Спецоценка условий труда в 2018 году штрафы

Содержание

Отсутствие спецоценки в 2020 году: как избежать ответственности

Кто обязан провести СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ взамен аттестации рабочих мест. Законодатель определил, что к 01.01.2019 все компании и ИП, которые имеют наемных работников, обязаны оценить условия труда на их рабочих местах.

Для кого есть исключения

В 2020 году от СОУТ освобождены, а организациям не грозит штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2020 году, если:

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2020 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

Сроки для проведения СОУТ для вновь созданных организаций

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

За что штрафуют

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2020 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.

Что касается размеров санкций, то за отсутствие или нарушение порядка проведения спецоценки инспектор ГИТ вправе вынести предупреждение или выписать штраф.

Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
Первое нарушение Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

Штраф от 5000 до 10 000 рублей.

От 60 000 до 80 000 рублей.

Повторное нарушение

Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

ВАЖНО! Обращаем внимание, что должностным лицом, к которому применяют административное наказание, не является специалист по охране труда (Письмо Минтруда от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698). Накажут только того, кто осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, например руководителя.

Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда: кому и зачем нужен

Зачем нужен отчет

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — процедура, обязательная для всех компаний и ИП, которые заключили трудовые договоры с работниками. Ее проводят специальные организации, перечень которых публикуется на официальном сайте Минтруда.

После исследований эксперты утверждают отчет о проведении спецоценки, в котором содержатся итоги проверки. Документ является обязательным, а его форма утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Кто составляет документ и что в нем пишут

Хотя результаты проверки условий труда на рабочих местах оформляет организация, которая проводила специальную оценку у работодателя, сам отчет о проведении СОУТ подписывают все члены комиссии, участвовавшие в исследованиях, а утверждает его председатель комиссии (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Фактически отчет должен утвердить руководитель (представитель) компании, где проводилась СОУТ, поскольку только он вправе возглавить экспертную комиссию.

В отчет включают (обязательный минимум):

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку;
  • список рабочих мест, где она проводилась;
  • выявленные вредные производственные факторы;
  • протоколы проведения исследований и измерений выявленных опасных факторов;
  • карты спецоценки, в которых эксперт организации, проводящей СОУТ, указывает класс (подкласс) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • сводную ведомость спецоценки;
  • заключение приглашенного эксперта.

Дополнительно к отчету могут быть приложены:

  • протокол оценки эффективности СИЗ, применяемых работниками, которые трудятся во вредных условиях, если такая проверка проводилась;
  • если принималось решение о невозможности проведения оценки вредных производственных факторов в соответствии с п. 9 ст. 12 закона № 426-ФЗ, нужен соответствующий протокол комиссии;
  • в отношении рабочих мест, на которых идентифицированы опасные и вредные производственные факторы, понадобится утвердить и приложить к отчету перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • особое мотивированное мнение, если один или несколько членов комиссии не согласны с выводами внешнего эксперта.

Скачать форму отчета о проведении специальной оценки условий труда

Как использовать в работе

Об утверждении отчета работодатель должен известить и организацию, которая проводила СОУТ (в течение 3 дней), и работников (в течение 30 дней). Сама же компания с помощью документа в ближайшие 5 лет («срок действия» спецоценки) будет работать на сохранение и повышение уровня безопасности условий труда.

Если в ходе исследований обнаружены опасные производственные факторы, работодателю предстоит поработать над предоставлением гарантий работникам, которые трудятся во вредных условиях. Речь идет о:

  • предоставлении дополнительных компенсаций (сокращение рабочего времени, дополнительный ежегодный отпуск);
  • обеспечении работников СИЗ;
  • проведении мероприятий по улучшению условий труда (модернизация производства, установка дополнительных систем очистки воздуха).

Напомним, что в течение 30 дней со дня утверждения отчета его текст надо опубликовать на официальном сайте организации, если таковой имеется.

Приложение N 3. Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н в приложение внесены изменения

См. текст приложения в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 3
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 24 января 2014 г. N 33н
(с изменениями 7 сентября 2015 г.
14 ноября 2016 г.)

Форма

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Титульный лист отчета о проведении специальной оценки условий труда

УТВЕРЖДАЮ Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда _____________________________ (подпись, фамилия, инициалы) «__»__________ ____ г. ОТЧЕТ о проведении специальной оценки условий труда в _______________________________________ (полное наименование работодателя) ____________________________________________________________ (место нахождения и осуществления деятельности работодателя) ________________________________________ (ИНН работодателя) ________________________________________ (ОГРН работодателя) ________________________________________________________ (код основного вида экономической деятельности по ОКВЭД) Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда: _________ ______________ ___________ (подпись) (ФИО) (дата) _________ ______________ ___________ (подпись) (ФИО) (дата) _________ ______________ ___________ (подпись) (ФИО) (дата) Раздел I. Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда 1. ______________________________________________________________________ (полное наименование организации) 2. ______________________________________________________________________ (место нахождения и осуществления деятельности организации, контактный телефон, адрес электронной почты) 3. Номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (оказывающих услуги в области охраны труда) _______________________ 4. Дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (оказывающих услуги в области охраны труда) _______________ 5. ИНН организации_______________________________________________________ 6. ОГРН организации______________________________________________________ 7. Сведения об испытательной лаборатории (центре) организации:

Регистрационный номер аттестата аккредитации организации

Дата выдачи аттестата аккредитации организации

Дата истечения срока действия аттестата аккредитации организации

1

2

3

8. Сведения об экспертах и иных работниках организации, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда:

N п/п

Дата проведения измерений

Ф.И.О. эксперта (работника)

Должность

Сведения о сертификате эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

Регистрационный номер в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда

номер

дата выдачи

1

2

3

4

5

6

7

9. Сведения о средствах измерений испытательной лаборатории (центра) организации, использовавшихся при проведении специальной оценки условий труда:

N п/п

Дата проведения измерений

Наименование вредного и (или) опасного фактора производственной среды и трудового процесса

Наименование средства измерений

Регистрационный номер в Государственном реестре средств измерений

Заводской номер средства измерений

Дата окончания срока поверки средства измерений

1

2

3

4

5

6

7

Руководитель организации, проводящей специальную оценку условий труда _________ ___________ _____________ (подпись) (ФИО) (дата) М.П.

Раздел II. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

Наименование вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (час.)

химический фактор

биологический фактор

Физические факторы

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

шум

инфразвук

ультразвук воздушный

вибрация общая

вибрация локальная

электромагнитные поля фактора Неионизирующие поля и излучения

ультрафиолетовое излучение фактора Неионизирующие поля и излучения

лазерное излучение фактора Неионизирующие поля и излучения

ионизирующие излучения

микроклимат

световая среда

тяжесть трудового процесса

напряженность трудового процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

_______________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

__________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Раздел III. Форма карты специальной оценки условий труда работников

КАРТА N________ специальной оценки условий труда _________________________________________________________________________ (наименование профессии (должности) работника) Наименование структурного подразделения _________________________________ Количество и номера аналогичных рабочих мест ____________________________ Строка 010. Выпуск ЕТКС, ЕКС ____________________________________________ (выпуск, раздел, дата утверждения) Строка 020. Численность работающих:

на рабочем месте

на всех аналогичных рабочих местах

из них:

женщин

лиц в возрасте до 18 лет

инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте

Строка 021. СНИЛС работников:

Строка 022. Используемое оборудование: __________________________________ _________________________________________________________________________ Используемые материалы и сырье: _________________________________________ _________________________________________________________________________ Строка 030. Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам:

Наименование факторов производственной среды и трудового процесса

Класс

(подкласс) условий труда

Эффективность СИЗ*,

+/-/не оценивалась

Класс (подкласс) условий труда при эффективном использовании СИЗ

Химический

Биологический

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

Шум

Инфразвук

Ультразвук воздушный

Вибрация общая

Вибрация локальная

Неионизирующие излучения

Ионизирующие излучения

Параметры микроклимата

Параметры световой среды

Тяжесть трудового процесса

Напряженность трудового процесса

Итоговый класс (подкласс) условий труда

не заполняется

______________________________

* Средства индивидуальной защиты

Строка 040. Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте:

N п/п

Виды гарантий и компенсаций

Фактическое наличие

По результатам оценки условий труда

необходимость в установлении

(да, нет)

основание

Повышенная оплата труда работника (работников)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Молоко или другие равноценные пищевые продукты

Лечебно-профилактическое питание

Право на досрочное назначение страховой пенсии

Проведение медицинских осмотров

Строка 050. Рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и отдыха, по подбору работников: _________________________________________________________________________ _________________________ _________________________________________________________________________ __________________________ Дата составления: ___________________ Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

_______________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

__________________

_______________

_____________

__________

(N в реестре экспертов)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

__________________

_______________

_____________

__________

(N в реестре экспертов)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

С результатами специальной оценки условий труда ознакомлен(ы):

____________________

___________________

_____________________

(ФИО работника)

(дата)

_____________________

___________________

_____________________

(ФИО работника)

(дата)

_____________________

___________________

____________________

(ФИО работника)

(дата)

Раздел IV. Форма протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте

Утратил силу

См. текст раздела IV

Раздел V. Форма сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда

Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда

Таблица 1

Наименование

Количество рабочих мест и численность работников, занятых на этих рабочих местах

Количество рабочих мест и численность занятых на них работников по классам (подклассам) условий труда из числа рабочих мест, указанных в графе 3 (единиц)

класс 1

класс 2

класс 3

класс 4

всего

в том числе на которых проведена специальная оценка условий труда

3.1

3.2

3.3

3.4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Рабочие места (ед.)

Работники, занятые на рабочих местах (чел.)

из них женщин

из них лиц в возрасте до 18 лет

из них инвалидов

Таблица 2

Индивидуальный номер рабочего места

Профессия / должность / специальность работника

Классы (подклассы) условий труда

Итоговый класс (подкласс) условий труда

Итоговый класс (подкласс) условий труда с учетом эффективного применения СИЗ

Повышенный размер оплаты труда (да/ нет)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (да/ нет)

Сокращенная продолжительность рабочего времени (да/ нет)

Молоко или другие равноценные пищевые продукты (да/ нет)

Лечебно-профилактическое питание (да/ нет)

Льготное пенсионное обеспечение (да/ нет)

химический

биологический

аэрозоли преимущественно фиброгенного действия

шум

инфразвук

ультразвук воздушный

вибрация общая

вибрация локальная

неионизирующие излучения

ионизирующие излучения

параметры микроклимата

параметры световой среды

тяжесть трудового процесса

напряженность трудового процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Дата составления:

Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

_______________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

________________

_______________

_____________

__________

(должность)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

__________________

_______________

_____________

__________

(N в реестре экспертов)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

__________________

_______________

_____________

__________

(N в реестре экспертов)

(подпись)

(ФИО)

(дата)

Раздел VI. Форма перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

6

Дата составления: Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Спецоценка 2020: новые правила

С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.

Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить

Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Читайте также: Что изменится в трудовом, налоговом и бухгалтерском законодательстве в 2020 году

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ

Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:

И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Как работодателю использовать результаты СОУТ

Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:

Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет

О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:

Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ

У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:

Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

3

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,

нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)

5

Не соблюден порядок проведения спецоценки

(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)

Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных

факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению

утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н

6 Некорректное применение результатов спецоценки

При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных

условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами

проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ

(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»

у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,

устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников

медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)

7

Работодатель не привлек представителей

профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки

Если в компании есть профсоюз или иной представительный

орган работников, его представителя нужно включить в состав

комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)

8

Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения

спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения

Работник вправе присутствовать при проведении

спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

9

Работодатель не учел предложения работников

при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов

Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,

организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей

спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте

идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных

факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения

специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)

10

Комиссия по проведению спецоценки не

определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных

производственных факторов на рабочих местах осуществляется

экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации

потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Подводим итоги

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *