Расходы на доставку

Как учесть расходы на доставку товаров до покупателя, если стоимость доставки включена в цену товаров

Нередко при продаже готовой продукции (товаров) организация-поставщик организует их доставку покупателю. В этом случае расходы на доставку могут быть включены в стоимость готовой продукции (товаров). Кроме того, возможны иные варианты:

  • расходы на доставку выставляются покупателю сверх цены приобретаемой продукции (товаров);
  • расходы на доставку несет покупатель, а организует ее поставщик (по посредническому договору, договору транспортной экспедиции).

Услуги по доставке грузов лицензируются, если они осуществляются следующими видами транспорта:

  • морским (если перевозятся опасные грузы) (п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • внутренним водным (если перевозятся опасные грузы) (п. 21 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • воздушным (п. 23 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ);
  • железнодорожным (если перевозятся опасные грузы (п. 26 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

При доставке готовой продукции (товаров) покупателям поставщик может использовать собственный транспорт или привлечь к доставке стороннюю организацию (перевозчика).

Документальное оформление

Документальное оформление отгрузки готовой продукции (товаров) зависит от того, какой из этих вариантов оплаты расходов на доставку предусмотрен договором.

Если затраты на доставку включены в стоимость продукции (товаров), то отдельно продавец счет не выставляет.

Если расходы на доставку выставляются покупателю сверх цены продукции (товаров), счет на услуги доставки выставляет продавец, который, как правило, и оказывает услуги по доставке продукции (товара) до склада покупателя.

Третий вариант – продавец оказывает дополнительные услуги покупателю, связанные с организацией доставки. При этом сам продавец не доставляет продукцию (товар). Такие услуги должны быть подтверждены отчетом (актом об оказании услуг). Счет выставляет транспортная компания.

Подробнее о документальном оформлении доставки готовой продукции (товаров) см.:

  • Как оформить продажу товаров в розницу;
  • Как оформить продажу товаров оптом.

Бухучет

Если расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю включены в стоимость готовой продукции (товаров), то в бухучете поставщика они отражаются следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 23 (60, 02, 10, 70, 69…)

– учтены расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю;

Дебет 62 Кредит 90-1

– отражена выручка от реализации готовой продукции (товаров), в цену которых включена оплата доставки;

Дебет 90-2 Кредит 44

– расходы на доставку включены в затраты отчетного периода.

Такие правила установлены пунктом 214 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н и Инструкцией к плану счетов.

ОСНО

Порядок учета расходов на доставку готовой продукции зависит от того, как организация-производитель определяет доходы и расходы для налога на прибыль: методом начисления или кассовым методом.

При методе начисления расходы на доставку могут быть включены в состав прямых или косвенных расходов по решению организации (п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2952). Если затраты на доставку будут включены в состав прямых расходов, то они будут уменьшать налог на прибыль по мере признания выручки от реализации готовой продукции. Если же эти затраты относятся к косвенным расходам, то их можно учесть в том периоде, в котором они были осуществлены, независимо от даты реализации готовой продукции. Об этом сказано в пункте 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ. При этом конкретная дата признания расходов зависит от их вида. Даты признания отдельных видов расходов при методе начисления приведены в таблице.

При кассовом методе расходы на доставку готовой продукции учитывайте по мере их оплаты (за исключением амортизации по основным средствам, используемым для доставки, которая будет учтена в периоде начисления) (п. 3 ст. 273 НК РФ). Например, расходы на зарплату водителя, доставляющего продукцию, учтите в момент ее выплаты. Даты признания отдельных видов расходов при кассовом методе приведены в таблице.

Торговые организации расходы на доставку товаров учитывают в следующем порядке. При методе начисления расходы на доставку уменьшают налог на прибыль в том периоде, в котором были осуществлены (независимо от даты их оплаты) (ст. 320 НК РФ).

При кассовом методе расходы на доставку товаров учтите по мере их оплаты (за исключением амортизации по основным средствам, используемым для доставки, которая будет учтена в периоде начисления). Например, расходы на зарплату водителя, участвующего в доставке, учтите в момент ее выплаты. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

«Входной» НДС по расходам, связанным с доставкой (например, по оплате услуг сторонней транспортной компании), можно принять к вычету при соблюдении общих условий для применения вычета (ст. 171, 172 НК РФ).

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на доставку, включаемых в цену готовой продукции. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма «Мастер»» занимается изготовлением кирпичей. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения. «Мастер» осуществляет доставку продукции покупателю за свой счет. В марте для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) была привлечена транспортная компания. Стоимость услуг по транспортировке составила 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.). Покупатель отдельно доставку не оплачивает. Организация утвердила одинаковый перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому себестоимость готовой продукции одинаковая и составляет 40 000 руб. Затраты по доставке готовой продукции покупателю не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления.

Реализацию готовой продукции в марте бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 60
– 20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) – учтена стоимость услуг по доставке готовой продукции;

Дебет 19 Кредит 60
– 3600 руб. – выделен НДС с услуг по доставке;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 3600 руб. – принят к вычету НДС с услуг по доставке;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

Дебет 90-2 Кредит 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 20 000 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль даты признания расходов на доставку и списания себестоимости реализуемой продукции совпали. Объясняется это тем, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в том же месяце, в котором была осуществлена ее доставка. При расчете налога на прибыль в марте были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 руб. – 18 000 руб.) и расходы в сумме 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на доставку готовой продукции (товаров) не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю могут учесть организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. При расчете налоговой базы признавайте только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (например, оплату услуг сторонних транспортных компаний, зарплату водителя при доставке собственным транспортом и т. п.). Подробнее о порядке учета расходов организацией на упрощенке см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога на УСН.

Датой признания расходов является дата их оплаты, если для них не установлен особый порядок признания (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). О порядке признания отдельных расходов см. таблицу.

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

ЕНВД

Если реализация готовой продукции (товаров) подпадает под ЕНВД, то расходы на их доставку на расчет единого налога не влияют, так как при определении единого налога в расчет берется только вмененный доход организации (ст. 346.29 НК РФ).

Рассчитывать ЕНВД по отдельному виду деятельности – перевозке грузов – не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

ОСНО и ЕНВД

Если расходы на доставку товаров покупателям одновременно относятся к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то их сумму следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Расходы на доставку товаров, относящиеся к одному виду деятельности организации, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре транспортной компании, привлеченной для доставки, распределите по методике, определенной в пункте 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы

Наталья Олейникова, ведущий аудитор, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению,
лектор учебно-методического центра «Градиент Альфа»

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 9/2013

План семинара:

  1. Расходы на доставку включены в цену товаров.
  2. Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.

Расходы на доставку включены в цену товаров

Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.

Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.

Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.

Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.

А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.

Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей 171 и 172 НК РФ.

Пример 1

Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.

В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.

Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.

Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).

Вопрос участника

– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?

– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498.

Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.

Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.

Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред.).

О лекторе

Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на аттестат аудитора. С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.

Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.

Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть товарная накладная по типовой форме № ТОРГ-12. Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.

При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.

Комментарий редакции

Как оформить путевой лист

Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).

При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании.

Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Услуги по доставке, оплаченные сверх цены товаров, облагаются НДС. Ставка налога зависит от места назначения доставки. Как правило, она составляет 18 процентов. Но если вы вывозите товары в таможенной процедуре экспорта, то услуги по доставке облагайте НДС по ставке 0 процентов. То же самое и когда вы помещаете продукцию под процедуру свободной таможенной зоны. Ну а что касается входного НДС, то его вы примете к вычету по общим правилам.

Пример 2

Компания на ОСНО отражает в учете расходы на доставку, оплачиваемые покупателем сверх цены приобретаемой готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается производством кирпича. В сентябре была продана партия товара в 10 000 штук. Стоимость их доставки (оплачиваемая покупателем отдельно) составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). Компания доставила товар покупателю собственными силами. Себестоимость перевозки формируют следующие расходы:

– 300 руб. – амортизация автомобиля;

– 1500 руб. – стоимость израсходованных материалов (включая дизтопливо);

– 2150 руб. – зарплата водителя (в том числе обязательные страховые взносы).

Опять же не буду приводить проводки по затратам, формирующим стоимость доставки. Организация налог на прибыль рассчитывает помесячно. Доходы и расходы определяет методом начисления. Бухгалтер сделал следующие проводки в учете:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 3950 руб. (300 + 1500 + 2150) – списана себестоимость оказанных услуг по доставке;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 8260 руб. – отражена выручка от реализации услуг по доставке;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1260 руб. – начислен НДС со стоимости услуг по доставке.

При расчете налога на прибыль компания отразила доход в сумме 7000 руб. (8260 – 1260) и расход на доставку в размере 3950 руб.

Конспект подготовил Роман Тимохин

О семинаре

Место проведения: г. Москва
Тема: «Все о доставке товаров силами продавца»
Длительность: 7 часов
Стоимость: 9000 рублей
Компания-организатор:
АКГ «Градиент Альфа»,

Справка

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.

в отсутствие представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Лысковский электротехнический завод» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.09.2010, принятое судьей Романовой А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010, принятое судьями Соловьевой М.В., Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А43-9505/2010 по иску открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» к открытому акционерному обществу «Лысковский электротехнический завод» о взыскании 25 507 рублей 52 копеек и установил:

открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» (далее — ОАО «АВТОВАЗ») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу «Лысковский электротехнический завод» (далее — ОАО «ЛЭТЗ») о взыскании 25 507 рублей 52 копеек транспортных расходов, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества.

Решением суда от 03.09.2010 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 25.11.2010 решение суда оставлено без изменения.

ОАО «ЛЭТЗ» не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили статьи 168, 170 и 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По его мнению, истец не представил доказательств, подтверждающих факт несения им транспортных расходов именно по перевозке товара ненадлежащего качества. Доказательств того, что заявленные расходы являются дополнительными к транспортным расходам по доставке готовой продукции, обязанность по оплате которых лежит на покупателе, истец не представил, размер предъявленных расходов не обосновал. Ответчик указывает, что ОАО «АВТОВАЗ» заявило требование о взыскании стоимости услуг по перевозке товара ненадлежащего качества; фактически судом рассмотрен спор о взыскании убытков и не дана оценка доказательствам несения убытков.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.

ОАО «АВТОВАЗ» в отзыве возразило против доводов кассационной жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.

ОАО «ЛЭТЗ», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО «ЛЭТЗ» (продавец) и ОАО «АВТОВАЗ» (покупатель) заключили договор от 20.12.2007 N 40709, по условиям которого продавец поставляет, а покупатель принимает и оплачивает товар (комплектующие изделия) по согласованной цене, в количестве и ассортименте, указанных в спецификации (приложение N 2).

Во исполнение условий договора ответчик поставил истцу комплектующие изделия, часть которых покупатель забраковал в процессе приемки, о чем составил акты рассмотрения забракованной продукции, являющиеся в силу пункта 4.9 приложения N 1 к договору основаниями для возврата продавцу товара ненадлежащего качества.

Условия договора, касающиеся субъекта, который обязан оплачивать расходы по вывозу товара ненадлежащего качества (пункт 4.10 приложение N 1 к договору), стороны не согласовали.

По товарно-транспортным накладным от 10.02.2009 N 09-001449 и от 13.07.2009 N 09-636758 забракованные изделия возвращены ответчику. По договору об организации перевозок автомобильным транспортом, заключенному между ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «АВТОВАЗТРАНС», последний осуществил перевозку забракованных изделий. Платежными требованиями от 15.02.2009 N 00001203 и от 20.07.2009 N 00011786 истец оплатил оказанные услуги. Согласно счетам-реестрам от 15.02.2009 N 00001203 и от 20.07.2009 N 00011786 размер транспортных услуг за перевозку брака составил 25 507 рублей 52 копейки.

Отказ ОАО «ЛЭТЗ» в добровольном порядке возместить стоимость транспортных расходов за перевозку некачественной продукции послужил основанием для обращения ОАО «АВТОВАЗ» в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьей 15, пунктами 1 и 2 статьи 393, пунктом 1 статьи 432, пунктом 3 статьи 455, пунктами 1 и 3 статьи 514 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ОАО «АВТОВАЗ» понесло расходы, связанные с транспортировкой некачественной продукции, в связи с чем удовлетворил иск.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 514 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда покупатель в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара и незамедлительно уведомить поставщика. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок. Если поставщик в этот срок не распорядиться товаром, покупатель вправе возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с возвратом товара продавцу, подлежат возмещению поставщиком.

Пунктом 4.15 приложения N 1 к договору стороны установили, что покупатель имеет право предъявлять товар ненадлежащего качества продавцу, оформлять документы по его возврату, восполнению документально подтвержденных убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, в течение гарантийного срока его хранения в соответствии с условиями настоящего договора в претензионном и исковом порядке.

Продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки, связанные с ненадлежащим исполнением данного договора, в том числе затраты, связанные с поставкой товара ненадлежащего качества (пункт 8.7 договора).

При выявленных несоответствиях товара в состоянии поставки, монтаже или испытаниях покупатель уведомляет продавца телеграммой в течение трех рабочих дней о выявлении товара ненадлежащего качества и о своем решении в отношении забракованной продукции (пункт 4.5 приложения N 1 к договору).

Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что ответчик признал факт выявления забракованной продукции; истец надлежащим образом (телеграммой) известил ответчика о готовности к отправке поставленной некачественной продукции; последний транспорт для вывоза бракованной продукции не предоставил, поэтому истец осуществил вывоз бракованной продукции за свой счет с привлечением транспортной организации — ОАО «АВТОВАЗТРАНС». Поставщик принял некачественную продукцию.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пунктов 1 и 2 данной нормы лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что истец понес транспортные расходы в сумме 25 507 рублей 52 копеек, связанные с возвратом поставщику некачественной продукции; отправив некачественную продукцию попутным транспортом, истец минимизировал расходы ответчика по оплате транспортных расходов. Размер расходов по транспортировке бракованной продукции в адрес ОАО «ЛЭТЗ» (по маршруту город Тольятти — город Лысково) подтвержден имеющимися в деле документами; расчет размера расходов судами проверен.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ОАО «АВТОВАЗ», взыскав с ОАО «ЛЭТЗ» 25 507 рублей 52 копейки транспортных расходов, понесенных в связи с возвратом поставщику товара ненадлежащего качества.

Доводы заявителя о том, что истец не представил надлежащих документов, подтверждающих факт несения расходов по возврату исключительно бракованной продукции, размер понесенных расходов, отклоняются, поскольку направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.09.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу N А43-9505/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Лысковский электротехнический завод» — без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество «Лысковский электротехнический завод».

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Судьи

Н.Ю. Башева И.Л. Забурдаева

А.И. Чиграков

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2011 г. по делу N А43-9505/2010

Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве

Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника

Порядок списания транспортных расходов в торговле

Списание транспортных расходов в торговле может осуществляться различными способами в зависимости от особенностей деятельности хозсубъекта. Подробнее о вариантах списания транспортных расходов, используемых торговыми организациями, и особенностях каждого из них идет речь в нашей статье.

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Транспортные расходы списаны: проводка

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

Итоги

Особенности списания транспортных расходов в торговле

Основными нормативными документами, которые помогают торговым организациям, а также прочим хозсубъектам осуществлять списание транспортных расходов являются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов…» от 31.10.2000 № 94н (далее — план счетов). Одновременно с правилами списания указанные документы регулируют и способы учета расходов по транспортировке.

При этом выделяют следующие способы учета таких расходов:

  • в составе активов, к которым они относятся;
  • как обособленные расходы.

В зависимости от выбранного метода учета порядок списания таких расходов подчиняется определенным правилам.

Согласно нормам п. 16 ПБУ 5/01 при отражении расходов по транспортировке в фактической себестоимости ТМЦ они будут списываться в составе этих активов по правилам списания стоимости активов одним из следующих способов:

  • по себестоимости единицы (далее — способ 1);
  • средней себестоимости (далее — способ 2);
  • себестоимости первых по времени приобретения МПЗ или методом ФИФО (далее — способ 3).

Выбранный метод организация обязана закрепить в учетной политике.

Рассмотрим использование каждого способа на примерах.

Пример 1

В апреле компания приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 206 500 руб. (в т. ч. НДС 31 500 руб.). При этом было закуплено 25 единиц. Расходы на доставку этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НС 9 360 руб.).

В мае было куплено то же наименование оборудования в количестве 5 единиц общей стоимостью 82 600 руб. (в т. ч. НДС 12 600 руб.).

Компания учитывает расходы на доставку в фактической себестоимости приобретенных товаров. В учетной политике закреплен способ 1 списания транспортных расходов.

В мае было реализовано 15 единиц оборудования, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.).

Определим стоимость товарной единицы, купленной в апреле: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Определим стоимость товарной единицы, купленной в мае: (82 600 – 12 600) / 5 = 14 000 руб.

Сумма реализованных ТМЦ к списанию: 9 080 × 7 + 14 000 × 8 = 175 560 руб.

Пример 2

Произведенные компанией операции аналогичны приведенным в предыдущем примере. Списание ТМЦ согласно учетной политике осуществляется по способу 2.

Определим среднюю стоимость товарной единицы: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360) + (82 600 – 12 600)) / (25 + 5) = 9 900 руб.

Сумма товаров к списанию: 9 900 × 15 = 148 500 руб.

Пример 3

Перечень хозопераций такой же, как в предыдущих примерах. При этом списание ТМЦ в компании производится по способу 3.

Стоимость первых по времени приобретения товаров: ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360)) / 25 = 9 080 руб.

Сумма к списанию: 15 × 9 080 = 136 200 руб.

Если же торговая организация согласно п. 13 ПБУ 5/01 отразит расходы на транспортировку ТМЦ отдельно, их списание может быть осуществлено как в полной сумме, так и частично. Частичное списание расходов обеспечивается путем их распределения. При этом торговые организация на общем режиме налогообложения, ведущие учет доходов и расходов методом начисления, должны распределять расходы на транспортировку.

Подробности — в статье «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Расходы к списанию определяются по следующей формуле:

ТР = (ТР1 + ТРт) – (ТР1 + ТРт) / (СТт + СТо) × СТо,

где: ТР — транспортные расходы к списанию за текущий месяц;

ТР1 — остаток транспортных расходов на начало месяца;

ТРт — транспортные расходы за месяц;

СТт — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТо — стоимость нереализованного товара.

Транспортные расходы списаны: проводка

Для учета расходов на транспортировку в зависимости от выбранного способа их учета возможно применение следующих счетов:

  • счета 41;
  • счета 44.

Списание же с указанных счетов производится в корреспонденции со счетом 90.02.

Пример 4

Рассмотрим, исходя из условий примера 1, проводки по списанию и оприходованию транспортных расходов.

Апрель 2016 года:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 227 000 руб. ((206 500 – 31 500) + (61 360 – 9 360));
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 40 860 руб.

Май 2016:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходовано оборудование на 70 000 руб.;
  • Дт 19 Кт 60 — отражен НДС в сумме 12 600 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка на сумму 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС с реализации 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость реализованных ТМЦ в сумме 175 560 руб.

Пример 5

В апреле компания, работающая на УСН, приобрела товары с целью их дальнейшей перепродажи. Их стоимость составила 175 000 руб. При этом было закуплено 25 товарных единиц. Расходы по доставке ТМЦ — 52 000 руб.

В мае были куплены товары того же наименования стоимостью 70 000 руб. в количестве 5 единиц. В мае же реализовано 15 товарных единиц, из них 7 из апрельской партии, а 8 из майской. Выручка составила 320 000 руб.

Расходы на транспортировку компания отражает на счете 44. При этом по окончании месяца она полностью списывает их на себестоимость после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Списание ТМЦ производится способом 1.

Апрель:

  • Дт 41 Кт 60 — приняты к учету товары на сумму 175 000 руб.;
  • Дт 60 Кт 51 — оплата транспортных расходов в размере 52 000 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены расходы по транспортировке товаров на 52 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке после их оплаты.

Май:

  • Дт 41 Кт 60 — оприходованы товары на 70 000 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка в размере 320 000 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — списана себестоимость товаров в сумме 161 000 руб. (175 000 / 25 × 7 + 70 000 / 5 × 8).

О транспортных расходах упрощенцев см. статью «Транспортные расходы при УСН “доходы минус расходы”».

Как осуществляется учет транспортных расходов, если они не списываются в общей сумме?

О необходимости распределения расходов на транспортировку говорится в инструкции к плану счетов, а также ст. 320 НК РФ. Посмотрим, как данная процедура выглядит на практике.

Пример 6

На 31.03.2016 у компании нет остатков товаров. В апреле она приобрела оборудование с целью дальнейшей перепродажи. Стоимость оборудования составила 289 100 руб. (в т. ч. НДС 44 100 руб.). Расходы по доставке этой партии — 61 360 руб. (в т. ч. НДС 9 360 руб.).

Компания учитывает стоимость доставки на отдельном счете. Выручка составила 377 600 руб. (в т. ч. НДС 57 600 руб.). При этом себестоимость реализованного оборудования — 190 000 руб. Остаток оборудования на конец апреля — 55 000 руб.

Рассчитаем сумму расходов на транспортировку оборудования, списываемых в апреле:

  • Дт 41 Кт 60 — принято к учету оборудование на сумму 245 000 руб. (289 100 – 44 100);
  • Дт 19 Кт 60 — учтен НДС в сумме 44 100 руб.;
  • Дт 44 Кт 60 — отражены транспортные расходы в размере 52 000 руб. (61 360 – 9 360);
  • Дт 19 Кт 60 — НДС 9 360 руб.;
  • Дт 62 Кт 90.01 — отражена выручка 377 600 руб.;
  • Дт 90.03. Кт 68.02 — начислен НДС 57 600 руб.;
  • Дт 90.02 Кт 41 — себестоимость реализованного оборудования 190 000 руб.

Определим сумму транспортных расходов к списанию в апреле: (52 000 + 0) – (52 000 + 0) / (190 000 + 55 000) × 55 000 = 40 326,53 руб.

Дт 90.2 Кт 44 — списаны расходы по транспортировке покупного товара в размере 40 326,53 руб.

Итоги

Организации, ведущие торговую деятельность, могут самостоятельно определять в своем учете возможные варианты отражения понесенных транспортных расходов: в составе купленных товаров или как самостоятельные расходы. При этом необходимо правильно отразить их списание в зависимости от выбранного способа учета таких расходов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Распределение транспортных расходов на остаток товара

Распределение транспортных расходов на остаток товара производят для того, чтобы определить, какую сумму из этих расходов можно списать на уменьшение базы по налогу на прибыль, а какую — нельзя. Кто обязан распределять расходы на остаток товара? Какие именно расходы подлежат распределению? По какому алгоритму они распределяются? Ответы вы найдете в нашей статье.

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов

Распределение транспортных расходов в 1С

Итоги

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

В стоимость покупки товаров могут быть включены:

  • стоимость товара по договору;
  • таможенные пошлины;
  • стоимость информационно-консультационных услуг по товару;
  • стоимость посреднических услуг;
  • затраты по страхованию товара;
  • иные затраты (перечень представлен в п. 6 ПБУ 5/01).

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

  • по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
  • по покупной стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости купленных товаров.

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости».

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

  • транспортные услуги сторонних организаций;
  • услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
  • материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
  • услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

  • «Учет транспортных расходов в торговых организациях»;
  • «Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?»;
  • «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Пример

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

С другими примерами отражения проводок по транспортным расходам в бухучете можете ознакомиться в статье «Какими проводками отражаются транспортные расходы?».

Распределение транспортных расходов в 1С

Для того чтобы расходы на транспортировку товара до места складирования (продажи) распределялись в 1С, их нужно учитывать на сч. 44 с обязательным указанием статьи затрат «Транспортные расходы». Благодаря такой пометке программа сможет отыскать нужные транспортные расходы и распределить их по остатку товаров, учтенных на сч. 41. Распределяются расходы с помощью регламентной операции «Закрытие месяца».

Следует отметить, что в 1С изначально запрограммировано одинаковое распределение транспортных расходов как в НУ, так и в БУ. Поэтому если в учетной политике зафиксировано, что распределение транспортных расходов в БУ не ведется, то придется обращаться к службе поддержки организации, обслуживающей 1С, и просить о доработке учетной программы. В частности, о разработке функции отдельного учета транспортных расходов в НУ и БУ.

Еще один момент. Пользователи 1С могут по ошибке учесть в статье затрат «Транспортные расходы» расходы по транспортировке реализованного товара до покупателя. Вот этого делать не нужно. Эти расходы относятся к косвенным и должны быть списаны в месяце их осуществления. Распределению они не подлежат. Чтобы 1С ошибочно не распределила их, в статье затрат ставьте не «Транспортные расходы», а «Прочие». Только тогда они будут списаны учетной программой при закрытии месяца в полном объеме.

В торговых организациях, применяющих ОСН, распределение транспортных расходов необходимо для определения той части расходов, которую можно списать в счет уменьшения налога на прибыль. Распределению подлежат только расходы на транспортировку товара до места его складирования (перепродажи). Сумма списываемых на уменьшение налога на прибыль расходов на транспортировку определяется на основании процентного соотношения между реализованными и нереализованными товарами. Остальные расходы (кроме стоимости покупки товара) списываются в полном объеме в месяце их осуществления.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *