Реестр смисп, что это?

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: что это такое, для чего он нужен и как в него попасть?

В статье мы рассмотрим, что такое реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, какие важные функции он выполняет и для чего реализован данный проект. Узнаем, как в него попадают, и какая информация в нем содержится. А также ответим на вопросы, как получить выписку из реестра, и каков ее срок действия?

Что такое реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Единый реестр – это общедоступная открытая информационная база о субъектах малого и среднего предпринимательства (СМП), с помощью которой подтверждается статус СМП того или иного хозяйствующего субъекта.

Создание базы является системным решением, что позволяет:

  • уменьшить расходы предпринимателей и госорганов на подтверждение статуса СМП для участников программ поддержки;
  • организовать порядок формирования заказчиками и кредитными организациями списка субъектов МСП для их участия в закупках товаров, работ, услуг, а также для предоставления кредитно-гарантийной поддержки;
  • реализовать «надзорные каникулы» для малых предприятий;
  • улучшить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • предоставить полную информацию о видах деятельности субъектов СМП и их продукции (в том числе об инновационной продукции, высокотехнологичной продукции).

С 1 августа 2016 г. ИП не нужно представлять документы, подтверждающие их статус СМП при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Внесенные в реестр сведения о юридических лицах и ИП можно найти в соответствующем сервисе на официальном сайте ФНС, который доступен с 1 августа 2016 г.

Как попасть в реестр СМП и какая информация в нем содержится?

Формирование базы данных происходит автоматически на основании:

— сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организации/ИП подавали в налоговые органы за предыдущий календарный год;

— сведений, размещенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— сведений, полученных ФНС от других организаций в рамках информационного обмена.

Таким образом, чтобы попасть в реестр никаких документов предоставлять не нужно.

Также в базе располагаются дополнительные сведения. Их можно подать с помощью специального электронного сервиса. Это информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.

В состав реестра входит обширный объем данных не только о категории субъекта СМП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности, продукции, лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и некоторых видов юридических лиц.

  1. Название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  2. ИНН;
  3. Место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
  4. Дата внесения сведений о юридическом лице или об ИП в реестр;
  5. Категория МСП (микро-, малое или среднее предприятие);
  6. Отметка о том, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным юридическим лицом/вновь зарегистрированным ИП;
  7. Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  8. Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о полученных лицензиях.

Некоторая информация может быть внесена в базу в добровольно-заявительном порядке:

  • сведения о производимой продукции юрлицом/ИП (в соответствии с ОКПД) с указанием отнесения такой продукции к инновационной и высокотехнологичной;
  • сведения о включении юрлица/ИП в программы партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
  • сведения о заключенных контрактах в предыдущем году у юрлица/ИП согласно 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.

Данную информацию ИП может подать в электронном виде, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальном сайте ФНС.

Для того, чтобы заказчик смог ознакомится с субъектом СМП и выйти с ним на связь можно внести дополнительные сведения: контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для этого нужно войти в сервис передачи информации субъектом МСП, авторизоваться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и заполнить предложенную форму.

Как получить выписку из реестра субъектов МСП?

Получить выписку несложно. Необходимо зайти на сайт и в поисковой строке ввести ИНН или ОГРН организации/ИП. Также можно воспользоваться расширенным поиском.

Если информация о нем содержится в базе данных, то она появится на странице с результатами. При необходимости можно сформировать документ в формате Exсel.

Расширенный поиск предлагает следующую систему фильтрации:

— тип субъекта;

— категория субъекта;

— регион, район, город, населенный пункт;

— дата включения в реестр;

— наличие лицензий, заключенных договоров, производство высокотехнологичной, инновационной продукции, участие в программах партнерства;

— виды деятельности;

— виды продукции;

— виды лицензируемой деятельности.

Срок действия выписки из реестра СМП

Срок действия выписки установлен законодательством на федеральном уровне только в одном случае – участие в государственных закупках. Документ должен быть сформирован не позднее 6 месяцев до дня публикации извещения в единой информационной системе (ЕИС). В иных случаях конкретного срока действия выписки нормативными документами не предусмотрено.

Так, многие банки при открытии расчетного счета индивидуальному предпринимателю требуют предоставить выписку из ЕГРИП не старше 1 месяца.

В некоторых регионах могут быть приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие срок действия выписки. Обычно он составляет от 10 дней до 3 месяцев.

Таким образом, сроки действия выписки необходимо уточнять в организации, куда ее требуется предоставить.

Можно ли предоставить выписку из реестра СМП вместо декларации?

Согласно ч.3 ст.30 44-ФЗ участники закупок обязаны в заявках декларировать свою принадлежность к СМП, если в извещении Заказчиком установлено ограничение для этой категории поставщиков. Декларирование выполняется с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки. Если поставщик не подтвердит свое отношение к СМП, то его заявку отклонят за непредоставление требуемой информации (п.1 ч.6 ст.69 44-ФЗ).

Однако в закупках по 223-ФЗ Заказчики часто требуют подтвердить отношение к СМП либо в форме декларации, либо в форме выписки из реестра СМП. Таким образом, предоставлять выписку вместо декларации можно. Поставщик может либо продекларировать в своей заявке отношение к СМП, либо приложить выписку из соответствующего реестра.

Хочу заступиться за те малые и средние предприятия, которые по каким-либо причинам не попали в заветный «Реестр субъектов малого и среднего бизнеса». И хочется спросить: «А почему это, собственно, на них меры государственной поддержки не распространяются? Что это за формализм такой?»

Вникал в тему не очень глубоко, но вижу, что в данной ситуации идет нарушение нескольких позиций Конституционного Суда РФ и прогнозирую в будущем серьезные споры по этому поводу.

Вопрос:

Наше предприятие по всем параметрам является малым предприятием. Однако мы в «Единый реестр субъектов МСП» еще не включены (в прошлом году мы к малому бизнесу еще не относились, а стали фактически «малым» относительно недавно). Как быть в этой ситуации? Распространяются ли на нас меры поддержки, определенные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

Ответ:

Напомним, что критерии, которые позволят квалифицировать налогоплательщика как субъекта малого и среднего предпринимательства, определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

По общему правилу, реестр компаний, относящихся к малому или среднему предприятию, ведется в электронном сервисе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС России.

Отвечая на Ваш вопрос, можно прямо сослаться на положения подп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, в соответствии с котором право на меры поддержки имеют только те малые и средние предприятия (и ИП), которые по состоянию на 1 марта 2020 г. включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поэтому формально, те организации, которые на 1 марта не включены в вышеуказанный реестр не имеют право на меры поддержки, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

Однако мы считаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться не только формальным подходом, но и подходом «по существу».

Включение предприятие в реестр означает, по нашему мнению, безусловность того, что меры поддержки, предусмотренные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, на него распространяются в любом случае.

В то же время, соответствие налогоплательщика критериям малого и/или среднего предприятия, но его не включение в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не соотноситься с целью и смыслом тех государственных мер поддержки, которые вводит государство для поддержки тех субъектов бизнеса, которые оказались в сложных экономических условиях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, налоговые обязательства обусловлены экономической деятельностью, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лиц в гражданские правоотношения, на которых и основаны налоговые обязательства и (или) с которыми они тесно связаны. Следовательно, законодательная дискреция в области налогообложения также обусловлена его связью с экономически значимой деятельностью налогоплательщиков, а потому и нормы налогового законодательства, определяя основания, порядок и условия налоговых изъятий в бюджет, находятся в объективной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

При этом федеральный законодатель, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц с тем, чтобы соблюдалась соразмерность между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности и обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей.

Более того, в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в ряде его решений, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности; при этом НК РФ исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует, в том числе из п. 3 ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» (Постановление от 11.07.2017 № 20-П; Определения от 01.10.2009 № 1269-О-О, от 01.12.2009 № 1484-О-О и др.).

Кроме того, по смыслу ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее ст. 19, нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, осуществляемое с учетом его конституционно-правовой природы, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который применительно к сфере налогообложения подразумевает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковые налоговые последствия и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (см. Постановления КС РФ от 22.07.2009 № 10-П, от 25.12.2012 № 33-П и др.).

В этом случае, по нашему мнению, для определения права Общества на применение пониженных ставок необходимо руководствоваться именно тем, подпадает ли Общество под критерии МСП на 01.04.2020 г. (то есть на начало периода применения пониженных ставок), которые прямо установлены положениями ст. 4 Закона о МСП, а не сведениями из сервиса ФНС России, поскольку:

Во-первых, на наш взгляд, сервис носит справочный характер и выступает больше как ориентир в оперативном определении статуса компании.

В частности, на сайте ФНС России размещен раздел «Вас нет в реестре МСП или данные не корректны», предусматривающей возможность самостоятельной подачи налогоплательщиком заявления о внесении в реестр актуальных данных.

Иными словами, данные сервиса не носят точного характера и не всегда актуальны, что признается самой ФНС России.

Во-вторых, сама формулировка ст. 6 Закона № 102 предусматривает, что пониженные ставки предоставляются:

«Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»…»

Если бы меры поддержки предоставлялись только «субъектам из реестра», об этом прямо было бы указано также в Федеральном законе от 10.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Следовательно, на наш взгляд, при определении права налогоплательщика на применение пониженных ставок страховых взносов необходимо ориентироваться на соблюдение им критериев, установленных для МСП в ст. 4 одноименного Закона, а не информацией из сервиса на сайте ФНС России.

Однако при этом во избежание налоговых рисков мы рекомендуем налогоплательщикам, обладающим признаками МСП, но отсутствующим в реестре, своевременно обращаться в ФНС России с соответствующим заявлением о его актуализации.

Кроме того, мы уверены, что налоговые органы будут «текстуально» руководствоваться положениями Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 409, поэтому налогоплательщик, не находящийся в вышеуказанном «реестре», но, тем не менее, претендующий на меры государственной поддержки по этому постановлению, должен быть готов защищать свои права и законные интересы в судебном порядке, вплоть до Верховного Суда РФ, а также, не исключено и до Конституционного Суда РФ.

  • Об учреждении
    • Описание деятельности
    • Структура
    • Вакансии
  • Ярмарки и фестивали
    • Фестивали 2020 года
      • Весна
        • Букинист
        • Московская масленица
        • «Золотая Маска» в городе
        • Вам, Любимые
        • Крымская весна
        • Большая перемена
        • Эко-фест
        • Пасхальный дар
        • Майский Open Air
        • День Победы
        • Арт-фестиваль Николин День
        • Московская весна А CAPPELLA
      • Лето
        • День России
        • Времена и Эпохи
        • Мировые балетные каникулы
        • Ритм моего города
        • День флага России
        • Цветочный джем
      • Осень
        • День города
        • Золотая осень
        • Рыбная неделя в Москве
        • День народного единства
      • Зима
        • Путешествие в Рождество
    • Региональные ярмарки
      • О мероприятиях
      • Адресный перечень
      • Участникам
      • Организаторам
      • Нормативная документация
      • Галерея
    • Межрегиональные ярмарки
      • О мероприятиях
      • Адресный перечень
      • Участникам
      • Нормативная база
      • Галерея
    • Ярмарки выходного дня
      • О мероприятиях
      • Адресный перечень
      • Участникам
      • Администраторы
      • Нормативная документация
      • Галерея
    • Участникам фестивалей
    • Вопросы и ответы
  • Новости
  • Документы
    • Об учреждении
    • Нормативно-правовые акты
  • Электронная приемная
  • СМИ о нас
  • Контакты
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликта интересов
    • Планы, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Пресс-центр
  • Медиагалерея

Малый бизнес: реестр не для всех?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 сентября 2016 г.

Содержание журнала № 19 за 2016 г.М.Г. Мошкович, юрист

Почему часть «малышей» не попали в реестр налоговой службы

C 01.08.2016 на сайте ФНС функционирует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако некоторых «малышей» в него не включили. Другим же изменили категорию, лишив части льгот (ведь списки льгот для малых и для средних компаний и предпринимателей разнятся). Если вы хотите вернуть свое право на льготы, придется побороться.

Кто признается субъектом МСП

Как известно, для получения льгот организация или ИП (далее — организация, компания) должны соответствовать ряду критериев. По общему правилу проверяются показатели за предшествующий календарный год.

В этой статье мы не будем рассматривать вновь созданные организации и ИП.

Но есть и другая норма закона (назовем ее правилом 3 лет): категория субъекта МСП изменяется, только если показатели выше или ниже предельных значений по доходу (выручке) и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другимч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ). То есть только на четвертый год превышения «малыш» сменит категорию или вообще лишится статуса субъекта МСП и утратит право на льготы.

Аналогичные разъяснения еще недавно давали и в МинэкономразвитияПисьма Минэкономразвития от 11.04.2016 № Д28и-913 (п. 1), от 10.09.2015 № Д05и-1163. Суды в подобных спорах принимали решения в пользу «малышей»Постановление 3 ААС от 06.04.2016 № А33-24064/2015; Решение АС Волгоградской области от 11.05.2016 № А12-12222/2016 (Внимание! PDF-формат).

Покажем на схемах, как применяется правило 3 лет, для наглядности обозначив зеленым цветом период, когда показатели не превышают предельных значений, а оранжевым — когда превышают.

Таким образом, в 2016 г. статус субъекта МСП могли утратить только те компании, показатели которых превышали предельные значения и в 2013, и в 2014, и в 2015 гг.

Как формировался реестр

В реестр по состоянию на 1 августа 2016 г. включили только тех, кто соответствовал установленным показателям в 2015 г.ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ

Это нам подтвердили в Минэкономразвития.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПАРШИН Максим Викторович Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России

“В 2016 г. изменились критерии отнесения к субъектам МСП: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников — критерий среднесписочной численности сотрудников.
В связи с этим первичное формирование реестра к 1 августа 2016 г. было сделано только по данным налоговой отчетности за 2015 г. и исходя уже из новых критериев. Таким образом, субъекты МСП, которые соответствовали этому статусу в 2013—2014 гг., но превысили показатели по доходу и по среднесписочной численности сотрудников в 2015 г., в реестр включены не были”.

Правило 3 лет по-прежнему действует, но, по мнению Минэкономразвития, в 2016 г. эта норма просто не будет работать.

“Действие нормы ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ о том, что категория субъекта МСП изменяется только в случае, когда предельные значения превышены в течение 3 календарных лет, следующих один за другим, в настоящее время не приостановлено. Однако в 2016 г. эта норма работать не будет. Реально изменение категории будет учитываться только с 2019 г., когда реестр будет функционировать более 3 лет и будет накоплена соответствующая статистическая база за 3 календарных года”.

ПАРШИН Максим Викторович
Минэкономразвития России

Аналогичного мнения придерживается и представитель ФНС.

ОБМЕН ОПЫТОМ

КОЛЕСНИКОВ Виталий Григорьевич Начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России

“С 01.01.2016 вступила в силу редакция Закона № 209-ФЗ, согласно которой для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия о среднесписочной численности работников и о доходе от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный годпп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; п. 2 ст. 10 Закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ. Поэтому реестр в 2016 г. был сформирован на основе сведений за 2015 г. Категория тех субъектов МСП, которых внесли в реестр в 2016 г., может быть впервые изменена при формировании реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения по доходу и среднесписочной численности будут выше или ниже предельных значений в течение 3 календарных лет, следующих один за другим (2016— 2018 гг.)ч. 4 ст. 4, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ”.

Таким образом, тем, кого включили в реестр в 2016 г., можно не беспокоиться. В отношении них правило 3 лет будет работать как положено. А вот те, кто превысил показатели в 2015 г., сменили категорию или совсем оказались за бортом.

Откуда возникло противоречие

Такую позицию госорганов отчасти можно понять. Ведь в Законе черным по белому написано: сведения вносятся в реестр (исключаются из реестра) на основании данных о среднесписочной численности и о доходе организации от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный годч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Причем это не переходное правило для 2016 г., а общая норма. Так что если руководствоваться только ею, то «малыши» должны будут вылетать из реестра на следующий год после превышения.

Однако в Законе есть и другие нормы — о том, что в реестр вносятся сведения о компаниях и ИП, отвечающих условиям, установленным ст. 4 Законач. 1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Значит, исключаются сведения о тех, кто не соответствует этим условиямпп. 1, 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. А ст. 4 содержит, в частности, и правило 3 летч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Следовательно, если применять все нормы в комплексе, становится понятно, что включать нужно было и тех, кто соответствовал критериям в 2013 и (или) в 2014 гг.

Что теперь делать

Очевидно, что в такой ситуации у организаций, которые не соответствовали своей категории субъекта МСП в 2015 г. (но соответствовали ей в 2013 и (или) 2014 гг.), возникнут проблемы с применением льгот.

Субъекты МСП, признававшиеся таковыми до 01.08.2016 и получавшие поддержку по государственным, региональным или муниципальным программам до 1 августа, сохранили право на такую поддержку до конца 2016 г.п. 11 ст. 10 Закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ

Возникает вопрос — как быть? Рассмотрим несколько вариантов.

ВАРИАНТ 1 (безопасный)

Для средних предприятий, которых не включили в реестр. Не пользоваться льготами после 01.08.2016. Если по итогам 2016 г. вы будете соответствовать установленным критериям, то 10.08.2017 вас включат в реестр субъектов МСПп. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ.

“Предусмотрено два режима обновления сведений о принадлежности к субъектам МСП в реестре: раз в год (10 августа текущего календарного года) — в отношении действующих малых и средних предприятий и раз в месяц (10-го числа месяца, следующего за месяцем появления соответствующих сведений у ФНС России) — в отношении вновь созданных юридических лиц и вновь зарегистрированных ИП, а также тех субъектов МСП, которые прекратили свою деятельность.
Организация или ИП получат право на использование соответствующих льгот сразу после того, как сведения будут включены в реестр”.

ПАРШИН Максим Викторович
Минэкономразвития России

Для малых предприятий, которых включили в реестр в статусе средних. После 01.08.2016 пользоваться только теми льготами, которые предусмотрены для средних предприятий. Если в течение 2016—2018 гг. ваши показатели будут ниже установленных для среднего предприятия, то в 2019 г. вам присвоят статус малого предприятия.

Варианты для микропредприятий мы не рассматриваем, поскольку для них смена категории с микропредприятия на малое несущественна.

Это самый простой и спокойный путь. Однако, согласитесь, обидно потерять право на привилегии. Поэтому предложим другой вариант.

ВАРИАНТ 2 (рискованный)

Продолжать пользоваться льготами, а если какой-либо госорган накажет вас за это, то оспаривать его решение в суде.

Например, все организации, кроме субъектов МСП, обязаны устанавливать лимит кассып. 2 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У. Если проверяющие обнаружат у вас в кассе остаток наличности при том, что вас нет в реестре, вас попытаются оштрафовать за сверхлимитч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Объясните инспекторам, что они неправы, и при необходимости идите в суд. Ваши аргументы должны быть такими:

  • в Указании ЦБ не сказано о том, что субъект МСП должен быть внесен в реестр. Право не устанавливать лимит кассы предоставлено «малышам» без каких-либо условийп. 2 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У;
  • само понятие «субъект МСП» также не содержит такого признака, как включение в реестрп. 1 ст. 3 Закона № 209-ФЗ. Для признания организации субъектом МСП необходимо только ее соответствие ряду условийч. 1, 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Вы им соответствуете, поскольку не нарушили правило 3 лет (будьте готовы подтвердить это документами).

Следовательно, отсутствие организации в реестре при ее соответствии критериям субъекта МСП не лишает эту организацию права не устанавливать лимит кассы. Реестр — это лишь дополнительное подтверждение статуса. Аналогичные аргументы можно использовать при доказывании права на пользование «надзорными каникулами»ч. 1 ст. 26.1 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, права на замену административного штрафа предупреждениемст. 4.1.1 КоАП РФ и т. д.

Отметим, что в Минэкономразвития не согласны с таким подходом.

“В ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ написано, что «сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Таким образом, есть прямая связь между статусом субъекта МСП и включением сведений в реестр.
Организации и ИП, не включенные в реестр, на льготы, установленные для субъектов МСП, рассчитывать не вправе”.

ПАРШИН Максим Викторович
Минэкономразвития России

Поэтому однозначно предсказать итог такого спора до появления судебной практики нельзя.

Стоит сказать, что реестры на региональном уровне велись и ранее (с целью регистрации субъектов МСП — получателей господдержки)ст. 8 Закона № 209-ФЗ. Такие реестры всегда были удобным способом проверки статуса. Действительно, раз уж компанию включили, то сомнений нет. А вот если не включили, то можно подтвердить статус документами.

Мы нашли несколько судебных решений, в которых статус субъекта МСП был признан и при отсутствии «малышей» в реестреПостановление ФАС МО от 22.05.2013 № А40-68950/12-77-681; Решение АС Тюменской области от 09.02.2016 № А70-12284/2015 (Внимание! PDF-формат). Но объективности ради следует признать, что были и случаи, когда судьи считали, что не внесенным в реестр организациям льготы не положеныРешение АС Республики Бурятия от 11.09.2015 № А10-1048/2015 (Внимание! PDF-формат).

СОВЕТ

Этот рискованный вариант не стоит использовать участникам госзакупок. Дело в том, что в нормативке теперь прямо предусмотрено: они должны подтверждать свой статус путем представления сведений из реестрап. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352.

ВАРИАНТ 3 (универсальный)

Независимо от того, какому варианту поведения вы будете следовать — рискованному или безопасному, можно одновременно попробовать добиться включения вас в реестр (изменения категории) через суд. Но для этого сначала нужно обратиться к ФНС как к оператору реестра. Теоретически возможность сделать это предусмотрена на сайте.

Однако в нашем случае этот способ не поможет. Ведь ресурс все равно спрашивает данные только за предшествующий год.

(1) Указание данных за предыдущие годы не предусмотрено.

Таким образом, вы не сможете привести свои аргументы — для вас сразу выскочит информационное сообщение с отказом. Придется писать письмо в ФНС в произвольной форме. Вы можете отправить бумажный вариант письма по обычной почте (заказным письмом с уведомлением) или воспользоваться электронной приемной на сайте Федеральной налоговой службы.

В письме попросите включить вас в реестр (изменить категорию), указав, что соответствовали установленным критериям в 2013 и (или) 2014 гг.ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ Приложите подтверждающие это документы.

Легко предположить, что ответ на письмо будет отрицательным.

В таком случае отправляйтесь в суд с иском о понуждении ФНС к действиям по включению вас в реестр (изменению категории).

***

Очевидно, что все проблемы выросли из плохо проработанных поправок в Закон, которыми было урегулировано ведение реестра. Поэтому чем больше сами «малыши» будут привлекать внимание к этой проблеме, тем быстрее исправят законодательство.

Отметим также, что уже появилось и официальное Письмо ФНС на эту темуПисьмо ФНС от 23.08.2016 № СА-4-14/15480. Изложенное в нем мнение совпадает с приведенными в статье разъяснениями специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *