Передача имущества в оперативное управление проводки

Содержание

Имущество переданное в оперативное управление казенному учреждению проводки

Получено в оперативное управление основные средства казенным учреждением 2020 проводки

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Получено в оперативное управление основные средства казенным учреждением 2020 проводки». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Бухгалтерский учет. Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Передача объекта учреждению в оперативное управление помещением: как отразить в учете?

Амортизация на объект начисляется в соответствии с разд. VI СГС «Основные средства». По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Как следует начислять амортизацию в бюджетном учете на объект?

Здесь стоит отметить: в настоящее время разъяснений Минфина по вопросу пересчета накопленной амортизации нет, поэтому приведено наше видение ситуации (в соответствии с нормами СГС «Основные средства»). Пересчет начисленной ранее амортизации производится способом, предусмотренным в учетной политике учреждения по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Исходя из п. 42 СГС «Основные средства» величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

В запросе не содержится информация о периоде, когда указанные объекты были созданы (получены), в связи с чем в настоящий момент не представляется возможным предметно сформировать позицию Департамента по рассматриваемой в запросе ситуации.

Обзор документа

Так, согласно положениям раздела 3 Методических указаний применяемый до 2020 года (до перехода на СГС «Основные средства») порядок отражения в бухгалтерском учете находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами, и соответствующих критериям активов, не изменился.

в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства» (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы»» (п. 9);

Отражение в учете передачи НФА

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);

В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:

  1. Основные средства поступаю от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
  2. Основные средства поступают от иных контрагентов.

Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств

При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:

По ней необходимо учитывать доходы от оприходования излишков при инвентаризации, объекты активов с забалансовых счетов, разукомплектованное имущество, а также доходы от безвозмездного поступления активов.

Что называют объектом основных средств

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Основные средства в бухгалтерском учете в 2020 году

  • Время использования свыше 12 месяцев.
  • Такое имущество используется компанией во время деятельности для производства, оказания услуг, выполнения работ или же для целей управления предприятием.
  • Оно куплено для применения, а не последующей продажи.
  • Его применение позволит организации получать доход.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества, если иное не установлено законом ( ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Примеры основных проводок в казенном учреждении

, 2020, N 5 Вопрос: По решению вышестоящего органа власти в порядке межведомственной передачи казенному учреждению безвозмездно передано особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), которое ранее числилось на балансе бюджетного учреждения. Как отразить принятие такого имущества к бюджетному учету? Ответ: Первым делом отметим, что в учете казенного учреждения ОЦДИ не выделяется.

Учет имущества, полученного безвозмездно

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Признан арендатором (пользователем имущества) объект учета операционной аренды на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма)

Сначала напомним, что в Порядке № 209н содержится новый подход к разграничению отдельных операций по поступлениям и выплатам в зависимости от формы (денежные либо неденежные), от характера (текущие либо капитальные).

Новое в учете безвозмездных поступлений (выбытий) нефинансовых активов

Cогласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 183н, автономные учреждения с 2020 годапрактически по всем счетам бухгалтерского учета (в том числе по учету нефинансовых активов) применяют в 24 – 26-м разрядах номера счета подстатьи КОСГУ, соответствующие экономической сущности факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). Ранее многие учреждения указывали в этих разрядах нули.

В связи с вступлением в силу в 2020 году пяти федеральных стандартов, наиболее серьезные изменения произошли в учете ОС. В статье мы напоминаем, какие дополнения следует внести в учетную политику, как вести налоговый и бухгалтерский учет, начислять амортизацию.

Виды основных средств

  1. Линейный – равномерное ежемесячное исчисление постоянной суммы на протяжении всего срока полезного использования.
  2. Метод уменьшаемого остатка – сумма износа за год определяется умножением остаточной стоимости ОС на норму амортизации, рассчитанную на весь срок полезного использования, и на повышающий коэффициент, определенный в учетной политике.
  3. Пропорционально объему продукции.

Документы по учету ОС в 2020 году

Для объектов учета, которые не отвечают этим требованиям, предусмотрен забалансовый учет основных средств. В стандарте не говорится об обязательном наличии госрегистрации у объекта недвижимости при принятии к учету, но в п.36 Инструкции 157 это условие сохраняется.

Таким образом, переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету (на счет 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения») после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (датой государственной регистрации — 16 августа). До момента получения правоустанавливающих документов переданный объект недвижимости должен учитываться за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

Таким образом, по поступившему в учреждение объекту основных средств, ранее бывшему в эксплуатации, дату окончания срока полезного использования нужно определять с учетом срока фактической эксплуатации данного объекта. То есть максимальный срок, предусмотренный для соответствующей амортизационной группы, следует уменьшить на количество лет (месяцев), в течение которых данный объект уже эксплуатировался предыдущим учреждением.

Налог на добавленную стоимость Операция по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не является объектом обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Налог на прибыль При определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежат учету доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями (пп.
22 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Принятие на учет имущества в оперативное управление

Чаще всего в образовательное учреждение основные средства и материальные запасы (далее — имущество) поступают от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача). В то же время образовательное учреждение может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая.
Как осуществляется процесс приема-передачи? Какими документами оформлять эти операции? Как в бухгалтерском учете отразить поступление и передачу имущества? Как начислить амортизацию по поступившему основному средству? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашей статье. Правомерность передачи имущества Согласно ст.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Ответ от 21.03.2014: Для казенных учреждений, а также для органов государственной власти и органов местного самоуправления не предусмотрено выделение в учете особо ценного движимого имущества (Инструкция Минфина России от 06.12.2010 № 162н не содержит счета 1.10125.000, только 1.10135.000). В соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну составляет имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное в оперативное управление или хозяйственное ведение.
Следовательно, если автомобиль находился в оперативном управлении органа местного самоуправления, то чтобы он попал в состав имущества муниципальной казны необходимо изъять его из оперативного управления. Это может быть сделано на основании соответствующего распоряжения.
В соответствии со ст.ст.

Прием-передача основных средств и материалов у учреждений (зернова и.)

Хозяйственная операция по передаче (получению) имущества (требующая согласования с учредителем) должна быть оформлена распорядительным актом (распоряжением) учредителя (учредителей) о передаче (получении) имущества. Непосредственная передача (получение) имущества передающим и принимающим учреждением оформляется: — актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф.

0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда); — актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); — актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением в определенных законодательством РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке; — актом о приемке материалов (ф.

Учет имущества в казенном учреждении

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных (муниципальных) учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного (муниципального) имущества в соответствии со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества.

  1. Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с передачей учреждения в собственность другого публично-правового образования, может быть определен финансовым органом с учетом положений совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 03.09.2012 N 02-03-09/3502/42-7.4-05/5.3-515. Обратите внимание: несмотря на то, что указанное письмо разъясняет порядок передачи в собственность других публично-правовых образований бюджетных и автономных учреждений, по нашему мнению, его положения обоснованно могут применяться и в отношении казенных учреждений с учетом особенностей их правового положения.

В учете передающего учреждения Отражено в бухгалтерском учете списание: — балансовой стоимости оборудования; 4 401 20 241 4 101 24 410

Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При решении вопроса о порядке учета у коммерческой организации (собственника) имущества, переданного в оперативное управление созданному данной организацией учреждению, необходимо руководствоваться Концепцией развития бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.97 (далее – Концепция).

Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие).

Соответственно, учесть их в НУ нельзя.

Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-05-05-01/23

“Налог на имущество организаций: передача имущества в оперативное управление”

ОАО созданы учреждения для осуществления социально-культурных, санаторно-оздоровительных и иных функций некоммерческого характера. С данными учреждениями ОАО заключило договоры о передаче учреждениям имущества в оперативное управление, при этом металлургический комбинат остается собственником имущества.
Согласно ст.296 ГК РФ, что также закреплено в действующих договорах передачи имущества, в случаях нецелевого использования имущества комбинат имеет право его изъятия.

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

Налог на имущество исчисляется в общем порядке.

Получение ос в Оперативное Управление Проводки

Расчеты по выделенному имуществу».

озяйственное ведение — это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества, передача собственником основных средств сверх уставного фонда унитарного предприятия фактически является пополнением внеоборотных средств коммерческого предприятия, выраженным в передаче имущественного права (права хозяйственного ведения имуществом) на эти основные средства.

Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф.
0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.).

Учет безвозмездной передачи основных средств

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

При передаче основных средств учреждениям госсектора, в том числе в случае изъятия объектов из оперативного управления, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств.

Важно Минфином России для отчетности при реорганизации или ликвидации учреждений, и представить ее главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находилось передаваемое учреждение; — составить Акт приемки-передачи передаваемых финансовых, нефинансовых активов и обязательств; — составить окончательную бухгалтерскую отчетность на дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России для отчетности при реорганизации или ликвидации учреждений, и представить ее главному распорядителю бюджетных средств — учредителю, в ведении которого находилось передаваемое учреждение, и главному распорядителю бюджетных средств — учредителю, в ведение которого передано учреждение.

  • 196 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)”;
  • 197 “Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц”;
  • 198 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов”;
  • 199 “Прочие неденежные безвозмездные поступления”.

Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.

Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется стандартом “Основные средства”*(2). И тут возможно 2 ситуации:

  1. Основные средства поступаю от организаций государственного сектора.

Стандарта «Основные средства»).

В учете бюджетных учреждений:

Унитарное предприятие, применяющее УСН, получило от собственника в хозяйственное ведение (сверх суммы уставного фонда) бывший в употреблении объект основных средств (ОС) балансовой стоимостью 90 000 руб., остаточной — 60 000 руб. Имущество было получено напрямую от собственника, данные о балансовой и остаточной стоимости являются данными учета собственника. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете организации? Какой счет правильно применять в данной ситуации — счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», счет 83 «Добавочный капитал» или счет 98 «Доходы будущих периодов»?

6 июня 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете применяется счет 83 «Добавочный капитал». Возможные варианты оценки полученного объекта изложены ниже.
Полученный от собственника в хозяйственное ведение объект не учитывается унитарным предприятие в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом стоимость объекта, полученного в хозяйственного ведение от собственника, не может быть учтена унитарным предприятием и в составе расходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Обоснование позиции:
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ).
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Имущество унитарного предприятия формируется за счет (п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ):
— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
Законодательство не содержит запрета на передачу унитарному предприятию имущества без увеличения его уставного фонда (сверх уставного фонда), но не устанавливает порядок такой передачи.
Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, передача имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества утверждаемой учредителем.
Отметим, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Указаний на то, что стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием сверх уставного фонда, должна определяться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, ГК РФ и Закон N 161-ФЗ не содержат.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Для принятия имущества к учету в качестве объекта основных средств необходимо выполнение условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01. Из п.п. 21, 49 Методических указаний следует, что в составе основных средств организации могут учитываться и активы, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
При этом порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных государственными предприятиями от учредителей сверх взноса в уставный фонд, ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях не определен.
Исходя из разъяснений, представленных в письме Минфина России от 22.09.2005 N 03-06-01-04/373, передача имущества осуществляется в стоимостной оценке, утверждаемой учредителем. Утвержденная учредителем стоимостная оценка является основанием для принятия объекта на баланс в качестве объекта основного средства. То есть применяется порядок, аналогичный предусмотренному п. 9 ПБУ 6/01 для основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации (смотрите также постановление АС Волго-Вятского округа от 18.07.2017 N Ф01-2016/17 по делу N А29-14015/2015).
При этом нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
На практике в качестве утвержденной учредителем стоимостной оценки унитарные предприятия рассматривают остаточную стоимость объекта основных средств, указанную в акте приема-передачи основных средств (если она не равна нулю).
Также для определения первоначальной стоимости основных средств может использоваться:
— рыночная стоимость, определенная самостоятельно (смотрите также п. 10 ПБУ 6/01, п. 29 Методических указаний);
— рыночная стоимость, определенная оценщиком (первоначальная стоимость объектов основных средств, сформированная в бухгалтерском учете, может оказывать влияние на налоговые обязательства предприятия по налогу на имущество организаций; на основании ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы).
Порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных от учредителя сверх уставного фонда, следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008)). Произведение оценки по рыночной стоимости следует согласовать с собственником (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 30.07.2013 N Ф05-8089/13 по делу N А40-53105/2012).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарными предприятиями объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлен.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют счет 75 «Расчеты с учредителями» для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.
Полагаем, что счет 75 может применяться и в рассматриваемой ситуации. При этом для обобщения информации о расчетах по имуществу, передаваемому на баланс унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, может использоваться субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».
На настоящее время Минфин России исходит из того, что оприходование имущества, полученного унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала (письма Минфина России от 10.02.2017 N 07-01-09/7472, от 22.01.2016 N 07-04-09/2355, от 08.07.2015 N 07-01-06/39246, от 08.07.2015 N 07-01-10/39236, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, от 20.04.2006 N 07-05-10/17).
Ранее такую операцию Минфин рекомендовал отражать по кредиту счета учета нераспределенной прибыли, то есть счета 84 (письма Минфина России от 05.08.2003 N 16-00-14/247, от 21.08.2003 N 16-00-22/11).
При этом увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом унитарного предприятия и в связи с этим не может признаваться доходом будущих периодов (письма Минфина России от 10.02.2017 N 07-01-09/7472, от 27.01.2012 N 07-02-18/01, постановление АС Центрального округа от 19.10.2017 N Ф10-4221/17 по делу N А83-4905/2016). Соответственно, счет 98 «Доходы будущих периодов» в рассматриваемой ситуации не применяется.
Унитарному предприятию необходимо руководствоваться последними разъяснениями Минфина России (некоторые из приведенных писем адресованы аудиторам в качестве рекомендаций (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76404)) и относить стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, на добавочный капитал, т.е. в кредит счета 83. Считаем, что для отражения указанных операций целесообразно использовать также и счет 75, что подразумевает следующие бухгалтерские записи:
Дебет 08 Кредит 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
— отражено формирование первоначальной стоимости полученных основных средств;
Дебет 75, субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» Кредит 83
— стоимость основных средств, полученных сверх уставного фонда, отнесена на добавочный капитал;
Дебет 01 Кредит 08
— полученные основные средства оприходованы по первоначальной стоимости.

УСН

При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), т.е. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Полученный от собственника в хозяйственное ведение объект не учитывается унитарным предприятие в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 (смотрите также письмо Минфина России от 04.03.2011 N 03-11-06/2/32).
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К таким расходам относятся, в частности:
— расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п.п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В целях главы 26.2 НК РФ в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом абзацем вторым п. 1 ст. 256 НК РФ предусмотрено, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Ранее в письме Минфина России от 20.03.2007 N 03-11-04/2/65 разъяснялось, что унитарное предприятие, применяющее УСН, имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение от управления по муниципальному имуществу.
Вместе с тем необходимо учитывать, что при применении УСН расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При получении унитарным предприятием имущества от собственника в хозяйственное ведение унитарное предприятие не несет расходов на его приобретение. В этой связи в письме Минфина России от 04.03.2011 N 03-11-06/2/32 разъяснено, что при применении УСН унитарное предприятие не имеет права учитывать в составе расходов стоимость здания и других основных средств, безвозмездно полученных в хозяйственное ведение от собственника (учредителя).
Однако в рассматриваемой ситуации унитарному предприятию было передано имущество балансовой стоимостью 90 000 рублей, остаточной — 60 000 рублей. Амортизируемым же имуществом (основными средствами при применении УСН) признается имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
По мнению Минфина России, представленному в письмах от 22.10.2013 N 07-01-06/44059, от 28.03.2013 N 03-03-06/4/9909, от 29.11.2010 N 03-03-06/4/114, унитарное предприятие формирует первоначальную стоимость получаемого имущества и устанавливает срок его полезного использования по данным учета собственника, передающего имущество, который обязан предоставить информацию об остаточной стоимости имущества и его оставшемся сроке полезного использования.
Соответственно, в качестве первоначальной стоимости для унитарного предприятия выступает остаточная стоимость по данным передающей стороны (смотрите также письма Минфина России от 28.05.2009 N 03-03-06/1/353, от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34).
В рассматриваемой ситуации остаточная стоимость имущества не превышает 100 000 рублей, соответственно, полученное имущество не является амортизируемом имуществом. Следовательно, оно не может рассматриваться в качестве основных средств и при применении УСН.
Материальные расходы, которые возможно учесть при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
К материальным расходам на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
В письме Минфина России от 21.02.2017 N 03-03-06/1/9856 допускается возможность учета (для целей налога на прибыль) унитарным предприятием полученного имущества от собственника в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (если стоимостной критерий переданного по остаточной стоимости имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом важно отметить, что такой способ учета допускается Минфином России только в случае, если имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, не было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования. Если имущество было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то, по мнению Минфина России, его стоимость в налоговом учете не формируется (смотрите также письмо Минфина России от 12.11.2015 N 03-03-06/4/65313). Существуют примеры судебных решений, в которых был поддержан подобный подход (постановления АС Северо-Западного округа от 24.11.2017 N Ф07-12391/17 по делу N А56-7181/2017, от 02.10.2017 N Ф07-9167/17 по делу N А56-35538/2016, Тринадцатого ААС от 15.03.2018 N 13АП-1042/18).
При этом при применении УСН и для признания материальных расходов необходимо их фактическая оплата (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
В этой связи мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации стоимость объекта, полученного в хозяйственного ведение от собственника, не может быть учтена унитарным предприятием в составе расходов. При этом повторимся, что в доходах по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, стоимость полученного объекта также не учитывается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

От учредителя получены новые основные средства

Как принять к учету оборудование, безвозмездно переданное организации единственным учредителем (физическим лицом) в целях увеличения стоимости чистых активов? Объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шпилевая и Елена Королева.

Единственным учредителем безвозмездно передано ООО оборудование (основные средства) в целях увеличения стоимости чистых активов путем формирования добавочного капитала. Независимым оценщиком произведена оценка рыночной стоимости оборудования. Оформлены следующие документы: решение единственного участника об увеличении добавочного капитала; акт приема-передачи имущества. Как организация должна поставить на бухгалтерский и налоговый учет поступившие основные средства?

В соответствии с нормами ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) должно следить за соответствием стоимости чистых активов размеру уставного капитала общества.

Порядок увеличения стоимости чистых активов ООО может быть предусмотрен учредительными документами общества. Закон также не содержит запрета увеличивать стоимость чистых активов по волеизъявлению участников.

Порядок внесения вкладов в имущество ООО установлен нормами ст. 27 Закона N 14-ФЗ.

По общему правилу вклады в имущество общества вносятся всеми участниками ООО пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов в имущество общества не предусмотрен уставом общества (п. 2 ст. 27 Закона N 14-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 27 Закона N 14-ФЗ вклады в имущество общества не изменяют размер и номинальную стоимость долей участников в его уставном капитале. Пунктом 14 постановления ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 разъяснено, что данные вклады не являются вкладами в уставный капитал.

В обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно (ст. 39 Закона N 14-ФЗ).

Таким образом, для документального оформления вклада единственного участника общества необходимо оформить в письменном виде решение участника ООО, в котором в рассматриваемой ситуации рекомендуем указать, что целью передачи учредителем вклада в имущество общества является увеличение стоимости чистых активов общества. Также необходимо указать форму внесения вклада (денежными средствами, неденежными средствами) и размер вклада. При внесении вклада неденежными средствами следует указать денежную оценку вклада. То есть в данном случае в решении указывается размер вклада денежными средствами и размер денежной оценки вносимого в имущество оборудования.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) имущественные права признаются в составе прочих доходов (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Согласно п. 2 ПБУ 9/99 увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов, приводящее к увеличению капитала этой организации, в виде вклада участников (собственников имущества) не признается доходом.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 29.01.2008 N 07-05-06/18 и от 13.04.2005 N 07-05-06/107, вклад в имущество ООО подлежит отражению в бухгалтерском учете этого ООО по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала исходя из Инструкции по применению Плана счетов.

При этом использование счета 75 «Расчеты с учредителями» в рассматриваемом случае является обязательным, поскольку он предназначен именно для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации.

Бухгалтерские записи в этом случае таковы:

Дебет 75 Кредит 83

  • отражено увеличение добавочного капитала общества за счет дополнительного вклада участника;

Дебет 08 Кредит 75

  • получено оборудование в счет увеличения добавочного капитала;

Дебет 01 Кредит 08

  • оборудование принято на баланс в качестве основного средства.

Порядок принятия к бухгалтерскому учету основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), регулируется п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания по учету ОС).

В соответствии с п. 10 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Согласно п. 29 Методических указаний по учету ОС при определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (например оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

На основании п. 12 ПБУ 6/01 в первоначальную стоимость объекта основных средств, полученного безвозмездно, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

В бухгалтерском учете стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации одним из способов, установленных п. 18 ПБУ 6/01. Срок полезного использования ОС определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету (п. 20 ПБУ 6/01). Таким образом, начиная с месяца, следующего за месяцем получения оборудования, организация в бухгалтерском учете начисляет амортизацию (пункты 18, 19, 20, 21 ПБУ 6/01). Ежемесячная сумма начисленной амортизации признается расходом по обычным видам деятельности (пункты 5, 8, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п. 25 ПБУ 6/01).

Налог на прибыль

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ признается внереализационным доходом доход в виде безвозмездно полученного имущества, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В частности, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно. Для применения этой льготы должно соблюдаться установленное данной нормой условие о размере вклада (доли) передающей стороны в уставном капитале получающей стороны (российской организации). Также оговорено условие о том, что полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

С 2011 года вступила в действие норма пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которой в доходах не учитывается имущество, имущественные и неимущественные права в размере их денежной оценки, переданные хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала или фондов, соответствующими акционерами и участниками.

Также, в отличие от нормы пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, в норме пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствует условие о дальнейшем использовании вклада (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.04.2011 N 03-03-06/1/243). То есть при передаче полученного имущества третьим лицам данное имущество не признается доходом для целей налогообложения независимо от того, сколько времени прошло со дня его получения, то есть право на применение данной льготы не утрачивается.

Обратите внимание, что пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ и другими нормами НК РФ не установлен предельный размер увеличения стоимости чистых активов в целях применения указанной льготы.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при получении от учредителя имущества в целях увеличения чистых активов, общество не включает доходы в размере денежной оценки указанного имущества в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ.

При этом, как было сказано выше, считаем необходимым оформление в письменном виде решения учредителя — единственного участника общества с указанием цели внесения вклада в имущество (увеличение чистых активов общества), формы вклада, размера вклада (в денежной оценке).

По объектам ОС, полученным безвозмездно, налогоплательщик вправе начислять амортизацию при условии соответствия таких объектов критериям, установленным в п. 1 ст. 256 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Первоначальная стоимость ОС, полученных безвозмездно, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Срок полезного использования ОС, полученных безвозмездно, определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было введено в эксплуатацию. Поскольку имущество не приобреталось организацией, то у нее отсутствует право на единовременное включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере не более 10% (30%) первоначальной стоимости ОС (второй абзац п. 9 ст. 258 НК РФ).

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе, признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Однако в рассматриваемом случае безвозмездная передача оборудования осуществляется физическим лицом, которое, в силу ст. 143 НК РФ, не признается плательщиком НДС.

Поэтому НДС со стоимости передаваемого организации оборудования гражданин не исчисляет и не выставляет счет-фактуру. Соответственно, у организации отсутствуют суммы «входного» налога, которые она могла бы принять к вычету.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *