Продажа продукции собственного производства

Учет реализации продукции собственного производства

В настоящее время достаточно широкое распространение получила практика открытия промышленными организациями магазинов розничной торговли, являющихся их обособленными подразделениями и реализующих в розницу как готовую продукцию данных организаций, так и покупные товары. Об учете и налогообложении реализации по договору на розничную торговлю продукцией собственного производства рассказывают В.В. Патров и М.Л. Пятов, Санкт-Петербургский государственный университет.

Организация учета товарных операций в собственных магазинах вызывает ряд проблем. В их числе: выбор номенклатуры синтетических счетов для учета движения в магазине товаров собственного производства, установление учетной цены товаров, квалификация для целей бухгалтерского учета и налогообложения фактов передачи готовой продукции на склад магазина, исчисление величины реализованной торговой надбавки и т.д.

Решение указанных вопросов затрудняется отсутствием прямых нормативных предписаний, определяющих методику отражения указанных операций в бухгалтерском учете.

При отражении операций по розничной продаже готовой продукции в первую очередь возникает вопрос о квалификации для целей бухгалтерского учета и налогообложения фактов передачи готовой продукции из цехов и складов завода в магазин. Имеет ли в данном случае место реализация товаров, и, следовательно, облагается ли оборот по передаче ценностей НДС и прочими налогами с реализации? Возникает ли уже на этой стадии движения товаров финансовый результат, влияющий на величину налогооблагаемой прибыли?

Если розничный магазин является самостоятельным по отношению к заводу-изготовителю юридическим лицом (например, дочерней фирмой завода), происходит реализация товаров по договору купли-продажи либо передача их во исполнение договора комиссии, поручения или агентского договора. При этом отражение факта передачи товаров должно производиться в учете сторон сделки (магазина и завода-производителя товаров) в установленном для учета исполнения соответствующих договоров порядке.

Если же магазин является структурным подразделением организации-изготовителя (а именно данный вариант мы и рассматриваем), то передача товаров на склад магазина согласно действующим нормам гражданского и налогового права не может быть квалифицирована как продажа (реализация) их заводом магазину, ибо таковая не может иметь место между обособленными структурными подразделениями одного и того же юридического лица.

В данном случае нормы налогового законодательства прямо отсылают нас к предписаниям гражданского права. Согласно общему определению, даваемому статьей 39 НК РФ, реализацией товаров для целей налогообложения признается факт передачи права собственности на них сторонним лицам на возмездной основе.

В соответствии со специальным определением понятия реализации для целей НДС, которое дается п. 1 ст. 146 НК РФ под реализацией товаров понимается передача права собственности на них сторонним лицам, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ для целей НДС передача товаров для собственных нужд признается реализацией только в случае, если расходы на эти товары не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Следовательно, согласно нормам Налогового кодекса РФ, передача товаров розничной торговой точке — структурному подразделению организации как не предполагающая утрату организацией права собственности на эти товары, не является их реализацией для целей налогообложения.

Оборот по реализации этих товаров возникает только после их розничной продажи покупателям, т.е. факта передачи покупателям права собственности на товары.

Согласно общим предписаниям Инструкции по применению плана счетов, переданную магазину продукцию следует отражать на отдельном субсчете к счету 43 «Готовая продукция» (например, «Готовая продукция в магазине»). Факт передачи продукции магазину, таким образом, должен фиксироваться в учете записью по дебету счета 43 субсчет «Готовая продукция в магазине» и кредиту счета 43 субсчет «Готовая продукция на складе». Однако это делает невозможным учет ее по продажным ценам, так как счет 42 «Торговая наценка», согласно той же Инструкции по применению плана счетов открывается исключительно к счету 41 «Товары». Да и отражать по продажным ценам готовую продукцию, учитываемую на одном из субсчетов к счету 43 «Готовая продукция», когда учет ее на остальных субсчетах к данному счету ведется по себестоимости, — неверно, так как тот или иной вариант оценки отражаемого на каком-либо счете объекта учета следует применять к счету в целом.

Более того, достаточно часто организуемые производственными организациями магазины торгуют как собственной продукцией, так и покупными товарами, и организация учета движения товаров только в суммовом выражении затрудняет списание их при условии отражения товарных операций как на счете 41 «Товары», так и на счете 43 «Готовая продукция». Поэтому, по нашему мнению, более рациональным представляется вариант, когда учет продукции, переданной в розничный магазин производственной организации, осуществляется на счете 41 «Товары».

Это делает возможным учет товаров в магазине по продажным ценам с использованием для отражения торговой надбавки счета 42 «Торговая наценка», что значительно облегчает ведение учета операций по поступлению и реализации товаров. Что же касается того, что Инструкция по применению плана счетов не содержит в типовой схеме корреспонденций записи:

Дебет 41 «Товары» Кредит 43 «Готовая продукция»

то, согласно данному нормативному документу, «в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы установленные настоящей инструкцией».

На основе рассмотренных положений может быть предложена следующая методика учета операций по розничной продаже готовой продукции:

Факт передачи готовой продукции в магазин розничной торговли отражается записью по дебету счета 41 «Товары» субсчет «Продукция собственного производства» и кредиту счета 43 «Готовая продукция» на себестоимость оприходованных магазином ценностей.

Отражение суммы НДС, относящегося к продажной стоимости оприходованных магазином товаров, следует производить по кредиту счета 42 «Торговая наценка» субсчет «Торговая наценка на продукцию собственного производства». При этом запись по дебету счета 41 «Товары» субсчет «Продукция собственного производства» в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка» субсчет «Торговая наценка на продукцию собственного производства» производится на сумму торговой надбавки магазина и НДС на розничную цену товаров.

Пример

В магазин передано 1 000 ед. продукции, себестоимость ед. которой составляет 200 руб., а цена при реализации в розницу — 260 руб. (без НДС — 20%). В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:

Дебет 41 «Товары» субсчет «Продукция собственного производства» Кредит 43 «Готовая продукция» — 200 000 руб. (200 руб. х 1000);
Дебет 41 «Товары» субсчет «Продукция собственного производства» Кредит 42 «Торговая наценка» субсчет «Торговая наценка на продукцию собственного производства» — 60 000 руб. ;
Дебет 41 «Товары» субсчет «Продукция собственного производства» Кредит 42 «Торговая наценка» субсчет «Торговая наценка на продукцию собственного производства» — 52 000 руб. (260 руб. х 1000 х 20%].

Тема: Современные формы международной торговли.

План:

1.Торговля готовой продукцией.

2. Торговля изделиями в разобранном виде.

3. Торговля комплектным оборудованием.

4. Строительство объектов «под ключ».

5. Торговля сырьевыми товарами.

6. Биржевая торговля.

7. Торговля продовольственными товарами.

8. Торговля результатами интеллектуальной собственности.

9. Торговля инженерно – консультационными услугами.

Торговля готовой продукцией.

В отличие от сырья и полуфабрикатов готовые изделия предназначены для конечного потребителя. Основную группу таких товаров составля­ют орудия труда и средства производства, которые в основном опреде­ляют экономический потенциал страны. Согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, готовая продукция представ­ляет собой в укрупненном виде следующие товары: машины, оборудо­вание, механические приспособления, аппараты, приборы, электронно-вычислительную технику, коммуникации, транспорт, вспомогательное оборудование и др.

Динамика объема экспортно-импортных операций машин, обору­дования, станков и других машинотехнических изделий красноречиво показывает уровень развития научно-технического прогресса в стра­не, экспортные возможности машиностроения, сильные и слабые сто­роны экономики. Именно поэтому необходимо представлять отличи­тельные черты и особенности торговли готовыми изделиями.

Главная отличительная черта этой формы международной торгов­ли — экспортная ориентация экономики в отношении готовых изде­лий — показывает, что национальное производство их основано на до­стижениях новых технологий, широком использовании современных патентов, лицензий, ноу-хау, применении ресурсосберегающих и без­отходных методов и приемов. В результате в международный оборот вовлекаются все новые виды готовых изделий, снижаются сроки мо­рального старения техники. При этом роль государства в этом процес­се — не пассивное наблюдение за экспортом готовых изделий, а актив­ное содействие в развитии экспортоориентированных производств, развитие системы страхования рисков, предоставление экспортных кредитов, что, в конечном счете, способствует развитию современных производств национальной экономики.

Экспорт машин, оборудования и другой готовой продукции в стра­нах с развитой экономикой достигает 1/4 всего экспорта страны и сви­детельствует о современном уровне производства и направлении госу­дарственной политики в отношении важнейшей группы товаров. Учесть значимость и международный опыт торговли готовой продукцией, придать ей приоритетный характер по сравнению с торговлей сырьем, стимулировать национальное производство и экспорт этой группы товаров — трудное, но необходимое условие подъема эконо­мики.

Другой особенностью торговли готовой продукцией является то, что реальная поставка, например, технологического оборудования, яв­ляется, по существу, только начальной стадией взаимоотношений экспортера и импортера этого оборудования, так как надлежащее ис­пользование данного товара, но назначению требует проведения последующих взаимосогласованных действий: монтажа и пуска обо­рудования в эксплуатацию, обучения персонала, технического обслу­живания, обеспечения запчастями.

Целесообразность такого взаимодействия партнеров после постав­ки готового продукта определяется не только условиями его примене­ния (эксплуатации), но и экономическими интересами сторон.

Экспортеру выгодно закрепиться на рынке, увеличить объем про­даж, предоставив полный комплекс необходимых услуг конкретному потребителю, получив благодаря этому положительный прецедент

внедрения на рынок.

Импортеру выгодно получить в увязке оборудование и весь спектр услуг от квалифицированного поставщика, знающего все особенности использования данного продукта для обеспечения заданных эксплуа­тационных характеристик, следовательно, экономических результа­тов. При этом опытный импортер может добиться уторговывания не только цены на поставку оборудования, поскольку он его покупает с комплексом услуг, но и скидок с цен запасных частей при их дополни­тельных поставках. Кроме того, импортер данного товара, имея обору­дование, обученные кадры, запчасти и положительный опыт приме­нения товара, может выступить в роли посредника экспортера для закрепления его позиций на рынке.

Следует отметить, что те импортеры, которые не учи­тывают особенностей товарной группы готовой продукции, уже понес­ли серьезные экономические потери из-за того, что проигнорировали настоятельную необходимость сопровождающих сервисных услуг (техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный пери­оды, обучение персонала, создание оптимальных складских запасов запчастей). Подобные просчеты импортеров за последние четыре года наблюдались в отношении стоматологического оборуд­ования из Бразилии, аудиовидео-

техники из Японии, холодильных установок из Швеции, пищевого оборудования из Голландии и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *