Целевое финансирование в балансе

Целевое финансирование в балансе

Понятие целевого финансирования

Определение 1

Целевое финансирование — это вид помощи предприятию, которую предоставляют различные организации или государство за счет бюджетных средств на выполнение определенных программ.

Программы по целевому финансированию могут быть различного характера:

  1. Социальное развитие региона или отдельного предприятия.
  2. Программы, способствующие экономическому росту.
  3. Программы инновационного развития.
  4. Инвестиционные программы.
  5. Программы по сохранению окружающей среды.
  6. Программы по развитию внешнеэкономической деятельности.
  7. Программы по ликвидации последствий стихийного характера.

При подготовке целевой программы, учитываются сущность и характер проблемы на решение которой выделяются средства целевого финансирования. Также в программах указываются сроки выполнения программы, этапы ее выполнения и перечень всех необходимых ресурсов для исполнения задач программы (денежных, трудовых, материальных). Если для выполнения программы требуется участие сторонних организаций, то в такой целевой программе должны быть указаны такие участники и степень их участия в реализации проекта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Целевое финансирование в балансе 440 руб.
  • Реферат Целевое финансирование в балансе 220 руб.
  • Контрольная работа Целевое финансирование в балансе 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Отражение целевого финансирования в бухгалтерском учете и балансе предприятия

Предприятие, которому была направлена целевая финансовая помощь, должно в определенном порядке отразить все операции по получению и расходованию средств на соответствующих счетах.

Порядок отражения операций по целевому финансированию содержится:

  • Для налогового учета – в Налоговом кодексе РФ.
  • Для бухгалтерского учета – в ПБУ 13/2000 » Учет государственной помощи»

Замечание 1

Кроме того, отдельные элементы учета средств из целевого финансирования учитываются отдельными нормативно-правовыми актами. Например, порядок отражения целевого финансирования в отчетности, регулируется ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Прежде всего, для учета целевого финансирования, в организации необходимо определить классификацию такого финансирования по направлениям финансирования. Например, это может быть классификация в разрезе:

  • направлений финансирования (социальное, экономическое, инновационное, на покрытие убытков, на ликвидацию последствий и т.д.)
  • сроков исполнения целевых программ (краткосрочные, долгосрочные).
  • прочих признаков использования целевого финансирования

Также классификации подлежат и источники целевого финансирования. Например:

  • государство за счет бюджетных средств;
  • различные фонды или общественные организации4
  • частные лица;
  • иностранные инвесторы;
  • и т.д.

Такая классификация элементов и объектов целевого финансирования должна быть утверждена в учетной политике предприятия, так как она прямо влияет на формирование баланса предприятия.

Замечание 2

Баланс предприятия отражает остатки имущества, обязательств и собственного капитала предприятия на определенную отчетную дату. Целевое финансирование отражается в балансе предприятия с учетом ряда особенностей. Несмотря на то, что планом счетов для учета целевого финансирования предусмотрен счет 86 из раздела «Капитал и резервы» — в балансе организации такое финансирование отражается в составе обязательств.

При заключении договора на целевое финансирование, в учете предприятия формируется проводка:

Д-т 76 К-т 86

При использовании средств целевого финансирования, с кредита счета 86, списываются данные средства в дебет соответствующих счетов. Так, при формировании баланса предприятия, в составе доходов будущих периодов пассива баланса отражаются полученные средства на целевое финансирование.

Важно, чтобы расходы по целевому финансированию, были тождественны расходам, заявленных в сметах, составленных по целевым программам.

Отражение целевого финансирования в бухгалтерской отчетности

18 июля 2005

Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса. При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка для средств целевого финансирования.

Согласно Приказу №67н организации могут учитывать эти образцы при разработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих форм бухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.

Порядок отражения средств целевого финансирования в формах бухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13/2000, показывают в Бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 640 «Доходы будущих периодов» или же их можно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческие организации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные или краткосрочные обязательства.

Некоммерческой организации нужно руководствоваться пунктом 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом №67н. Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль», приведенных в образце форм, некоммерческой организации следует включить в баланс статью «Целевое финансирование».

Доходы от использования средств целевого финансирования, признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» в соответствии с настоящим положением, отражаются в составе внереализационных доходов Отчета о прибылях и убытках (формы №2) как активы, полученные безвозмездно.

Суммы средств целевого финансирования, em>признанные в бухгалтерском учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются в составе внереализационных расходов отчета о прибылях и убытках (формы №2) и расшифровки отдельных прибылей и убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В отчете об изменениях капитала (форме №3) данные об остатках средств целевого финансирования и поступлений (из бюджета, внебюджетных фондов, от других организаций и граждан), их использовании и остатках на конец отчетного периода могут приводиться в Справке после раздела «Изменение капитала». Для этого в Справку добавляются соответствующие графы.

В отчете о движении денежных средств (форме №4) отражаются полученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме.

Для формирования раздела «Государственная помощь» Приложения к бухгалтерскому балансу (формы №5) используется информация о полученных в отчетном году бюджетных средствах по видам поступлений.

В отчете о целевом использовании полученных средств (форма №6) отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года, поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениям расходования за отчетный год и предыдущий год.

В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении целевого бюджетного финансирования:

  • характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
  • назначение и величина бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых прямо получаются экономические выгоды.
    К прочим формам государственной помощи относится предоставленная выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки). Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности (пункт 18 ПБУ 13/2000).
  • невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы (ссылка на положение).

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Составляем баланс: шпаргалка для некоммерческих организаций

Специалисты Минфина России выпустили разъяснения, которые будут полезны бухгалтерам некоммерческих организаций при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. (информационное письмо № ПЗ-1/2011). Четыре года назад финансисты выпускали аналогичные рекомендации. Но за это время законодательство о бухгалтерском учете претерпело изменения, что и обусловило появление новых пояснений.

Что берем на вооружение

Финансисты напомнили некоммерческим организациям, какими документами нужно руководствоваться при составлении бухгалтерской отчетности. В первую очередь, это Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете).

Также необходимо руководствоваться:

— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение № 34н);

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н;

— Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Обратите внимание, в эти документы были внесены изменения, которые необходимо учесть при составлении отчетности за 2011 г. (приказы Минфина России от 08.11.2010 № 142н, от 25.10.2010 № 132н и от 24.12.2010 № 186н).

В прежних разъяснениях, данных финансистами некоммерческим организациям в информационном письме от 01.01.2007 № ПЗ-1/2007 (далее – Рекомендации № ПЗ-1/2007), специалисты Минфина России также рекомендовали пользоваться вышеназванными документами (за исключением приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н, который на тот момент содержал много устаревших положений).

Кроме того, нужно помнить, что начиная с отчетности за 2011 г. изменены формы бухгалтерской отчетности. Теперь они утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н).

Состав отчетности

Некоммерческим организациям предоставлено право не раскрывать отдельные показатели в бухгалтерской отчетности.

Так, они не обязаны раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Также некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения № 34н). Если же компания примет решение сформировать такой отчет, она должна следовать нормам нового ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н.

Что касается формы отчета о целевом использовании полученных средств, то в обязательном порядке ее должны применять только общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). А как же быть другим некоммерческим организациям?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 4 приказа № 66н. В этой норме сказано, что для остальных некоммерческих организаций данная форма является рекомендованной и применяется она при формировании соответствующих пояснений к балансу. Но, на наш взгляд, указанный отчет все-таки лучше составлять всем некоммерческим организациям, тем самым будут выполнены требования о достоверности бухгалтерской отчетности. Заметим, что в прежних Рекомендациях № ПЗ-1/2007 специалисты Минфина России придерживались именно такой точки зрения.

В отношении общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), следует отметить, что они представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год и в нее входят:

— баланс;

— отчет о прибылях и убытках;

— отчет о целевом использовании имущества (п. 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете).

Остальные некоммерческие организации представляют отчетность в общеустановленном порядке: квартальную — в течение 30 дней по окончании квартала, годовую — в течение 90 дней по окончании года.

При составлении отчетности необходимо помнить, что некоммерческие организации самостоятельно определяют детализацию показателей баланса и отчета о прибылях и убытках, а также содержание пояснений (п. 3 и 4 приказа № 66н).

Как и прежде, при формировании показателей бухгалтерской отчетности некоммерческая организация должна исходить из требований существенности. При этом критерии существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения организации определяют самостоятельно.

Рекомендации Минфина

В информационном письме № ПЗ-1/2011 специалисты Минфина России рассмотрели особенности формирования некоммерческими организациями показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также отчета о целевом использовании полученных средств с учетом требований действующего законодательства.

Для удобства все рекомендации по составлению баланса мы свели в таблицу в сравнительном анализе с прежними разъяснениями Минфина России.

Наименование показателя

Особенности формирования показателей

Рекомендации
№ ПЗ-1/2007

Рекомендации
№ ПЗ-1/2011

Группа статей «Основные средства»

Отражается первоначальная стоимость основных средств:

— закрепленных на праве оперативного управления или переданных некоммерческой организации в хозяйственное ведение;

— приобретенных за счет средств, выделенных учредителями;

— полученных в качестве добровольных имущественных взносов (паевых взносов) и пожертвований;

— приобретенных за счет целевых взносов на приобретение (создание) объектов основных средств (в том числе общего пользования).

При этом основные средства должны быть предназначены для обеспечения уставной (включая предпринимательскую) деятельности некоммерческой организации.

Аналитический учет основных средств должен обеспечить получение данных о наличии и движении объектов.

Информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Выбытие объектов основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства»
и «Добавочный капитал» (по обособленной статье, именуемой, например, «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»). Одновременно производится уменьшение соответствующего показателя сумм износа по объектам основных средств в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

Информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан с целью предоставления во владение и пользование членам кооператива, а не для использования
в своей деятельности и по своему усмотрению, раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в оценке, определяемой исходя из величины обязательств членов кооператива по указанному имуществу

Уточнено, что информация об износе основных средств, начисляемом линейным способом и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно по графам «Накопленный износ» и «Начисленный износ».

А информация об имуществе, приобретенном потребительским кооперативом граждан и учитываемом за балансом, раскрывается
в таблице пояснений «Иное использование основных средств».

Выбытие основных средств из-за невозможности использования отражается как уменьшение по группам статей «Основные средства» и «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Группа статей «Запасы»

Отражаются остатки предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации и принадлежащих ей на праве собственности или ином вещном праве материально-производственных ценностей.

Некоммерческая организация может не включать в указанную группу статью «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» при отсутствии значительных остатков и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. В этом случае материальные ценности, используемые для управленческих нужд, признаются в качестве расхода соответственно по группам статей «Расходы на содержание аппарата управления» и «Расходы на целевые мероприятия» непосредственно в Отчете о целевом использовании полученных средств

Порядок остался прежним

Статья «Затраты в незавершенное строительство» в группе статей «Запасы»

Заполняется при наличии расходов по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг в соответствии с предметом и целями деятельности. Указанные расходы отражаются на счетах учета расходов по обычным видам деятельности, предусмотренных Планом счетов

Уточнено, что показатель заполняется при наличии существенных затрат по незаконченным работам и незавершенному оказанию услуг. Кроме того, указанные затраты отражаются на счетах раздела III «Затраты на производство» Плана счетов

Группа статей «Дебиторская задолженность»

Потребительские кооперативы отражают задолженность членов кооператива, имеющих право на паенакопления, при передаче членам кооператива имущества, предназначенного для предоставления во владение и пользование его членам. Возникновение такой задолженности обусловлено обязательствами члена кооператива по выплате паевого взноса, либо по возврату предоставленного ему во владение и пользование имущества
в случае невыплаты паевого взноса, либо по иным основаниям, предусмотренным уставом кооператива

Дополнено, что исходя из Положения
№ 34н резервы по сомнительным долгам создаются по дебиторской задолженности юридических
и физических лиц
в момент признания ее сомнительной
с учетом требования своевременности отражения в бухучете фактов хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 1/2008

Группа статей «Финансовые вложения» в разделе I
«Внеоборотные активы» и группа статей «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в разделе II
«Оборотные активы»

Кредитный потребительский кооператив граждан отражает величину займов, предоставленных своим членам за счет фонда финансовой взаимопомощи, сформированного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

При заполнении указанных статей необходимо руководствоваться ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Изменена группировка статей. Ранее была предусмотрена группа статей «Долгосрочные финансовые вложения» и группа статей «Краткосрочные финансовые вложения». Порядок заполнения показателя остался прежним

Группа статей «Денежные средства
и денежные эквиваленты»

Отражаются остатки денежных средств на отдельном банковском счете, предназначенном для осуществления расчетов, связанных с получением денежных средств на формирование целевого капитала, передачей денежных средств, составляющих целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, пополнением уже сформированного некоммерческой организацией целевого капитала в соответствии с условиями договора пожертвования или завещания, а также с использованием, распределением дохода от целевого капитала.

Операции, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, отражаются в порядке, установленном приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н.

Личные сбережения граждан, переданные на основании договора в пользование кредитному потребительскому кооперативу, учитываются и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от других средств фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива

Порядок заполнения показателя остался прежним

Раздел III «Целевое финансирование»

Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» некоммерческая организация включает статьи «Паевой фонд», «Целевой капитал», группы статей «Целевые средства», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от вида некоммерческой организации)

В список заменяемых показателей добавлен «Добавочный капитал». А в перечень включаемых показателей — «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

Статья «Паевой фонд»

Заполняется потребительскими кооперативами. По данной статье отражается следующая информация:

— о паевых взносах пайщиков потребительских кооперативов, членов кредитных потребительских кооперативов граждан, отнесенных на статью «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность»;

— о паевых взносах членов потребительского кооператива граждан, имеющих право на паенакопления, поступающих в качестве источников формирования имущества, необходимого для удовлетворения имущественных потребностей членов потребительского кооператива. При полной выплате членом кооператива паевого взноса соответствующая сумма обязательств члена кооператива по возврату предоставленного ему имущества, отраженная по статье «Расчеты с пайщиками» группы статей «Дебиторская задолженность», уменьшает статью «Паевой фонд».

Указанные паевые взносы отражаются в бухгалтерском балансе отдельно от вступительных взносов и других источников целевого финансирования расходов на содержание аппарата управления потребительского кооператива граждан, отражаемых по статье «Целевые средства»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевой капитал»

Включается в баланс некоммерческой организацией, формирующей целевой капитал (целевые капиталы). По ней раскрывается информация о величине сформированного на отчетную дату целевого капитала некоммерческой организации.

Со дня передачи денежных средств в доверительное управление управляющей компании целевой капитал считается сформированным и отражается как увеличение по статье «Целевой капитал»
и как уменьшение по статье «Задолженность перед жертвователями» по группе статей «Кредиторская задолженность»

Порядок заполнения показателя остался прежним

Статья «Целевые средства»

Здесь отражаются:

— неиспользованные на отчетную дату целевые средства, предназначенные для обеспечения некоммерческой организацией целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, отраженные в отчете о целевом использовании полученных средств;

— чистая прибыль/убыток от предпринимательской деятельности некоммерческой организации, сформированная по итогам ее деятельности за отчетный год и предназначенная на финансовое обеспечение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии с утверждаемой сметой.

Указанные виды средств целесообразно показывать в балансе обособленно.

Группа статей «Целевые средства» увязывается
с отдельными статьями, отражаемыми в разделе I «Внеоборотные активы», в разделе II «Оборотные активы» по группам статей «Запасы», «Денежные средства», «Краткосрочные финансовые вложения» на суммы полученных некоммерческой организацией денежных средств и имущественных взносов от учредителей (членов), а также иных поступлений.

При принятии некоммерческой организацией решения о раскрытии информации о задолженности по членским взносам или иным ожидаемым поступлениям, суммы начисленной задолженности отражаются по группе статей «Дебиторская задолженность».

Использование средств целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиционных средств на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, раскрывается как уменьшение по группе статей «Целевые средства» и соответственно как увеличение статьи, именуемой «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», по группе статей «Добавочный капитал».

Информация о целевом использовании некоммерческой организацией полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования) раскрывается в отчете о целевом использовании полученных средств

Исключено требование о том, что чистая прибыль должна быть предназначена на финансовое обес­печение уставной деятельности в последующие периоды в соответствии
с утвержденной сметой. Исключена фраза о целесооб­разности отдельного отражения неиспользованных средств и чистой прибыли/убытка.

Уточнено наименование статей, с которыми увязывается группа статей «Целевые средства». Вместо статьи «Денежные средства» значится статья «Денежные средства и их эквиваленты», а вместо статьи «Краткосрочные финансовые вложения» — статья «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)»

Группа статей «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»

По этой группе статей отражаются:

— средства целевого финансирования, полученного некоммерческой организацией в виде инвестиции на приобретение и (или) создание основных средств, включая общего пользования, в том числе выделенных в неделимый фонд;

— средства фонда финансовой взаимопомощи, созданного в установленном порядке кредитным потребительским кооперативом граждан.

Указанная информация раскрывается обособ­ленно, например, по статьям, именуемым соответственно «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» и «Фонд финансовой взаимопомощи»

Изменено название группы статей. Раньше она называлась «Добавочный капитал». Поэтому Минфин России рекомендовал отражать указанную информацию, например, по статье «Фонд финансовой взаимопомощи». В остальном порядок формирования показателя остался прежним

Группа статей «Резервный и иные целевые фонды»

Включаются показатели, раскрывающие величину резервного и иных целевых, специальных фондов, предусмотренных законодательством РФ и уставом некоммерческой организации

Порядок заполнения показателя остался прежним

Группа статей «Оценочные обязательства»

Такая группа статей в балансе отсутствовала

Сюда включаются показатели, учитывающие оценочные обязательства, отражаемые на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». При признании оценочного обязательства в соответствии ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива

А теперь посмотрим, какие рекомендации специалисты Минфина России дали некоммерческим организациям для формирования отчета о прибылях и убытках.

Некоммерческие организации отражают в отчете о прибылях и убытках причитающиеся (полученные) ими доходы от предоставления за плату во временное владение и (или) пользование объектов недвижимости, доходы от продажи активов, иные доходы, связанные с предпринимательской и иной уставной деятельностью.

Если некоммерческая организация формирует целевой капитал, то она раскрывает доходы от использования имущества, составляющего целевой капитал и размещаемого некоммерческой организацией самостоятельно и через доверительных управляющих.

В зависимости от существенности вышеназванные доходы отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие доходы».

В отчете о прибылях и убытках некоммерческая организация должна раскрыть расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, и вознаграждение управляющей компании, осуществляемые за счет доходов от целевого капитала в соответствии с законодательством РФ. Так же как и доходы, названные расходы в зависимости от их существенности отражаются в виде отдельных статей отчета о прибылях и убытках либо включаются в статью «Прочие расходы».

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается некоммерческой организацией заключительными оборотами декабря в кредит счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». В балансе она отражается в разделе III «Целевое финансирование» по группе статей «Целевые средства», а в отчете о целевом использовании полученных средств по статье «Прибыль от предпринимательской деятельности организации».

В аналогичном порядке отражается и сумма чистого убытка, с той лишь разницей, что он списывается в дебет счета 86, а в отчете о целевом использовании полученных средств этот убыток показывается в составе использованных средств по статье «Прочие» с выделением в случае существенности обособленной статьи «Убытки от предпринимательской деятельности организации».

Что касается отчета о целевом использовании полученных средств, то рекомендации Минфина России по его формированию практически остались прежними. В новых разъяснениях финансисты уточнили, что по статье «Расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)» включаются изменения за отчетный период величины оценочных обязательств:

— по оплачиваемым отпускам работника;

— по вознаграждениям работникам в виде стимулирующих выплат (вознаграждения по итогам года, премии, бонусы и т.п.), в виде выходных пособий и иных выплат при расторжении трудового договора;

— по обеспечению вознаграждений работников после расторжения трудового договора с организацией в виде пенсий, страховых и иных выплат и т.п.

Кроме того, специалисты Минфина России рекомендовали отражать по отдельной статье чистый убыток, если его сумма существенна. В случае несущественности убыток отражается по статье «Прочие».

И последний момент, на который следует обратить внимание некоммерческим организациям при составлении бухгалтерской отчетности. Он касается тех компаний, которые обнаружили существенные ошибки предшествующих отчетных периодов и исправили в 2011 г. или же вносили изменения в учетную политику. Такая информация раскрывается в таблице 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» отчета о движении капитала. При этом вместо показателя «Капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» указанной таблицы некоммерческая организация включает соответственно показатели «Целевое финансирование» и «Целевые средства».

Счет 86 «Целевое финансирование»

В этом материале, который продолжает серию публикаций, посвященных новому плану счетов, проведен анализ счета 86 «Целевое финансирование» нового плана счетов. Этот комментарий подготовлен Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО «Балт-Аудит-Эксперт».

Счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления их.

Целевое финансирование — это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил. Вот хорошая житейская аналогия: мать дарит дочери деньги на покупку туфель. И хорошая дочь купит непременно туфли, да еще те, что матери, а не ей — дочери, нравятся. Но никогда не потратит эти деньги, вопреки воле матери на что-нибудь другое: на кофточку, ресторан, дискотеку и т.д., и т.п. Точно также и на счете 86 «Целевое финансирование» учитывается предоставление предприятию средств, расходование которых ограничено определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. К таким средствам относятся: государственная помощь и средства, предоставляемые в аналогичном порядке иными лицами в форме субвенций, субсидий *, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.

* Примечание: Под субвенциями понимают денежные выдачи на строго определенные цели. Если эти цели не выполнены, то полученные деньги подлежат возврату. Субсидии — как денежные, так и натуральные выплаты и в случае нецелевого использования они, обычно, не возвращаются.

Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий. Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов, или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Безвозвратные займы представляют собой кредиты, от погашения которых организация освобождается при выполнении ряда условий. Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получив данной помощи.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

  • Финансирование расходов или покрытие убытков,
  • Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
  • На приобретение активов

К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:

  • получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
  • получение кредитов и иных возвратных средств;
  • отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

Целевое финансирование отражается в учете при выполнении следующих условий:

  • существует достаточная уверенность в том, что условия предоставления помощи будут выполнены;
  • существует достаточная уверенность в получении помощи.

Уверенность в выполнении условий зависит от намерений и возможности руководства организации использовать помощь и определяется им путем анализа соответствующих договоров, публичных решений, технико-экономических обоснований, проектно — сметной документации.

Уверенность в получении помощи возникает при получении достоверной информации о поступлении денежных средств, передачи активов или погашения кредиторской задолженности, а также утвержденных бюджетных росписей, уведомлений об ассигнованиях и т.п.

Порядок бухгалтерского учета государственной помощи регулируется одноименным ПБУ 13/2000, которым можно руководствоваться по аналогии и при учете и не бюджетного финансирования. Поступление активов или погашение кредиторской задолженности проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету соответствующих счетов средств и расчетов. При этом План счетов и ПБУ предусматривают, что предоставление права предприятия, надлежащим образом оформленного на получение помощи проводится по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» как дебиторская задолженность лица или бюджета, обязавшегося такое финансирование предоставить. В таком случае поступление средств будет отражаться в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на исполнение обязательств по перечислению финансирования ранее учтенного на счете 86 «Целевое финансирование» счету. Следует, однако, помнить, что отражение финансирования в момент предоставления, а не получения помощи может быть сделано только в том случае, когда налицо четкие и формальные обязательства предоставления такой помощи, которую можно истребовать в судебном порядке.

Отражение использования финансирования зависит от целей, на которое оно предоставлено.

Помощь, заключающаяся в финансировании приобретения активов, относится к доходам будущих периодов, возникающим вследствие безвозмездного получения средств. Такая помощь списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездные поступления». По мере расходования полученных средств, приходящееся на них финансирование относится на доходы организации. Если помощь предоставляется на финансирование капитальных вложений, то доходы будущих периодов списываются на прибыль одновременно с амортизацией внеоборотных активов и в равных ей суммах. Если финансируется приобретение текущих активов, (производственных запасов, например), то при их оприходовании использованное финансирование списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов» и по мере расходования полученных таким образом средств, доходы будущих периодов списываются в дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91 «Прочие доходы». Финансирование, использованное на покрытие затрат предприятия или оплаты специальных мероприятий, по мере расходования средств относится сразу на доходы отчетного периода. Средства, полученные в возмещение затрат прошлых лет к целевому финансированию не относятся и проводятся как доходы текущего периода. Помощь, предоставляемая единым пакетом, как на покрытие расходов, так и на финансирование активов должна распределяться между счетом 86 «Целевое финансирование» и счетом 91 «Прочие доходы» пропорционально соответствующим затратам.

Отражается целевое финансирование ни тогда, когда получаются средства, а тогда, когда выражается юридически оформленная воля органа, обязующегося эти средства выделить:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»

И только после того, как будут получены деньги, бухгалтер составит проводку:

Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Таким образом, по дебету счета 51 «Расчетные счета» концентрируются полученные деньги, а по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» указывается, что эти деньги могут быть потрачены только в соответствии с заданной целью.

Возникает вопрос: когда организация, получившая средства в виде целевого финансирования, начинает получать от этого выгоды, когда получены средства или когда эти, полученные средства, начинают приносить доход. Рассмотрим оба варианта.

1. Если принимается первая трактовка, то доход возникает сразу же, как только или возникает право на их получение или как только будут получены деньги (выбор варианта зависит от учетной политики), т.е.

  • или после записи:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»

  • или после оприходования полученных средств:

Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Далее, по мере того, как будут тратиться деньги, бухгалтер будет уменьшать объем полученного целевого финансирования.

Например, оприходованы основные средства, купленные за счет средств целевого финансирования:

Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»

Оплачены купленные основные средства*:

Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»

* Примечание: Система учетных записей по приобретению основных средств в методических целях дана упрощенная (без использования счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и др.)

Отражается использование средств целевого финансирования:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 83 «Добавочный капитал»

Преимущества этого метода. Целевое финансирование не как результат хозяйственной деятельности, а как внешнее по отношению к предприятию событие. У него возникает доход, но этот доход не трактуется как прибыль и не увязывается с ней. Факт целевого финансирования способствует хозяйственной деятельности, но не определяет ее. Записи отличаются простотой и логичностью: если деньги целевого финансирования потрачены, то и объем этого финансирования исчерпан. Место актива в деньгах занято активом в основных средствах, а в пассиве, исполнение воли «дарителя» отражается увеличением источников средств предприятия.

Недостатки. Согласно допущению о непрерывности деятельности предприятия, (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), его расходы должны сопоставляться по времени с теми доходами, благодаря которым они были получены. Следовательно, доходы у предприятия возникают не тогда, когда его собственникам «подарили» средства целевого назначения, а тогда, когда эти средства стали «работать». И целевое финансирование переходит в собственность предприятия не тогда, когда его администрация потратила деньги, а по мере того, как эти затраты начинают окупаться.

2. Если принимается вторая трактовка и считается, что целевое финансирование осваивается не тогда, когда поступают выделенные средства, а когда они приносят выгоды, то делаются следующие записи:

а) получены средства целевого финансирования (деньги):

Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование»

* Примечание: Мы для простоты пропустили промежуточный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

б) оплачены приобретенные основные средства:

Дебет 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 51 «Расчетные счета»

в) оприходованы основные средства:

Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08.4 «Приобретение объектов основных средств»;

Обратите внимание на то обстоятельство, что все приобретения основных средств за счет целевого финансирования никак не уменьшают объемы этого финансирования. По мере эксплуатации начинает начисляться амортизация купленного за счет этого финансирования оборудования:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит 02 «Амортизация основных средств»

И только после этой записи начинается освоение целевого финансирования:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»

Таким образом, финансирование, в этом случае, уменьшается не по мере траты денег, а только в течение всего срока эксплуатации основного средства.

Поскольку целевое финансирование может осуществляться не только в деньгах, но и в вещественной форме, то если, допустим, выделены были бесплатно материалы, то записи обретут следующий вид:

Дебет 10 «Материалы»
Кредит 86 «Целевое финансирование»

И только после списания этих материалов в производство будет сделана запись:

Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10 «Материалы»

И затем бухгалтер отразит освоение целевого финансирования:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»

Преимущества этого метода связаны с четким соблюдением допущения о непрерывности деятельности предприятия и (ПБУ 1/98 «Учетная политика»), соответственно, согласования по времени полученных доходов и понесенных расходов, ибо целевое финансирование выделяется не на то, чтобы средства были потрачены, а для того, чтобы они приносили пользу в виде дохода. И пока этой пользы (дохода) не возникает, воля «дарителя» — органа, выделившего средства в виде целевого финансирования, остается неисполненной.

Недостатки. Воля «дарителя» может быть проконтролирована не по бухгалтерским записям, которые могут включать и вуалирование и фальсификацию, а по ее фактическому выполнению. Важно смотреть не на то, как бухгалтер начисляет амортизацию, а на то, как работает машина, выделенные средства, а есть ли она вообще; важно увидеть, что материалы списываются в производство, а не дублировать эти записи, отражая якобы полученный доход. С бухгалтерской точки зрения, формальное проведение в жизнь допущения о непрерывности предприятия приводит к большим методическим трудностям, так как все материалы, находящиеся в собственности организации, учитываются на счете 10 «Материалы» и одни и те же материалы учитывать отдельно (купленные и поступившие по целевому финансированию) очень трудно. То же самое, в еще большей степени, относится и к товарам, полученным по целевому финансированию в предприятиях торговли. Особенно это относится к предприятиям розничной торговли, в которых ведется стоимостной (суммовой) учет товаров.

Значение сказанного усугубляется, если принять во внимание, что во втором случае следует вести аналитический учет не только выделенных целевых поступлений, но и постоянно отражать использование каждой суммы выделенного целевого финансирования.

Счет 86 «Целевое финансирование» используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Чаще он применяется последними для учета целевых средств, получаемых в качестве вступительных, членских и добровольных взносов и иных источников для финансирования затрат, связанных с уставной деятельностью некоммерческих организаций.

Полученные средства целевого финансирования отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Использование этих средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетами:

а) 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — списание затрат на содержание некоммерческой организации;
б) 83 «Добавочный капитал» — на использование целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств и т.п.

В последнем случае затраты, связанные с приобретением, строительством или созданием внеоборотных активов, собираются на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», по кредиту которого в дальнейшем списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». На общую сумму израсходованных при этом средств и составляется последняя проводка.

Иногда коммерческие организации получают из бюджета государственную помощь. Порядок учета ее получения и использования регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. Ниже покажем в общих чертах этот порядок по операциям, отражаемым в учете с использованием счета 86 «Целевое финансирование».

Целевое финансирование из бюджета может предоставляться:

а) на осуществление капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов;
б) на финансирование текущих расходов организации.

Оно может быть получено денежным средствами или другими активами.

Принятие к учету целевого финансирования может осуществляться двумя способами:

1) одновременное отражение дебиторской задолженности организации — источника получения средств и возникновения целевого финансирования.

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 86 «Целевое финансирование»

В дальнейшем при фактическом получении средств кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, капитальных вложений и т.п.

2) по мере фактического поступления средств.

При этом дебетуется счета по учету денежных средств, капитальных вложений, материально — производственных запасов и т.п. в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».

Утверждение, содержащееся в пояснениях к счету 86 «Целевое финансирование», о том, что данный счет кредитуется только в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», исправлено в приведенных типовых проводках, которые предусматривают кредитование счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции и с другими счетами.

В обоих случаях стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.

Первый способ принятия к учету целевого финансирования применяется, если организация уверена:

а) что сможет выполнить условия, на которых предоставляется финансирование;
б) что она получит целевое финансирование.

Порядок списания целевого финансирования зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены:

а) для финансирования капитальных расходов;
б) для финансирования текущих расходов.

В первом случае затраты, связанные с покупкой, строительством и созданием внеоборотных активов, собираются в обычном порядке на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», с которого списываются на дебет счетов 01 «Основные средства» и/или 04 «Нематериальные активы». Одновременно на общую сумму понесенных при этом расходов делается запись:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»

В дальнейшем на сумму начисленной амортизации по основным средствам и/или нематериальным активам дебетуются счета по учету затрат и кредитуется счета 02 «Амортизация основных средств» и/или 05 «Амортизация нематериальных активов».

Одновременно на сумму начисленной амортизации делается запись:

Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»

Если внеоборотные активы не подлежат амортизации (например, объекты внешнего благоустройства, библиотечные фонды и т.п.), то в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления средств целевого финансирования, их стоимость списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» на внереализационные доходы, т.е. на кредит счета 91.1 «Прочие доходы».

Если бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов (например, принятия к бухгалтерскому учету материально — производственных запасов) на их сумму делается запись:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 98 «Доходы будущих периодов»

В дальнейшем, при отпуске материально-производственных запасов в производство составляется проводка:

Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»

Величина целевого финансирования, принимаемая к учету, оценивается в стоимости фактически полученных активов (в соответствии с правилами оценки последних, установленных соответствующими ПБУ) или номинальной величиной погашенной кредиторской задолженности.

Целевое финансирование, условия использования которого не выполнены, может быть прекращено или отозвано. Поэтому всякое существенное отступление от порядка его использования должно раскрываться в отчетности. Отзыв или прекращение помощи должно немедленно признаваться как возникновение кредиторской задолженности в сумме, подлежащей возврату. Сумма ранее признанного дохода от помощи должна быть списана в расход. На общую величину подлежащего возврату финансирования кредитуются соответствующие счета расчетов (с бюджетом или с прочими кредиторами) в корреспонденции с дебетом счета 86 «Целевое финансирование», а превышение возвращаемой помощи над сальдо неиспользованной суммы признается расходом и относится в дебет счета финансовых результатов.

Аналитический учет целевого финансирования должен обеспечивать предоставление информации о том, кем предоставлено финансирование, его целях и условиях, величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или не амортизированных активов.

Целевое финансирование отражается в бухгалтерском балансе в сумме сальдо по счету 86 «Целевое финансирование» в статье «Доходы будущих периодов» или по особой статье в разделе «Краткосрочные обязательства». Последний вариант предпочтительнее для предприятий, которые имеют значительный объем специального финансирования под капитальное строительство, так как при первом варианте по статье «Доходы будущих периодов» будет показано как использованное, так и неиспользованное финансирование. Необходимые раскрытия приводятся в пояснительной записке. В ней также может быть раскрыта помощь, которую организация намерена получить в следующем периоде, условия ее предоставления и порядок использования. Все это. Говоря словами А.С.Пушкина, придает отчетности «прозрачный сумрак».

Примеры отражения полученного финансирования в учете.

1.Компенсация расходов

1.1. В связи с проведением празднования дня города предприятию 20.05.2001 перечислены из местного бюджета средства на строительство праздничной трибуны перед заводскими воротами. Трибуна сооружена 27.05.2001.

Полученная помощь 20 мая приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Расходы списываются по мере их совершения в дебет счета 91.2 «Прочие расходы». 27 мая использованное финансирование списывается в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 91.2 «Прочие расходы».

1.2. Местный бюджет компенсирует автотранспортному предприятию убытки, связанные с пассажирскими перевозками, понесенные предприятием в 2001 году. Компенсация проводится в виде перечисления средств на расчетный счет предприятия 1 июня 2002 года.

Полученная компенсация убытков прошлого года приходуется 1 июня 2002 года по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» и отражается в составе финансовых результатов за 2002 год. Убыток показывается в отчете о прибылях и убытках за 2001 год в некомпенсированной величине. В пояснительной записке за 2001 год предприятие укажет порядок предоставления, основание предоставления и размер ожидаемой компенсации.

2. Финансовая поддержка

2.1. Предприятие А перечислило 20.05.2002 средства на расчетный счет аффилированной организации с целью пополнения оборотных средств последней. Полученная помощь приходуется по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 91.1 «Прочие доходы».

3. Финансирование приобретения активов

3.1. Предприятие ведет строительство очистных сооружений, частично финансируемое за счет бюджетных средств. 15.06.2002 принят в эксплуатацию коллектор сбора использованной воды и начаты работы по сооружению фильтрационной установки. Инвентарная стоимость коллектора определена в сумме 10 млн. руб. Незавершенное строительство по фильтрационной установке составляет 20 млн. по состоянию на 31.12.2002.

01.11.2002 на расчетный счет предприятия поступило бюджетное финансирование в сумме 10 млн. руб., в том числе 2 млн. на сооружение коллектора и 8 на финансирование сооружения фильтрационной установки. Полученные средства 1 ноября приходуются по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в сумме 8 млн. руб. и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» в сумме 2 млн. руб. В течение 2002 года стоимость принятого в эксплуатацию коллектора амортизируется по установленной норме (2%). Одновременно полученное на сооружение коллектора финансирование списывается в доход предприятия проводкой по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» с кредита счета 91.1 «Прочие доходы». Размер списания составит 20 тыс.руб. (0,02/12*6*2.000.000).

4. Одновременное финансирование расходов на приобретение активов

4.1. В соответствии с государственной программой обеспечения «северного завоза» предприятие получило 15.06.2002 безвозвратный заем в размере 100 млн. руб., условием которого служит обеспечение поставки 100 тыс. т. мазута. 01.09.2002 предприятие заключило договор поставки и загрузило в хранилище 99 тыс. т. мазута. 1 тыс. т. составили потери при разгрузке, которые предприятие решило списать на расходы. Стоимость отпущенного мазута по цене франко-склад поставщика оставила 110 млн. руб., стоимость перевозки — 10 млн. руб. 01.10.2002 50 тыс. т. мазута продано ТЭЦ за 50 млн. руб. 15.06.2002 надлежит оприходовать поступивший безвозвратный заем в сумме 100 млн. руб. 01.09.2002 необходимо оприходовать полученный мазут и потери при перевозке, а также задолженность поставщикам и перевозчикам. Одновременно следует распределить полученную помощь и списать часть полученного займа на доходы. 01.10.2002 необходимо списать проданный мазут и отнести на доход, приходящуюся на проданный мазут долю безвозвратного займа. В учете, таким образом, будут сделаны следующие записи:

Поступил безвозвратный заем:

Дебет 51 «Расчетные счета»
Кредит 86 «Целевое финансирование» -100 000 руб.

Себестоимость.

Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на реализованный мазут:

Дебет 86 «Целевое финансирование»
Кредит 91.1 «Прочие доходы»

5. Возврат государственной помощи

5.1. Если в условиях примера 3.1 выяснится, что построенные очистные сооружения не отвечают характеристикам, предусмотренным программой помощи, то с момента лишения предприятия права на субсидирование надлежит сделать в учете следующие записи:

Право на субсидию аннулируется

  • Отражается задолженность в сумме полученных средств
  • Списывается ранее признанный доход

Получен мазут

  • Поступило на склад (99%)
  • Потери (1%)
  • НДС на поступивший мазут
  • НДС на потери

Получен счет за перевозку

  • Стоимость перевозки полученного мазута
  • Стоимость перевозки потерянного мазута
  • НДС на перевозку поступившего мазута
  • НДС на перевозку потерянного мазута
  • Отражен доход от не возврата займа, приходящийся на потерянный мазут (1% от займа)

Списан реализованный мазут

  • Отпускная цена
  • НДС

При организации бухгалтерского учета целевого финансирования целесообразно учитывать требования налогового законодательства. Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитывается имущество, полученное предприятиями в рамках целевого финансирования. При этом законодатель дал конкретное определение средств целевого финансирования. Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

  • средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • полученные гранты;
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика;
  • средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  • средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.

Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *