Права налогового инспектора

За последние годы возможности работы налоговых органов были существенно расширены. Отмечаются и случаи превышения должностных полномочий со стороны налоговых инспекторов. Поэтому предпринимателям и бухгалтерам необходимо точно знать, на что работники ФНС имеют право, а какие попытки следует пресекать как незаконные.

Структура и задачи налоговых органов

В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

  • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
  • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
  • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
  • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

Полномочия налоговых органов

Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

  • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
  • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
  • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
  • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
  • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
  • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
  • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
  • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
  • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
  • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
  • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
  • накладывать арест на счета налогоплательщика;
  • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
  • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
  • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
  • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
  • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.

Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

  • ликвидация предприятий;
  • признание регистрации предприятий недействительной;
  • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
  • взыскание необоснованно полученных доходов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

Новый проект ФЗ

Минюстом России 30.01.2020 был представлен новый проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Полномочиям ФНС в нем посвящена статья 44.13. В этой статье представители ФНС получают право составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены статьями:

  • 23.1;
  • 23.8;
  • 23.9;
  • частями 2-4 статьи 23.10;
  • 29.20-29.26;
  • 29.28-29.30.

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

Неправомерными признаются:

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция “Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Другие статьи на юридическую тему:

  • Как отстоять реальность поставки в рамках дела о банкротстве?
  • Процедура банкротства должника – подготовка документов
  • Обзор Президиума Верховного суда РФ №2 от 30 апреля 2020 года
  • Новый Закон о полиции 2020 – удар по правам человека
  • Взыскание долгов с юридических лиц

В гостях у журнала Reconomica — налоговый инспектор с 20-летним стажем из Владивостока, Оксана. Она рассказала о своей профессии, трудностях работы и ее преимуществах, а также, как получить эту важную специальность.

Профессия налогового инспектора

Меня зовут Оксана, мне 42 года, уже почти 20 лет я работаю в налоговой инспекции в городе Владивостоке.

Налоговый инспектор — это очень специфичная профессия. В основном, эта работа связана с проведением проверок, ведением документации, анализом оплат налогоплательщиков и, конечно же, применением санкций в случае нарушений.

Данная работа довольно монотонная и однообразная, часто приходится засиживаться допоздна, чтобы успеть выполнить все поставленные задачи. В основном, я работаю с предприятиями и организациями, а вот мои коллеги чаще сталкиваются с обычными гражданами.

📌 Реклама Отключить

Налоговики распределяются по чинам. Существует 1, 2 и 3 ранг. Чем выше ранг, тем серьезнее и солиднее занимаемая должность. У меня 2 ранг, например. Ранг (или класс, как мы его называем) зависит от длительности работы в этой сфере и успешности. Если у человека есть лидерские качества, то он имеет больше шансов для повышения по карьерной лестнице. Некоторые начинают карьеру в небольшом городе, а уже через 10-15 лет становятся налоговиками в краевом центре.

Плюсы и минусы работы в налоговой

Основным плюсом моей профессии считаю ее важность для общества. Налоговики выполняют очень важную роль для государства, помогают контролировать налогообложение и контролируют наполнение бюджета страны. Это способствует стабильности и налаженной работе государства. Еще один плюс — достаточно высокая заработная плата, особенно по сравнению с зарплатами других бюджетников. Считаю, что это оправдано, ведь ежедневно нам приходится выполнять большой объем работы, при этом быть сконцентрированными и внимательными к деталям. Также, мне нравится, что это достаточно стабильная работа, то есть работник налоговой сферы в течение своей рабочей деятельности накапливает стаж и повышается в звании. Это престижно, а в будущем дает возможность больше зарабатывать и надеяться на хорошие пенсионные выплаты. 📌 Реклама Отключить

Минусов в этой работе тоже немало:

1. Часто работа распределяется неравномерно. В обычные дни обязанностей много, но до конца рабочего дня можно успеть, а в периоды сдачи налоговой отчетности начинается коллапс, потому что работы просто очень много и ты ничего не успеваешь.

2. Никто не любит платить налоги, поэтому люди, приезжающие в налоговую, часто бывают не в духе и грубят. Это оставляет осадок на весь день.

3. От такой работы сложно абстрагироваться и дома. В голове постоянно крутятся отчеты и документация, а со временем работа становится большей частью твоей жизни.

4. Большой минус для здоровья приносит работа в офисе. Ты постоянно сидишь перед компьютером, мало двигаешься, напрягаешь глаза, смотря на экран. У меня уже испортилось зрение и фигура. Часто времени нет даже на обеденный перерыв, желудок тоже не в восторге.

📌 Реклама Отключить Что касается заработной платы, то с ней все в порядке. Конечно, всегда хочется больше, но все-таки я довольна тем, что есть. На данный момент я зарабатываю 25 тысяч рублей. Зарплата работника налоговой зависит от города размещения, отдела и должности и формируется из фиксированной ставки, премий, надбавок и выплат, стандартных для работников государственных служб.

Обязанности налогового инспектора

Чаще всего работник налоговой сталкивается с одними и теми же налогоплательщиками. Это, в какой то степени, облегчает процесс работы, помогает подстроиться под специфических людей, найти к ним подход. С другой стороны, всегда есть процент людей, не сильно желающих платить налоги, а работать с ними приходится из года в год.

В мои обязанности входит множество различных задач:

📌 Реклама Отключить

1. Нужно следить за соблюдением налогового законодательства, проводить разъяснительные работы.

2. Необходимо проверять всю финансовую документацию предприятий, дела которых я веду, и консультировать всех обратившихся ко мне граждан по вопросам налогов.

3. Больше всего рабочего времени занимает ведение налоговой отчетности — приходится анализировать и собирать гигантский объем информации.

4. Редко, но все же приходится выезжать на проверки. Такие проверки проводятся в случае подозрений о махинациях или если мы уже знаем, что предприятие не выплачивает налоги и нам необходимо определить сумму штрафов.

В общем, я считаю, что налоговый инспектор должен хорошо разбираться в законах, знать Конституцию и другие государственные важные документы. Очень важно быть юридически и финансово подкованным, быть уверенным даже в самых мелких деталях и знать ответы на все вопросы, касающиеся налогообложения.

📌 Реклама Отключить

Уникальность профессии

Уникальность профессии заключается в том, что человек, ее выбравший, должен сочетать в себе и способность работать со знаковыми системами (а такими являются все документы), и способность работать с людьми.

Поэтому любой налоговый инспектор, в первую очередь, должен обладать такими личностными качествами, как: аналитические способности, кропотливость, внимательность, наблюдательность, коммуникабельность, дотошность, педантичность.

Поскольку налоговый инспектор работает с людьми, одна часть из которых честно платит налоги, понимая свою ответственность перед государством, а другие — не очень, пытаясь государство обмануть, специалист должен знать тонкости психологии, и в соответствии с психологическими особенностями налогоплательщика выбирать тактику общения с ним.

📌 Реклама Отключить

Еще одно качество, которое необходимо специалисту по налогам — высокий порог «неконфликтности». Налоговый инспектор как дипломат должен достигать своих целей не военным путем, а с помощью мирных переговоров. При этом быть готовым к тому, что не всегда консенсус будет достигнут без обид и оскорблений.

Вообще, очень многое в работе налоговика автоматизировано. К примеру, есть АСК НДС. Он позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами. Иными словами, мы можем увидеть, как деньги с 1 счета попадают на пятый. Как правило, отмывание денег ловят именно таким образом. Раньше эту систему использовали как инструмент для работы, однако сейчас одних подозрений от программы достаточно, чтобы возбудить дело.

Человек, занимающийся сбором налогов, может помочь не только своим клиентам, но и себе. Знание права и финансов — одно из самых востребованных в жизни любого современного человека.

📌 Реклама Отключить Знание всех нюансов налогообложения развивает человека: специалист все время должен «держать в форме» свой интеллект. Недостатков профессии налогового инспектора не так много, как может показаться с первого взгляда. Поскольку работник налоговой инспекции всегда должен быть в курсе последних изменений налогового законодательства и применять это на практике, следовательно, тезис о том, что учиться больше не надо, можно забыть. Налоговый инспектор учится всегда.

Если вспомнить этимологию названия профессии, то можно убедиться в том, что мудрый язык просто выделил важнейшую проблему в профессии: налоговых инспекторов по определению не любят. Надо быть готовым к тому, что встретят человека, который пришел изъять кровно заработанное, хотя бы и его часть, неласково. Быть готовым к таким ситуациям нужно всегда, а это предполагает определенное психологическое напряжение.

📌 Реклама Отключить И еще одно: профессия достаточно монотонна, поэтому говорить о каком-либо разнообразии не приходится.

Как стать налоговым инспектором

Для получения специальности «налоговый инспектор» необходимо высшее образование или среднее специальное. Высшее образование по этой специальности обеспечивают различные экономические университеты. Среднее специальное профессиональное образование предоставляют специализированные колледжи и техникумы. Достаточно долго подготовкой специалистов по налогам в России занималось единственное в стране учреждение — Всероссийская академия налогообложения. Сегодня же получить профессию налогового инспектора можно в любом экономическим ВУЗе, где имеется специальность «налоги и налогообложение» или «экономическая безопасность». Единственное «но». Если вы выбрали профессию налогового инспектора по велению души и мечтаете добиться значительных успехов в карьере, то при выборе ВУЗа необходимо учитывать наличие в высшем учебном заведении научной школы, историю его существования, а также опыт практической связи с налоговыми органами. Данная профессия считается престижной, а также предоставляет некоторые привилегии и льготы госслужащим. 📌 Реклама Отключить

Права налоговых органов

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Права налоговых органов

Права налоговых органов достаточно широки.

Какими правами наделены налоговые органы

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Куда направляются документы

При отправке документов в бумажном виде существует ряд особых требований, выдвигаемых Налоговым кодексом, которым должны следовать налоговые органы.

К этим требованиям относятся:

1. Отправка на адрес фактического местонахождения организации-плательщика. При этом адрес берется из действующей выписки ЕГРН. В случаях если организация сменила место своего нахождения, не уведомив об этом налоговый орган, и не внеся изменения в свою внутреннюю документацию, то это уже считается налоговым правонарушением.

Если же организация является иностранной, не осуществляющей деятельность на территории РФ, но подлежащей налогообложению на ее территории, то на адрес для обмена документацией, указанный в ЕГРН. Если у иностранной компании имеется недвижимое имущество на территории РФ, то по адресу местонахождения этого имущества.

2. Отправка на адрес места проживания или адрес, который указан в качестве предпочтительного для получения документации, в выписке ЕГРН, если плательщиком является частное лицо, ИП, нотариус или адвокат. Последние при этом осуществляют частную деятельность, а не государственную.

Ограничения прав налоговых органов

Согласно действующим нормам законодательства, налоговые органы не могут участвовать в земельных правоотношениях. В частности проводить проверки по использованию земель по назначению или по землеустройству. Это право закреплено за земельным государственным и общественным контролем, а не за налоговыми органами.

Более того на законодательном уровне не прописано, что налоговые органы могут выдвигать требования при наличии только домыслов, подозрений в даче заведомо ложных и неправильных сведений.

В частности, касающихся фактического места нахождения плательщика. Более того плательщик имеет право уплачивать выдвинутые к нему налоги и сборы, независимо от места его фактического нахождения, поскольку налоговые органы представляют единую систему, а поступления средств осуществляются непосредственно в государственный бюджет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *