Открытие филиала за рубежом

Создание зарубежного филиала ООО

Вопрос 1: Какие решения необходимо принять и какие документы следует оформить для создания филиала общества с ограниченной ответственностью (далее — Общество) за пределами Российской Федерации?

Ответ <1>: Действующее законодательство Российской Федерации прямо предусматривает возможность открытия обществом с ограниченной ответственностью филиалов в других странах (см. п. 1 ст. 5 Закона об ООО <2>). При открытии таких филиалов следует учитывать требования как российского законодательства, так и законодательства страны, в которой планируется открытие филиала. Алгоритм создания филиала Общества за пределами РФ выглядит следующим образом.

<1> В ответах на поставленные вопросы даются ссылки на нормы действующего российского законодательства. При открытии филиала в иностранном государстве и оформлении трудовых отношений с сотрудниками этого филиала, а также осуществлении расчетов между филиалом и Обществом следует учитывать, что данные отношения могут быть предметом регулирования законодательства страны, в которой планируется открытие филиала.
<2> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Принятие решения о создании филиала. Решение о создании филиала должно быть принято общим собранием участников Общества большинством, не менее 2/3, голосов от общего количества голосов (п. 1 ст. 5 Закона об ООО). В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала: оно может быть обозначено наименованием города (населенного пункта) нахождения филиала без указания точного адреса <3>.

<3> См. Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2010 г. по делу N А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством ОАО, однако данная практика применима и к филиалу ООО).

Принятие решения о внесении изменений в устав общества. На основании п. 5 ст. 5 Закона об ООО устав Общества должен содержать сведения о его филиалах. В случае принятия решения о создании филиала следует внести изменения в устав Общества, дополнив его соответствующими сведениями. Изменение устава Общества отнесено к компетенции общего собрания участников (п. 2 ст. 33), такое решение принимается большинством, не менее 2/3, голосов от общего количества голосов участников Общества (п. 8 ст. 37 данного Закона).

Утверждение положения о филиале общества. Филиалы действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом (п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Форма положения о филиале, а также перечень сведений, обязательных к включению в данное положение, действующим законодательством не установлены. Обычно положение о филиале регламентирует порядок управления филиалом, порядок осуществления им хозяйственной деятельности и распоряжения имуществом, а также иные вопросы.

Принятие решения о назначении руководителя филиала и выдача руководителю филиала доверенности. Руководитель филиала назначается Обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора Общества. Согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ в доверенности руководителю филиала должны быть определены его полномочия, она должна быть подписана генеральным директором Общества и заверена печатью Общества, а также содержать указание на срок ее действия (этот срок по российскому законодательству не может превышать трех лет).

Наделение филиала Общества имуществом. Общество вправе наделить филиал имуществом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о наделении филиала имуществом должно быть оформлено приказом генерального директора Общества.

Регистрация изменений в уставе Общества. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о внесении изменений в устав Общества такие изменения должны быть зарегистрированы в налоговом органе. Данное требование установлено п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для этого в налоговый орган следует подать уведомление по форме N Р13002 (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439), а также другие документы, перечень которых установлен п. 1 ст. 19 Закона N 129-ФЗ. Государственная регистрация изменений в уставе осуществляется налоговым органом в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган. Размер пошлины за государственную регистрацию изменений составляет 800 руб.

Вопрос 2: Существуют ли какие-либо запреты со стороны действующего законодательства РФ для перевода работника Общества на работу в филиал за пределами Российской Федерации? Как следует оформить отношения с работником Общества при условии, что он будет осуществлять трудовую деятельность в филиале?

Ответ: Действующее российское законодательство не содержит запретов на перевод сотрудников Общества на работу в иностранный филиал. Однако при оформлении сотрудника на работу в филиале необходимо учитывать следующее.

Место работы является обязательным условием трудового договора. Если осуществление трудовой функции работника предполагается в филиале, место работы должно быть указано в трудовом договоре с указанием на филиал организации и местонахождение филиала (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

С точки зрения трудового законодательства (ст. 72.1 ТК РФ) постоянное или временное изменение структурного подразделения, в котором работает работник (если такое подразделение было указано в трудовом договоре), следует рассматривать как перевод работника. При этом под структурным подразделением следует понимать как представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д. Данный вывод сделан в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Таким образом, перевод работника на постоянную работу в иностранный филиал Общества оформляется следующим образом:

  1. от работника получается письменное согласие на перевод в иностранный филиал Общества (оно обязательно в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ);
  2. подписываются изменения к трудовому договору с работником (в качестве места работы указывается иностранный филиал Общества);
  3. издается приказ за подписью генерального директора Общества о переводе работника в иностранный филиал по унифицированной форме N Т-5 (утв. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1);
  4. в трудовую книжку работника вносится запись о переводе (не позднее недельного срока с даты издания приказа о переводе <1>).

<1> Пункт 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225).

При расчетах с сотрудником по выплате заработной платы следует учитывать, что, по мнению Роструда, в трудовых договорах необходимо устанавливать оплату труда в рублях и выплачивать заработную плату также в рублях (см. Письма Роструда от 11 марта 2009 г. N 1145-ТЗ, от 31 октября 2008 г. N 5919-ТЗ, от 28 июля 2008 г. N 1729-6-0).

Вопрос 3: Как следует перечислять денежные средства для обеспечения деятельности филиала?

Ответ: Принимая во внимание, что филиал — это обособленное структурное подразделение Общества, не являющееся самостоятельным юридическим лицом, полагаем, что наиболее удобной формой обеспечения филиала денежными средствами для осуществления своей деятельности является открытие Обществом счета в иностранном банке с выдачей руководителю филиала доверенности на право проведения операций с денежными средствами, размещенными на данном счете.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о валютном регулировании <2> Общество вправе без ограничений открывать счета и вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

<2> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

При этом в течение месяца со дня открытия такого счета (вклада) Общество обязано уведомить об этом налоговые органы по месту своего учета по форме КНД 1120107 (утв. Приказом Минфина России от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/457@). При первом переводе денежных средств на счет, открытый в банке за пределами территории РФ, Общество обязано будет предъявить уполномоченному банку уведомление налогового органа об открытии такого счета с отметкой о принятии уведомления (п. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Также следует учитывать, что после открытия счета в иностранном банке Общество будет обязано представлять в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам в банках за пределами территории РФ <1>. Отчеты составляются самим Обществом по установленной форме. К отчетам прилагаются подтверждающие банковские документы в виде копий, нотариально заверенных в соответствии с требованиями законодательства РФ; к документам, составленным на иностранном языке, прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

<1> Порядок представления таких отчетов и их формы установлены Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819.

Зачисление средств на счет филиала. Зачисление средств на счет Общества, открытый на территории иностранного государства, возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. Статьей 12 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Расходование средств со счета филиала. Следует отметить, что процедура расчетов, связанных с осуществлением иностранным филиалом юридического лица — резидента РФ хозяйственной деятельности, действующим законодательством отдельно не регламентирована. На практике это может приводить к возникновению спорных ситуаций в квалификации тех или иных действий филиала.

По общему правилу, закрепленному в пп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, филиал российского юридического лица, находящийся за пределами РФ, является резидентом Российской Федерации. В связи с этим планируемые расходные операции с денежными средствами, размещенными на счете в банке на территории иностранного государства, можно разделить на два вида:

  1. расчеты с нерезидентами (плата за аренду офиса, приобретение оборудования, оплата связи, выплата заработной платы сотрудникам, не являющимся резидентами РФ, и т.п.);
  2. расчеты с резидентами (выплата заработной платы сотрудникам — резидентам РФ, направленным на работу в иностранный филиал).

Расчеты с нерезидентами. Рассмотренные ранее расчеты Общества с нерезидентами будут на основании пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании признаваться валютными операциями. Валютные операции между резидентами (Обществом) и нерезидентами могут осуществляться без ограничений (ст. 6 данного Закона). Общество вправе также без ограничений проводить валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с требованиями законодательства на счета, открытые в банках за пределами РФ, за исключением валютных операций между резидентами и операций, указанных в п. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании. При этом непосредственно расчеты с нерезидентами за выполнение работ (оказание услуг) должны осуществляться в безналичном порядке через счет, открытый в иностранном банке.

Также следует учитывать, что при некоторых расчетах между резидентом и нерезидентом требуется оформить паспорт сделки (ст. 20 Закона о валютном регулировании). Например, паспорт сделки необходимо оформить при осуществлении переводов и расчетов через счета, открытые в банке-нерезиденте, за вывозимые или ввозимые на территорию РФ товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности по внешнеторговому контракту, если его общая стоимость превышает эквивалент в 50 000 долл. США по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России (п. п. 3.1, 3.2 Инструкции N 117-И <2>). Необходимо добавить, что из формулировки следует, что по данному исключению учитывается именно общая стоимость контракта, независимо оттого, каков размер отдельных платежей по нему.

<2> Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

В случае совершения всех валютных операций по контрактам через счета филиала, открытые в банках-нерезидентах, Обществу следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые Обществом, осуществляются валютные операции по контрактам (см. п. 1 Информационного письма Банка России от 6 августа 2007 г. N 36).

Налоговые последствия по НДС при приобретении филиалом юридических и маркетинговых услуг. В соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом оказания юридических и маркетинговых услуг не признается территория РФ, если покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории России.

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, местонахождения его постоянно действующего исполнительного органа, местонахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Соответственно, если покупатель фактически не присутствует на территории РФ, то указанные услуги не могут считаться оказанными на территории России.

В случае надлежащей регистрации филиала в уполномоченных органах иностранного государства стоимость оказанных нерезидентами филиалу услуг не подлежит обложению российским НДС вне зависимости от факта признания филиала постоянным представительством, поскольку филиал, являясь покупателем услуг, не присутствует на территории РФ.

Аналогичную позицию занимают финансовые органы и судебная практика (см. Письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-04-08/243, Постановление ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2007 г. по делу N А72-2117/2007, Определение ВАС РФ от 16 мая 2008 г. N 3269/08).

Таким образом, в тексте договоров, заключаемых с филиалом, рекомендуется прямо указывать, что покупателем услуг выступает именно филиал и услуги будут оказаны непосредственно ему. В противном случае услуги будут считаться оказанными непосредственно Обществу, которое должно будет исполнять функции налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 9 апреля 2008 г. N 03-07-08/85). В договорах необходимо указывать реквизиты филиала и его наименование.

Расчеты с резидентами. Расчеты Общества с резидентами будут признаваться валютными операциями, только если будут осуществляться в иностранной валюте (и в этом случае, к примеру, перечисление заработной платы сотруднику-резиденту на банковский счет, открытый в банке на территории Российской Федерации в рублях, не будет квалифицироваться как валютная операция).

Обратите внимание: валютные операции между резидентами по общему правилу запрещены, за исключением случаев, прямо установленных в Законе (ст. 9 Закона о валютном регулировании).

Применительно к рассматриваемой ситуации Общество вправе осуществлять с резидентами валютные операции:

  • по выплате заработной платы сотрудникам филиала — резидентам РФ за счет денежных средств на счете, открытом в банке, расположенном на территории иностранного государства (п. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании);
  • при оплате и (или) возмещении расходов сотрудника Общества, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ (п. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. N 10840/07). Данный вид операций возможен лишь в отношении сотрудника, для которого филиал на территории иностранного государства не является местом постоянной работы.

Также стоит иметь в виду, что в случае необходимости несения на территории иностранного государства транспортных расходов, расходов по оплате сотовой связи и т.п. данные расходы (если контрагентом является нерезидент РФ) оплачиваются непосредственно со счета Общества.

Ответы подготовил

Д.А.Кудрин

Старший юрисконсульт

«ФБК-Право»

Как и зачем стоит открыть компанию за рубежом в 2020?

Открытие компании в стране, которая не является родиной основателя проекта, больше не является несбыточной мечтой, поскольку за последние 10-15 лет открытость большинства правительств мира, по отношению к иностранным инвесторам, существенно возросла. Вот почему открытие бизнеса за рубежом теперь может иметь больше преимуществ, чем создание компании в родном городе.

Более того, если вы нацелены на большую целевую аудиторию, которая потенциально будет заинтересована в вашем продукте или услуге, то нет других вариантов, кроме как протестировать это. А как это сделать без зарубежной компании? Практически невозможно. Особенно помня о валютном регулировании в некоторых странах.

Например, создание финтех-компании в Великобритании являлось целью многих иностранных предпринимателей на протяжении многих лет, благодаря развитому там финансовому сектору, который является уникальным на европейском уровне. Однако есть и другие страны, в которых предприниматели могут открыть компании, которые не будут связаны со странами происхождения своих учредителей. Например, Люксембург или Сингапур, в десятые годы предоставляют очень много преимуществ для финтех стартапов.

Давайте рассмотрим подробнее, зачем стоит открыть компанию за рубежом, а не в своей стране? Вначале рассмотрим новый бизнес.

Более низкие стартовые затраты на старт деятельности

Одним из первых и наиболее важных аспектов открытия бизнеса является начальная стоимость и первые годы работы, которые, в некоторых случаях, могут быть дешевле за рубежом, даже если инвестор должен будет переехать туда и жить там.

Сборы и налоги, связанные с регистрацией компании, лицензионные сборы и начальный капитал, могут быть значительно ниже по сравнению с родной страной. Особенно, если речь идет о финтехе или иной лицензируемой деятельности.

Если мы возьмем пример Венгрии, которая является одной из стран, переживающих важные экономические изменения и в которых правительство сократило различные сборы, связанные с регистрацией бизнеса.

Любой иностранный предприниматель может посчитать, что это очень дешевая страна для открытия компании. Тем не менее, прежде чем предпринимать какие-либо действия, желательно обратиться за юридической поддержкой к юридической компании, которая имеет опыт работы с международными стартапами в этой стране.

Низкие налоги или нет налогов

Есть много стран, которые предусматривают очень низкие корпоративные налоги или вообще никаких налогов. Последнее применяется в богатых странах Ближнего Востока, таких как ОАЭ и Катар, однако тем, кто заинтересован в открытии бизнеса в Катаре, следует обратить внимание на другие факты, такие как полное иностранное владение, которое допускается при особых обстоятельствах.

Например, ставка налога на прибыль в Венгрии, всего 9%. А компании, зарегистрированные на Мадейре (которые имеют также статус Португальских компаний), платят вообще 5%-ый налог на прибыль, что делает их самыми выгодными, с точки зрения налогообложения в Евросоюзе.

Более подробно об этих странах читайте в наших следующих статьях:

“Венгрия — Европейский выбор бизнес прагматиков”;

“Мадейра: лучшее место в Европе для международных предпринимателей”.

Стимулы для иностранных инвесторов

Одной из самых серьезных причин создания компании за рубежом остаются стимулы, предоставляемые правительствами. Эти стимулы начали распространяться в большинстве стран мира, поскольку правительства последовали примеру тех же оффшорных юрисдикций, которым, в свое время, удалось заработать значительные суммы денег для экономики путем предоставления таких стимулов. Речь идет обычно не только о налоговых льготах, но и финансовой политике с низкими ставками кредитования, низкими социальными отчислениями и пр мерами поддержки частного предпринимательства.

Например, согласно отчету Бюджетного управления Конгресса США (CBO) за 2017 год, корпорации в Великобритании платят среднюю ставку корпоративного налога в размере 10% (!). И это при объявленной официальной ставке корпоративного налога на прибыль в Великобритании, действующей в тот год, 20%.

Многие страны предлагают другие стимулы для привлечения малого бизнеса, такие как федеральный портал Малайзии, который сам помогает бизнес-инвесторам найти способы сэкономить деньги.

В Новой Зеландии компании могут зарегистрировать свой бизнес всего за один день и зарегистрировать недвижимость за два дня.

Суть в том, чтобы изучить все возможные правительственные стимулы и налоговые льготы при переезде в другую страну, чтобы узнать, подходят ли эти условия вам.

Хорошая инфраструктура

В последние несколько лет инфраструктура стала одной из важнейших причин, по которой иностранные предприниматели открывают компании за рубежом. Действительно, хорошая IT-инфраструктура, обеспечивающая более быстрое соединение с остальным миром, может стать хорошим конкурентным преимуществом для создания бизнеса в другой стране, чем собственное государство. Особенно с учетом мер, предпринимаемых некоторыми недальновидными правительствами в отношении ограничения свободны в интернет-пространстве, что невозможно без ухудшения IT-возможностей. В таких местах будут очень плохо работать любые проекты, в основе которых лежит крипто шифрование данных и/или блокчейн.

“Гонконг – идеальное место для финтех компаний”

Рынок, налогообложение, налоговые стимулы и инфраструктура — это лишь некоторые из причин, которые могут помочь инвестору начать бизнес в другой юрисдикции. Однако в большинстве случаев решение об открытии компании за границей обычно является субъективным решением, основанным на исследованиях и исследованиях в выбранной стране.

Возможность привлечения инвестиций или кредитных ресурсов

Не все стартапы могут найти финансирование на старте. Особенно в таких специфичных странах, как Россия, не имеющая инфраструктуры венчурного инвестирования, но обладающая большими свободными средствами у крупного бизнеса и государственных компаний. Такие места, как силиконовая долина и линия Торонто-Ватерлу, могут помочь для стартаперов высокотехнологичных проектов. Мы писали о преимуществах регистрации стартапа в Канаде, где шла речь именно об этом: “Как привлечь инвестиции в бизнес через регистрацию компании в Канаде”.

Поэтому, если вы не знаете где найти инвестиции для вашей бизнес-идеи, то отправляйтесь к зарубежным акселераторам. Они для этого и существуют.

Всё это касалось новых бизнес-проектов. А что будет, если посмотреть на регистрацию иностранной компании со стороны уже действующего бизнеса? Вот что мы по этому поводу думаем.

Нужно забыть обо всем, что, по вашему мнению, вы знаете о переводе бизнеса за границу. Сегодня, это не только возможно для, практически, любой сферы, но и для компании любого размера. Это отнюдь не только для среднего или крупного бизнеса, и это не заставит вас грабить банк.

На самом деле, масштабирование уже состоявшегося бизнеса через открытие новой компании за рубежом в 2020 году — это умный и впечатляющий экономически эффективный способ выйти на новые уровни в своей нише.

Выход из скорлупы своего региона, страны может позволить предпринимателям выйти на неиспользованные их товарами и услугами рынки Европы, Азии, обеих Америк, что позволит развить их бизнес новыми способами, которые были бы невозможны в пределах национальных границ.

Прежде чем отказаться от идеи выхода на международный уровень, рассмотрите все преимущества, которые это может принести вашей компании.

Переход в нишу, которая еще менее развита в другой стране, до того, как туда попадут ваши конкуренты, может дать вам возможность стать брендом, которому доверяет эта страна. В последующем, вы сможете это использовать для проникновения на рынки соседних стран. К тому времени, когда ваши конкуренты завоевывают популярность, вы уже станете признанным поставщиком товаров или услуг, что даст вам конкурентное преимущество.

Проведите соответствующее исследование рынка, чтобы увидеть, какая страна может вам подойти, а также текущий климат для ваших продуктов или услуг в данной стране.

Не думайте о том, что это дорого или невозможно. Думайте о потенциале вашего бизнеса. Можете сделать данное исследование сами, либо заказать его у маркетингового агентства, которому безоговорочно доверяете, но эта задача является того типа, которые нужно сделать, чтобы впоследствии не жалеть о том, что вы упустили когда-то свой шанс стать первым и лучшим. Это крайне важно для тех амбициозных предпринимателей, которые мечтают делать действительно большой бизнес, не зависящий от политики властей в области добычи и освоения природных ресурсов своей страны.

В Китае, например, некоторые из самых популярных рынков сейчас включают в себя моду, ювелирные изделия, косметические аксессуары, биодобавки и новые модные закуски. Здесь, например, считается, что в России много экологически чистого пищевого сырья для их промышленности. Почему бы это не использовать в своих планах, если вы работаете в области сельского хозяйства, пищевой промышленности или ритейла.

Взвесьте риски и выгоды от входа на новый зарубежный рынок, прежде чем сделать шаг. Например, регистрация компании в Гонконге может стать отличным вариантом для проникновения на внутренний рынок Китая и всех азиатских стран.

“Гонконг – место, где легко вести торговый бизнес”

Многие владельцы малого бизнеса считают, что переезд за границу является слишком экстремальным или просто невыполнимым для бюджета малого бизнеса. Ни один из этих страхов не подтвержден, если у вас есть команда и вы нацелены на верную аудиторию.

Любой основатель цифрового бизнеса, работающий за границей, знает о снижении затрат на рабочую силу и о том, как это может помочь увеличить прибыль. Это вдохновило тысячи американских владельцев бизнеса перевести свои штаб-квартиры или заводы в другие страны. Полагаем, что вам известны примеры с Apple и Google.

Несмотря на то, что в среднем на создание бизнеса за рубежом может потребоваться больше времени, оно может стоить усилий, направленных на снижение затрат и улучшение результатов, с течением времени.

Снижение затрат на производство и зарплату персонала за счет аутсорсинга или расширения за рубежом может принести вам доход, необходимый для выхода на еще большее число рынков, производства новых продуктов или масштабирования вашей компании.

Этот алгоритм поможет вдохнуть новую жизнь в бизнес. Благодаря законам, дружественным к бизнесу, в таких странах, как Гонконг, Португалия, Сингапур и им подобным, в настоящее время вести бизнес во многих странах стало проще. Между продвинутыми правительствами идет конкурентная борьба за лучших предпринимателей и бизнес-проекты. Очень жаль, что не все главы государств это понимают.

Если вы не достигли успеха, о котором вы мечтали в начале вашего предпринимательского пути, или вы просто хотели бы всё изменить в своей нынешней компании, подумайте об открытии представительства в виде вновь зарегистрированной компании в тех странах, которые мы указали выше.

Налоговые льготы и потенциальное увеличение выручки, по крайней мере, могут вдохнуть новую жизнь в ваш бизнес-процесс, который, возможно, несколько застоялся. Это может даже дать вам новую страсть к работе, которую вы делаете. Это также может быть движением, которое приведет к десятилетию будущего успеха для вашего бренда. Вы не узнаете этого, пока не попробуете. Так почему же не предпринять то, что просится предпринять. Смелее, мы поможем.

Что нужно для того, чтобы открыть компанию за рубежом в 2020?

На самом деле, не так много. Алгоритм прост:

  1. По результатам маркетинговых исследований и ваших представлений, выбрать страну, наиболее подходящую по совокупности параметров задачам вашего бизнес-проекта.
  2. Определиться с составом учредителей зарубежной компании, а также ключевых менеджеров, которые будут осуществлять непосредственное управление.
  3. Определиться с формой регистрации вашего представительства. Это может быть статус частного предпринимателя в начале вашей деятельности, ограниченная частная компания или корпорация. Все зависит от ваших целей и участия вашего и местного капитала в операционной деятельности.
  4. Подготовить следующие документы на учредителей:

— перевод паспорта, заверенного нотариально,

— выписка с банковского счета с платежами за вашу недвижимость,

— рекомендация из вашего местного банка.

  1. Перевести стоимость наших услуг за открытие компании.
  2. После регистрации компании необходимо будет подумать об открытии иностранного счета. У нас есть выгодные пакеты услуг по одновременной регистрации иностранной компании и открытия счета в зарубежном банке, практически по всем странам, с которыми мы работаем. Это экономит не только ваши деньги, но и время, которое зачастую невосполнимо.
  3. Необходимо также соблюсти все требования законодательство у вас на родине. Например, в России, необходимо будет уведомить налоговую инспекцию и о зарубежном счете и об иностранной компании. Это не сложно сделать через единый кабинет налогоплательщика, но только в том случае, если вы не собираетесь провести вне территории России более 183-х дней в течение года (не подряд, а всего). В этом случае, вы перестаете быть налоговым и валютным резидентом РФ.

Далее можно претворять свои планы в жизнь с помощью совершенно новых для вас бизнес возможностей, которые представляет иностранная компания.

Что мы можем сделать для вас бесплатно?

  • Консультация по подбору страны для регистрации вашей иностранной компании.
  • Бесплатная Консультация – Выбираем иностранный/оффшорный банковский счет вместе с профессионалом.
  • Бесплатный подбор платёжной системы.
  • Предварительное одобрение на открытие личного или корпоративного счета в банке или платежной системе. Что это такое и зачем это нужно, можно узнать из этой нашей статьи: “PRE-APPROVAL на нерезидентский банковский счет”.

Данная услуга платная, но её стоимость будет вычтена из стоимости услуги по открытию счета в зарубежном банке.

На все эти услуги можно записаться, отправив короткий запрос на email: info@offshore-pro.info или связавшись с нашими консультантами любым удобным вам способом, указанным на этой странице.

Мы настоятельно рекомендуем рассмотреть вопрос открытия бизнеса у другой стране в 2020 году. Мы обязательно вам поможем со всеми вопросами работы на мировых рынках. Напишите нам сегодня.

Уведомление об открытии представительства российской компании за рубежом

Добрый день.

Этот вопрос прописан в налоговом кодексе РФ:

Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

3. Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе — уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации в момент возникновения оснований для представления уведомления об участии в иностранных организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, признается налоговым резидентом Российской Федерации по итогам этого календарного года, то уведомление об участии в иностранных организациях представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает размер, установленный подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 настоящего Кодекса, либо при наличии учрежденной (зарегистрированной) таким физическим лицом на указанную дату иностранной структуры без образования юридического лица. Сведения и информация, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, указываются в уведомлении об участии в иностранных организациях по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.
В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Налогоплательщики — физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:
1) дата возникновения основания для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
6) информация о том, является ли налогоплательщик — учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры (в случае, если уведомление представляется налогоплательщиком в отношении учрежденной им иностранной структуры без образования юридического лица).
(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:
1) период, за который представляется уведомление;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);
8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, — в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;
наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика — российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;
10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

7. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.
8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в случаях, указанных в статье 25.13 настоящего Кодекса, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:
1) наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика, которому направляется требование;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

2) наименование иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), в отношении которой у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является ее контролирующим лицом;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

4) описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);
5) период, за который налогоплательщику необходимо представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

10. Налогоплательщик до истечения срока, указанного в пункте 8 настоящей статьи, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.
В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 настоящего Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

12. Положения пунктов 8 — 11 настоящей статьи распространяются также на случаи, в которых налогоплательщик своевременно представил уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, но при этом не отразил в нем сведения об одной или нескольких контролируемых иностранных компаниях.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Открываем обособленное подразделение за рубежом

Организация вправе создавать обособленные подразделения не только в России, но и за границей. Но у зарубежных подразделений есть свои особенности. О них и поговорим.

Организация работы подразделения

Зарубежное подразделение ставить на учет в российских налоговых органах не надо. Ведь требование о постановке организации на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения касается только подразделений, расположенных на территории РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Для финансового обеспечения работы зарубежного обособленного подразделения организация может открыть по месту его нахождения счет в иностранной валюте (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее — Закон о валютном регулировании). В течение месяца с даты открытия счета организация должна уведомить об этом налоговые органы по месту своего учета по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@. Кроме того, она будет ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по этому счету по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819, с приложением банковских документов.

На данный счет организация может переводить валюту только со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, или других своих счетов, открытых за пределами РФ (п. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). Средства на счет могут поступать также в случаях, перечисленных в п. 5 ст. 12 Закона о валютном регулировании. С зачисленными подобным образом средствами организация вправе осуществлять валютные операции без ограничений, за исключением валютных операций с резидентами.

Для целей валютного контроля российская организация, ее обособленное подразделение за рубежом, а также российские граждане, работающие в нем, являются резидентами (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании).

В отношении валютных операций с резидентами с открытого за рубежом счета разрешается проводить операции, поименованные в п. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании, в частности операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица — резидента, находящегося за пределами РФ.

Обратите внимание: средства от реализации обособленным подразделением товаров (работ, услуг) зачисляются на счета, открытые в уполномоченных банках (п. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании). Определение уполномоченных банков дано в подп. 8 п. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании.

В зарубежном обособленном подразделении не нужно соблюдать требования порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40, поскольку этот порядок распространяется только на кассовые операции, осуществляемые в РФ.

Бухгалтерский учет

Показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы, включаются в бухгалтерскую отчетность организации (п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и п. 8 ПБУ 4/99).

Таким образом, для целей составления отчетности бухгалтерский учет в зарубежном обособленном подразделении целесообразно вести по российским правилам бухучета.

Налог на прибыль

Для целей налогового учета все полученные зарубежным обособленным подразделением доходы и все произведенные им расходы включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 1 ст. 311 НК РФ). Причем расходы обособ­ленного подразделения учитываются в налоговой базе в порядке и в пределах нормативов, установленных главой 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ).

Документы, подтверждающие понесенные расходы, могут быть оформлены в соответствии с требованиями иностранного государства. Но они должны содержать реквизиты, отражающие суть операции, и быть переведены на русский язык (письма Минфина России от 04.04.2005 № 03-03-01-04/1/148 и УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 № 20-12/035154).

Организация уплачивает авансовые платежи и представляет расчет по налогу и налоговую декларацию в целом по организации с учетом показателей обособленных подразделений (п. 4 ст. 311 НК РФ).

Законодательство иностранного государства может также предусматривать уплату налога по результатам деятельности обособленного подразделения на территории данного государства. Этот налог засчитывается при уплате налога на прибыль в России в размере, не превышающем сумму налога, подлежащего уплате в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ).

Зачесть в расходах иностранный налог можно только в том случае, если он по­именован в соответствующих межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения. Налог, уплаченный на территории иностранного государства, с которым отсутствует межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения, в расходах не учитывается (письмо Минфина России от 23.05.2008 № 03-08-05).

Для зачета налога организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами РФ. Его заверяет налоговый орган соответствующего иностранного государства либо налоговый агент, если налог удержан им (п. 3 ст. 311 НК РФ).

Конкретная форма документа налоговым законодательством не установлена. Подтвердить уплату (удержание) налога за пределами РФ можно письмом от налогового агента, подписанным уполномоченным должностным лицом и заверенным печатью, с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога (с отметкой об исполнении), а также копий договоров, на основании которых был получен доход (письмо Минфина России от 07.10.2009 № 03-08-05).

При проведении зачета организация вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль и подтверждением об уплате налога за пределами РФ представляет налоговую декларацию о доходах, полученных за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@.

Налог на имущество

Находящееся в обособленном подразделении имущество организации может облагаться соответствующим налогом иностранного государства. В этом случае фактически уплаченные на территории иностранного государства налоги в отношении такого имущества засчитываются при уплате налога на имущество в РФ. Размер засчитываемого налога не должен превышать размер налога на имущество, уплачиваемого в отношении этого имущества в РФ. Для зачета нужно вместе с налоговой декларацией по налогу на имущество за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ, представить заявление на зачет налога и документ об уплате налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (ст. 386.1 НК РФ).

НДФЛ

С выплат российским и иностранным гражданам, работающим в зарубежном обособленном подразделении, НДФЛ не исчисляется и не удерживается. Дело в том, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, проведение работ, оказание услуг, совершение действия за пределами РФ в целях исчисления НДФЛ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Иностранные граждане, которые трудятся в зарубежном обособленном подразделении, для целей НДФЛ признаются нерезидентами (п. 2 ст. 207 НК РФ). Их доходы облагаются этим налогом только в том случае, если выплачиваются от источников в РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ).

Что касается российских граждан, работающих в таком подразделении, до утраты ими статуса налогового резидента их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 209 и п. 1 ст. 224 НК РФ). Но поскольку резиденты самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ с доходов, полученных от источников за пределами РФ (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ), выплачивающая эти доходы организация не является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ). Соответственно она не должна удерживать НДФЛ с таких доходов и перечислять его в бюджет.

Страховые взносы

На выплаты иностранным гражданам, которые трудятся в зарубежном подразделении, организация не начисляет страховые взносы. Об этом говорится в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Выплаты же российским гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам облагаются взносами на основании п. 1 ст. 7 названного закона.

Взносами на травматизм облагаются все выплаты как российским, так и иностранным работникам обособленного подразделения (ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

ОП российской компании в другой стране

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 октября 2015 г.

Содержание журнала № 21 за 2015 г.Н.Г. Бугаева, экономист

Разбираемся с уплатой взносов и НДФЛ

Если вы приняли решение об открытии обособленного подразделения в другом государстве, то вам наверняка понадобятся работники, которые будут в этом ОП работать. А значит, придется разбираться с тем, как начислять НДФЛ и страховые взносы с их зарплат и других выплат. Мы решили вам в этом помочь.

Сразу отметим, что в статье речь пойдет только о лицах, с которыми заключены трудовые договоры (далее — работники ОП).

Взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС: начисление, уплата, представление расчетов

Работники — россияне

Если в ОП будут работать граждане РФ, с которыми вы заключили трудовые договоры в соответствии с российским законодательством и которых отправили трудиться за границу, то с их выплат надо будет начислять страховые взносы так же, как и с выплат в пользу любых других ваших работников-россиян, которые трудятся на территории РФ. Ведь несмотря на то, что сотрудники ОП работают в другой стране, свои права на пособия и пенсии они не утрачиваютподп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5, пп. 1, 4 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ); п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ); п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; ст. 5 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ). И никаких исключений, связанных с начислением взносов, для них законом не предусмотрено. Соответственно, вы должны будете им выплачивать все пособия, положенные в связи с временной нетрудоспособностью, материнством, несчастным случаем и т. д.ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ; п. 7 ст. 15 Закона № 125-ФЗ

Основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности может являться только больничный лист по форме, утвержденной в соответствии с законодательством РФч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ. Поэтому для получения пособия работник должен будет сделать легализованный перевод выданного ему за границей документа о нетрудоспособности и обратиться в российское медучреждение, чтобы заменить этот документ на больничный лист по установленной формеп. 7 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н. Отпускать работника в Россию, чтобы он мог переоформить больничный, вы, как работодатель, не обязаны. Но пособие выплачивается работнику, если он обратился за ним к работодателю не позднее 6 месяцев с даты восстановления трудоспособностич. 1 ст. 12 Закона № 255-ФЗ. Поэтому если у сотрудника нет возможности съездить в Россию и оформить больничный, это может сделать за него другой человек на основании доверенностиИнформация ФСС «Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (вопрос — ответ)».

Работники — иностранцы

По общему правилу страховые взносы не начисляются с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, если работают они в ОП организации, расположенном за пределами территории РФч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Аналогичной оговорки в Законе № 125-ФЗ нет. И вопрос о начислении взносов «на травматизм» не решен однозначно. Поэтому безопаснее, конечно, эти взносы начислять. Тем более что и сумма по ним не должна быть обременительна для компании.

Вместе с тем у РФ с некоторыми странами заключены международные соглашения, изменяющие порядок начисления взносовч. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ; ст. 2 Закона № 125-ФЗ. Они как раз касаются иностранных граждан, которые трудятся на территории своего государства, но в обособленном подразделении российской организации.

СИТУАЦИЯ 1. В соответствии с международным соглашением работники — граждане иностранного государства могут выбрать, законодательство какой страны в сфере социального обеспечения должен применять работодатель в их отношении: законодательство РФ или законодательство этого иностранного государства. Например, такое соглашение у России есть с Республикой Беларусь.

Если работник-белорус будет трудиться в вашем ОП, расположенном в Белоруссии, и не заявит о своем выборе, то на него будет распространяться российское законодательство в части социального страхования и обеспеченияподп. 1 п. 1 ст. 1, п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 5 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 (далее — Договор); п. 1 ст. 3 Соглашения между Минздравсоцразвития и Минсоцзащиты, Минздравом, Минфином Республики Беларусь от 24.01.2006 (далее — Соглашение). То есть работодатель должен будет начислять с его выплат взносы в ПФР и ФСС, включая взносы «на травматизм»ст. 14, п. 1 ст. 3 Договора; ст. 20 Соглашения. А если работник напишет заявление в произвольной форме о том, чтобы в отношении него применялось законодательство Белоруссии, тогда начислять и уплачивать взносы с выплат в его пользу, рассчитывать пособия нужно будет уже в соответствии с белорусским законодательствомподп. 1 п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Договора; п. 1 ст. 3 Соглашения. Причем сроки для написания такого заявления в Договоре между Россией и Белоруссией не определены. Поэтому во избежание недоразумений логично уточнить пожелания работника по этому вопросу сразу при его трудоустройстве.

СИТУАЦИЯ 2. В соответствии с соглашением на работников — граждан иностранного государства, работающих в ОП российской компании, распространяется российское законодательство в сфере социального обеспечения (без права выбора каких-либо других вариантов). Такое международное соглашение заключено, например, между РФ и Республикой Латвия и, соответственно, касается латышей, работающих в Латвии в подразделениях компаний, зарегистрированных в Россиип. 1, подп. 1 п. 2 ст. 6 Договора между РФ и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (подписан в г. Риге 18.12.2007).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *