Расходы на благотворительность при УСН

Отражение расходов на благотворительность при УСН

Расходы на благотворительность при УСН не участвуют в расходах и не уменьшают налогооблагаемую базу организации. Тем не менее важно не только правильно учитывать эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете, а еще и правильно оформлять их документально. Как это сделать, рассмотрим в нашей статье.

Расходы на благотворительность

Оформляем документы при осуществлении расходов на благотворительность

Как учесть расходы на благотворительность при УСН

Итоги

Расходы на благотворительность

В наше время все больше организаций занимаются благотворительностью. И у многих бухгалтеров возникают вопросы по учету благотворительных взносов.

Давайте разберемся, что такое благотворительность и как ее необходимо оформлять документально.

Благотворительность — это добровольная деятельность физических и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче физическим или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ).

Участники благотворительной деятельности перечислены в ст. 5 закона 135-ФЗ:

  • благотворители,
  • добровольцы,
  • благополучатели.

Благотворительная деятельность может быть разовая или на постоянной основе, но в любом случае деньги или иное имущество могут быть переданы только на цели, указанные в ст. 2 закона 135-ФЗ.

Оформляем документы при осуществлении расходов на благотворительность

Благотворительность ближе всего по своей сути относится к форме дарения. И, следовательно, к правилам документального оформления правильнее будет обратиться именно к нормам, указанным в гл. 32 ГК РФ.

В случае когда организация договорилась о перечисление на бескорыстной основе имущества, стоимость которого не превышает 3 000 руб., необходимо представить в бухгалтерию служебную записку, в которой будет указано, на какие цели и в каком размере передается благотворительный взнос. На записке должна стоять резолюция директора «СОГЛАСОВАНО».

Если сумма благотворительности превышает 3 000 руб., необходимо составить договор в письменной форме. В противном случае договор будет считаться недействительным (ст. 574 ГК РФ, письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03-03-06/4/73). В нем обязательно должны быть прописаны цели, на которые организация передает имущество.

Также желательно иметь копии документов, подтверждающие, что благотворительный взнос получен и использован по назначению.

ВНИМАНИЕ! Нигде точно не определена обязательность указания в договорах и первичных документах того, что имущество реализовано на благотворительные цели. Но чтобы избежать споров с проверяющими, лучше сделать это указание.

Как учесть расходы на благотворительность при УСН

В бухгалтерском учете расходы на благотворительность признаются прочими расходами (п. 11, 17 ПБУ 10/99).

В налоговом учете принять этот расход и уменьшить налоговую базу будет невозможно, т. к. в закрытом перечне подобных расходов нет (ст. 346.16 НК РФ).

Если по каким-то причинам благополучатель не освоит переданное ему в качестве благотворительных взносов имущество и возвратит его частично или полностью, то данные перечисления не будут являться экономической выгодой и доходом благотворителя (ст. 346.15, 41 НК РФ).

Как учитывается благотворительность при ОСНО, читайте в ст. «Благотворительная помощь и налог на прибыль: когда платить налог?».

Пример

ООО «Книга» занимается продажей книг и учебных пособий. По решению директора был заключен договор с детским домом, в котором было указано, что издательство передает 1 000 рабочих тетрадей для воспитанников детского дома и 100 000 руб. на покупку новых парт.

Дт 76 Кт 41 — переданы рабочие тетради в детский дом (1 000 × 100 руб. = 100 000 руб.).

Дт 91.2 Кт 76 — стоимость переданных тетрадей отнесена на прочие расходы (100 000 руб.).

Дт 76 Кт 51 — перечислены денежные средства на покупку парт (100 000 руб.).

Дт 91.2 Кт 76 — сумма расходов на покупку парт отнесена на прочие расходы (90 000 руб.).

Дт 51 Кт 76 — возвращена неизрасходованная сумма из благотворительного взноса (10 000 руб.).

Суммы перечисленных и возвращенных неизрасходованных благотворительных взносов не отражаются в Книге учета доходов и расходов. Такого мнения придерживается Минфин (письмо Минфина России от 02.10.2015 № 03-03-06/4/56581).

Итоги

Расходы на благотворительность требуют документального оформления: при расходах до 3 000 руб. достаточно служебной записки, при расходах свыше 3 000 руб. нужно оформлять договор. Расходы на благотворительность при УСН не учитываются в Книге учета доходов и расходов и не уменьшают налогооблагаемую базу.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оказание благотворительной помощи при УСН

Цитата (Статья 346.16. Порядок определения расходов):1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);
2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
24) расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
26) расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
27) расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
29) расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
30) расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
31) судебные расходы и арбитражные сборы;
32) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;
34) утратил силу;
35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 — 21, 34 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.
3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
2) в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов в период применения упрощенной системы налогообложения — с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;
3) в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.
В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 настоящего Кодекса.
Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.
Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.
В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
4. В целях настоящей главы в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса.

ООО на УСН и добровольные пожертвования

В соответствии со статьей 346.15 НК РФ организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые согласно статье 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организации-налогоплательщики не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
Попробуем найти «пожертвования в этих трех статьях.
Сначала этот термин встречается в статье 250. Читаем:
Статья 250. Внереализационные доходы
В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.
Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации. …
Казалось бы «Ура! Мы его нашли!» Ведь мы использовали пожертвование по назначению, а в доход включается только «Нецелевое использование». Значит, «целевое» не включается!
Но погодите, не все так просто. Инспекторы этот пункт статьи 250 рассматривать в неразрывной связи со статьей 251. Ведь именно там расшифровывается, что такое целевые поступления и целевое финансирование. Там мы тоже находим термин «пожертвования». Читаем:
Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. …
Весь подпункт 14 цитировать не буду – он большой. Скажу сразу, пожертвований там нет, да и то, что там есть, далеко от пожертвования…
Однако читаем дальше статью 251:
2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) … пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации …
Итак, пожертвования не включаются в налоговую базу, но если они получены некоммерческой организацией. А из вопроса мы знаем, что наше ООО – коммерческая организация! Да и в принципе, ООО всегда, по определению, коммерческая организация, поскольку ее основная задача – получение прибыли.
Получается, что с этой стороны никак не подобраться.
Попробуем с другой. Снова вернемся к статье 250. Тут речь идет о «благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования». А в статье 251 – только о «целевом финансировании» и «целевых поступлениях». Получается, что рамки «благотворительности» не очерчены, и можно на статью 251 не оглядываться? Хотелось бы… Но давайте для очистки совести заглянем в Гражданский кодекс РФ и посмотрим, что есть такое «пожертвование». Читаем:
Статья 582. Пожертвования
1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
Вывод – пожертвование может считаться таковым только в том случае, когда вещи или деньги передаются некоммерческой организации, государству или частному лицу.
Но может быть, неправильно сформулирован доход. Может быть это не пожертвование, а какой-нибудь иной вид поступлений в рамках благотворительной деятельности.
Что у нас происходит фактически? ООО собирает пожертвования (благотворительные взносы), на них создает некие материальные ценности и передает их образовательному учреждению. Н первый взгляд нормальная благотворительная деятельность. Но давайте заглянем в соответствующий закон – Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
Статья 1. Благотворительная деятельность
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 5. Участники благотворительной деятельности
Под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Итак, участниками благотворительности могут быть и граждане и юридические лица. Но они могут быть либо «благотворителями», т.е. первоначальными жертвователями, либо «благополучателями», т.е. непосредственными получателями благотворительной помощи («добровольцев» я не рассматриваю, поскольку это все-таки – физические лица).
Наше ООО не является ни тем, ни другим. Оно занимает промежуточную позицию некоего посредника между благотворителем и благополучателем.
Но эта посредническая миссия в Законе полностью отдана на откуп специальным благотворительным организациям. А эти организации должны иметь вполне определенную организационно-правовую форму. Читаем Закон:
Статья 7. Формы благотворительных организаций
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Так что, ООО никак не подходит под рамки благотворительной организации, а значит и не может заниматься благотворительной деятельностью.
Видимо, этим и объясняется отсутствие «благотворительной» деятельности в статье 251 – эта деятельность полностью укладывается в понятие «целевые поступления» в том виде, каком они представлены в этой статье.
Пришла пора делать окончательные выводы.

Цитата (Dada):1. Будут ли облагаться пожертвования в данном случае налогом?
Да, все поступления будут облагаться налогом
Цитата (Dada):2. Можно ли их расходовать на содержание фирмы?
Если бы фирма была некоммерческой, то все зависело бы от целевого назначения средств. А поскольку эта деятельность не может считаться благотворительной, то и целевое назначение поступлений значения не имеет.
А вот вопрос с приобретением мат.ценностей для другого лица может вызвать вопрос у инспекторов – на сколько эти расходы связаны с доходами? Их могут и не учесть в уменьшение доходов…
Цитата (Dada):3. И может вообще ком. орган-ция этим заниматься?
Как вы наверное уже поняли, коммерческая организация (ООО) заниматься благотворительной деятельностью не имеет права.

Справка

Вопрос: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования является некоммерческой организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», осуществляет образовательную деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами согласно полученной лицензии. Все доходы (оплата платных услуг и добровольные взносы) и расходы от данной деятельности направлены на обеспечение образовательного процесса и его развитие в соответствии с уставом.

В свою очередь, с родителями учеников заключаются договоры «Пожертвования», на основании которых единовременно вносятся денежные средства в фонд НОУ ДО, а также сторонние организации оказывают благотворительную помощь, перечисляя на расчетный счет НОУ ДО суммы, которые также используются на нужды школы.

Вышеперечисленные добровольные взносы в учете отражаются обособленно по всем операциям по поступлению и использованию от договоров пожертвования и по благотворительности.

Вправе ли НОУ не включать в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходы по договорам «пожертвования» и благотворительную помощь от сторонних организаций?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При этом не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поступившие некоммерческой организации — негосударственному образовательному учреждению суммы в качестве пожертвования не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2011 г. N 03-11-06/2/179

Текст письма официально опубликован не был

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *