Расходы на транспорт

Содержание

Можно ли при УСН (доходы минус расходы) учесть расходы на ГСМ для арендованного транспорта?

Цитата (ПИСЬМО ФНС РФ от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@):Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ООО и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 Кодекса, является закрытым.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Кроме того, п. 2 ст. 346.17 Кодекса установлено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
На основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта. При этом указанный транспорт должен принадлежать организации на праве собственности или использоваться на основании договора аренды.
Таким образом, для признания в целях налогообложения прибыли расходов по ГСМ необходимо выполнение одновременно двух условий: наличие оплаты указанных материалов (ГСМ) и фактическое списание топлива служебному транспорту. При этом расходы на ГСМ должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса.
Расходами в целях налогообложения прибыли признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы должны содержать реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Налоговым законодательством специального понятия «документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» для целей налогообложения не установлено. В таких условиях согласно ст. 11 Кодекса оформлением документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следует считать порядок, установленный для учета хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист.
Для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ), обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 » Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
На основании вышеизложенного путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может являться одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение ГСМ.
Одновременно сообщается, что в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация или предприниматель обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Для этого необходимо привлечь медицинских работников, например, заключив договоры с организациями здравоохранения. То есть не обязательно принимать на работу медицинского работника. Достаточно оформить договор на обслуживание с соответствующей организацией.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН

«Любишь кататься…»: как «Лада Гранта» и кроссовер Nissan X-Trail стали соседями по обслуживанию

Топ самых выгодных в обслуживании автомобилей

Фото: ladagranta.net

Аналитическая служба «Реальное время» продолжает изучать изменения на авторынке РФ. Если в первых материалах мы рассмотрели самые дорогие и самые популярные продаваемые модели, то в этой части проанализировали стоимость годовой эксплуатации самых популярных в России автомобилей. Результатом стал рейтинг, в котором потенциальный (или уже нынешний) обладатель четырехколесного друга может посчитать, как дорого обойдется ему езда на автомобиле и решить, стоит ли экономия при покупке дальнейших повышенных расходов на эксплуатацию.

Расходы на машину: дешевле — не значит выгоднее

Для расчета стоимости пользования аналитическая служба «Реального времени» оценила расходы страховки, налогов, бензина и прочих расходов. Параметры, стоимость которых меняется год от года, рассчитывались сроком на три года, а после вычислялась среднегодовая стоимость.

В частности, на все автомобили была рассчитана стоимость ОСАГО на три года (с понижающим коэффициентом во втором и третьем годах владения машиной), КАСКО, транспортного налога (при условии проживания в Казани). К этому были добавлены стоимость охраняемой стоянки или аренды гаража, четыре процедуры техобслуживания (в соответствии с прайсом). Также была учтена стоимость бензина, исходя из заявленного типа топлива, его расхода и изменения стоимости бензина (при условии среднего пробега в 10 тысяч километров за год), стоимость комплекта шин и сезонной смены колес, восьми моек кузова и четырех комплексных моек в год. Помимо этого, была рассчитана амортизация — из расчета 18% в первый год владения и по 6% в последующие годы.

Для расчета стоимости пользования аналитическая служба «Реального времени» оценила расходы страховки, налогов, бензина и прочих расходов. Фото vmichurinske.ru

Самыми дешевыми в эксплуатации оказались две модели отечественных автомобилей. Однако, что интересно, разница в стоимости эксплуатации несоразмерно меньше разницы в стоимости автомобилей. Потому, если сравнить годовые расходы на автомобиль со стоимостью машины, то российские автомобили окажутся как раз наименее выгодными. Год их эксплуатации может стоить до трети стоимости машины. А вот эксплуатация более дорогих моделей обойдется зачастую менее чем в 15% от стоимости машины в год.

Много денег на X-Trail и Camry

Самым дорогим из популярных автомобилей по годовым затратам на обслуживание является кроссовер Nissan X-Trail. При стоимости автомобиля в 1,45 млн рублей на обслуживание придется тратить около 212 тысяч рублей в год. Годовое обслуживание обойдется в 14,6% от первоначальной стоимости автомобиля, что совсем немного на фоне стоимости автомобиля в отличие от дешевых моделей.

Так, например, за год за эксплуатацию второго по популярности в России автомобиля — Lada Granta — придется выложить почти треть от стоимости машины. При цене в 390 тысяч рублей в среднем за эксплуатацию придется заплатить 109 тысяч рублей в год. Это самые низкие годовые затраты среди всех популярных моделей автомобилей в денежном выражении, но в процентах от стоимости машины — целых 28%.

Самой «выгодной» машиной среди популярных моделей в 2016 году оказалась Mazda CX-5. Она, как и Nissan X-Trail, является одной из самых дорогих популярных моделей: ее стоимость — 1,37 млн рублей. При этом годовая стоимость обслуживания — 189 тысяч, меньше, чем, к примеру, у Kia Sportage, которая сама по себе на 120 тысяч рублей дороже. За год на обслуживание машины придется потратить лишь 13,9% от изначальной стоимости машины.

Самым дорогим из популярных автомобилей по годовым затратам на обслуживание является кроссовер Nissan X-Trail. Фото winde.ru

Второй по стоимости годового обслуживания машиной стал седан Camry от Toyota. При стоимости автомобиля в 1,4 млн рублей эксплуатация его обойдется в 200 тысяч рублей в год. Это 14,2% от стоимости автомобиля.

Замыкает тройку самых дорогих по стоимости эксплуатации популярных моделей новичок из топ-25 покупаемых в России машин — Toyota RAV4. Ее стоимость составляет 1,49 млн рублей, а за год на эксплуатацию придется в среднем потратить 198 тысяч рублей, то есть 13,2% от стоимости автомобиля.

«Рено» дешевле «Лады», а «Патриот» дороже «Октавии»

Самым дешевым в эксплуатации автомобилем оказалась Lada Granta. При стоимости автомобиля в 390 тысяч рублей на его эксплуатацию в год придется потратить 109 тысяч рублей.

Второе место — у другого автомобиля отечественного производства Lada Kalina. При стоимости в машины в 440 тысяч рублей стоимость эксплуатации составляет 112 тысяч рублей в год, т. е. четверть от стоимости машины.

На третьем месте по дешевизне эксплуатации оказались два автомобиля иностранной марки, впрочем, тоже производящиеся в России, Renault Logan и Sandero. Стоимость эксплуатации автомобиля — примерно такая же, как у «Калины», 113 тысяч рублей. Доля годовой стоимости эксплуатации от общей стоимости машины примерно такая же, как у «Калины» — 24,2%.

Отметим, что, не все российские машины можно считать дешевыми в эксплуатации. К примеру, новая модель Vesta оказалась в эксплуатации дороже, чем Renault Sandero и Skoda Rapid — 125 тысяч рублей в год. Lada Largus (в большинстве стран известная как Logan с типом кузова «универсал») сравнима по стоимости эксплуатации с Kia Rio, 127 тысяч рублей. При этом Kia Rio стоит 651 тысячу рублей против 530 тысяч — стоимости «Ларгуса».

Lada Largus сравнима по стоимости эксплуатации с Kia Rio, 127 тысяч рублей. Фото vaz08-015.ru

Еще более дорогой в эксплуатации моделью является Lada 4×4, больше известная как «Нива». А вот автомобиль Chevrolet Niva оказался в эксплуатации дороже не только новой Lada XRay (на его эксплуатацию уйдет 132 тысячи в год при стоимости в 600 тысяч), но даже дороже, чем Hyundai Solaris (129 тысяч в год), Renault Duster (131 тысяча в год) и Volkswagen Polo (136 тысяч в год), а также сравним с Kia Ceed. На его эксплуатацию придется потратить 142 тысячи рублей в год.

Максим Матвеев, аналитическая служба «Реального времени» АналитикаБизнесУслугиАвто

Как организации учитывать расходы, которые связаны с использованием автомобиля

Вводная информация

Первым делом, надо отметить, что законодатели, создавая Налоговый кодекс, особую фантазию в части «автомобильных трат» не проявили, поместив все возможные расходы, которые могут возникать у организаций-автомобилистов, в одну норму. А именно — в подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. И все. Никаких конкретных указаний на то, что именно можно включить в такие расходы, мы в НК РФ не найдем. Поэтому порядок учета расходов, возникающих у организации в процессе владения автомобилем — на стоянку, мойку, оплату услуг временной парковки и т.п., вызывает трудности и даже иногда споры с налоговыми органами. Давайте попробуем разобраться, какие сопутствующие расходы можно учитывать и как доказать обоснованность их списания.

Расходы на стоянку

По своей сути расходы, связанные с оплатой стоянки автомобиля, можно разделить на две большие группы. В первую войдут затраты, связанные с хранением автомобиля в то время, когда он не используется организацией (ночью, в выходные и т.п.). А во вторую — оплата временных парковок во время разъездов.

Теоретически никаких проблем с включением этих затрат в расходы при налогообложении прибыли возникать не должно. Ведь, как мы уже упоминали, подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ сформулирован настолько широко, что под него можно подвести любые затраты, возникающие у организации в связи с владением автотранспортом. Да и связь расходов на хранение автомобиля и на разовые парковки с содержанием автотранспорта оспорить сложно.

Однако на практике с этим возникают проблемы. И вот почему. Любой расход можно включить в налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если он экономически обоснован и документально подтвержден (ст. 252 НК РФ). Именно с документальным подтверждением в большинстве случаев и возникают проблемы.

Очень часто услуги по хранению и по парковке наличными деньгами оплачивает водитель. С точки зрения бухгалтера получается, что оплата произведена через подотчетное лицо. А значит, это лицо должно будет составить авансовый отчет (не позднее трех рабочих дней) и приложить к нему оправдательные документы (п. 11 Порядка ведения кассовых операций, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.93 № 18)). И если составить отчет — не проблема, то с оправдательными документами все как раз наоборот.

Дело в том, что по закону в рассматриваемом случае таким документом должен быть кассовый чек — ведь произошел наличный расчет за услугу. Однако на практике автостоянки чеки не выдают, поскольку для этого нужно регистрировать кассовый аппарат, платить за его обслуживание и т.п.

Возникает логичный вопрос — можно ли чем-то заменить чек в рассматриваемой ситуации? Изучение закона о ККТ* позволяет дать на этот вопрос положительный ответ. Так, при оказании услуг населению (а в данном случае водитель корпоративной машины выступает для автостоянки именно как население) вместо чека ККТ можно выдать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ). Такой бланк официально называется «Квитанция за парковку автомобилей». Он утвержден письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38 и продолжает применяться до сих пор (см. письмо Минфина России от 27.04.06 № 03-03-04/1/404 и п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.08 № 359).

Есть и еще один вариант, когда можно обойтись без кассового чека. Речь идет о праве «вмененщиков» заменять кассовые чеки документом, подтверждающим прием денежных средств за оказанную услугу (п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ). Такой документ вполне может подтверждать расходы организации на оплату услуг стоянки, с чем, кстати, не спорит и Минфин (см. письмо от 19.01.10 № 03-03-06/4/2).

Но самым, пожалуй, безопасным способом в случае с длительным (ночным, на выходных и т.п.) хранением автомобиля будет заключение официального договора со стоянкой, либо аренда (опять же официальная) гаража или парко-места. В таком случае у организации на руках будет официальный договор, а оплата будет происходить в безналичной форме. При таких условиях никаких проблем с учетом расходов возникнуть не должно.

В случае же с разовыми парковками, если не удается получить правильного документа, бухгалтеру предстоит решить: спорить с налоговиками по поводу учета расходов на парковки, или просто не учитывать данные суммы в расходах.

Тем, кто решит поспорить, сообщим, что судебной практике известны случаи, когда налогоплательщик доказывал свое право учитывать расходы на автостоянку на основании квитанций к ПКО (а именно этот документ на практике охотнее всего выдают «парковщики»). Речь идет о постановлении ФАС Московского округа от 03.05.07, 11.05.07 № КА-А40/3474-07. При рассмотрении дела суд принял в качестве документа, подтверждающего расходы на автостоянку, квитанции к приходному кассовому ордеру, в которых указывались фамилия работника, номер автомашины, сумма, а также содержалась печать организации, предоставившей услуги по стоянке. При этом суд отметил: отсутствие чеков ККТ не свидетельствует, что расходов не было вовсе — у организации имеются иные документы, подтверждающие понесенные расходы.

Штраф или оплата услуг стоянки?

Отдельно стоит остановиться на ситуациях, когда машина попадает на стоянку не по воле водителя, а по воле сотрудника ДПС. Или, проще говоря, об оплате так называемых штраф-стоянок, на которые машины помещаются за некоторые нарушения ПДД, в частности, за нарушение правил парковки.

Для ответа на вопрос о том, можно ли включить плату за штраф-стоянку в расходную часть налоговой базы по налогу на прибыль, нужно предварительно ответить на другой вопрос. Чем является перемещение автомобиля на такую стоянку — санкцией за нарушение Правил дорожного движения или услугой (пусть и навязанной) по хранению машины. В первом случае расходы учесть будет нельзя. Этому препятствует пункт 2 статьи 270 НК РФ, где сказано, что расходы в виде штрафов и других санкций при налогообложении не учитываются. Во втором случае учет этих расходов ничем не будет отличаться от оплаты обычной парковки.

Ответ на вопрос о сути штраф-стоянки надо искать в Кодексе об административных правонарушениях. Все виды санкций, которые могут применяться к лицам, допустившим административные правонарушения, исчерпывающим образом перечислены в статье 3.2 КоАП РФ. И такой санкции, как помещение автомобиля на штраф-стоянку или перемещение автомобиля в этой статье не предусмотрено. Из этого следует четкий вывод, что оплата штраф-стоянки санкцией или штрафом не является. Данный вывод подтверждает и статья 27.1 КоАП РФ, которая прямо называет перемещение автомобиля на штраф-стоянку мерой обеспечения производства по делу об административном нарушении.

То есть к санкциям и штрафам плата за перемещение машины на штраф-стоянку и оплата хранения автомобиля на ней отношения не имеет. Это означает, что данные суммы учитываются так же как и обычная парковка — на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Подтверждающим расходы документом будет являться квитанция за парковку или иные документы, которые доказывают оплату времени нахождения автомобиля на штраф-стоянке.

Штрафы за нарушение ПДД

Косвенно вопросы учета сумм штрафов мы затронули, когда рассматривали налоговые последствия помещения автомобиля на штраф-стоянку. На всякий случай напомним: пункт 2 статьи 270 НК РФ не позволяет учесть в расходах при налогообложении прибыли штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами. Штрафы за нарушение Правил дорожного движения как раз подпадают под действие этого пункта, поэтому в расходах не учитываются.

Однако это правило действует лишь в случае, когда речь идет о штрафах, наложенных на юрлицо, которое является владельцем автомобиля. Но в сфере дорожного движения к ответственности чаще привлекается водитель автомобиля, а не его владелец. Соответственно, подобные штрафы водитель платит за счет своих средств. Компенсировать их ему (при желании, конечно) можно различными премиями, матпомощью или надбавками. И если при этом в приказе о выплате данных сумм не указывать, что они предназначены именно для компенсации сумм штрафов, уплаченных водителем, то проблем с учетом подобных сумм в расходах не будет.

Мойка автомобиля

Наконец, несколько слов надо сказать о расходах на мойку автомобиля. Здесь ситуация, в принципе, аналогична той, что мы описали выше в части оплаты парковки и стоянки. Подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ охватывает и эти затраты. Причем, данный вывод чиновники не оспаривают (см. письмо Минфина от 20.06.06 № 03-03-04/1/530).

Поэтому проблемы могут возникнуть лишь в части документального подтверждения этих расходов. Как и в случае с парковками нужен или кассовый чек, или БСО. При этом к чеку налоговики предъявляют дополнительные требования — в нем должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер автомобиля (см. письмо УФНС по г. Москве от 12.04.06 № 20-12/29007). Получается, что к кассовому чеку нужно приложить еще и товарный чек.

Но тут надо отметить, что в отличие от парковок, большинство организаций, оказывающих услуги по мойке автомобилей, имеют кассовый аппарат и не возражают против составления товарного чека. То есть получить данные документы гораздо проще, чем при оплате парковки.

* Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Продажа автомобиля при УСН «доходы минус расходы» (нюансы)

Продажа автомобиля при УСН — доходы минус расходы имеет свои нюансы. В каких случаях при продаже автомобиля упрощенец должен пересчитать единый налог, какие сделать проводки в бухучете и как документально оформить сделку — читайте в статье ниже.

Бухгалтерский учет продажи автомобиля

Налоговый учет продажи автомобиля при УСН «доходы минус расходы»

Пересчет упрощенного налога при продаже авто

Исправление отчетности при продаже авто

Расчет и уплата недоимки и пени

Документальное оформление продажи автомобиля

Итоги

Бухгалтерский учет продажи автомобиля

Автомобиль в большинстве случаев — и для целей бухгалтерского (БУ), и для целей налогового (НУ) учета — является основным средством (ОС).

Напоминаем: в 2018 году для целей налогообложения ОС — это актив стоимостью более 100 000 руб. (ст. 256 НК РФ). В БУ компания может самостоятельно установить лимит стоимости объекта для признания его ОС, но он не может быть выше 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01, утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).

Транспортные средства стоят, как правило, более 100 000 руб., поэтому их компания учитывает в качестве ОС. Исключений здесь 2:

  • автомобиль куплен для перепродажи — тогда это товар;
  • автомобиль изготовила сама организация — тогда это готовая продукция.

В этой статье мы будем рассматривать нюансы продажи авто в качестве основного средства.

Предприниматели имеют право не вести БУ в соответствии с п. 2 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, поэтому при продаже авто они никаких бухпроводок не составляют. Юрлица продажу транспортного средства отражают в БУ следующим образом:

Со следующего месяца после месяца продажи авто в БУ бухгалтер прекращает начислять по нему амортизацию.

Индивидуальный предприниматель может вести БУ по собственному желанию — в таком случае он делает в учете бухпроводки, указанные выше.

Какие проводки делать при выбытии транспортного средства по другим причинам — читайте в материале «Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)».

Налоговый учет продажи автомобиля при УСН «доходы минус расходы»

В НУ упрощенец учитывает доходы от продажи авто в полной сумме на момент поступления денег на расчетный счет (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

А вот учитывать расходы при продаже авто упрощенцу намного сложнее. Главный нюанс — упрощенцы в момент приобретения транспортного средства в НУ списывают на расходы стоимость ОС не через механизм амортизации, а равными долями в течение налогового периода с момента ввода в эксплуатацию и полной оплаты (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Пример

ООО «Фантазия» (УСН «доходы минус расходы») приобрело в январе 2017 года Газель Next за 1 060 000 руб. В эксплуатацию автомобиль был введен 01.02.2017, полностью оплачен. На последнее число 1-го квартала, полугодия, 9 месяцев и 2017 года бухгалтер ООО «Фантазия» признает расходы на покупку автомобиля в размере:

1 060 000 руб. / 4 = 265 000 руб.

Таким образом, на 31.12.2017 стоимость Газели для целей расчета единого упрощенного налога будет полностью списана в расходы.

Чтобы пресечь занижение налоговой базы путем продажи в следующем (после полного списания на расходы стоимости транспортного средства) календарном году актива по сниженной стоимости и учета доходов от продажи, НК РФ предусматривает перерасчет налоговой базы за время эксплуатации продаваемого ОС на УСН «доходы минус расходы». Эта мера применяется в случае, если срок полезного использования ОС составляет до 15 лет включительно, а ОС было продано в течение 3 лет с момента учета трат на его приобретение (абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина РФ от 29.07.2016 № 03-11-06/2/44660). Поскольку максимальный срок полезного использования автомобилей не превышает 10 лет, то при его продаже до истечения 3 лет с момента списания расходов на покупку нужно:

  1. Пересчитать уплаченный упрощенный налог.
  2. Исправить отчетность.
  3. Доплатить недоимку и пени.

Пересчет упрощенного налога при продаже авто

Пересчет упрощенного налога заключается в исключении из налогооблагаемой базы за период использования авто до момента его продажи полной суммы расходов на покупку транспортного средства. Затем бухгалтер должен рассчитать за этот период амортизационные отчисления, которые потом включаются в налогооблагаемую базу за период эксплуатации авто. Соответственно, меняется сумма упрощенного налога в большую сторону. Возникает недоимка и пени. Остаточную стоимость, сформированную на дату продажи авто, списывать в расходы чиновники запрещают (письмо Минфина от 30.12.2015 № 03-11-06/2/77822).

ВНИМАНИЕ! Есть аргументы, позволяющие все же учесть остаточную стоимость автомобиля, реализованного ранее нормативного срока. Если организация обязана задним числом самортизировать продаваемое имущество по правилам гл. 25 НК РФ, то почему ей нельзя применять и положения подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ? Иногда суды отвечают на этот вопрос положительно и встают на сторону упрощенцев, списавших остаточную стоимость (ФАС Уральского округа от 14.11.2012 № Ф09-10644/12). Если соберетесь все же списать в расходы остаточную стоимость автомобиля — готовьтесь к спорам с налоговиками.

В НК РФ не указано, от какой даты отсчитывать 3 года, в течение которых фирма при продаже авто должна будет пересчитывать упрощенный налог:

  • от даты начала списания расходов;
  • от даты включения всей стоимости расходов.

Контролирующие ведомства ситуацию не проясняют. На практике бухгалтеры отсчитывают 3 года от даты начала списания расходов.

Пример (продолжение)

Если ООО «Фантазия» решит продать Газель Next, то во избежание пересчета упрощенного налога реализовать автомобиль нужно не ранее:

  • 31.03.2020 — если бухгалтер отсчитывает 3 года от даты начала списания расходов;
  • 31.12.2020 — если бухгалтер отсчитывает 3 года от момента полного списания трат на покупку авто.

Как видите — выгоднее начать считать 3 года от даты начала списания расходов, тогда автомобиль можно продать раньше.

Налог пересчитывается вплоть до момента продажи авто — в общем порядке это дата перехода права собственности на транспортное средство к покупателю (абз. 14 п. 3 ст. 346.16, п. 1 ст. 39 НК РФ).

Амортизацию следует рассчитать по правилам НУ: линейным или нелинейным способом. О разнице между ними читайте в статье «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».

Выгоднее устанавливать нелинейный метод амортизации и минимальный срок полезного использования авто — так налогоплательщик сможет списать максимум стоимости авто в расходы. Однако на практике данный метод использовать затруднительно — амортизация считается по группе объектов. Если у вас более одного автомобиля — используйте линейный метод амортизации, он проще в расчетах.

ВНИМАНИЕ! Иные расходы, которые фирма-упрощенец понесет при продаже авто, можно списать, только если они предусмотрены ст. 346.16 НК РФ.

Разберем на данных предыдущего примера, как изменится упрощенный налог при продаже авто до истечения 3 лет с момента списания в расходы трат на покупку.

Пример (продолжение)

В январе 2018 года ООО «Фантазия» решает продать автомобиль. Прошло меньше 3 лет, придется рассчитывать амортизацию и пересчитывать налог. Бухгалтер выбирает нелинейный метод амортизации, Газель Next относится к 3-й амортизационной группе, норма амортизации равна 5,6%. Других ОС в данной амортизационной группе у ООО «Фантазия» нет. Амортизация рассчитывается с марта 2017 года по январь 2018 года:

Итого на дату продажи остаточная стоимость авто: 595 698 – 33 359 = 530 848 руб.

Затем бухгалтер должен пересчитать налогооблагаемую базу для расчета авансовых платежей и предварительно рассчитанный итоговый упрощенный налог за 2017 год:

Исправление отчетности при продаже авто

Как видно из примера выше, налогооблагаемая база значительно выросла. Следовательно, у налогоплательщика появляется обязанность сдать уточненку за налоговые периоды с увеличившейся суммой налога к уплате в бюджет (ст. 81 НК РФ).

В письме ФНС РФ от 14.12.2006 № 02-6-10/223@ налоговики рекомендуют оформить бухсправку — включите в этот документ причины изменения декларации и подробные расчеты налогооблагаемой базы и сторно сумм расходов по реализуемому автомобилю. В этом же письме рассмотрен порядок действий налогоплательщика, связанные с корректировкой налоговой базы при досрочной продаже основных средств:

  • в книгу учета доходов и расходов за прошедшие налоговые периоды изменения не вносятся;
  • к уточненным налоговым декларациям за прошлые годы (предшествующие периоду реализации объекта ОС) прикладывается бухгалтерская справка-расчет, объясняющая причины внесения изменений в ранее представленные налоговые декларации;
  • в книге учета доходов и расходов за текущий налоговый период уменьшаются суммы расходов в разделах I и II;
  • к книге учета доходов и расходов за текущий период прикладывается бухгалтерская справка-расчет, объясняющая сумму уменьшения расходов в разделе I и внесение изменений в разделе II.

Пример (продолжение)

В рассматриваемом примере в КУДиР за 2017 год исправления не вносятся. В КУДиР 2018 года:

  • в разделе 1 нужно отразить расходы в виде начисленной амортизации за январь 2018 года в размере 33 359 руб.;

в разделе II ничего отражать не надо, так как корректировки в этот раздел книги вносятся только в том случае, если в периоде продажи ОС в нем были отражены еще и расходы по приобретению этого ОС. В нашем примере все расходы по приобретению автомобиля были отражены в 2017 году. Отражение расходов на амортизацию в этом разделе также не производится, поскольку не предусмотрено порядком заполнения КУДиР.

Расчет и уплата недоимки и пени

Поскольку налогооблагаемая база упрощенца «доходы минус расходы» при пересчете упрощенного налога в связи с продажей авто ранее 3 лет с момента начала использования вырастает — у налогоплательщика возникает обязанность доплатить налог в бюджет. А пеня возникает из-за того, что в бюджет изначально перечислено меньше средств, чем указано в уточненке, которую бухгалтер сдаст после пересчета упрощенного налога. Пеня рассчитывается начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты аванса по УСН (а также окончательного расчета с бюджетом за налоговый период) (ст. 75 НК РФ).

Нужно отметить, что по вопросу определения дня, с которого прекращается исчисление пени, есть две позиции. Согласно одной из них пеня считается по день уплаты недоимки. Такая позиция приведена в пп. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, разъяснениях ФНС РФ от 28.12.2009. Вторая точка позиция заключается в том, что начисление пеней прекращается со дня уплаты недоимки. Эта точка зрения приведена в письме Минфина РФ от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318, ФНС РФ от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@.

О порядке расчета пени вы можете прочитать в статье «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?».

На нашем сайте вы можете рассчитать пени с помощью онлайн-калькулятора.

Количество дней просрочки в нашем сервисе определяется со дня, следующего за установленным днем уплаты налога по день уплаты недоимки в соответствии пп. 57, 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57.

Пример (продолжение)

Поскольку бухгалтер ООО «Фантазия» еще не сдавал декларацию по УСН «доходы минус расходы» за 2017 год, ему не придется сдавать уточненку. Его задача — рассчитать сумму недоимки и пени в бюджет за 1-й квартал, полугодие и 9 месяцев 2017 года. Автомобиль был продан 22.01.2018, а 26.01.2018 бухгалтер будет платить недоимку и пени в бюджет. Размер платежей рассчитан так:

Напоминаем, что такие сложные расчеты возникают, только если автомобиль продан до истечения 3 лет с момента полной оплаты и ввода в эксплуатацию. Если же вы продаете автомобиль позже этого срока — в НУ компания учитывает лишь доходы от реализации и траты непосредственно на процедуру продажи (при условии, что они поименованы в ст. 346.16 НК РФ).

Как быть с транспортным налогом при продаже автомобиля, расскажет статья «Размер транспортного налога при продаже автомобиля».

Документальное оформление продажи автомобиля

При продаже автомобиля бухгалтер должен оформить акт по форме ОС-1 или ОС-1б (если продается несколько однородных транспортных средств). Либо можно использовать самостоятельно разработанные формы актов с учетом требований к обязательным реквизитам (п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ). Используемые формы должны быть утверждены руководителем в приложении к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/08, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Первичка оформляется на дату перехода права собственности на автомобиль на основании техпаспорта авто и данных бухучета. Составляется 2 экземпляра актов: для организации-продавца и для покупателя.

На основании акта бухгалтер делает запись о выбытии автомобиля в его инвентарной карточке, которая прилагается к самому акту (п. 81 Методических указаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н).

В актах приемки-передачи ОС указывается заключение комиссии по состоянию автомобиля. В комиссию надо включить материально ответственное лицо по продаваемому транспортному средству, главного бухгалтера и иных должностных лиц, компетенция которых позволяет оценивать имущество (п. 77 Методических указаний по учету ОС).

Итоги

Продажа автомобиля в компании на УСН «доходы минус расходы» имеет один важный нюанс: продавая авто раньше 3 лет с момента начала его использования, вы несете расходы в виде доплаты в бюджет сумм недоимки по упрощенному налогу и пеней за просрочку. Такая ситуация возникает из-за необходимости пересчитывать налогооблагаемую базу: убирать списанные равными долями траты на покупку транспортного средства и включать суммы амортизации.

Узнать больше об учете ОС на упрощенке вы можете в этой статье.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы»

Виды транспортных расходов

Учет расходов на доставку ценностей

Учет расходов на собственный автопарк

Итоги

Виды транспортных расходов

К транспортным расходам упрощенца так же, как и к другим компаниям, применяются следующие критерии: они должны быть обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Еще одно условие для фирм на УСН: расходы учитываются по кассовому методу, то есть имеют значение только оплаченные расходы (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Транспортные расходы, которые несет компания, условно можно разделить на две большие группы:

  • Расходы на доставку ценностей — покупателям или же со склада поставщика. Поставщик может учесть в цене товара затраты на доставку, а может выставить отдельный счет для оплаты доставки сырья, ОС или других ценностей. Третий вариант — упрощенец самостоятельно забирает свои покупки у поставщика.
  • Учет расходов на содержание собственного автопарка. Сюда включают траты на ГСМ, комплектующие, ремонт автомобиля, страховку.

Рассмотрим подробнее каждый тип расходов.

Учет расходов на доставку ценностей

В бухгалтерском учете расходы на доставку материалов можно учитывать тремя способами:

  • на отдельных субсчетах счетов 15 и 16 (п. 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 №119н);
  • на отдельном субсчете сч. 10 (п. 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 №119н);
  • сразу включать в первоначальную стоимость имущества при принятии к бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 5/01).

Любой из этих трех вариантов допустим не только при учете транспортных расходов при приобретении материалов, но и при приобретении товаров (пп. 2, 5 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). При покупке товаров возможен также учет расходов на доставку в стоимости расходов на продажу, учитываемых на счете 44 «Издержки обращения».

Выбранный вариант учета расходов на доставку нужно зафиксировать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Что еще должно быть в учетной политике упрощенца, читайте в статье «Учетная политика при УСН «доходы минус расходы» (2020)».

С образцом учетной политики для ООО на УСН «доходы минус расходы» ознакомьтесь в статье «Готовая учетная политика — образец для организации».

При выборе одного из первых 2 вариантов учета ТЗР нужно принимать во внимание, что затраты на доставку списываются на тот счет, на который списаны сами материалы (п. 86 приказа Минфина России от 28.12.2001 № 119н). Сумма списания определяется путем умножения стоимости списанных материалов на средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) за месяц (п. 89, приложение 3 к приказу № 119н). Этот показатель равен сумме ТЗР на начало месяца и ТЗР за отчетный месяц, деленной на сумму стоимости материалов на начало месяца и стоимости материалов, поступивших в течение месяца, и умноженной на 100%.

Допускаются и облегченные варианты по распределению стоимости ТЗР:

  • Если доля транспортных расходов меньше 10%, то разрешается отнести их полностью на сч. 20, 23 или на увеличение стоимости проданных материалов (абз. 2 п. 88 приказа № 119н).
  • Если доля транспортных расходов в стоимости самих материалов меньше 5%, то такие расходы можно списать на увеличение стоимости израсходованных материалов (абз. 6 п. 88 приказа № 119н).

С особенностями учета ТЗР при ведении упрощенного бухгалтерского учета и списания ТЗР по товарам можно ознакомиться в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)».

Налоговый учет расходов на доставку сырья предусматривает списание транспортных расходов по мере их возникновения и оплаты – в случае, если вы платите поставщику или транспортной компании. Об учете транспортных расходов при доставке своими силами мы поговорим ниже.

При доставке покупных товаров до склада торговой компании при применении УСН «доходы минус расходы» транспортные расходы (если они не включены в стоимость товаров) распределяются между проданными товарами и остатками (ст. 320 НК РФ). Для этого используются следующие формулы:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (С / Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

где:

ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

С/Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

Компания-упрощенец («доходы минус расходы») затраты на доставку продукции покупателям для целей налогообложения учитывает в расходах, независимо от того, занимается ли она доставкой самостоятельно или это делает транспортная компания (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). А вот если поставщик доставляет товары от своего имени, но за счет покупателя по посредническому договору, то у поставщика образуется только доход, который он зафиксирует в КУДИР на основании отчета посредника.

Если у вас остались вопросы, воспользуйтесь практическим пособием по УСН системы КонсультантПлюс. Чтобы изучить материал, пройдите быструю регистрацию и получите бесплатный пробный доступ.

Учет расходов на собственный автопарк

Для доставки товаров компания может использовать собственные автомобили. В таком случае возникают расходы, которые нужно иметь в виду как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах.

Расходы на ГСМ упрощенец учитывает на основании путевых листов и первичных документов (чеков с АЗС, накладных) как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В бухгалтерском учете ГСМ приходуются на сч. 10 субсчет «Топливо», а затем списываются в счета затрат (20, 25, 26).

Как заполнить путевой лист, читайте в статье «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

Ремонт автомобиля можно проводить собственными силами, а можно поручить специальной компании — в последнем случае расходы принять к учету следует на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ.

Проведение ремонта собственными силами оформляется накладными на внутреннее перемещение объектов, накладными на приобретение материалов для ремонта, накладными на отпуск материала для ремонта, требованиями-накладными, лимитно-заборными картами, табелями учета рабочего времени, справками и др.

На расходы для целей исчисления УСН затраты на ремонт можно будет списать после полной оплаты.

Покупку комплектующих упрощенец может списать на расходы единовременно. Однако не забывайте, что любые расходы должны быть подтверждены документально и обоснованы экономически. То есть к покупке дорогостоящей стереосистемы в салон грузового автомобиля налоговики могут придраться, поскольку на извлечение прибыли качество звука в машине не влияет.

Страхование автомобиля на УСН имеет свои нюансы. Для целей налогообложения можно учесть расходы только на обязательное страхование (полис ОСАГО) после полной оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А вот КАСКО является добровольным страхованием и не входит в перечень расходов, принимаемых к уменьшению упрощенного налога (п. 1 ст. 346.46 НК РФ и письмо Минфина от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

Транспортные расходы для фирмы-упрощенца имеют свою специфику: поскольку упрощенцы используют кассовый метод признания доходов и расходов, то транспортные расходы признаются в расходах сразу же после оплаты. Однако это правило действует не для всех транспортных расходов — КАСКО учесть в расходах нельзя, а другие расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *