Ст 86 НК

С 1 апреля заработает «автослив» в ФНС поступлений на карты и электронные кошельки

С 1 апреля 2020 года Федеральная налоговая служба России (ФНС) будет жестче контролировать поступления денежных средств на банковские карты и электронные кошельки россиян. ФНС проверяла счета граждан и раньше, но теперь сведения об открытии и закрытии счетов, включая карты и теперь уже электронные кошельки, переводах (по запросу) будут поступать в налоговую инспекцию автоматически. В том числе, ФНС сможет эффективнее следить за расходами граждан.

Контроль за доходами граждан будет осуществляться с помощью специального программного обеспечения (ПО), оно уже установлено банками и проходит тестирование. Программа называется СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия) «Интеграционный модуль».

Если клиент имеет регулярные поступления на карту или электронный кошелек, но они никак не документированы, ФНС можете инициировать проверку, по результатам которой потребовать оплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от поступлений, а также штраф за неуплату налогов. Внимание привлекут и крупные покупки, несоизмеримые с доходом гражданина.

Банки, в свою очередь тоже получат доступ к налоговой информации клиентов, что позволит им оценивать доходы клиента. Особенно это актуально для оценки долговой нагрузки заемщиков.

Стоит отметить, что банки не первый год ведут мониторинг за поступлениями денежных средств на счета и карты клиентов. Так, если гражданин регулярно получает переводы на карту и снимает с нее деньги, банк блокирует карту до выяснения источника происхождения средств.

Что в действительности меняется с 1 апреля 2020 года?

Федеральный закон от 29.09.2019 г. №325-ФЗ позволяет ФНС с 1 апреля 2020 года получать сведения об открытии и закрытии электронных кошельков физических лиц. Сейчас у налоговой есть такая возможность только для счетов, включая банковские карты. Сведения об операциях по-прежнему предоставляются банками в налоговую только по запросу. С 1 апреля 2020 года это будет осуществляться при помощи специального ПО, что сделает работу налогового органа более эффективной.

Порядок доступа ФНС к данным счетов граждан определен ст. 86 Налогового кодекса РФ.

Будет ли налог списываться автоматически?

Нет. Если у ФНС появятся подозрения, что гражданин укрывается от уплаты налогов, то сначала в отношении него должна быть проведена проверка. Налоговая отсылает в банк запрос, последний предоставляет ей детализацию по счетам.

Какие поступления на карты не облагаются НДФЛ?

Не подлежат налогообложению 13% и не требуют подтверждающих документов два вида денежных переводов:

  1. переводы от родственников
  2. денежный подарок от другого физлица.

Остальным гражданам, получающим переводы от организаций, в том числе оказывающих платные услуги другим физическим лицам, стоит начать беспокоиться о легализации своей деятельности, например стать самозанятым.

Ещё не всё…

А с 1 апреля 2021 года должны вступить в силу новые поправки в «антиотмывочный» закон 115-ФЗ, подготовленные Банком России. ЦБ дополняет основания для блокировки банковских карт и счетов банками, а также дает им право отказывать в обслуживании клиента и осуществлении операций, если по мнению банка операция носит сомнительный характер.

Например, будут признаваться сомнительными регулярные поступления от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на карты физлиц с дальнейшим их обналичиванием.

Сейчас предложения ЦБ проходят этап обсуждения.

Currencyhistory.ru Советуем по теме:

  • Самозанятым вернут уплаченные налоги за 2019 год
  • Банки снижают размер лимита по кредитным картам
  • Глава Сбербанка против налога с вкладов

Перевод денег с карты на карту

По закону если вы получаете доход, то должны платить налоги. Это делают не все. Расставаться с деньгами не хочется и люди надеются, что никто ничего не узнает. Так бывает, но не всегда.
Как рассказали «КП» в Федеральной налоговой службе, налоговики имеют право запрашивать у банков данные по счетам и вкладам физлиц. Подать такой запрос может только руководитель регионального управления ФНС или его заместитель.
— Это может произойти, например, при подозрении, что человек сдает квартиру в аренду, а налоги не платит, — комментирует руководитель Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.
Но, по словам эксперта, «пока налоговая редко возбуждает дела против физлиц».
Одна из причин в том, что даже имея выписку по банковскому счету с регулярными поступлениями, сложно доказать, какой конкретно доход получает человек. Взять, например, историю со сдачей квартиры. Здесь всю переведенную сумму нельзя признать доходом арендодателя. Ведь, например, вместе с арендной платой может перечисляться оплата «коммуналки». А это уже не доход, и платить с этих денег налог не нужно.
Если вы получили деньги в подарок от другого человека, то это доходом не считается и налог платить не надо. При этом не важно, кто сделал перевод: родственник, друг или просто знакомый.
А вот если индивидуальный предприниматель со своего счета, который используется им для осуществления предпринимательской деятельности, перевел сумму свыше 4 тыс. руб. на счет другого физлица, то налог заплатить надо.
Если налоговый орган дал указание банку перечислить налога (а ФНС вправе это делать), то кредитная организация обязана сделать это не позднее одного операционного дня с рублевых счетов, и не позднее двух дней, если деньги списываются с валютных счетов.

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.

Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Комментарий к Ст. 86 НК РФ

В соответствии с пп. «а» п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон N 134-ФЗ) в ст. 86 НК РФ были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 июля 2014 г.

В силу п. 1 ст. 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию:

об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов);

об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

о предоставлении права или прекращении права организаций, индивидуальных предпринимателей использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;

об изменении реквизитов корпоративных средств платежа.

Информация должна быть сообщена в электронной форме в течение 3 дней со дня соответствующего события.

Порядок сообщения банком вышеуказанной информации должен быть установлен Банком России по согласованию с ФНС России. Указанное положение абз. 4 п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ не претерпело изменений.

В целях реализации действовавших ранее и действующих в настоящее время положений п. 1 ст. 86 НК РФ Банком России по согласованию с ФНС России было утверждено Положение от 7 сентября 2007 г. N 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)».

Согласно п. п. 1.1 и 1.2 вышеуказанного Положения Банка России банк должен сформировать сообщение в электронном виде об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным ФНС России.

Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России и Центр информационных технологий Банка России в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Приказом ФНС России от 23 мая 2014 г. N ММВ-7-14/292@ утверждены формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может также оперативно формироваться этим филиалом и направляться банком через указанный филиал в уполномоченный налоговый орган.

В соответствии с пп. «б» п. 7 ст. 10, п. 4 ст. 24 Закона N 134-ФЗ п. 2 ст. 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2014 г.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 86 НК РФ были введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах:

а) в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, — в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;

б) в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014» обратила внимание, что до внесения изменений в Приказы ФНС России от 25 июля 2012 г. N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных Письмом ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны согласно Приложению 1 к Письму ФНС России от 29 мая 2014 г. N ЕД-4-2/10322 «О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *