Учет ремонта автомобиля

Отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией

ИА ГАРАНТ

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете организации операций, связанных с ремонтом автомобиля сторонней организацией?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов (в данном случае — нового кондиционера) следует рассматривать в качестве составной части расходов на ремонт транспортного средства.

Обоснование вывода:

В бухгалтерском учете ремонт является одним из способов восстановления имущества (п. 26 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Затраты на текущий ремонт отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе арендованных) на основании п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Согласно п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н) затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, далее — План счетов) для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на продажу, отражаемых на счете 44) используются счета 20-29 (реже — 20-39).

Отношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, регулируются нормами гражданского законодательства о подряде (глава 37 ГК РФ) и о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК РФ).

Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 05.08.2014 N 03-11-11/38552, от 28.08.2013 N 03-11-06/3/35364, от 24.07.2013 N 03-11-06/3/29245, от 05.04.2013 N 03-11-06/3/11238, следует, что договор на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства может предусматривать замену (установку) подрядчиком (исполнителем) конкретных запчастей, при этом стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (независимо от того, выделяется ли стоимость таких запчастей отдельной строкой в договоре на оказание услуг или нет). Такая деятельность рассматривается Минфином России как деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.

В приведенных письмах также допускается ситуация, когда при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор купли-продажи на передаваемые запчасти и оплата запчастей осуществляется отдельно от оплаты услуг, предоставляемых в рамках договора по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. Такую деятельность по продаже запчастей, по мнению финансового ведомства, следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности.

Указанные выводы сделаны Минфином России с учетом того, что пп. «ж» п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, определено, что соответствующий договор (заказ-наряд, квитанция или иной документ) должен содержать перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.

Отметим, что упомянутые правила регулируют отношения с потребителями услуг — физическими лицами, имеющими намерение заказать, либо заказывающими, либо использующими услуги (работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вместе с тем и для отношений сторон по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автомобильной техники, заказчиком которых является юридическое лицо, законом определено, что работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704, ст. 783 ГК РФ). При этом предусматривается, что установленная сторонами цена включает компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильной техники подразумевает, что при выполнении работ исполнитель использует собственные запасные части (кондиционер) и расходные материалы, отдельного договора купли-продажи на данное имущество не заключается, поэтому отношения, возникающие между сторонами в части запасных частей и расходных материалов, не следует рассматривать как обособленные отношения по договору купли-продажи товаров, выходящие за рамки отношений по договору на техническое обслуживание и текущий ремонт.

С учетом изложенного выше мы полагаем, что при отражении в бухгалтерском учете операций по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники организации-заказчику не следует рассматривать использованные подрядчиком (исполнителем) для выполнения работ (оказания услуг) запасные части и расходные материалы (в данном случае кондиционера) в качестве отдельных активов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Стоимость использованных при выполнении работ (оказании услуг) запасных частей и расходных материалов организации-заказчику целесообразно рассматривать в качестве составной части расходов на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт транспортных средств, что с учетом Плана счетов подразумевает следующие бухгалтерские записи:

Дебет 20 (26, 44…) Кредит 60
— отражены расходы на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт автомобильной техники исходя из их общей стоимости (с учетом стоимости использованных подрядчиком (исполнителем) собственных запасных частей и расходных материалов);

Дебет 60 Кредит 51 (50)
— оплачена стоимость ремонта (технического обслуживания) автомобиля.

К сведению:

В соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Определения понятий достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации основных средств в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету не содержатся. Вместе с тем эти понятия предусмотрены нормами главы 25 НК РФ, которые регулируют порядок определения стоимости амортизируемого имущества, включая основные средства, для целей налогового учета. Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Той же нормой определено, что в целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Полагаем, что понятия, содержащиеся в п. 2 ст. 257 НК РФ, могут быть применены и при решении вопроса об основаниях изменения первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета.

Как разъясняется в письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94, установка на автомобиль нового оборудования может быть квалифицирована как дооборудование, влекущее изменение первоначальной стоимости основного средства, если в результате такой установки произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К схожим выводам приходят и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 03.04.2014 N 04АП-4378/13 указал следующее: действующее правовое регулирование позволяет сделать вывод, что основным признаком для квалификации произведенных работ в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ, как при модернизации, так и при техническом перевооружении, являются технические изменения (улучшения), которые приводят к положительным экономическим последствиям (повышение производительности).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.06.2008 N А05-12045/2007 пришел к выводу о том, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

По существу аналогичное мнение высказал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, указавший, что при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Таким образом, установка на автомобиль того или иного оборудования (приборов) может быть квалифицирована как работы по дооборудованию, реконструкции, модернизации, приводящие к увеличению первоначальной стоимости основного средства, если она вносит изменения в технические характеристики, улучшает эксплуатационные свойства транспортного средства.

В данном случае в результате замены кондиционера таких изменений не произошло. Поэтому вести речь о модернизации или дооборудовании нет оснований.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Статья: Расходы на ремонт автомобиля: бухгалтерский и налоговый учет (Паршина Ю.Б.) («Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, n 8)

«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2010, N 8
РАСХОДЫ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ: БУХГАЛТЕРСКИЙ
И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Транспортные средства организации, как собственные, так и арендованные, подвергаются физическому и моральному износу и нуждаются в восстановлении своих технических характеристик.
В соответствии с п. 26 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 27.11.2006), и п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (ред. от 27.11.2006), основные средства можно восстанавливать как посредством ремонта, так и посредством модернизации или реконструкции.
Ремонт автомобилей осуществляется для того, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии.
Главным отличием ремонта от реконструкции или модернизации является то, что он не улучшает технических характеристик автомобиля, не изменяет его назначения и не придает объекту новых качеств. Отличать ремонт от других видов работ необходимо для того, чтобы правильно отразить затраты на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете. Это очень важно помнить, поскольку затраты на проведение модернизации автомобиля следует включать в первоначальную стоимость улучшенных объектов. Такое правило действует и в бухгалтерском (п. 14 ПБУ 6/01), и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ). Расходы на ремонт первоначальную стоимость автотранспортных средств не изменяют ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Также необходимо отличать ремонт от технического обслуживания.
Понятия «техническое обслуживание» и «ремонт» определены в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденном Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г. Под техническим обслуживанием понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых с целью поддержания автотранспорта в работоспособном состоянии. Ремонт — это совокупность мероприятий по восстановлению исправного или работоспособного состояния автотранспорта.
Если ремонт связан с устранением как уже возникших неисправностей, так и с заменой деталей до выхода их из строя, то техническое обслуживание не связано с устранением выявленных неисправностей, оно осуществляется лишь с целью поддержать эксплуатационные свойства объекта основных средств (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным (в зависимости от сложности и продолжительности работ).
Текущий и средний ремонт транспортных средств необходим для того, чтобы систематически и своевременно предохранять их от преждевременного износа и поддерживать в рабочем состоянии. Основное отличие этих двух видов ремонта состоит в том, что текущий ремонт проводится чаще, чем средний.
При капитальном ремонте транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
Насколько часто организация проводит капитальный ремонт, зависит от того, как интенсивно эксплуатируется тот или иной автомобиль. Однако, как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду подтверждается соответствующими документами.
Основными документами при ремонте основных средств являются дефектная ведомость, смета и акт приемки выполненных работ. Если организация проводит планово-предупредительный ремонт, то основанием для проведения такого ремонта является предварительно утвержденный план.
Ремонт автомобиля необходимо проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывают с учетом технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и других причин. В план записывают, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, и указывают общую сумму расходов. Следует учитывать, что план составляют исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя организации. Данная система должна определять порядок обслуживания транспортных средств, проведения их текущих или средних ремонтов, а также капитального и особо сложного ремонта отдельных объектов. План ремонта утверждает приказом или распоряжением руководитель организации.
Согласно п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств инвентарные карточки по объектам транспортных средств, переданным в ремонт, в картотеке следует переставить в группу «Основные средства в ремонте». Это необходимо сделать для того, чтобы своевременно получить ремонтируемые объекты.
Приемка объектов основных средств по окончании ремонта производится по форме N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ. Что касается инвентарной карточки, при поступлении автомобиля из ремонта ее следует переместить из группы «Основные средства в ремонте».
Здесь необходимо обратить внимание на то, что в бухгалтерском учете, когда срок проведения ремонта объекта основных средств превышает 12 месяцев, начисление амортизационных отчислений по данному объекту приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01). Для целей налогообложения амортизация в этом случае продолжает начисляться в обычном порядке.
Ремонт собственного автомобиля
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на ремонт собственных транспортных средств организации отражаются в зависимости от способа их учета, который необходимо предусмотреть в учетной политике.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбрать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
учет расходов на ремонт может вестись с применением счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием на текущие расходы;
организация может создавать резерв на проведение ремонта основных средств с последующим списанием расходов за счет созданного резерва.
Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из представленных способов учета расходов на ремонт автомобилей исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов транспортных средств, периодичности проведения ремонта.
Для целей налогообложения расходы на ремонт основных средств уменьшают налогооблагаемую базу согласно п. 1 ст. 260 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В НК РФ предусмотрено два варианта учета расходов на ремонт основных средств:
расходы на ремонт основных средств можно включать в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
можно сформировать резерв под предстоящие ремонты основных средств для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств.
Важно отметить, что избежать ведения двойного учета расходов на ремонт автомобилей можно только одним способом — необходимо выбрать и для целей бухгалтерского, и для целей налогового учета единый порядок учета расходов на ремонт: либо путем включения в состав расходов суммы фактических расходов на ремонт, либо путем формирования резерва на ремонт основных средств.
Рассмотрим порядок отражения расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.
Как правило, в бухгалтерском учете расходы на ремонт включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в сумме фактических затрат на его проведение в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006). Для целей налогообложения, согласно п. 1 ст. 260 НК РФ, затраты на ремонт относятся в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.
Стоимость ремонтных работ относится в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д. в зависимости от характера использования собственных основных средств. Если организация производит ремонт автомобилей, которые не используются в процессе производства и собственного потребления, то расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Ремонт транспортных средств может быть выполнен как с привлечением сторонних организаций — подрядный способ, так и непосредственно самой организацией — хозяйственный способ.
При осуществлении ремонта подрядным способом основанием для записей в бухгалтерском учете будут:
акт выполненных работ или заказ-наряд от автосервиса, подтверждающий факт проведения ремонта;
счет-фактура от автосервиса, в котором указана сумма НДС, что позволяет обоснованно возместить ее из бюджета;
платежные документы (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, расходный кассовый ордер, авансовый отчет, чек ККМ), подтверждающие оплату услуг автосервиса и стоимость запасных частей.
При осуществлении ремонта подрядным способом в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 60
отражена стоимость выполненного ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
Дебет 60 Кредит 51
оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по выполненному ремонту.
Отметим, что, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ, организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный подрядчиком автомобиль используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС. При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:
работы подрядчиком выполнены (акт о приеме-сдаче работ подписан обеими сторонами);
сумма НДС уплачена подрядчику;
имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.
Если организация использует автомобиль в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма налога по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если ремонт проводят хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, то первичными документами, на основании которых делают записи в бухгалтерском учете, будут:
накладная от поставщика запасных частей;
смета ремонтных работ;
дефектная ведомость ремонта автомобиля;
акт о приемке выполненных работ;
акт о списании израсходованных запасных частей и т.д.
Указанные документы необходимы для экономического обоснования расходов на ремонт.
При осуществлении ремонта собственными силами организации в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 10 Кредит 60
приобретены материалы для проведения ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
отражен НДС по приобретенным материалам;
Дебет 60 Кредит 51
приобретенные материалы оплачены поставщику;
Дебет 68 Кредит 19
предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 10
отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
Дебет 20 (23, 25…) Кредит 70 (69…)
отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата рабочих, страховые взносы и т.д.).
Вычет НДС по материалам, используемым для ремонта транспортных средств, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов, независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт. При этом должны быть выполнены остальные требования, необходимые для применения вычетов.
Если ремонт транспортных средств производится неравномерно в течение года, то учетной политикой для целей бухгалтерского учета может быть предусмотрено, что суммы, истраченные на ремонт, сначала учитываются в составе расходов будущих периодов на счете 97, а затем равномерно списываются на текущие расходы.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:
Дебет 97 Кредит 23 (69, 70…)
отражены расходы на ремонт основных средств;
Дебет 20 Кредит 97
списаны расходы на ремонт.
При этом в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета необходимо предусмотреть порядок списания расходов будущих периодов и текущих расходов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 26.03.2007), порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно.
Однако в налоговом учете такого варианта списания расходов на ремонт не предусмотрено. Именно поэтому для целей сближения бухгалтерского и налогового учета мы не рекомендуем организациям использовать счет 97, а советуем сразу списывать затраты на ремонт в состав текущих расходов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 11.02.2008), если расходы уменьшают прибыль для целей налогообложения в текущем периоде, а для целей бухгалтерского учета распределяются равномерно, то образуются налогооблагаемые временные разницы. Именно поэтому если организация все же использует в бухгалтерском учете для списания затрат на ремонт счет 97, то у нее образуются налогооблагаемые временные разницы — пример 1.
Пример 1. ЗАО «Бальтервиль» в соответствии со своей учетной политикой отражает расходы на ремонт основных средств в составе расходов будущих периодов. Произведенные расходы списываются со счета 97 равномерно в течение года, в котором был произведен ремонт.
В августе 2010 г. ЗАО «Бальтервиль» подрядным способом произвело ремонт автомобиля иностранного производства. Автомобиль используется организацией для производства продукции, облагаемой НДС. Стоимость ремонта — 600 000 руб. (в том числе НДС — 91 525 руб.). Стоимость работ была оплачена в этом же месяце.
В августе 2010 г. в бухгалтерском учете ЗАО «Бальтервиль» выполнение ремонта необходимо отразить следующим образом:
Дебет 97 Кредит 60
508 475 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля в составе расходов будущих

Особенности бухгалтерского учета ремонта автомобиля

Текущий и капитальный ремонт, прохождение периодических техосмотров автомобилей – насущная необходимость, позволяющая поддерживать имущество в состоянии, пригодном для эксплуатации, с целью извлечения прибыли. В ходе этих мероприятий возникают расходы, которые необходимо отражать в налоговом и бухгалтерском учете. К таким расходам можно отнести приобретение запчастей, ремонтные работы технических специалистов СТОА, ремонтных мастерских, профилактические осмотры техники.

Возникновение расходов на автомобиль и их текущий учет

Организация, эксплуатирующая автомобиль, может производить ремонт самостоятельно, а может поручить техническое обслуживание и ремонтные работы специалистам на стороне. В налоговом учете такие расходы относят к прочим согласно п. 1 ст. 260 НК РФ. Их следует признать в том периоде, когда они осуществлялись. Бухгалтерский учет производится на основе первичных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Рассмотрим учет ремонтов на примере ОСНО.

Ремонт и техобслуживание сторонней организацией

Исчерпывающего перечня документов законодательством не предусмотрено. Практикой выработан следующий порядок оформления работ:

  • заключение договора со СТОА, сервисным центром, как правило, на год;
  • составление заявки на ремонт с перечнем работ и необходимых запчастей;
  • акт приема-передачи авто в ремонт с описанием дефектов и проблемных зон;
  • составление заказа-наряда с подробным описанием работ и их стоимостью;
  • акт приема-сдачи работ после их окончания;
  • счет-фактура (при необходимости);
  • акт приема-передачи автомобиля в натуре.

Пусть ООО «Звездочка» приняло решение, обратившись в стороннюю организацию, отремонтировать автомобиль КамАЗ. Стоимость работ, согласно счету на оплату, составила 175000 рублей, включая НДС.

Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • Дт 25 Кт60 — 175000,00 руб. Задолженность СТОА;
  • Дт 19 Кт 60 — 26694,92 руб. Отражен НДС;
  • Дт 60 Кт 51 — 175000,00 руб. Уплачено СТОА за работу;
  • Дт 68 Кт 19 — 26694,92 руб. Предъявлен к вычету НДС.

Ремонт и техобслуживание внутри организации

Как правило, внутри организации используются следующие документы, учитывающие и подтверждающие ремонт:

  • план ремонтов;
  • дефектные ведомости;
  • заявки ответственных за состояние парка лиц на покупку запчастей, первичные накладные, счета-фактуры и другие документы;
  • требования-накладные на выдачу запчастей;
  • акты на списание запчастей и материалов на ремонт;
  • инвентарные карточки и книги с отметками о ремонтах.

Пусть ООО «Звездочка» отремонтировало КамАЗ своими силами. Стоимость запчастей составила 75000 рублей, а заработная плата работников мастерской, занятых ремонтом – 25000 рублей.

Проводки будут такими:

  • Дт 25 Кт 10/5 — 75000,00 руб. Списаны запасные части на ремонт;
  • Дт 25 Кт 70 — 25000,00 руб. Начислена заработная плата;
  • Дт 25 Кт 68,69 — 7500 руб. Отчисления в фонды с заработной платы.

Создание резерва на проведение ремонтов

Резервирование средств для будущих ремонтов – право организации, а не ее обязанность. Необходимо прописать необходимость такого резерва в учетной политике. Расчет отчислений в резерв базируется на данных дефектных ведомостей, стоимости автомобиля, сроках его службы и технических характеристиках. Составляется годовая смета ремонта и обслуживания автомобиля.

Пусть расчетная сметная стоимость на год — 360000,00 рублей, на месяц — 30000,00 рублей.

Проводки и расчеты используются такие: Дт 25 Кт 96 30000,00 руб.

ООО «Звездочка» произвело ремонт КамАЗа в СТОА в январе на сумму 75000, руб., включая НДС 11440,68 руб. Резерв составил 30000,00 руб. Сумма без НДС 63559,32 руб.:

  • Дт 60 Кт 51 — 75000, 00 руб. Оплачен ремонт СТОА;
  • Дт 96 Кт 60 — 30000, 00 руб. Ремонт за счет фонда.

63779,32 — 30000,00 = 33779, 32

  • Дт 97 Кт 60 — 33779,32 руб. Оставшаяся сумма включена в расходы будущих периодов;
  • Дт 19 Кт 60 — 11440,68 руб. Учтен НДС;
  • Дт 68 Кт 19 — 11440,68 руб. НДС предъявлен к вычету.

Следует сказать об особенностях учета ремонтов в случаях, когда автомобиль арендуется или берется по договору лизинга.

Автомобиль в аренде

Существуют два вида договора аренды автомобиля:

  • без экипажа;
  • с экипажем (временное фрахтование).

В первом случае, согласно ст. 642 ГК РФ, арендатор получает право временно пользоваться автомобилем, в том числе и управлять им, содержать в надлежащем виде. Арендодатель получает плату за пользование своим авто. Далее, согласно положениям ст. 644 ГК РФ, текущий и капитальный ремонт автомобиля обязан осуществлять арендатор. Он же и поддерживает надлежащее техническое состояние автомобиля, признавая затраты по закону.

Статья 264 (п. 11-1) позволяет сделать это организациям, применяющим ОСНО, а статья 346.16 (п. 12) – применяющим УСН. Все расходы должны иметь документальное подтверждение, на основании должным образом оформленных первичных документов.

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей признаются без проблем для организаций, применяющих ОСНО:

  • если автомобиль является амортизируемым – на основании ст. 260 НК РФ вне зависимости, прописано это в договоре или нет;
  • если авто амортизации не подлежит (например, арендовано у частного лица или организации на спецрежиме) – на основании ст. 264 НК РФ (п. 1-49).

Расходы на ремонт и обслуживание арендованных автомобилей у организации на УСН признаются однозначно, только если эти автомобили амортизируются. Об этом сказано в ст. 346.16 (п. 4) НК РФ: в перечень ОС включаются те основные средства, которые признаны амортизируемыми (исходя из положений гл. 25 НК РФ). Следовательно, в расходах можно учитывать затраты только амортизируемых автомобилей. Указаний на возможность включать в расходы ремонт и техобслуживание арендуемых у частных лиц автомобилей, которые не подлежат амортизации, у упрощенцев нет. Может возникнуть ситуация, которую налоговые органы вправе трактовать не в пользу арендодателя.

Во втором случае автомобиль арендуется с экипажем. Арендодатель предоставляет за плату, помимо самого автомобиля, и услуги водителя. Здесь, согласно 634 ГК РФ, арендодатель самостоятельно производит ремонты как текущие, так и капитальные.

Внимание! Затраты на приобретение запчастей организацией невозможно будет признать в расходах, поскольку их приобретение является по законодательству обязанностью арендодателя и входит в понятие ремонта автомобиля.

Автомобиль в лизинге

Согласно Закону №164-ФЗ от 29-10-98 г., рассматривающему вопросы лизинга (финансовой аренды), лизингополучатель обязан ремонтировать, производить техобслуживание, охранять принятое им по договору имущество. Если в договоре не прописано иное, положения ст. 17-1 ФЗ 164 являются основанием для включения указанных затрат в расчеты для целей налогообложения. Подтверждается это правило и указаниями ст. 260 НК РФ (п. 1,2). При этом не играет существенной роли, стоит ли автомобиль на балансе лизингодателя либо лизингополучателя – по общему правилу расходы по нему лежат на организации, получившей имущество.

Внимание! Первичные документы и учетные данные должны не только подтверждать факт расходов на автомобиль, но и содержать указание на использование этого автомобиля в производственных целях, для получения организацией дохода, подтверждать экономическую обоснованность расходов.

Кратко

  1. Ремонт автомобилей и их техническое обслуживание производятся как внутри организации, так и вне ее.
  2. Некоторые хозяйствующие субъекты создают резервы на покрытие будущих ремонтов. Эта процедура – их право, а не обязанность. Она должна быть прописана в учетной политике.
  3. Арендованные автомобили ремонтируются за счет арендатора, если заключен договор аренды автомобиля без экипажа.
  4. Имущество в лизинге ремонтируется и обслуживается за счет организации, получившей автомобиль по договору, вне зависимости от того, на чьем балансе находится имущество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *