ПБУ 12 02

Упрощенный порядок учета для малых предприятий: выгоды и риски

У небольших компаний, которые отвечают законодательно установленным критериям, есть возможность существенно упростить бухгалтерский учет и отчетность. Какие хозяйствующие субъекты вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, какими нормативными правовыми актами следует при этом руководствоваться, на что обратить особое внимание при принятии решения о переходе на «бухгалтерскую упрощенку» — поможет разобраться предлагаемый материал.

Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

В то же время в ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ указано, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”».

Из указных трех категорий лиц наиболее распространенными являются субъекты малого предпринимательства.

Сразу оговоримся, что здесь кроется подвох. Ведь лицам, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, нельзя вести упрощенный порядок учета.

На практике малое предприятие может отвечать критериям, установленным для малых предприятий ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», но при этом подпадать под обязательный аудит. Критерии обязательного аудита установлены п. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и подп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008
№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В этом случае, у малого предприятия не будет права на применение упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности.

Что представляет собой упрощенный порядок ведения учета

Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н установлены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее — Типовые рекомендации). Названные рекомендации применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ.

В Типовых рекомендациях предусмотрены следующие варианты применения регистров бухгалтерского учета (п. 6):

  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной в письме Минфина СССР от 08.03.60 № 63 «Об Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;
  • единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций в соответствии с одноименной Инструкцией, направленной письмом Минфина СССР от 06.06.60 № 176;
  • упрощенной формы бухгалтерского учета.

Как уже было сказано, субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Также Минфин России выпустил информацию № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Руководствуясь приведенными нормами, можно сделать следующие выводы.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму ведения бухгалтерского учета, исходя из потребностей и объемов производства торговли), численности работников и иных критериев.

Бухгалтерские регистры

Упрощенную форму бухгалтерского учета можно применять
с ограниченным перечнем бухгалтерских регистров. Например, можно использовать следующие регистры (ведомости):

— ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-1;

— ведомость учета производственных запасов и товаров,
а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;

— ведомость учета затрат на производство — форма № В-3;

— ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;

— ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;

— ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);

— ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);

— ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;

— ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;

— ведомость (шахматная) — форма № В-9.

Все приведенные формы регистров утверждены приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н.

Малое предприятие вправе изменять содержание и формы данных регистров исходя из своих потребностей. По сути, каждая операция записывается сразу в двух регистрах для соблюдения требования двойной записи. А по результатам месяца на основании данных регистров формируются финансовый результат и информация о финансовом положении организации.

Кстати

Для микропредприятий (критерии установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ) предусмотрена простая форма бухгалтерского учета — форма, основанная не на двойной записи.

Применение стандартов бухгалтерского учета (ПБУ)

Малые предприятия могут не применять положения отдельных ПБУ, что значительно упрощает порядок учета. Перечень соответствующих ПБУ приведен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень ПБУ, которые вправе не применять малое предприятие

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается субъект малого предпринимательства

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 3

Может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.)*

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 2.1

Может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

Пункт 2

Может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

За исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 3.1

Может не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

За исключением субъектов малого предпринимательства, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе

Пункт 3

Может не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

При отсутствии данных, подлежащих отражению в отчете о движении денежных средств и при невключении данного приложения в бухгалтерскую отчетность, это ПБУ не применяется

Пункт 2

Может не формировать отчет о движении денежных средств

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

За исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 2

Может не формировать информацию по сегментам и не раскрывать ее в отчетности

*Следует учитывать, что резерв по сомнительным долгам малым предприятиям создавать все равно необходимо, поскольку это требование установлено не ПБУ 8/2010, а п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.

Помимо того, что малые предприятия могут не применять некоторые ПБУ в целом, для таких компаний есть еще целый рад послаблений при применении норм иных стандартов бухгалтерского учета (см. табл. 2).

Таблица 2

Преференции при применении отдельных ПБУ

Наименование ПБУ

Норма ПБУ

От чего освобождается субъект малого предпринимательства

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Пункт 12

Может признавать доходы и расходы по кассовому методу

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Пункт 18

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Пункт 19

Вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете (начисление резерва) в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Пункт 15.1

Вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

За исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг

Подпункт 2 п. 9

Вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета. То есть все ошибки будут исправляться за счет прочих доходов и расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы»

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Пункт 7

Может включать в состав прочих расходов, все расходы по займам (не включая их в стоимость инвестиционного актива)

Малое предприятие, желающее воспользоваться предоставленным ему правом освобождения от применения тех или иных норм ПБУ, должно отразить это в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

План счетов

Также у малого предприятия есть существенные послабления в части применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов, утвержденным упомянутым приказом (см. табл. 3).

Таблица 3

План счетов: что можно обобщить

Счета, применяемые организацией, не являющейся субъектом малого предпринимательства

Обобщенные счета, которые может применять субъект малого предпринимательства

07 «Оборудование к установке»

10 «Материалы»

11 «Животные на выращивании и откорме»

10 «Материалы»

20 «Основное производство»

23 «Вспомогательное производство»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

20 «Основное производство»

41 «Товары»

43 «Готовая продукция»

41 «Товары»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

75 «Расчеты с учредителями»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

79 «Внутрихозяйственные расчеты»

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

55 «Специальные счета в банках»

57 «Переводы в пути»

51 «Расчетные счета»

80 «Уставный капитал»

82 «Резервный капитал»

83 «Добавочный капитал»

80 «Уставный капитал»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «Прибыли и убытки»

99 «Прибыли и убытки»

Таким образом, можно выделить следующие основные послабления и преференции в упрощенном порядке ведения бухгалтерского учета для малых предприятий:

— возможность применения упрощенной формы бухгалтерского учета (или простой формы бухгалтерского учета для микропредприятий);

— возможность сократить количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета;

— возможность применения кассового метода учета доходов и расходов.

На последнем остановимся подробнее.

Кассовый метод учета доходов и расходов

На данный момент подробных указаний о порядке применения кассового метода учета доходов и расходов в бухгалтерском учете нормы действующего законодательства не содержат. Поэтому организации, которая решит применять кассовый метод, придется его порядок прописывать у себя в учетной политике. Однако некоторые моменты все-таки урегулированы в действующих ПБУ и Типовых рекомендациях.

Авансы полученные

Нормами п. 12 ПБУ 9/99 установлено, что выручка при кассовом методе признается малыми предприятиями по мере поступ­ления денежных средств от покупателей и заказчиков. При этом обязательное условие о переходе права собственности на реализуемые товары (работы, услуги), как при признании дохода по методу начисления, в данном случае не действует.

Иными словами, для признания выручки при кассовом методе в бухгалтерском учете достаточно соблюдения следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Все указанные условия могут быть соблюдены при поступлении аванса, поэтому полученные малым предприятием авансы при кассовом методе признаются доходами.

Авансы выданные

Что касается авансов уплаченных, здесь будут действовать иные принципы.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 малые предприятия при применении кассового метода учета доходов и расходов признают расходы после осуществления погашения задолженности. Сама же по себе задолженность перед поставщиками и подрядчиками не может возникнуть до выполнения ими условий договоров — реализации товаров (работ, услуг). Поэтому аванс, уплаченный поставщикам и подрядчикам, не может являться расходом до выполнения ими условий договоров.

Приобретенные материалы (работы, услуги) и иные затраты на производство

Типовые рекомендации содержит специальный раздел, посвященный особенностям бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов.

Согласно п. 20 Типовых рекомендаций затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.

Данное требование говорит о том, что малое предприятие при применении кассового метода не сможет сделать проводку Дебет 20 Кредит 10, если материалы еще не оплачены. Однако на практике организация часто использует в производстве еще не оплаченные материалы. Поэтому для удобства учета организации необходимо будет открыть отдельную аналитику на счете 10 «Материалы»:

  • для материалов, уже поступивших в организацию, оплаченных поставщику, но еще не использованных в производстве;
  • для материалов, уже поступивших в организацию, еще не оплаченных поставщику и еще не использованных в производстве;
  • для материалов, уже поступивших в организацию, еще не оплаченных поставщику и уже использованных в производстве.

Для материалов, уже поступивших в организацию, оплаченных поставщику и уже использованных в производстве, отдельная аналитика на счете 10 «Материалы» не нужна, поскольку при выполнении всех этих условий, материалы со счета 10 списываются на счет затрат на производство.

Что касается приобретенных работ, услуг, пока малое предприятие их не оплатит, они не подлежат отражению в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Кроме того, сумма начисленной, но еще не выплаченной заработной платы и еще не оплаченных взносов с суммы заработной платы также не может быть отражена в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Пример

Организация приобрела материалы (гвозди и доски) для производства готовой продукции (столов) на сумму 10 000 руб. Материалы приобретены и оплачены 1 июля 2015 г. и переданы в производство 7 июля 2015 г.

Заработная плата рабочего составляет 8000 руб., начислена и выплачена 31 июля 2015 г.

Столы произведены и переданы на склад 25 июля 2015 г.

28 июля 2015 г. получен аванс от покупателей за столы в размере 50% — 12 000 руб.

4 августа 2015 г. столы проданы. Стоимость столов — 24 000 руб.

5 августа 2015 г. поступила окончательная оплата столов — 12 000 руб.

Для упрощения примера условно будем считать, что других расходов у предприятия нет.

В бухгалтерском учете будут сформированы следующие проводки:

Дебет 10 «Материалы оплаченные поставщику» Кредит 51

— 10 000 руб. — приобретены материалы.

Дебет 20 Кредит 10

— 10 000 руб. — материалы переданы в производство.

Дебет 41 «Столы» Кредит 20

— 10 000 руб. — оприходована готовая продукция.

Дебет 51 Кредит 99

— 12 000 руб. — отражено поступление аванса;

Дебет 76 Кредит 68

— 1830,5 руб. (12 000 х 18/118) — начислен НДС;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы»

— 5000 руб. (10 000 х 50%) — списана себестоимость столов

в части потупившей оплаты.

Дебет 20 Кредит 70

— 8000 руб. — начислена заработная плата;

Дебет 70 Кредит 51

— 8000 руб. — выплачена заработная плата;

Дебет 41 «Столы» Кредит 20

— 8000 руб. — расходы на зарплату учтены в себестоимости столов;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы»

— 4000 руб. (8000 х 50%) — досписана себестоимость столов
в части поступившей оплаты 4000 (8000 х 50%).

Дебет 68 Кредит 76

— 1830,5 (12 000 х 18/118) — начисленный НДС с аванса принят
к вычету);

Дебет 99 Кредит 68

— 3661,02 руб. (24 000 х 18/118) — начислен НДС с реализации.

Дебет 41 «Столы проданные, но неоплаченные» Кредит 41 «Столы»

— 9000 руб. — начислена себестоимость проданных, но неоплаченных столов.

Дебет 51 Кредит 99

— 12 000 руб. — отражена выручка на момент поступления денежных средств;

Дебет 99 Кредит 41 «Столы проданные, но неоплаченные»

— 9000 руб. — списана себестоимость.

Амортизация

Сложности возникают и с отражением сумм амортизации. Ведь фактически при кассовом методе можно признавать амортизацию только тех основных средств, которые уже оплачены. Если же, к примеру, организация получила и начала эксплуатировать оборудование, транспортное средство или иной объект, но еще не рассчиталась за него, признавать расходы в виде амортизации она не имеет права.

На наш взгляд, придется прописывать в учетной политике порядок признания расходов на амортизацию в бухгалтерском учете, если основное средство оплачено не полностью. Особые сложности тут могут возникнуть, если основное средство, например, приобретается по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя.

Для упрощения ситуаций с признание амортизации рекомендуем в учетной политике установить, что амортизация рассчитывается в общем порядке согласно ПБУ 6/01 и выбранному методу (линейный, уменьшаемого остатка и т.д.) и при этом признается в бухгалтерском учете в размере, не превышающем оплаченную стоимость основного средства.

Пример

Приобретено основное средство стоимостью 1 200 000 руб. Срок полезного использования — 24 месяца. Оплата при приобретении — 20% стоимости. Последующая оплата — 80% через 12 месяцев после приобретения. Способ начисления амортизации — линейный. Рассчитаем, как будет признаваться амортизация в бухгалтерском учете при кассовом методе.

Сумма ежемесячной амортизации, рассчитанная исходя из линейного метода начисления амортизации, составит 50 000 руб. (1 200 000 х 1/24).

Первоначальная оплата составила 240 000 руб. Получается, амортизацию можно признавать только в части оплаты 240 000 руб. в первый год эксплуатации.

В первые четыре месяца амортизация будет признана в размере 50 000 руб. ежемесячно, а в пятый месяц — в размере 40 000 руб. Начиная с шестого месяца и до момента окончательной оплаты амортизация в бухгалтерском учете признаваться не будет. При этом в месяце окончательной оплаты будет признана амортизация за шестой — двенадцатый месяцы и частично за пятый месяц в размере 360 000 руб. (7 мес. х 50 000 руб. + (50 000 руб. – 40 000 руб.)).

Таким образом, начисление амортизация в течение шестого — двенадцатого месяцев будет производиться только «на бумаге» без отражения ее на счетах бухгалтерского учета.

Товары (готовая продукция)

Согласно п. 20 Типовых рекомендаций при реализации товаров, расходы можно признать только после фактической оплаты товаров. То есть для признания расходов в виде стоимости товаров требуются не только реализация товара и оплата товара поставщику, но и его оплата покупателем.

Пунктом 18 ПБУ 10/99 при кассовом методе малое предприятие признает расходы после погашения задолженности. При этом нормами ПБУ 10/99 не уточнено, какая задолженность имеется в виду: задолженность перед поставщиком или задолженность покупателя.

На основании сказанного можно считать, что организация при кассовом методе учета затрат в бухгалтерском учете должна признавать в расходах стоимость товаров при соблюдении трех требований:

  • товар оплачен поставщику;
  • товар реализован;
  • товар оплачен покупателем.

Данное условие является вполне логичным, поскольку доход при постоплате будет признаваться также только в момент оплаты товара.

Для учета реализованных, но еще не оплаченных товаров на счете 41 «Товары» рекомендуется ввести отдельную аналитику. Поскольку в бухгалтерском учете малых предприятий допус­кается учитывать готовую продукцию на счете 41 «Товары», а не 43 «Готовая продукция», то вышеприведенные положения относительно товаров распространяются и на готовую продукцию.

Если речь идет о покупных товарах, возникает необходимость организации аналитического учета по аналогии с учетом материалов — в зависимости от факта оплаты товаров, ведь списать на уменьшение финансового результата при кассовом методе можно только те товары, которые уже оплачены поставщику.

Таким образом, нужна следующая аналитика:

  • товары оплачены поставщику, но не реализованы;
  • товары, не оплаченные поставщику и нереализованные;
  • товары, не оплаченные поставщику, реализованные, но еще не оплаченные покупателем;
  • товары, не оплаченные поставщику, реализованные и оплаченные покупателем.

Товары, оплаченные поставщику, реализованные и оплаченные покупателем, списываются со счета 41 «Товары».

Если же речь идет о готовой продукции, здесь аналитика должна быть сложнее. Это связано с тем, что оценка себестоимости готовой продукции, подлежащей списанию, может быть сделана только исходя из тех затрат, которые могут быть признаны на счете 20, следовательно, это как минимум оплаченные затраты. На практике может складываться ситуация, когда готовая продукция произведена и оприходована в одном отчетном периоде (месяце), а затраты на ее производство могут признаны только в следующем периоде, что будет приводить к существенному колебанию себестоимости в бухгалтерском учете. Также придется каждый раз отслеживать, какая же себестоимость готовой продукции должна быть списана, если готовая продукция реализуется не в периоде ее оприходования.

Какой метод лучше

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

Кассовый метод бухгалтерского учета, безусловно, сокращает количество операций в учете предприятия. Однако в силу отсутствия четкого регламента требует самостоятельной разработки методов учета отдельных элементов учета и указания их в учетной политике организации — в части введения дополнительной аналитики к счетам.

Применение метода начисления является более привычным и удобным и имеет неоспоримые преимущества. В частности, благодаря этому методу в бухгалтерском учете и отчетности в полном объеме отражаются дебиторская и кредиторская задолженность, что позволяет контролировать исполнение договорных обязательств и оценивать платежеспособность и финансовое положение предприятия. Также при методе начисления более верно формируются себестоимость продукции и финансовый результат продаж.

Кроме того, на практике использование кассового метода в бухгалтерском учете не гарантирует полного совпадения получаемых данных с показателями налогового учета у тех компаний, которые применяют специальные налоговые режимы или выбрали кассовый метод при общей системе налогообложения.

Документы

О вступлении в силу с 1 января 2013 г.

Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(ПЗ — 10/2012)

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), и в отношении организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации) сообщает следующее.

Правила ведения бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ.

При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Первичные учетные документы

Формы первичных учетных документов

Исходя из части 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Факты хозяйственной жизни, оформляемые
первичными учетными документами

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 Федерального закона № 402-ФЗ, не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Документы, которыми оформляются
операции с денежными средствами

В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» второй абзац части 3 статьи 9 этого Федерального закона не подлежит применению.

Вместе с тем после 31 декабря 2012 г. порядок подписания документов, которыми оформляются операции с денежными средствами, продолжает регулироваться нормативными правовыми актами, утвержденными уполномоченными органами в соответствии и на основании законодательства Российской Федерации. В частности, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П.

Обязательные реквизиты
первичного учетного документа

Частью 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Включенные в этот перечень реквизиты по составу и содержанию тождественны обязательным реквизитам первичного учетного документа (включая документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), предусмотренным частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Включение дополнительных к обязательным реквизитов в первичный учетный документ осуществляется организацией при необходимости (в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации, др.).

Регистры бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта2.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Объекты бухгалтерского учета,
регистрируемые в регистрах бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты, отражаемые в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие место факты хозяйственной жизни), а также объекты, отражаемые в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе лежащие в основе притворных сделок). Указанное не относится к резервам, фондам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и расходам на их создание.

Счета бухгалтерского учета

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Основа составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г.

В связи с тем, что согласно статье 32 Федерального закона № 402-ФЗ этот Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта за 2012 г. необходимо иметь в виду, что:

а) в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах;

б) в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств.

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, второго абзаца пункта 6 и второго абзаца пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности;

в) в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. представляется в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода;

г) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» часть 4 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжают применяться пункты 6 и 37 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

д) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «г» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности;

е) в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» пункт «д» части 2 статьи 13 этого Федерального закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VШ Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. При этом предусмотренная этим разделом информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

ж) исходя из законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в частности, части 5 статьи 22 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Правила составления отчета о финансовых результатах

Исходя из части 1 статьи 30 Федерального закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных этим Федеральным законом, в отношении составления отчета о финансовых результатах, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах применяются правила составления соответственно отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ.

Подписание бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон № 402-ФЗ не устанавливает порядок подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.). Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть подписана лицами, уполномоченными на это законодательством Российской Федерации, или учредительными документами экономического субъекта, или решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом.

При этом согласно части 8 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Исходя из этого, в делах экономического субъекта должен храниться экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, подписанный руководителем экономического субъекта; причем подпись руководителя экономического субъекта должна содержать дату подписания этого экземпляра.

В случаях представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами.

Адреса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральный закон № 402-ФЗ не устанавливает адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г.), за исключением представления в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта (в порядке, утверждаемом Росстатом).

Адреса обязательного представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (помимо органов государственной статистики), а также сроки и порядок такого представления устанавливаются другими федеральными законами, учредительными документами экономического субъекта, решениями соответствующих органов управления экономическим субъектом. Например:

а) в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность;

б) в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества;

б) в соответствии со статьей 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов общества;

в) в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность унитарного предприятия.

Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности (включая годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2012 г.) осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Например:

а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

При этом согласно части 10 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены статьей 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Исходя из части 4 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ с 1 января 2013 г. промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфин России, Банк России). Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:

а) в случаях, установленных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;

б) в случаях, установленных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию.

Исходя из статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется.

Внутренний контроль

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля.

Организации государственного сектора – государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, форму книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Таблица ПБУ 2020 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

ПБУ 1/2008

Учетная политика организации

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

ПБУ 5/01

Учет материально-производственных запасов

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 6/01

Учет основных средств

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 7/98

События после отчетной даты

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 8/2010

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 9/99

Доходы организации

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 10/99

Расходы организации

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 11/2008

Информация о связанных сторонах

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 12/2010

Информация по сегментам

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

ПБУ 14/2007

Учет нематериальных активов

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 15/2008

Учет расходов по займам и кредитам

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 20/03

Информация об участии в совместной деятельности

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

ПБУ 21/2008

Изменения оценочных значений

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

ПБУ 22/2010

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 23/2011

Отчет о движении денежных средств

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

ПБУ 24/2011

Учет затрат на освоение природных ресурсов

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность по РСБУ и МСФО с примерами

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Положение о Финансовом отделе

Положение о Бухгалтерии

Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

📌 Реклама Отключить

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

📌 Реклама Отключить

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

📌 Реклама Отключить

Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
2.1 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <4> 2020
2.2 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <5> 2020
2.3 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» <6> 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *