Отчеты в росфинмониторинг

Постановка на учет

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей.

СМЫСЛОВ П.А.

И еще раз несколько слов про отчеты раз в три месяца в Росфинмониторинг («квартальная» отчетность в Росфинмониторинг)

(опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 02.11.2015 г.)

Нас постоянно спрашивают: что за отчеты нужно сдавать в Росфинмониторинг раз в три месяца, как их сдать, что будет, если отчеты не подавали?

При всей очевидности наличия еще с лета 2013 года обязанности сдавать эти отчеты у организаций-субъектов 115 Федерального закона, до сих пор многие ломбарды, микрофинсовые организации, ювелиры, КПК, агентства недвижимости, лизинговые, факторинговые и страховые компании и многие другие впервые слышат об этой отчетности.

Ситуация осложнялась еще и тем, что некоторые некомпетентные «консультанты по ПОД/ФТ» не могли дать слушателям внятных ответов на их вопросы.

Мы решили обобщить Ваши типовые вопросы на эту тему и дать Вам наши небольшие пояснения.

Какой нормой закона регламентирована сдача отчетности на реже одного раза в три месяца в Росфинмониторинг?

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 115 ФЗ от 07.08.2001 г. предусмотрена обязанность организаций «не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 №218-ФЗ).

Длительное время никаких форм «отчетности в Росфинмониторинг раз в три месяца» не было, как нужно было сдавать отчеты на протяжении этих лет?

Отчет предоставлялся в свободной форме в виде обычного письма в Росфинмониторинг. По прошествии почти двух лет с момента введения обязанности по сдаче указанной отчетности Росфинмониторинг разъяснил, как временно предоставлять такую отчетность (Информационное письмо № 45 от 10 июня 2015 г.). Информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества до начала применения соответствующих форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде на машинном носителе информации с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, и скрепленном печатью организации, индивидуального предпринимателя (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг. При этом представляемая в свободной форме информация должна содержать следующие сведения: идентификационные данные субъекта, представляющего информацию, дата проведения проверки, период, за который проведена проверка; количество проверенных клиентов (физических и юридических лиц), количество лиц, в отношении которых такие меры применены (при наличии таких лиц – идентификационные данные таких лиц, а также сведения о размере и структуре замороженных (заблокированных) активов); количество лиц, в отношении которых меры по замораживанию блокированию должны были применяться, но не применялись (при наличии таких лиц – их идентификационные данные, а также сведения о причинах неприменения таких мер).

Именно в таком виде и должны были предоставлять этот отчет организации до появлении форм ФЭС.

Когда появятся ФЭС для сдачи «квартальной» отчетности в Росфинмониторинг?

Ломбарды, МФО, КПК, страховые организации и брокеры, иные некредитные финансовые организации (НФО) уже вовсю сдают эти отчеты, начиная с июня 2015 года согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014 года в электронном виде через вкладку 3484-У Личного кабинета. К настоящему времени каждая НФО должна была хотя бы один раз отправить в Росфинмониторинг сведения по новым формам ФЭС. Ведь согласно требованиям пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. указанная проверка должна проводиться НФО не реже одного раза в три месяца. В соответствии с п. 6 Указания Банка России № 3484-У информация о результатах указанной проверки направляется в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей смогут отправлять «квартальную» отчетность путем заполнения формализованных электронных сообщений (ФЭС 3-ФМ) начиная с 22 ноября 2015 года через вкладку 110 в личном кабинете на портале Росфинмониторинга, или через АРМ «Организация-М».

26.10.2015 г. Росфинмониторинг выпустил информационное письмо №49, в котором указал, что «форматы ФЭС 3-ФМ подлежат применению начиная с 22 ноября 2015 года». Финмониторинг в этом письме обратил внимание на порядок сдачи такой отчетности: «организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг вышеуказанную информацию обо всех проверках за период с 30 июня 2013 года до 10 июня 2015 года, а индивидуальные предприниматели – с 31 июля 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции, утвержденной приказом Росфинмониторинга №110. В вышеобозначенный срок также рекомендуется направить информацию о результатах проверок, проведенных за период с 11 июня 2015 года по 21 ноября 2015 года».

Мы не разу не подавали «квартальные» отчеты в Росфинмониторинг. Что нам за это будет?

Центральный Банк, учитывая наличие форм для подопечных ему некредитных финансовых организаций, вовсю рассылает организациям, не сдающим отчетность, «письма счастья», предупреждая организации о том, что отчеты нужно сдать.

Нам представляется, что если ювелиры, агентства недвижимости, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей проигнорируют требования о сдаче отчетности, аналогичные «письма счастья» они получат от Росфинмониторинга или ГИПН (в зависимости от того кто у кого надзорный орган).

Ответственность за нарушения в сфере ПОД/ФТ предусмотрена статьей 15.27 КоАП. По отдельным составам правонарушений, предусмотренных этой статьей, определены штрафы до одного миллиона рублей (!!!)

У меня есть ломбард (или ювелирный магазин, агентство недвижимости и т.п. – неважно что), деятельность я не веду, клиентов нет. Надо ли сдавать «нулевой» отчет раз в три месяца в Росфинмониторинг?

Отчет нужно сдавать в любом случае, даже если клиентов не было, укажите нулевые сведения.

Нужна ли электронная цифровая подпись для сдачи отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества? Иных отчетов в Росфинмониторинг я не сдаю ввиду отсутствия сделок.

Электронная цифровая подпись обязательно нужна для сдачи указанного отчета. Без нее отправка любой формы отчетности в Росфинмониторинг не возможна. Наш технический специалист готов Вам помочь ее получить.

Я провел проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и составил необходимый отчет. В какие сроки его необходимо направить?

Обратите внимание, что сроки у различных организаций отличаются.

Если Вы – ломбард, МФО, КПК, страховая организация или брокер иная некредитная финансовая организация, сдающая отчётность в Росфинмониторинг согласно Указаниям Банка России №3484 от 15.12.2014, то информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

Если Вы – ювелир, агентство недвижимости, лизинговая или факторинговая компании, оператор по приему платежей, сдающие отчетность в Росфинмониторинг согласно Постановлению Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется Вами в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки?

Я не понимаю, как этот «квартальный» отчет заполнить. Есть ли образец заполнения?

Отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества – простейший. В нем указываются только данные Вашей организации или ИП, предоставляющей информацию, а также информационная часть, состоящая из несложных подразделов. Как правило, сложностей с его заполнением ни у кого нет. Мы настоятельно рекомендуем пользоваться нормативными актами при заполнении отчета – это залог того, что отчет будет заполнен верно.

Но если Вы все же сомневаетесь в своих силах – приходите на учебу в наш Межрегиональный учебный и консультационно-правой центр финансового мониторинга (с участием лектора Смыслова Павла Александровича) – мы Вас научим заполнению этого отчета. Такое же обучение Смыслов П.А. проводит и в некоторых иных учебных центрах, являющихся нашими коллегами и дружественными нам организациями (внимательно следите за лекторским составом, указанным в программах обучения). Мы открыты для различных учебных центров, расширяем свою деятельность и постоянно приглашаем к сотрудничеству все новые и новые учебные центры.

Что еще можно почитать про отчеты ФЭС 3-ФМ в Росфинмониторинг?

Огромное количество информации по сдаче отчетности в Росфинмониторинг путем отправки формализованных электронных сообщений, в т.ч. и ФЭС 3-ФМ, мы опубликовали в Дневнике изменений, связанных с отправкой сообщений в Росфинмониторинг согласно приказа №110. Он доступен .

Смыслов П.А., специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,

юрист, канд. истор. наук

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям

<p>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 марта 2014 г. N 209 МОСКВА Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342; от 17.09.2016 г. N 933; от 11.09.2018 г. N 1081) В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям. 2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 209 ПОЛОЖЕНИЕ о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342; от 17.09.2016 г. N 933; от 11.09.2018 г. N 1081) 1. Настоящее Положение регулирует порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов (далее — информация) и направления Службой запросов, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон). 2. Информация представляется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в части первой статьи 5 Федерального закона (далее — организации), и индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 Федерального закона (далее — индивидуальные предприниматели). 3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу следующую информацию: а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым — восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; б) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7-4 Федерального закона; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342) д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона; е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 8 статьи 7-5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) ж) о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 г. N 933) з) об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) 4. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки: а) информация, указанная в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, — в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции; б) информация, указанная в подпункте «б» пункта 3 настоящего Положения, — в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения о ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; в) информация, указанная в подпунктах «в» и «е» пункта 3 настоящего Положения, — незамедлительно; г) информация, указанная в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения, — в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки; д) информация, указанная в подпункте «д» пункта 3 настоящего Положения, — в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 г. N 933) е) информация, указанная в подпункте «ж» пункта 3 настоящего Положения, — не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 г. N 933) ж) информация, указанная в подпункте «з» пункта 3 настоящего Положения, — не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующих оснований. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) 5. Кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, указанные в абзаце четвертом части первой статьи 5 Федерального закона, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию, указанную в пункте 3 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342) 5-1. Кредитные организации помимо информации, указанной в пункте 3 настоящего Положения, представляют информацию: а) о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации по основаниям, указанным в пункте 5-2 статьи 7 Федерального закона; б) об устранении указанного в абзаце втором пункта 5-2 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от заключения с клиентом договора банковского счета (вклада); в) об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5-2 статьи 7 Федерального закона в связи с устранением оснований принятого решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом. (Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) 5-2. Информация, указанная в подпункте «а» пункта 5-1 настоящего Положения, кредитными организациями представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или решения о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Информация, указанная в подпункте «б» пункта 5-1 настоящего Положения, кредитными организациями представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от заключения с клиентом договора банковского счета (вклада), в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Информация, указанная в подпункте «в» пункта 5-1 настоящего Положения, кредитными организациями представляется одновременно с информацией, указанной в подпункте «з» пункта 3 настоящего Положения, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу. (Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) 6. Организации федеральной почтовой связи в дополнение к информации, указанной в пункте 3 настоящего Положения, представляют сведения о почтовых переводах денежных средств, при осуществлении которых в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7-2 Федерального закона информация о плательщике, в отношении которых у работников федеральной почтовой связи возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Такие сведения представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной. 7. Информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) Такая информация может также представляться в электронной форме посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме», либо иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации, определяемого Федеральной службой по финансовому мониторингу. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342) 8. Формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные каналы связи, используемые для передачи информации в электронной форме в соответствии с абзацем первым пункта 7 настоящего Положения, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342) 9. Направляемая в электронной форме информация, указанная в пунктах 3 и 6 настоящего Положения, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. 10. В целях проверки достоверности получаемой информации, выявления операций с денежными средствами и иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также реализации Федеральной службой по финансовому мониторингу иных возложенных на нее функций организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ее запросам имеющуюся у них информацию об операциях клиентов (включая подтверждающие эту информацию документы или заверенные в установленном порядке копии документов) и о бенефициарных владельцах клиентов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342; от 11.09.2018 г. N 1081) 11. Кредитные организации представляют по запросу Федеральной службы по финансовому мониторингу следующую информацию об операциях клиентов: а) заверенные копии гражданско-правовых договоров; б) сведения о гражданско-правовых договорах клиентов; в) сведения об операциях клиента с векселями; г) заверенные копии паспортов сделок; д) ведомости банковского контроля; е) справки о подтверждающих документах; ж) заверенные копии карточек с образцами подписей и оттиска печати; з) информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиента (выписки за определенный в запросе период времени по операциям на счетах клиента, сведения о движении денежных средств по банковским картам, эмитированным к счетам физического лица за период времени, определенный в запросе); и) сведения об операциях по переводу денежных средств, совершенных физическим лицом без открытия счета; к) сведения об операциях по переводу электронных денежных средств; л) сведения о валютно-обменных операциях, совершенных физическим лицом без открытия счета; м) копии заявлений на открытие (закрытие) счетов; н) копии анкет (досье) клиентов кредитной организации, включая сведения о бенефициарных владельцах клиентов; о) копии паспортов лиц, имеющих право на проведение финансовых операций по счетам (в случае управления счетом на основании доверенности — копии такой доверенности); п) сведения о лицах, являющихся владельцами сберегательных и депозитных сертификатов. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2018 г. N 1081) 12. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию по запросу о бенефициарных владельцах клиентов с учетом требований абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. 13. Организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу иную информацию, не указанную в запросе, но необходимую, по их мнению, для эффективной реализации требований Федерального закона. 14. Запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, направляются в электронной форме с использованием личного кабинета. Особенности направления запросов в электронной форме, в том числе формат электронного запроса, определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, указанных в абзаце четвертом части первой статьи 5 Федерального закона, страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов и ломбардов — Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При направлении Службой запросов в электронной форме может также использоваться инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 настоящего Положения. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342; от 11.09.2018 г. N 1081) 15. При необходимости запросы, указанные в пунктах 10 и 16 настоящего Положения, могут направляться в письменном виде. Образцы письменных запросов определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в отношении письменного запроса в кредитные организации, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в страховые организации, указанные в абзаце четвертом части первой статьи 5 Федерального закона, страховым брокерам, в управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, в кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, в микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды — Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10.04.2015 г. N 342; от 11.09.2018 г. N 1081) Запросы в электронной форме подписываются усиленной</p>

МФО

КПК

СКПК

Ломбарды

Список отчётов:

  1. Отчет по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  2. Отчет о проверке осуществления внутреннего контроля
  3. Отчет о результатах мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях ОД/ФТ
  4. Отчет по сделке, подлежащей обязательному контролю
  5. Отчет по сделке, признанной НФО подозрительной

Отчет по проверке наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не реже чем один раз в три месяца организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

По результатам проверки в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга формируется отчет и направляется в Росфинмониторинг.

При формировании сообщения возникает много вопросов: как правильно определить период Проверки, каких клиентов включать в Проверку, как правильно заполнить поля сообщения, как не пропустить срок отправки сообщения в Росфинмониторинг.

Компания Акцепт Групп предоставляет услугу по подготовке сообщения о результатах проверки, а также контролирует сроки отправки очередных сообщений. Таким образом, вы снизите риск возникновения ошибок при формировании сообщений и риск нарушения периодичности проверок, риск нарушения сроков отправки сообщений о проверках.

Стоимость формирования одного отчета 2 000 рублей. Предусмотрены скидки.

Заказать отчет Получить консультацию

Вы можете заказать просмотр видео-консультации

Подробнее → Видео-консультация «Отчетность в Росфинмониторинг. Ошибки при проведении проверок и формировании ФЭС»

Отчет о проверке осуществления внутреннего контроля

В соответствии с п. 2.8 Положения Банка России от 15 декабря 2014 г. N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение Банка России № 445-П) НФО обязаны проводить проверки осуществления внутреннего контроля не реже одного раза в год за соблюдением НФО и ее сотрудниками законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ.

Результатом проведения такой проверки будет письменный отчет, который должен содержать в себе сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ, а также о принятых мерах по результатам проверок.

Составление данного отчета является достаточно трудоемким процессом, поскольку необходимо проанализировать деятельность организации в сфере ПОД/ФТ за проверяемый период.

Компания Акцепт Групп предоставляет услугу по подготовке данного отчета. Мы проанализируем деятельность вашей организации в сфере ПОД/ФТ за отчетный период, а также дадим рекомендации.

Стоимость формирования одного отчета от 2 500 рублей. Предусмотрены скидки.

Заказать отчет Получить консультацию

Отчет о результатах мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях ОД/ФТ

Согласно абз. 6 п. 4.4 Положения Банка России № 445-П НФО обязана документально фиксировать не реже одного раза в шесть месяцев результаты мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных услуг или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента.

Документально фиксировать результаты мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях ОД/ФТ мы предлагаем в письменном отчете.

Каким образом будет выглядеть этот отчет, какую информацию он должен в себе содержать, как осуществить мониторинг, проанализировать риски использования услуг НФО в целях ОД/ФТ, а также осуществить их контроль?

Компания Акцепт Групп готова ответить на эти вопросы, проанализировать риски использования услуг НФО в целях ОД/ФТ и составить письменный отчет о результатах мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях ОД/ФТ.

Стоимость формирования одного отчета от 2 000 рублей. Предусмотрены скидки.

Заказать отчет Получить консультацию

Отчет по сделке, подлежащей обязательному контролю

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операции, подлежащей обязательному контролю.

Результатом выполнения такой обязанности будет формирование внутреннего сообщения, а также формирование отчета об операции, подлежащей обязательному контролю, и его направление в уполномоченный орган.

Довольно часто при осуществлении операции, подлежащей обязательному контролю, организации не осуществляют их документальное фиксирование – не составляют внутреннее сообщение.

При заполнении сообщения в личном кабинете возникают такие вопросы, как:

  • с какой даты следует отсчитывать срок отправки сообщения в Росфинмониторинг,
  • как правильно определить стороны по сделке, как заполнить поля сообщения.

Компания Акцепт Групп оказывает услугу по подготовке сообщения о сделке, подлежащей обязательному контролю, и составлению внутреннего сообщения.

  • Стоимость формирования одного отчета от 2 500 рублей.
  • Стоимость составления внутреннего сообщения 1 500 рублей.

Заказать отчет Получить консультацию

Отчет по сделке, признанной НФО подозрительной

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если у работников НФО возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях ОД/ФТ, эта НФО не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях.

Результатом выполнения такой обязанности будет формирование внутреннего сообщения, а также формирование отчета о сделке, признанной подозрительной, и его направление в уполномоченный орган.

Довольно часто при выявлении подозрительной сделки, организации не осуществляют их документальное фиксирование – не составляют внутреннее сообщение.

При заполнении сообщения в личном кабинете возникают такие вопросы, как:

  • с какой даты следует отсчитывать срок отправки сообщения в Росфинмониторинг,
  • как правильно заполнить поля сообщения.

Компания Акцепт Групп оказывает услугу по подготовке сообщения о сделке, признанной подозрительной, и по составлению внутреннего сообщения.

  • Стоимость формирования одного отчета от 2 500 рублей.
  • Стоимость составления внутреннего сообщения 1 500 рублей.

Заказать отчет Получить консультацию

Ответственность

Важно выполнять требования, установленные законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ: соблюдать сроки, предоставлять достоверные сведения, так как частями 1,2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 400 000 рублей.

«Квартальный» отчет в Росфинмониторинг

» Назад

Частая сдача «квартального» отчета в Росфинмониторинг — нарушение? 21.01.2017 13:47

«Частая сдача информации в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга теперь нарушение?»

Многие читатели нашего сайта знают об обязанности не реже одного раза в три месяца проводить проверку своих клиентов по перечню Росфинмониторинга и сообщать о результатах такой проверки в уполномоченный орган. Эта обязанность организаций и предпринимателей установлена ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:
«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны…
…не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом».
Многие такие сообщения называют «квартальными отчетами» в Росфинмониторинг, т.к. уполномоченный орган в своем Информационном письме №52 рекомендовал направлять их поквартально.
Некоторые организации и предприниматели направляют указанные сообщения в Росфинмониторинг чаще, чем 1 раз в квартал. Кто-то делает это каждую неделю в зависимости от выхода новой редакции перечня Росфинмониторинга, кто-то делает это один раз месяц, а кто-то раз в два месяца и т.д.
Не так давно одна организация прислала нам акт проверки, составленный в отношении нее проверяющим одного из надзорных органов. Среди прочего у организации проверяли ее обязанность по направлению отчетов о результатах проверки клиентов в Росфинмониторинг. Организация исправно направляла такие отчеты в уполномоченный орган и сроки между направленными отчетами не превышали три месяца. Более того, организация даже направила пару раз указанные сведения с промежутком в 1,5 месяца между проверками.
Каково же было удивление организации, когда представитель надзорных органов вменил ей как нарушение более частое, чем один раз в квартал, направление отчетов в уполномоченный орган о результатах проверки клиентов по перечню Росфинмониторинга. Частое направление сообщений в Росфинмониторинг было посчитано как «низкое качество информационных потоков, не соответствует рискам ПОД/ФТ».
Извлечение из акта проверки Вы можете увидеть ниже.

По понятным причинам мы не можем раскрыть ни название организации, ни ее надзорный орган, ни регион проверки, чтобы не обострять отношения организации с ее строгим надзорным органом.
Убедить проверяющего в том, что более частое чем один раз в три месяца направление информации о результатах проверки клиентов в Росфинмониторинг не является нарушением, у организации не получилось. К большому сожалению, организация не стала оспаривать материалы проверки и предпочла принять меры для устранения выявленных нарушений.

Павел Смыслов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *