаях дело считается возбужденным с момента его составления. Но еще более значимым является то обстоятельство, что без протокола дело не может быть рассмотрено (как компетентным органом, так и арбитражным судом), а, следовательно, не может быть вынесено окончательное решение по существу дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *