Подпись не как в паспорте

Должна ли подпись в документах быть как в паспорте

Предлагаю рассмотреть такой вопрос: «Должна ли подпись в документах быть как в паспорте?» максимально подробно с юридической точки зрения.

Что говорит закон

Обязанность граждан лично расписаться на второй странице паспорта регламентирована постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

В соответствии с приказом МВД России от 13.11.2017 г. № 851 сотрудник МВД России при выдаче паспорта обязан предложить гражданину поставить свою подпись в паспорте и имеет право не отдавать паспорт в случае, если гражданин не ставит подпись.

Для чего нужна личная подпись в паспорте?

Личная подпись служит идентификатором гражданина, как и фотография, и иные личные данные.

Но с течением времени, учитывая весьма длительный период действия паспорта, меняется и внешность человека, и его почерк.

Поэтому действующее законодательство не содержит норм, обязывающих граждан расписываться в документах (любого вида) точно как в паспорте.

Можно ли расписываться в документах иной подписью?

Прямого запрета расписываться другой подписью в законе нет, однако вместе с тем подпись в паспорте является как бы «эталоном». В случае, если подпись сверяют (например, в банке при оформлении документов, в посольстве или у нотариуса), ее будут сверять именно с той, что стоит в паспорте – «эталоном».

Если подписи будут выглядеть не похоже, то есть основание усомниться с том, что это действительно именно этот гражданин расписался. Данное основание может служить основанием для отказа в принятии документов или их возвращении.

Так органы Росреестра вправе приостановить сделку по регистрации перехода права собственности, если у сотрудника возникнут сомнения в подписи на правоустанавливающем документе. В таком случае сотрудник Росреестра вправе вызвать заявителя на личный прием и попросить расписаться в документе еще раз лично при регистраторе.

Таким образом, во избежание лишних проблем и беготни в важных документах лучше расписываться «как в паспорте».

В случае сомнений на счет того, чья подпись стоит в документе, именно расписавшемуся лицу придется доказывать, что это его подпись или не его. А не лицу (органу), в этом усомнившемуся.

Если гражданин хочет официально изменить свою подпись, то тогда только вместе в паспортом: в новом паспорте – новая подпись.

Обратная сторона медали

Как указано выше, если документ подписан подписью, отличающейся от подписи в паспорте, он юридической силы не потеряет. Так, нельзя в кредитном договоре намеренно расписаться другой подписью и впоследствии утверждать, что договор недействителен и долга никакого нет.

В данном случае, как и при подписании иных документов, расписываясь, гражданин выражает свое волю, свободное согласие с изложенными в документах условиями и обязанность на их соблюдение.

А при принятии на себя обязательств важна не подпись, а личность человека.

Если я расписываюсь в договоре купли-продажи, то я лично принимаю на себя обязательства. Моя подпись может в корне отличаться от той, что стоит в паспорте, но это не значит, что за меня расписался другой человек. Это сделала я собственноручно и, как следствие, со всем согласилась.

При возникновении сомнений в вопросе «чья подпись стоит в документе», когда лицо, якобы расписавшееся в нем, все отрицает, заинтересованное лицо вправе провести почерковедческую экспертизу.

Поэтому задача второй стороны заключаемого соглашения – убедиться, кто именно ставит подпись, а не сверять ее правильность начертания с чем-либо.

Я недавно получал «паспорт РФ» и не стал расписываться ни в нем ни за его получение. Просто взял и положил в карман когда они мне его дали на проверку (точнее они-то сразу подсунули расписываться, а я потребовал на проверку согласно п.168 Регламента МВД №851). Они мне, типа, должны сначала расписаться. А я им, нет не должен — ни одним нормативным актом это не предусмотрено, — откройте проверьте (а выдача паспортов регламентируется всего тремя: Указом Ельцина №232 от 13.03.1997, Постановлением Правительства №828 от 8 июля 1997 и Приказом-регламентом МВД №851 от 13.11.2017; и только в последнем приказе в пункте 168 есть упоминание, что они могут только ПРЕДЛОЖИТЬ расписаться в паспорте и ОБЕСПЕЧИТЬ возможность расписаться, но не имеют права принуждать или заставлять это делать). Они о*уели и вызвали наряд полиции. Те прилетели через пару минут. Влетели в кабинет, озираются кого хватать и вязать, а я спокойно сижу, как ни в чем не бывало. Они ко мне, мол, предъявите документы. Я сглупил и показываю паспорт (а надо было сначала дождаться когда на меня заявление напишут о краже, чтобы привлечь их за ложный донос, но задним умом крепок!). Они такие , а-а украли паспорт, раз без подписи. Вот, типа, нам начальник паспортного отдела устное заявление о краже по телефону сделал. Я им то же самое, во-первых, не обязан расписываться, а во-вторых, пусть пишет письменное заявление о краже я на него в ответ напишу за ложный донос. Они сразу заднего и давай меня разводить, типа, вы же в банке когда деньги получаете расписываетесь за получение. Я им, мы что в банке? Я сюда что, за деньгами пришел?! Короче, они зависли. И паспорт мне не могут отдать (потому что шаблон треснет) и со мной ничего сделать не могут. После чего решили попробовать меня пресануть и давай надвигаться, мол, поедете с нами в отдел. Я им, не хочу ехать и, если есть какое-то правонарушение, составляйте протокол на месте правонарушения, согласно КоАП. Они опять зависли, но продолжают гнуть, типа вы украли паспорт. Я тогда уже на них наехал, раз украл, тогда вызывайте следственную группу, будем оформлять преступление. Требую вызвать следственную группу или я ухожу! Один убежал куда-то. Через некоторое время заходит еще один старший чином. Оказалось, дежурного участкового вызвали (никакой следственной группы, естественно!). Тоже попытался на меня наехать, мол, паспорт ваш возвращаем начальнику отдела, так как вы за него не расписались (и отдал ему). Я ему, протокол оформлять будем или никакого правонарушения с моей стороны нет? Тогда почему вы вернули паспорт не мне, а отдали начальнику отдела?! Тот сразу включил заднюю и перевел стрелки, мол, пока не за что, а раз вы ничего не совершали, тогда получайте паспорт у начальника отдела. Я к начальнику отдела, вы собираетесь мне выдавать паспорт или нет? Он включил дурака и мне, вы же сами отказываетесь его получать. Я говорю, нет не отказываюсь, давайте получу. Он тогда, мол, распишитесь сначала за получение, потом получите. Я в ответ, вы нарушаете регламент, согласно пункта 168 которого вы должны сначала предложить мне проверить ошибки в паспорте. Он, нате смотрите из моих рук. Я ему, не вижу из ваших рук, дайте мне я должен всё хорошенько проверить. Ему делать нечего, отдал. Все полицаи, которые всё еще были здесь, о*уели (типа, меня же обвиняли в краже паспорта, а тут отдают его добровольно). После чего смекнули что что-то здесь не чисто и притихли в сторонке, наблюдая за продолжением. Я паспорт посмотрел и давай перечислять нарушения… печать не по ГОСТу, ФИО капсом, подпись должностного лица ненадлежащая, неполные сведения из свидетельства о рождении без указания места рождения СССР/РСФСР. Спрашиваю, признаете нарушения? Исправлять будете? Паспорт возвращать для исправления? Начальник, типа, ничего не знаю, всё оформлено правильно. Я им, ну ладно, тогда я его забираю, и положил в карман. Они по-новой, вы не можете его забрать не расписавшись. Я им, покажите мне хоть один нормативный акт обязывающий меня расписаться?! Вот Постановление №828, вот регламент №851 (хотя, приказы МВД на граждан не распространяются, но даже там ничего нет!). Найдете в них хоть слово, что я ОБЯЗАН расписаться — распишусь. Участковый сел читать 828-е Постановление (потому что понял, что приказы только для них). Читал долго-долго, но в конце концов понял, что я прав (но просто отдать паспорт же шаблон треснет), придумал другое. Говорит, вы же сказали, что паспорт оформлен неправильно и поэтому недействительный?! Значит мы его изымаем у вас, согласно пункту 7 Постановления. Я им в ответ, нет не изымаете, потому что все основания для изъятия паспорта изложены в Приказе ФМС №178 и ни одно из них в данном случае не подходит. Они давай читать уже этот приказ (а он коротенький). После чего я их спрашиваю, ну что, основания нашли?! Они молчат. Я говорю, ну тогда я пошел, до свиданья. И ушел. Вот и всё. Так что нигде расписываться не надо. Расписаться, значит признать законность паспорта, а значит принять оферту гражданства РФ, после чего к вам, как к гражданину РФ, будут применяться все меры «государственного принуждения» (читай, открытого грабежа!) и ни хрена доказать не сможете. Сейчас у меня на руках законный «паспорт» ни в котором, ни за получение которого я не расписывался. Потому что подпись за получение паспорта дает им право на обработку персональных данных (ПД). Соответственно я им этого разрешения не дал. Ведь через 5 дней после подписи за получение паспорта, МВД новые ПД отправляет в налоговую (но в моём случае они этого не имеют права сделать и не сделали!). В налоговую же я направил уведомление об уничтожении старых ПД (с уничтоженным прежним паспортом) после чего они обязаны по закону о персональных данных приостановить их обработку до получения новых (а значит приостанавливается начисление любых налогов). А новые ПД к ним никогда не поступят потому что нет подписи за получение паспорта. Таким образом я навсегда освобождаюсь от каких-либо налогов вообще (и всё на законных основаниях!). Тоже самое (заявить об уничтожении старых ПД) нужно в ЖКХ и везде где с вас требуют какие-то поборы. После этого ко мне просто перестали приходить какие-либо начисления и квитанции. Вот и всё. И это совершенно правильно, потому что гражданин СССР не должен платить ни за что частной фирме РФ (без договора!). Но расписываясь за получение паспорта граждане СССР мало того что принимают оферту гражданства РФ, так еще и дают разрешение фирме РФ на обработку своих ПД, после чего РФирма, естественно, начинает им начислять столько налогов и платежей, сколько захочет (потому что подписью в договоре-паспорте РФ граждане СССР полностью легализуют её как государство). В регламенте, паспортной службы сказано, что ПРЕДЛОЖИТЬ расписаться в паспорте при получении и в заявлении (за его получение). Улавливаете всю суть обмана?!… ПРЕДЛОЖИТЬ! )))) Т.е. это ПРАВО гражданина, а не обязанность! Хочешь расписывайся, хочешь нет. ) Так и это еще не всё! Они ведь выдают недействительные паспорта по причине ненадлежащего оформления (печать, подпись, капс). А значит по сути это не паспорта, а лишь копии не понять чего на бланках паспортов (но бланк паспорта не является паспортом без надлежащего оформления!). Однако в Заявлении по форме 1П на получение паспорта стоит графа «Паспорт получил». И если человек расписывается в ней, он автоматически легализует паспорт и подтверждает, что получил ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ паспорт (а не филькину грамоту). Так вот в регламенте по поводу росписи «за получение» стоит та же формулировка ПРЕДЛОЖИТЬ. Т.е. и это опять же ПРАВО, а не обязанность. Если расписался значит принял оферту, что тебе выдали ЗАКОННЫЙ паспорт. Не расписался, значит, получил право пользоваться бумажкой под названием «паспорт рф» (в случае если другие будут готовы признавать это паспортом, т.е. опять же акцептировать) не приняв при этом никаких обязанностей с этим связанных. Т.е. все «паспорта» легализуются самими гражданами только их подписью о «получении паспорта». Кто расписался тот подтвердил, что получил НАСТОЯЩИЙ паспорт. Более того, те кто расписался своим СВОБОДНЫМ волеизъявлением (ведь это ПРАВО каждого) переучредили фирму РФ уже как государство РФ с гражданами и территорией. Не зря ведь выдачу паспортов называют государственной УСЛУГОЙ! Потому что не паспорта выдают, а только право на их легализацию и учреждение государства РФ с территорией. Но обязать к легализации и учреждению никто не имеет права, только ПРЕДЛОЖИТЬ (а вдруг согласятся!). )) А все и соглашаются «с удовольствием», чем стремительно легализуют фирму РФ в государство РФ. А.. Александра 17:14 А поскольку расписываются одновременно и за рабский статус физического лица (неодушевленного предмета, чьё ФИО записано КАПСОМ), то одномоментно, как тут же умершие, передают все свои права фирме (или теперь уже государству) РФ. Вуаля! Афера века по достаточно честному отъему территории у граждан СССР и превращению их самих в рабов фирмы РФ провернута! ). Как говорится «договор (паспорт) дороже денег». )) А вы еще спрашиваете, почему вам ничего не платят за природные ресурсы, как в гражданам других стран. А кому платить?! Если вы заявили себя мертвыми и неодушевленными рабами, которые, в придачу, еще и передали все свои права на ресурсы и территорию не пойми кому. А всё потому, что «паспорт РФ» это ОФЕРТА. Расписался — принял оферту. Не расписался — не принял. Но не выдавать паспорта (пропуска) они не могут! Вот в чем секрет. Выдать они ОБЯЗАНЫ! Эти УСЛУГИ входят в обязанности УО РФ. Чтобы граждане СССР могли свободно перемещаться по оккупированной земле. Но требовать заключать оферту не имеют права! Так как согласно гражданскому кодексу заключение любых договоров (в том числе и договоров-оферт) дело исключительно ДОБРОВОЛЬНОЕ. Что не исключает возможность обманом заставить людей это сделать. Вот так-то. Кстати, по такому «паспорту» можно получать кредиты без проблем и не платить по ним просто направив запрет на обработку ПД. Граждане СССР обладают всеми правами и никто их у них не отнимал, только если они сами не отказываются от них, заключая с фирмой РФ оферту на обработку своих ПД и договор на гражданство (подписью в паспорте). P.S. Кстати, чуть не забыл, еще небольшое дополнение. Когда получал паспорт у меня было две маленькие домашние заготовки, если бы они совсем беспределить начали. )) 1. На случай если бы отказались выпускать меня пока не распишусь за получение паспорта я бы им заявил, что расписываются только за получение ПАСПОРТА, а выданное ими «изделие» таковым не является (из-за нарушений оформления!). Поэтому, если они уж так категорически настаивают, и им нужно моё подтверждение, что я что-то от них получил (а не они сами заныкали или потеряли и, тем самым, совершили должностное преступление), то готов пойти им навстречу и написать заявление-расписку на имя начальника паспортного отдела в том, что… ЗАЯВЛЕНИЕ-РАСПИСКА «Получил и принял на ответственное хранение с правом использования с согласия других лиц (заявленная уже мной оферта) недействительную (по причине ненадлежащего оформления) копию (так как заверена мастичной печатью для копий) паспорта СССР (чтобы напомнить гражданами какого государства являемся) оформленную на бланке паспорта гражданина РФ (бланк паспорта еще не является паспортом без надлежащего оформления), которую обязуюсь вернуть при получении действительного паспорта, оформленного на моё имя (согласно ст. 19 ГК РФ) в строгом соответствие действующего законодательства.» Этим убивается сразу четыре «зайца», с одной стороны заявляется о недействительности «паспорта», с другой тут же делается оферта на законное использование этого «изделия»в качестве копии паспорта СССР, с третьей тут же обрубаются любые претензии в будущем по поводу использования этого «паспорта РФ», с четвертой напоминается гражданами какого же государства в действительности являемся. При желании это заявление-расписку можно подавать в любом случае, чтобы в будущем ссылаться на нее как на официальную оферту по использованию «изделия», зарегистрированную в официальном органе РФ при любых претензиях насчет «паспорта». 2. Если бы уж совсем по беспределу в наглую отобрали паспорт, тогда потребовал бы официального составления акта изъятия паспорта и выдачи мне его копии согласно всем требованиям Приказа ФМС №178 от 11.03.2014 с четким указанием оснований для изъятия, по которой бы потом подал иск в суд о признании действий сотрудников незаконными и слупил бы с них приличную компенсацию и моральный вред (а возможно и физический ущерб, если бы они обнаглели в конец и что-то повредили). А если бы еще и отказались составлять акт или отдавать его копию это в дополнении к незаконному изъятию паспорта еще и превышение должностных полномочий, либо злоупотребление ими (ст.ст. 285, 286, УК РФ). Так что, смело получайте «паспорта» без подписи и полную свободу. ))

Акт сдачи-приемки без расшифровки подписи

Действителен ли акт сдачи-приемки работ, в котором заказчик не расшифровал свою подпись? Все зависит от конкретных обстоятельств дела (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.12.2009 по делу № А45-5891/2009).

Акционерное общество, оказывающее транспортно-экспедиционные услуги по грузовой перевозке (далее — экспедитор), обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с заказчика — строительной компании задолженности по оплате оказанных услуг.

Казалось бы, простое беспроигрышное дело, ведь главное доказательство оказания услуг — подписанный сторонами акт сдачи-приемки работ, который был представлен суду экспедитором.

Суд первой инстанции безоговорочно удовлетворил требования экспедитора. Но апелляционная инстанция приняла противоположное решение.

Дело в том, что в акте сдачи-приемки работ не было расшифровки подписи заказчика. На этом основании суд апелляционной инстанции посчитал, что доказательства оказания истцом транспортно-экспедиционных услуг по грузовой перевозке ответчику отсутствуют, так как акт сдачи-приемки работ от имени ответчика подписан неустановленным лицом.

И только кассационная инстанция расставила все точки над i. Суд пришел к выводу, что отсутствие расшифровки подписи заказчика в акте сдачи-приемки работ в данном случае не имеет значения, поскольку в нем есть подпись руководителя и оттиск печати организации, принявшей услуги, что свидетельствует о надлежащем оформлении первичных учетных документов согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В то же время нелишним будет требовать от контрагента расшифровать подпись при подписании акта сдачи-приемки. Фамилии с инициалами достаточно.

Что означает п п вместо подписи

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

П/п на дубликате означает «подпись подлинна».
И что этот документ соответствует оригиналу
и он подписан.

это означает кто-то заверяет своей подписью чью-то подпись на копии того документа где подпись

В деловом обороте распространена такая практика. Если документ подписывает не тот человек, данные которого указаны в реквизитах, перед подписью ставят косую черту. Она якобы означает, что руку приложил заместитель. Но достаточно ли этого значка, чтобы документ имел юридическую силу? И как правильно оформить документы, если их подписывает заместитель?

В деловом обороте распространена такая практика. Если документ подписывает не тот человек, данные которого указаны в реквизитах, перед подписью ставят косую черту. Она якобы означает, что руку приложил заместитель. Но достаточно ли этого значка, чтобы документ имел юридическую силу? И как правильно оформить документы, если их подписывает заместитель?

Договор подписал заместитель

Традиция ставить черту перед подписью заместителя существует уже давно. И так же давно она находится за рамками правового регулирования.

Еще в 1988 году Главархив СССР разъяснил, как быть, если отсутствует должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа. В приказе от 25.05.88 № 33 архивное ведомство установило, что в подобной ситуации в документе необходимо указать фактическую должность лица, подписывающего документ, и его фамилию. Исправления можно внести чернилами или машинописным способом (например: «и.о.», «зам.»). Но недопустимо подписывать документы с предлогом «за» или с проставлением косой черты перед наименованием должности.

Сегодня действует еще один стандарт по оформлению документов: Унифицированная система организационно-распорядительной документации*. Правда, в этом стандарте ни слова не сказано о том, как должен подписаться заместитель. Но это не значит, что косая черта узаконена. Ведь приказ Главархива № 33 никто не отменял, и он продолжает действовать на территории РФ.

Поэтому в соответствии с действующими правилами делопроизводства заместителю необходимо поставить свою подпись и сделать ее расшифровку, если он визирует документ вместо генерального директора.

Но как быть, если в бухгалтерию поступит договор, который со стороны контрагента подписан с косой чертой?

Работа над ошибками

Сама по себе косая черта не лишит договор силы. Но если не будут указаны фамилия и должность лица, который его подписал, суд может решить, что это неустановленное лицо (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.07.02 № КГ-А40/4377-02). Контрагенты могут отказаться исполнять обязательства по такой сделке, ее могут не признать и налоговики. Это особенно неприятно если речь идет о договоре, по которому компания собирается учесть расходы для целей налогообложения прибыли и применить вычет по НДС.

Если вы получили договор с «косой чертой» от контрагентов, то необходимо попросить партнеров подтвердить полномочия лица, поставившего визу. В качестве подтверждения подойдет доверенность или, например, распорядительный документ о назначении лица исполняющим обязанности руководителя. Целесообразно предложить партнерам все же оформить сделку по действующим правилам. А именно: вписать в договор фамилию и должность лица, подписавшего договор, и ссылку на реквизиты документа, которым лицо уполномочено на совершение сделки. Лучше всего, если к договору будет приложена копия такого документа.

Есть еще один вариант. Если контрагент в последующем одобрит сделку, из-за косой черты можно не беспокоиться. О том, какие именно действия можно расценивать как одобрение сделки, сказано в пункте 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 № 57. Партнера можно считать одобрившим сделку, если он полностью или частично оплатил товары, принял их для использования, полностью или частично уплатил санкции или другие суммы в связи с нарушением обязательства, реализует другие права и обязанности по сделке и т. д.

Особо о счетах-фактурах

Еще один важный документ, на котором должен ставить подпись руководитель: счет-фактура (п. 6 ст. 169 НК РФ).

Что делать, если к вам поступит счет-фактура с косой чертой перед подписью? Как выяснила «УНП», в отделе косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России считают, что сама по себе косая черта перед должностью руководителя не приведет к отказу в вычете НДС.

Вместе с тем необходимо проверить, соответствуют ли требованиям налогового законодательства остальные условия, относящиеся к оформлению подписи. В пункте 6 статьи 169 НК РФ сказано, что подписать счет-фактуру может любое уполномоченное лицо. Полномочия можно передать приказом по организации или доверенностью от имени организации.

Стандартные реквизиты бланка счета-фактуры предусматривают, что его подписывает руководитель. Минфин разъяснил, что, если документ подписывает другое лицо, его должность можно не указывать. Главное, чтобы была расшифровка подписи (письмо Минфина России от 16.06.04 № 03-03-11/97). Тем не менее не будет ошибкой, если лицо, подписавшее счет-фактуру от имени поставщика, укажет свою должность (письмо ФНС России от 20.05.05 № 03-1-03/838/8).

* ГОСТ Р 6.30-2003, утвержден постановлением Госкомстата России от 03.03.03 № 65-ст.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

В статье А.Ю. Чуковенкова «Новая Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти», опубликованной в № 3 журнала за этот год, дан сравнительный анализ структуры старой и новой типовых инструкций, из которого следует, что из новой Типовой инструкции исключены несколько разделов:

раздел II «Документация федерального органа исполнительной власти»;

подраздел 6.6 «Прием и обработка документов, поступающих по каналам электронной почты и факсимильной связи»;

подраздел 6.9 «Работа с обращениями и запросами депутатов».

В то же время новая Типовая инструкция значительно богаче приложениями: в ней 26 приложений, из них 12 новых.

К этому нужно добавить, что серьезному сокращению подвергся раздел VIII «Контроль исполнения документов» . В старой типовой инструкции он состоял из двух подразделов:

8.1. Организация контроля исполнения

8.2. Контроль исполнения документов, поступающих от Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В новой Инструкции контроль исполнения документов представлен несколькими положениями организационного характера.

Отдельные вопросы подготовки документов в Инструкции

Правила подготовки и оформления документов – это раздел II новой типовой инструкции. Этот раздел имеет следующую структуру:

II . Правила подготовки документов.

2.4. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти.

2.6. Оформление реквизитов в процессе подготовки документов в федеральных органах исполнительной власти.

2.7.1. Приказ, распоряжение .

Подразделы 2.1–2.4 подготовлены на основании инструкций по делопроизводству и правил оформления документов, действующих в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, Государственной Думе, а также с учетом соответствующих положений названных выше типовых регламентов. Но по сравнению со старой новая Типовая инструкция не всегда точно передает требования по подготовке законопроектов, проектов указов и распоряжений Президента РФ, проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Нужно отметить, что правила подготовки законодательных и иных нормативных правовых актов сами по себе достаточно сложны, и прежде всего с точки зрения изготовления документов (шрифты, интервалы, абзацные отступы, оформление текста, приложений и др.); тем более досадно, что эти требования, изложенные в новой Типовой инструкции, нередко противоречат положениям нормативных актов, приведенных в сноске. Приведем такой пример. В новой Типовой инструкции (п. 2.1.2) говорится «Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом № 15 на стандартных листах бумаги формата А4», в то время как в Правилах оформления документов, создаваемых в Администрации Президента Российской Федерации, устанавливается, что «проект федерального конституционного или федерального закона… печатается на стандартных листах бумаги шрифтом Times New Roman Cyr № 14».

Такое же несоответствие отмечается и в разделе о правилах подготовки проектов актов Президента РФ (п. 2.2.2). В новой Типовой инструкции говорится: «Проекты актов Президента Российской Федерации и приложения к ним печатаются на стандартных листах бумаги А4 (210 х 297) шрифтом № 15», в то время как в Правилах оформления документов, создаваемых в Администрации Президента РФ, устанавливается: «Текст проекта указа Президента Российской Федерации печатается шрифтом Times New Roman Cyr размером № 14 через межстрочный интервал 18 пт».

Аналогичные несоответствия отмечены и в подразделе 2.3: согласно Новой типовой инструкции проект нормативного акта Правительства РФ печатается шрифтом № 14. Инструкция по делопроизводству в Правительстве Российской Федерации устанавливает, что текст проекта акта Правительства печатается шрифтом № 13. Отметим, что в старой типовой инструкции ошибок подобного рода не было.

Новая Инструкция и ГОСТ 6.30-2003

В подразделах 2.5 и 2.6 новой Типовой инструкции есть целый ряд новых положений, конкретизирующих положения ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», а в ряде случаев — отличных от положений ГОСТа, хотя в подразделе 2.6 Инструкции провозглашается, что «при подготовке организационно-распорядительных документов работники федеральных органов исполнительной власти оформляют реквизиты документов с учетом ГОСТ Р 6.30-2003…».

■ В пп. 2.5.3 и 2.5.4 подчеркивается, что бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изготавливаются по заказам федеральных органов исполнительной власти полиграфическими предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности. Бланки документов федерального органа исполнительной власти подлежат учету, для чего на гербовых бланках типографским способом или нумератором проставляются порядковые номера. Напоминаем, что в ГОСТ Р 6.30-2003 отсутствуют какие-либо положения относительно способов изготовления бланков документов.

■ В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 в состав реквизитов бланка входят, в частности, следующие: код федерального органа исполнительной власти, основной государственный регистрационный номер юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет и код формы документа. В подстрочном примечании к соответствующим пунктам новой Типовой инструкции отмечается, что перечисленные реквизиты указываются в бланках по усмотрению федерального органа исполнительной власти.

■ Важное пояснение содержится в п. 2.6.5 Типовой инструкции, в котором речь идет об обозначении на бланке документа наименования федерального органа исполнительной власти: «Над наименованием федеральной службы или федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства, указывается полное или сокращенное наименование федерального министерства, в ведении которого они находятся». Следовательно, если руководство федеральной службой или агентством осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, на бланке указывается только наименование этой службы или агентства (полное и, если оно имеется, сокращенное); если же федеральная служба или федеральное агентство подведомственны федеральному министерству, на бланке указывается наименование соответствующего министерства, а ниже – наименование службы или агентства.

■ Пункт 2.6.9 содержит положения о порядке датирования документов, в частности, здесь дается такое указание: «Дата документа проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года». Если учесть, что бланки документов изготовлены типографским способом, а сами документы готовятся на компьютере с последующей распечаткой документа на принтере, становится понятным, что совсем непросто напечатать месяц и год таким образом, чтобы они точно попали в место на бланке, отведенное для даты. Приведенное в п. 2.6.9 правило действовало в то время, когда документы печатались на пишущей машине. С появлением компьютерной техники в практике делопроизводства давно пришли к тому, что дату документа проставляет специалист службы делопроизводства, регистрирующий документ после его подписания руководителем. При этом, конечно, служба ДОУ должна четко соблюдать правило: регистрировать документ в день его подписания.

■ Новая Типовая инструкция предусматривает только два формата написания даты в документах: цифровой – 14.03.2005 и словесно-цифровой – 14 марта 2005 г. ГОСТ Р 6.30-2003, как известно, дает еще один формат написания даты: 2005.03.14.

■ Требует комментария и п. 2.6.13 «Адресат». В целом все предусмотренные новой Типовой инструкцией варианты оформления реквизита «Адресат» при направлении документа в организацию соответствуют ГОСТ Р 6.30-2003. Вопрос возникает в связи с оформлением этого реквизита при адресовании документа физическому лицу. Сравните два примера, приведенные в Типовой инструкции:

— адресование документа руководителю организации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *