Регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за пользование недрами

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области сообщает, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О недрах» за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению, взимаются регулярные платежи за пользование недрами. К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Следовательно, недропользователи, не приступившие ещё к фактической добыче полезных ископаемых, обязаны уплачивать в бюджет регулярные платежи за пользование недрами.

Это относится и к тем недропользователям, которые приступили к фактической добыче полезных ископаемых, но одновременно с добычей производят, например, разведку полезных ископаемых (либо поиск и оценку)

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений к лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, принятых по заявлению пользователя недр.

Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

На основании письма МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317 регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами. Уплата регулярных платежей прекращается на основании справки территориального фонда геологической информации о принятии ими на хранение окончательного отчета о проведении поисково-оценочных или разведочных работ, указанных в лицензии.

На основании п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 № 249 конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр в пределах, установленных ст. 43 Закона «О недрах»:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка

Минимальная Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 50 150

Драгоценные металлы 90 270

Металлические полезные

ископаемые 50 150

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 45 135

Неметаллические полезные

ископаемые, уголь, горючие

сланцы и торф 27 90

Прочие твердые полезные

ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 4000 16000

Драгоценные металлы 3000 18000

Металлические полезные

ископаемые 1900 10500

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 1500 12000

Неметаллические полезные

ископаемые 1500 7500

Прочие твердые полезные

ископаемые 1000 10000

Подземные воды 800 1650

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

Как правило, ставка и размер регулярных платежей отражаются в условиях недропользования, являющихся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами. При отсутствии утвержденной в установленном порядке ставки исчисление и уплата регулярных платежей производятся, исходя из минимальной ставки.

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Форма расчета утверждена приказом МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@ «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения».

В случае, если участок недр находится на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных нескольким налоговым органам, недропользователь вправе представлять расчет в один налоговый орган, определяемый Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации. Данное положение предусмотрено письмом МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317. Для этого недропользователю необходимо направить в адрес Управления заявление с просьбой о представлении единого расчета регулярных платежей за пользование недрами.

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем ниже.

Платежи за пользование недрами

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.

Порядок расчета

Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

РПН = S1 — S2, где

РПН — регулярный платеж,

S1 — используемая площадь участка недр,

S2 — площадь возвращенной части лицензионного участка.

Ставки платежа

В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2020 году нужно:

за I квартал — до 30 апреля включительно;

за II квартал — до 31 июля включительно;

за III квартал — до 2 ноября включительно;

за IV квартал — до 1 февраля включительно.

Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

Пример заполнения расчета

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Скачать бланк расчета

Скачать образец

Как отразить в учете разовые и регулярные платежи за пользование недрами

В систему платежей за пользование недр включаются:

  • разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, в том числе при изменении границ участков недр, полученных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение лицензии на недропользование.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Об отражении в учете сбора за участие в конкурсе (аукционе) см. Как отразить в учете расходы на получение лицензии на пользование недрами.

Бухучет

Расчеты по платежам за пользование недрами отражайте на счете 76 «Расчеты с прочими кредиторами». Дело в том, что отражать указанные суммы на счетах учета налогов некорректно, налоговым законодательством они не регулируются. Аналогичная точка зрения приведена в письме ФНС России от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2.

Для этого к счету 76 можно открыть отдельные субсчета:

  • «Расчеты по разовым платежам за недропользование»;
  • «Расчеты по регулярным платежам за недропользование».

Затраты на разовые и регулярные платежи относите в бухучете в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы списывайте в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
– начислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
Кредит 51
– перечислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами.

Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 18 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 51, 76).

ОСНО

Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.

Как учитывать регулярные платежи

Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:

  • установленный лицензией для разового платежа;
  • в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.

Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.

При кассовом методе регулярный платеж признавайте единовременно в момент перечисления его в бюджет (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Как учитывать разовые платежи

Налоговый учет разового платежа за пользование недрами зависит от того, как установлен его размер: в результате аукциона, конкурса или нет. Рассмотрим это подробнее.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть разовый платеж за пользование недрами?

Если размер платежа установлен на аукционе, конкурсе, включите его в стоимость лицензии. В других случаях учитывайте платеж как отдельный прочий расход.

Специалисты Минфина России считают, что разовый платеж по результатам аукциона, конкурса связан с получением лицензии. На аукционе побеждает тот, кто предлагает самую большую сумму разового платежа. На конкурсе величина платежа тоже влияет на возможность выиграть лицензию (п. 70 и 113 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156). Поэтому организация, которая получила лицензию на конкурсе или аукционе, учитывать платеж должна в ее стоимости, а не как отдельный расход. Об этом говорят письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750.

Подробно о порядке учета расходов на лицензию см. Как отразить в учете расходы на получение лицензии на пользование недрами.

Если организация получала лицензию без аукциона, конкурса, разовый платеж учитывать в ее стоимости не надо. Чиновники считают, что в таком случае платеж не связан с получением лицензии – от его размера не зависит возможность получить разрешение. Поэтому учтите его как отдельный прочий расход (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/1/17157, от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990.

НДС регулярные и разовые платежи за пользование недрами не облагаются. Это следует из положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1

Пример отражения в бухучете и при налогообложении разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Организация применяет общий режим налогообложения, использует метод начисления

ООО «Альфа» получило лицензию на геологическое изучение недр, разработку месторождений полезных ископаемых и сбор минералогических коллекционных материалов. В аукционе или конкурсе организация не участвовала.

Лицензия выдана 1 января 2015 года. Срок действия лицензии – до 31 декабря 2025 года.

Лицензией предусмотрен разовый платеж в сумме 1 500 000 руб. Срок платежа обусловлен началом ведения работ по разработке месторождений. Разведку месторождений на участке организация проводит с начала 2016 года. Годовой размер регулярных платежей за этот вид работ составляет 150 000 руб.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

Январь 2016 года:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование»
– 1 500 000 руб. – начислен разовый платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование» Кредит 51
– 1 500 000 руб. – перечислен разовый платеж.

Одновременно разовый платеж в полной сумме был признан бухгалтером в уменьшение базы для расчета налога на прибыль как прочий расход.

Ежеквартально начиная с I квартала 2016 года бухгалтер «Альфы» начисляет регулярный платеж за пользование недрами. При этом в учете на 30 апреля, 31 июля и 31 октября 2016 года делает следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование»
– 37 500 руб. (150 000 руб. : 4) – начислен регулярный платеж за пользование недрами.

Одновременно начисленный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» признает в уменьшение базы для расчета налога на прибыль этого отчетного периода как прочий расход.

Перечисление регулярного платежа в бюджет бухгалтер «Альфы» отражает так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование» Кредит 51
– 37 500 руб. – перечислен в бюджет регулярный платеж.

УСН

Организации, которые добывают и реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), применять упрощенку не вправе. Это следует из подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 марта 2008 г. № 03-06-06-01/7.

Независимо от способа определения налоговой базы учесть в расходах регулярные и разовые платежи за пользование недрами нельзя. Поскольку при уплате налога с доходов такие расходы налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). А если организация рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, платежи за пользование недрами она также учесть не может. Они не поименованы в закрытом перечне расходов, признаваемых при упрощенке. Воспользоваться нормой подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ тоже нельзя, так как она применима только к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством, а платежи за пользование недрами к ним не относятся.

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД платежи за пользование недрами не влияют.

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка

Минимальная Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 50 150

Драгоценные металлы 90 270

Металлические полезные

ископаемые 50 150

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 45 135

Неметаллические полезные

ископаемые, уголь, горючие

сланцы и торф 27 90

Прочие твердые полезные

ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 4000 16000

Драгоценные металлы 3000 18000

Металлические полезные

ископаемые 1900 10500

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 1500 12000

Неметаллические полезные

ископаемые 1500 7500

Прочие твердые полезные

ископаемые 1000 10000

Подземные воды 800 1650

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

**

ПЛАТЕЖИ ЗА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

один из видов неналоговых платежей за пользование природными ресурсами; предусмотрены Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и включают: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; платежи за пользование недрами: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы: акцизы. Уплата сбора — одно из условий регистрации заявки на участие в конкурсе (аукционе). Сумма сбора определяется исходя из прямых затрат, связанных с организацией и проведением конкурса

(аукциона), подведением его итогов, а также подготовкой, оформлением и регистрацией выдаваемой лицензии на пользование недрами. Платежи за пользование недрами охватывают разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей определяются с учетом экономико-географических условий. размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, экономических и других условий как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ и согласованные с органами горного надзора. Сумма этих платежей включается в себестоимость добычи полезных ископаемых. Конкретный порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии установления ставок определяются Правительством РФ. При этом окончательные размеры таких платежей устанавливаются при предоставления лицензии на пользование недрами.

Закон о недрах предусматривает освобождение отдельных категорий пользователей недр от уплаты платежей при пользовании недрами. К ним, в частности, относятся:

а) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащих им земельных участках;

б) пользователи недр, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на общее геологическое изучение недр. геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, гео- и экологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы. проводимые без существенных нарушений целостности недр;

в) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов.

Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр (на основе специальных соглашений о разделе продукции); выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Конкретная форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами.

**

Общая характеристика платы при пользовании недрами. Статья 39 Закона РФ «О недрах» закрепляет принцип платности при пользовании недрами.
Недропользователи обязаны уплатить следующие виды платежей:
сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
платежи за пользование недрами;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
акцизы.
Кроме этих платежей пользователи недр уплачивают предусмотренные законодательством налоги, сборы, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также за геологическую информацию о недрах. В Законе подчеркнуто, что иные платежи, не предусмотренные законодательством, с пользователя недр не взимаются.
В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» в случае заключения соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр. Пользователь недр по этому соглашению освобождается от взимания налогов и иных обязательных платежей, которые установлены указанным Законом и законодательством Российской Федерации. В этом случае взимание налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения.
Продукция, полученная государством в результате раздела произведенной продукции, в соответствии с условиями соглашения или ее стоимостной эквивалент распределяется между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Такое распределение осуществляется на основании договоров, которые заключаются органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта РФ.
Исключениями из общего принципа платности при пользовании недрами являются случаи, предусмотренные в ст. 40 Закона РФ «О недрах».
Так, освобождаются от платежей следующие категории недропользователей:
собственники, владельцы земельных участков, которые добывают общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов

Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами, утверждены письмом Министерства природных ресурсов РФ от 18 ноября 1996 г. № ВО-61/3024*.

Пользователи недр могут также частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей для стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудно извлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, и в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Кроме того, органы представительной власти субъектов РФ могут. устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Предусмотрено, что нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными в установленном порядке.


Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии. Порядок уплаты сбора за участие в конкурсе или аукционе и выдачу лицензии регулируется ст. 45 Закона РФ «О недрах».
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами.
Исходя из содержания п. 10.3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г., затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются.


Платежи за пользование недрами. Порядок взимания платежей дифференцирован в зависимости от вида недропользования. Так, с пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (ст. 41 Закона РФ «О недрах»).
Размеры платежей за поисковые и разведочные работы определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности работ.
Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Платежи включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. Если добыча полезных ископаемых ведется со сверхнормативными потерями, то платежи взимаются в двойном размере.
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.

Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828 было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. от 22 августа 1998 г)*. Действует также Инструкция Минфина РФ от 4 февраля 1993 г. № 8, Госналогслужбы РФ от 30 января 1993 г. № 17 и Госгортехнадзора РФ от 4 февраля 1993 г. № 01-17/41 «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами»**.

Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия их взимания при реализации соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, соответствующие местные бюджеты. Порядок распределения платежей за пользование недрами урегулирован в ст. 42 Закона РФ «О недрах».
Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами или соглашении о разделе продукции.
Нельзя требовать и принимать в качестве платы за пользование недрами радиоактивные и другие материалы и продукты, распоряжение которыми отнесено к предмету исключительного ведения Российской Федерации, услуги военного характера и информацию, составляющую государственную тайну, а также требовать предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр.


Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме указанных выше видов платежей, пользователи недр, добывающие все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ст. 44 Закона РФ «О недрах»).
Ставки таких отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и едины для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства Российской Федерации.

30 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»*, в соответствии с которым установлены ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки, т.е. доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых, установлены в зависимости от видов добываемых полезных ископаемых. Например, ставка за нефть, газ и конденсат составляет 10,0; за уголь — 5,0; торф — 3,0 и т.д.

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр. Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов РФ направляется в бюджеты субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджеты субъектов РФ, регламентируется законодательством субъектов Федерации.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудно извлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597 был утвержден Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений*. Действует также постановление Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях» (с изм. от 2 марта 2000 г.).

Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в размере 0,5—1,5% направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению; порядок их использования определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597*.

Пользователи недр, добывающие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции разведанные за счет государственных средств полезные ископаемые, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Порядок выплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы регулируется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 31 декабря 1996 г. № 44 «О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (с изм. от 16 июля 1998 г.).

Акцизы. Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ «Об акцизах» (в ред. от 2 января 2000 г.). Например, ставки акциза на природный газ утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 1999 г. № 81 «О ставках акциза на природный газ» (с изм. и доп. от 4 апреля 2000 г.).

Иные виды платы. Согласно ст. 431 Закона РФ «О недрах» за пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Положением, утверждаемым Правительством РФ. Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным Положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Данная норма не распространяется на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств.
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях (ст. 47 Закона РФ «О недрах»). Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством РФ.


Скидка за истощение недр. Порядок предоставления скидок за истощение недр регулируется ст. 48 Закона РФ «О недрах». Так, скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, добывающему дефицитное полезное ископаемое при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, добывающему полезное ископаемое из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Чиновники разъяснили, как компании пересчитать регулярный платеж за пользование недрами. Подробности – в статье.

За лицензию нужно платить

В систему платежей за пользование недрами включены не только налог на добычу полезных ископаемых и водный, но и три вида неналоговых выплат. Кроме сбора за участие в конкурсе или аукционе, а также разовых платежей в нее включены и регулярные перечисления в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 39 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (далее — Закон № 2395-1).

Они взимаются за предоставление исключительных прав на разведку полезных ископаемых, а также на поиск и оценку месторождений. Также берется плата за геологическое изучение и оценку пригодности участков для строительства и эксплуатации сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

📌 Реклама Отключить

При этом если такие объекты строятся и эксплуатируются под землей и глубина их залегания не превышает пяти метров, то также уплачиваются регулярные платежи (п. 1 ст. 43 Закона № 2395-1).

Отметим: в этом пункте описаны также и случаи, когда организация освобождена от необходимости делать регулярные перечисления. Например, если недрами пользуются для регионального геологического изучения или для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Лицензия удостоверяет исключительность прав компании на ведение определенных видов работ, по которым уплачиваются регулярные платежи.

То есть, получив ее, компания в течение установленного срока может пользоваться участком при соблюдении заранее оговоренных условий. Такой вывод можно сделать на основании статьи 11 Закона № 2395-1.

📌 Реклама Отключить

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию (ст. 20 Закона № 2395-1).

При этом приостановление не означает досрочного прекращения действия лицензии. Если обстоятельства или условия, вызвавшие его, устранены, то права компании на пользование участком восстанавливаются в полном объеме.

От чего зависит сумма к уплате

В письме ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15954@ уточнено, что обязанности пользователя недр по регулярным перечислениям возникают с момента государственной регистрации лицензии.

Размеры таких платежей определяются несколькими факторами, перечисленными в пункте 2 статьи 43 Закона № 2395-1. К ним относятся экономико-географические условия, размер участка, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории, а также степень риска.

📌 Реклама Отключить

Очевидно, что для каждого объекта эти факторы различаются. То есть величина регулярного платежа индивидуальна у каждого пользователя недр. По этой причине при расчете конкретных размеров ставок учитывается специфика каждого месторождения.

Конкретный размер тарифов определяется Роснедрами или его территориальными органами по каждому участку и фиксируется в лицензии.

При этом величины платежей устанавливаются в соответствии с этапами и стадиями геологического процесса в пределах максимальных и минимальных ставок, которые пунктом 2 статьи 43 Закона № 2395-1 зафиксированы для каждого вида пользования недрами в рублях за 1 кв. км участка.

Как учитывается площадь участка

Регулярный платеж взимается за площадь участка, за вычетом его возвращенной части (п. 2 ст. 43 Закона № 2395-1). Например, если компания ведет деятельность по разведке месторождений, то перечисление делается за площадь, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом. 📌 Реклама Отключить

В то же время в случае поиска и оценки месторождений платежи взимаются за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Такой подход учтен и в форме расчета платежей, содержащейся в приложении 1 к приказу МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98@.

Так, при расчете регулярных платежей с целью поиска, разведки и оценки месторождений полезных ископаемых предусмотрено указание двух площадей.

В разделе 2.1 этой формы по строке 080 указывается общая, а по строке 090 этого же раздела — облагаемая площадь лицензионного участка.

А она определяется в зависимости от вида работ (п. 6.7 Порядка, утвержденного в приложении 2 к приказу № БГ-3-21/98@).

При поиске и оценке месторождений она представляет собой значение по строке 080 Раздела 2.1, уменьшенное на площадь земель открытых месторождений и возвращенной части участка, определяемой на основании изменений к лицензии или решения территориального органа Минприроды России по заявлению компании.

📌 Реклама Отключить

В то же время при разведке облагаемая площадь — это величина участка, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов. Таким образом, уменьшение общей площади участка не может быть произвольным.

Только после внесения соответствующих уточнений в лицензию компания получает право при расчете платежа уменьшить площадь участка.

Вычисляем размер платежа

Регулярные платежи включаются в состав прочих расходов по производству и реализации, уменьшающих налог на прибыль. Отметим, такая норма определена не налоговым законодательством, а пунктом 2 статьи 43 Закона № 2395-1.

В этом же документе указан порядок перечислений.

Сумму к уплате за год нужно разделить на четыре и перечислять равными частями не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4 ст. 43 Закона № 2395-1). В эти же сроки в налоговую инспекцию по местонахождению участка представляется соответствующий расчет (п. 6 ст. 43 Закона № 2395-1). Но он не предполагает ежеквартального вычисления платежа исходя из условий пользования недрами, которые фактически сложились за отчетный квартал. Получается, что величина к уплате всегда определяется как одна четвертая годовой суммы без возможности ее произвольной корректировки.

📌 Реклама Отключить

Однако при уменьшении облагаемой площади участка и неизменной годовой ставке сумма платежа фактически пересчитывается. И действительно, умножив ставку на измененную площадь, получим новую величину годового платежа.

Для решения этой проблемы в письме ФНС России от 6 августа 2013 г. № АС-4-3/14318@ предложен следующий подход. При уменьшении площади в течение квартала сумма к уплате должна рассчитываться исходя из измененного размера участка только со следующего квартала. При этом финансисты рекомендуют пользователям недр начинать расчет регулярных платежей с того квартала, в котором была зарегистрирована лицензия, а не с периода, следующего за этим событием (письмо от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648).

По мнению автора, аналогичная точка зрения должна применяться и при расчете регулярного платежа при изменении в течение квартала облагаемой площади участка. То есть уточнение величины квартальной платы нужно проводить при подготовке расчета за тот квартал, в котором произошло изменение лицензионных данных, а не в следующем, как советует делать ФНС России. Но решение, как поступить, компания должна принять самостоятельно.

📌 Реклама Отключить

Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *