Отсутствие учетной политики последствия

Несмотря на то, что учетная политика — это внутренний документ компании, налоговики имеют права потребовать при проверке. Отдельной статьи, предусматривающей штраф за нарушение положений учетной политики, нет. Но, на практике налоговики найдут способ вас наказать, если у вас нет такого документа или он есть, но вы его и не применяете.

Чтобы составить свою учетную политику быстро и правильно, пользуйтесь составителем учетной политики в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Самое малое – это штраф за непредставление документов, необходимых для налогового контроля. В этом случае вас оштрафуют по статье 126 НК РФ.

Статья 126 НК РФ

» 1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов, сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктом 1.1 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в размере одной тысячи рублей»

Если инспекторы обнаружат, что вы не соблюдаете свою учетную политику и это повлияло (!) на расчет налогов, вас обязательно оштрафуют за занижение налоговой базы.

Например, не пытайтесь быстрее списать основное средство, рассчитывая амортизацию способом уменьшаемого остатка в бухучете или нелинейным методом в налоговом учете, если в учетной политике прописан линейный способ. Это будет нарушением, из-за которого будут искажены и налог на прибыль, и налог на имущество.

А инспектор расценит это как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и оштрафует по статье 120 НК РФ. Какой штраф предусматривает статья 120 Налогового кодекса. Должностные лица при этом будут оштрафованы по статье 15.11 КоАП РФ:

Статья 120 НК РФ

«1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, а также определения базы по страховым взносам, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений».

Статья 15.11 КоАП РФ

«1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.»

Учетная политика не входит в состав бухгалтерской отчетности. Ее не нужно сдавать ни в налоговую, ни в Росстат. Но об изменениях учетной политики надо сообщить в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах.

Согласно ПБУ 1/2008 Учетная политика» последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Этот порядок претерпел изменения – они внесены приказом Минфина от 28 апреля 2017 г. № 69н. Какие входящие остатки нужно корректировать при ретроспективном пересчете вы можете узнать в Бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера».

Разрабатывая учетную политику, в ней, как правило, пишут, на основе каких законодательных норм она принята. Так вот, все действующие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) приравняли к федеральным стандартам, и этот их новый статус полностью соответствует требованиям закона о бухучете.

У каждой фирмы должны быть две учетные политики – бухгалтерская и налоговая.

Основные «точки» бухгалтерского приказа, касающиеся основных способов учета

Нужно обязательно определиться с обычным (основным) видом деятельности. Для этого установите, какой процент от общей выручки он должен составлять.

Обратите внимание

Самый оптимальный способ составить Учетную политику на 2020 год
Составить Учетную политику легко и просто с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтерия», где есть встроенный составитель учетной политики. Всего 5 минут, и вы получаете готовый документ. Пока налоговый инспектор дойдет от проходной офиса до кабинета бухгалтера, вы успеете составить учетную политику.

При отпуске материально — производственных запасов в производство и ином выбытии производят их оценку (кроме товаров). Существует несколько методов. Как применять каждый метод читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера».

Также нужно выбрать метод амортизации объектов основных средств.

Не стремитесь сложный объект, состоящий из нескольких частей, учитывать по отдельности – каждую часть как самостоятельный инвентарный объект.

Если вы регулярно проводите переоценку основных средств, не забудьте это сделать и в конце 2018 года.

Амортизировать нужно и нематериальные активы, но сначала определитесь с самим объектом.

Не всегда бухгалтеры правильно учитывают расходы на упаковку и транспортировку, которые входят в состав коммерческих расходов для отнесения на себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг. Уделите отдельное внимание этому вопросу. Правильно сформируйте свои коммерческие расходы.

От того, как вы будете учитывать транспортные расходы, зависит, по какой строке отчета о финансовых результатов придется их отражать. Это имеет принципиальное значение для торговых компаний.

Для производственников важен порядок списания расходов, связанных с производством продукции. Он зависит от того, каким способом вы отражаете в учете стоимость готовой продукции.

Не забудьте прописать способ, по которому вы будете считать величину текущего налога на прибыль. Можно выбрать один из двух — на основе данных бухучета и на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Посмотрите в бераторе пример расчета текущего налога на прибыль для отчета о финансовых результатах.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Надежная альтернатива дорогим СПС

Документы с комментариями экспертов. Выходит более 24 лет, помогает бухгалтерам разбираться в новых документах по учету.

Подписаться

Учетная попитика

На нашем сайте есть пример учетной политики можно воспользоваться https://www.buhonline.ru/blanks-documents/documents/42
Ответственность за отсутствие учетной политики
Налогоплательщики не обязаны представлять в налоговую инспекцию свою налоговую учетную политику сразу же после ее составления. Такая обязанность не предусмотрена НК РФ, в том числе ст. 23 Кодекса, где перечислены основные обязанности организаций. Но в ходе проверки учетная политика может быть запрошена налоговым органом, которому она должна быть представлена в 10-дневный срок с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в случае непредставления учетной политики компания привлекается к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Штраф составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.
На должностных лиц компании (руководителя и главного бухгалтера) может быть наложен и административный штраф согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. за непредставление в определенный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Также существует мнение, не поддерживаемое автором, что за непредставление учетной политики компании грозит и более суровое наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. согласно п. 1 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Если правила учета нарушались в течение как минимум двух налоговых периодов и из-за нарушения была занижена налоговая база, то размер санкций составит 10% суммы недоимки, но не менее 15 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
По мнению автора, если учет не велся, а налоговые органы не могут устанавливать обязательные формы документов налогового учета, то подсчитать количество документов, которое организация должна представить, невозможно. Следовательно, нельзя определить и сумму штрафа согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку штраф взыскивается за каждый непредставленный документ. По мнению судей, если у организации нет регистров налогового учета, то и привлечь ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ нельзя, так как их отсутствие не образует состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. по делу N А13-6442/03-21). О параллельной административной ответственности должностных лиц компании по ст. 15.11 КоАП РФ тоже не может идти речь, поскольку отсутствие учетной политики само по себе не может привести к искажению сумм начисленных налогов и сборов или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%
М.А.Щербакова
Материал предоставлен журналом «Новое в бухгалтерском учете и отчетности»

Источник: Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

Бухгалтерский учет в учреждениях, финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание бюджета, ведется в соответствии с БК РФ, Законом о бухгалтерском учете, Инструкцией № 157н, а также положениями инструкции, устанавливающей методологию учета в учреждении определенного типа. Например, казенные учреждения в своей работе используют Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения – Инструкцию № 174н, автономные – Инструкцию № 183н. При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства контрольно-ревизионные органы обращают внимание в том числе на правильность ведения проверяемым учреждением бухгалтерского учета. В статье приведен анализ нарушений общих правил бухучета, отраженных в актах проверок.

📌 Реклама Отключить

Несоблюдение государственными (муниципальными) учреждениями положений Закона о бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском учете предусматривает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (ст. 1 указанного закона). Положения названного закона применяются государственными (муниципальными) учреждениями. Как показывают результаты проверок, учреждения допускают следующие нарушения этого закона при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Непроведение или проведение не в полном объеме годовой инвентаризации. Активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 1, 2 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете). Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ей, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).

📌 Реклама Отключить

Пункт 20 Инструкции № 157н до вступления в силу Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н (то есть до 16.11.2014) звучал следующим образом: инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств должна проводиться учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином. Начиная с 16.11.2014 положения этого пункта звучат так: инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в установленном им в рамках формирования учетной политики порядке, исходя из положений законодательства РФ.

Случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В частности, ее обязательное проведение необходимо перед составлением годовой отчетности, кроме как в отношении имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01.10 отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.

📌 Реклама Отключить

Периодичность проведения инвентаризации, установленная в учетной политике, не должна быть меньше указанной в упомянутых Методических указаниях.

Непроведение инвентаризации в сроки, определенные в п. 1.5Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, является нарушением п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Отражение хозяйственных операций без оправдательных документов. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете), который формируется субъектом учета в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции (п. 9 Инструкции № 157н). В случае, когда проверка выявляет наличие бухгалтерской записи, отраженной в регистре бухгалтерского учета, а документ, служащий основанием для совершения такой записи, отсутствует, данная ситуация фиксируется в акте проверки как нарушение ст. 9Закона о бухгалтерском учете и п. 9 Инструкции № 157н.

📌 Реклама Отключить

Напомним, что по истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, иным регистрам бухгалтерского учета, подбираются по хронологии и сброшюровываются (п. 11 Инструкции № 157н). Отсутствие оправдательных документов квалифицируется проверяющими как нарушение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 9 Инструкции № 157н.

Документальное оформление операций по перемещению и списанию продуктов питания в образовательных учреждениях обычно вызывает интерес у бухгалтеров. В связи с этим предлагаем рассмотреть ситуацию, сложившуюся у одного учреждения, в отношении которого проводилась проверка, более подробно. Было установлено, что в некоторых случаях у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие списание продуктов питания.

📌 Реклама Отключить

Организация питания в проверяемом учреждении производится на основании:

  • собственного положения об организации питания обучающихся, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минздрава РФ № 213н и Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012;
  • методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденных приказом директора учреждения.

Далее приведем выдержку из акта проверки учреждения образования.
Приказом директора учреждения назначены лица, ответственные за организацию питания учащихся. Стоимость одного дня питания воспитанников интернатных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, доведена письмами учредителя. В соответствии с пп. 6.4, 6.5, 6.11, 6.22 требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45, в учреждении разработано примерное 10-дневное меню, которое подписано директором и согласовано с руководителем ТУ ФС Роспотребнадзора. В учреждении составлены технологические карты на блюда из этого меню на основании:

  • СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;
  • СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
  • СанПиН 2.3.2.1940-05 «Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания».

Движение продуктов питания на складе отражается в книге складского учета материалов. Выдача продуктов со склада осуществляется согласно меню-требованиям на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) и требованиям-накладным (ф. 0315006). Бухгалтерия учреждения ежемесячно составляет накопительную ведомость (ф. 0504038) по расходу продуктов питания и производит сверку с данными по расходу на складе у материально ответственного лица. Книга складского учета пронумерована, прошнурована, скреплена печатью, заверена подписями директора и главного бухгалтера. Сверка остатков продуктов питания на складе на конец месяца заверена подписью бухгалтера в книге складского учета. Проверка правильности списания продуктов питания со склада выявила, что со склада по требованиям-накладным (ф. 0315006) были отпущены продукты питания, стоимость которых сразу была отнесена на расходы учреждения (счет 4 401 20 272). Такие продукты, как йогурт, сок, конфеты, которые отпускались в соответствии с законом субъекта РФ, выдавались по ведомостям выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) под подпись. Ведомости имеются не на все дни, то есть документальное подтверждение некоторых расходных операций отсутствует.

Из Приказа Минфина РФ № 173н следует, что ведомость (ф. 0504210) служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия материальных запасов, объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно за единицу.

В свою очередь, требование-накладная (ф. 0315006) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами (Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»).

В сложившейся ситуации учреждение допустило следующие нарушения:

  • списания объектов материальных ценностей по документам, на основании которых такие операции не производятся;
  • отсутствие документального подтверждения некоторых расходных операций ведомостями выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по соответствующим операциям.

Еще хотим обратить внимание читателей, что в качестве нарушения норм ст. 9 Закона о бухгалтерском учете проверяющие квалифицируют: 📌 Реклама Отключить

  • несвоевременное принятие к бухгалтерскому учету первичных документов (например, счета-фактуры и товарной накладной за поставку ГСМ, датированных февралем, а к учету принятых в марте);
  • неотражение в журнале расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, подтверждающим принятие денежных обязательств перед подрядчиками (исполнителями).

Составление документов не по унифицированной форме при ее наличии. На практике встречаются случаи, когда органы исполнительной власти, выполняющие функции учредителя, для своих подведомственных учреждений разрабатывают и утверждают подведомственные акты, которые содержат формы документов, применяющихся при отражении отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности, установленных данным приказом. Формы документов, приведенные в ведомственных приказах, не всегда соответствуют унифицированным формам документов, приведенным в Приказе Минфина РФ № 173н. Поскольку учреждение действует на основании приказа (распоряжения) вышестоящего учреждения, такое расхождение в применении норм документов не отражается в актах проверки. 📌 Реклама Отключить

Применение государственным (муниципальным) учреждением при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности форм, отличающихся по своему содержанию от предусмотренных Приказом Минфина РФ № 173н, является нарушением ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Для справки

Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ № 173н, не допускается. Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и при необходимости могут быть изменены. Данные положения содержатся в Методических указаниях, утвержденных названным приказом.

Наличие исправлений в первичных учетных документах, в которых исправления не допускаются. Согласно п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в первичном учетном документе возможны исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

📌 Реклама Отключить

Принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами и которые содержат исправления, не допускается (п. 10 Инструкции № 157н). Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, если исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений. Таким образом, принятие к учету кассовых документов с исправлениями является нарушением п. 10 Инструкции № 157н.

Отсутствие внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни государственного (муниципального) учреждения. Статьей 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля за хозяйственными операциями является одним из разделов учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции № 157н). Получается, что в учреждении должно быть разработано положение о порядке проведения внутреннего контроля. Мероприятия, осуществляемые в соответствии с этим положением, должны быть документально зафиксированы, чтобы доказать проверяющим соблюдение требований ст. 19 Закона о контрактной системе.

📌 Реклама Отключить

Несоблюдение отдельных положений Инструкции № 157н

Инструкция № 157н содержит общие правила бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. Выполнение требований данного документа обязательно для казенных, бюджетных и автономных учреждений. К нарушениям положений названной инструкции относятся следующие нарушения.

Неверное формирование первоначальной стоимости основного средства. Пунктом 23 Инструкции № 157н определены суммы, включающиеся в первоначальную стоимостью объектов нефинансовых активов. По нормам указанного пункта первоначальная стоимость объекта основного средства – это сумма фактических вложений в его приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). Если учреждение при формировании первоначальной стоимости основного средства не учтет расходы на его доставку, то данный факт станет нарушением норм п. 23 Инструкции № 157н.

📌 Реклама Отключить

Отнесение расходов по оказанию работ, услуг на счет 401 20 «Расходы текущего финансового года» вместо счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Согласно п. 134 Инструкции № 157н для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Учет расходов, формирующих себестоимость, ведется на этом счете в разрезе прямых, накладных и общехозяйственных расходов. В силу инструкцией № 157н использование данного счета не зависит от типа учреждения и вида деятельности. Названный счет обязательно должен использоваться, если государственное (муниципальное) учреждение оказывает какие-либо услуги – как в рамках приносящей доход деятельности, так и в рамках деятельности, финансируемой из бюджета бюджетной системы РФ.

📌 Реклама Отключить

Однако следует учесть, что в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н, п. 181 Инструкции № 183н на счет 0 401 20 000 могут быть отнесены:

  • расходы, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии на иные цели (пожертвования, гранты);
  • затраты учреждения, которые не формируют себестоимость работ, услуг (готовой продукции), оказываемых учреждением в рамках выполнения задания учредителя;
  • общехозяйственные расходы в части не распределяемых на себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на финансовый результат текущего финансового года;
  • затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем за бюджетным (автономным) учреждением или приобретенного бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему для этого учредителем.

Применение разных способов списания материальных запасов в течение одного финансового года. В силу п. 108 Инструкции № 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости. Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при их выбытии по группе (виду) осуществляется в течение финансового года непрерывно. 📌 Реклама Отключить

Применение в течение финансового года двух способов выбытия материальных запасов недопустимо и является нарушением вышеназванного пункта Инструкции № 157н.

Принятие на учет объектов основных средств, не прошедших государственную регистрацию. В нарушение п. 36 Инструкции № 157н, а также норм п. 1 ст. 4 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учреждение не провело государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество, хотя само имущество было принято к учету. Из положений п. 36 Инструкции № 157н следует, что принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права.

📌 Реклама Отключить

Объяснение отсутствия государственной регистрации прав на недвижимое имущество тем, что оформление земельного участка и государственная регистрация объектов недвижимости не возложены на конкретного работника учреждения, а бухгалтерии не хватает времени на эту процедуру, не является уважительной причиной нарушения вышеназванной нормы Инструкции № 157н.

Начисление амортизации не на все объекты движимого имущества. В нарушение п. 92 Инструкции № 157н не на все основные средства стоимостью до 40 000 руб., находящиеся в эксплуатации, была начислена амортизация. Из положений данного пункта вытекает, что по объектам движимого имущества амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

* * * 📌 Реклама Отключить

Немногочисленные нарушения, описанные в настоящей статье, являются типовыми. Несмотря на мнимую простоту, они встречаются практически в каждом отчете, акте ревизоров. Такие нарушения можно назвать незначительными, однако не стоит пренебрегать этими, казалось бы, мелочами. Ведь работа бухгалтера требует точности и скрупулезности в отражении документов и выполнении норм законодательства РФ.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

📌 Реклама Отключить

Инструкция о порядке применения Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Нарушения учетной политики

Понятие и значение учетной политики

Определение 1

Учетная политика является необходимым документом в любом предприятии для регламента отражения и учета всех хозяйственных операций, которые предполагаются в организации.

Обязанность утверждения учетной политики в организации определена Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом РФ. Порядок формирования и содержание учетной политики детально регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Учитывая регламент вышеуказанных документов, само по себе отсутствие данного локального документа организации, является нарушением и влечет административную ответственность в виде штрафных санкций к организации и ответственному лицу (руководителю).

Замечание 1

Причем, ответственность за отсутствие учетной политики различна. Например, за отсутствие методики учетной политики в целях налогового учета назначается ответственность, исходя из Налогового кодекса РФ.

Виды нарушений учетной политики

Осуществляя налоговый и бухгалтерский учет, организация должна ориентироваться на положения утвержденной учетной политики, которая, в свою очередь – составляется на основании действующих законодательных документов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Нарушения учетной политики 400 руб.
  • Реферат Нарушения учетной политики 270 руб.
  • Контрольная работа Нарушения учетной политики 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Исходя из этого, нарушениями в содержании учетной политики являются:

  • устаревшие законодательные акты, на основании которых осуществляется учет операций в компании;
  • отсутствие ссылок на законодательную базу при формировании положений учетной политики компании.

В данном случае, могут быть два варианта для предприятия:

  1. Организация не внесла изменения в учетную политику вследствие изменения законодательства, но учет всех операций ведет согласно действующим положениям нормативных актов.
  2. Организация не внесла изменения в учетную политику вследствие изменения законодательства и продолжает вести учет всех операций по устаревшим нормативным актам.

Во втором случае, организацию ждут штрафные санкции в зависимости от типа операций, в которых были допущены нарушения.

Например, если организация является плательщиком НДС, в учетной политике, в разделе по налоговому учету, должны быть определены все элементы учета операций для определения налоговой базы. Если такие положения не соответствуют положениям, регламентированным Налоговым кодексом РФ, а именно главой 21, то к предприятию применяются санкции в виде штрафов. В данном случае, может быть несколько штрафов:

  • за занижение налоговой базы;
  • за искажение показателей налоговой отчетности;
  • за несвоевременное перечисление налогов в бюджет;
  • за прочие нарушения, связанные с начислением и уплатой данного вида налогов.

Аналогичные нарушения могут быть и по другим элементам учетной политики в части налогового учета. Например, состав и классификация доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В случаях, когда контролирующие органы находят нарушения в соблюдении положений учетной политики, что влияет на занижение налоговой базы – предприятие могут оштрафовать на 20 процентов от суммы недоимки.

Замечание 2

В любом случае сумма штрафа не может быть ниже 40000 рублей.

Соответственно такие нарушения могут исказить статьи финансовой отчетность. Если такое искажение будет более чем на 10 процентов, то организация также получит уведомление о штрафе от 2 до 3 тысяч рублей.

В части соблюдения внутреннего порядка организации бухгалтерского учета, нарушения учетной политики могут допустить отдельные подразделения организации. Например, нарушение порядка и сроков документооборота. В таком случае, нарушение влечет дисциплинарную ответственность лиц, допустивших такие нарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *