Унитарное предприятие учредители

Содержание

Правовое положение государственных сельскохозяйственных унитарных предприятий

Унитарным предприятием (ст. 113 ГК РБ) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы гос. (республиканские или коммуналь-ные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в гос. либо частной собственности физического или юридического лица.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности РБ и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица — учредителя, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения. Указом Президента РБ от 28 июня 2007 г. № 302 утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности. Имущество дочернего унитарного предприятия находится в собственности учредителя и принадлежит дочернему предприятию на праве хозяйственного ведения.

Наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника имущества — «государственное предприятие», «частное предприятие». Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РБ) учреждается по решению собственника его имущества либо уполномоченного на то государственного органа или органа местного управления и самоуправления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие) (ст. 115 ГК РБ) может быть образовано в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь.

Государственное сельскохозяйственное унитарное предприятие (совхоз) — это сельскохозяйственная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, осуществляющая свою деятельность на земле, находящейся в государственной собственности, переданной ей в бессрочное (постоянное) пользование, производящая и реализующая сельскохозяйственную и иную продукцию, выполняющая работы и оказывающая услуги.

Как юридическое лицо имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, в том числе валютный, печать, штампы и бланки со своим наименованием; может иметь товарный знак, эмблему и другие реквизиты.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей; действует на принципах полного хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по производству сельскохозяйственной продукции.

Правосубъектность предприятия отражается в уставе, утверждаемом собственником.

Земельная правосубъектность предприятия:

ѕ право бессрочного (постоянного) пользования закрепленной за ним землей,

ѕ право аренды дополнительных земельных участков,

ѕ обязанность своевременно осуществлять природоохранные мероприятия,

ѕ ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель сельхоз назначения, лесов, вод и других природных ресурсов,

ѕ право работников унитарного сельскохозяйственного предприятия иметь на праве собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства,

ѕ право получения для временного пользования дополнительных земельных участков под сенокосы, пастбища и огороды в размерах, определяемых общим собранием, из земель, переданных предприятию.

В отличие от работников коммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кооперативов, акционерных обществ и др.) работники предприятия не имеют права на долю в имуществе предприятия. Поскольку земля находится в государственной собственности, имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, самостоятельно решать все вопросы внутрихозяйственной деятельности, определять договорные отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами, поставлять продукцию, оказывать услуги в кредит с оплатой потребителями процентов как за пользование заемными средствами.

Трудовые отношения его работников регулируются трудовым законодательством. Учредитель утверждает устав предприятия и назначает его руководителя (директора).

Директор решает все вопросы деятельности предприятия, действует без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы в государственных и иных органах, в коммерческих и иных организациях; распоряжается имуществом, заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета; утверждает штатную численность аппарата управления; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников.

Действительно, прямого запрета нет, но на практике много спорных вопросов, поскольку это является, по сути, одним из способов обхода процедуры приватизации государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с п.1 ст.6 Закона об унитарных предприятиях (? 161-ФЗ) унитарные предприятия могут быть участниками коммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. То есть унитарное предприятие может быть учредителем хозяйственного общества.
А в п.2 ст.18 того же Закона, как уже было отмечено («Просто гость»), предусматривается распоряжение имуществом унитарного предприятия только с разрешения собственника (в Вашем случае — муниципального образования в лице органа местного самоуправления).
Таким образом, если собственник имущества МУПа даст согласие (путем издания соответствующего акта на местном уровне), то МУП вправе стать участником ООО, том числе и одним.
Вот орган местного самоуправления не может быть участником ООО, т.к. в п.4 ст.66 ГК РФ прописан запрет, «если иное не установлено законом», а «иное» установлено только Законом о приватизации (? 178-ФЗ) в отношении ОАО. То есть орган местного самоуправления может вносить вклад только в уставный капитал ОАО, а в ЗАО, ООО, ОДО — нет, т.к. нет закона, который регулировал бы такую процедуру.
Как уже советовали («Просто гость»), устав МУПа не следует забывать при решении данного вопроса.
Кстати, хотелось бы отметить, что у ООО, как и у всех хозяйственных обществ, — уставный КАПИТАЛ, но НЕ уставный фонд («УФ» — см. сообщение от «Просто гость»), а устаный фонд у унитарных предприятий.

Может ли МУП создать ООО?

Приватизация МУП путем преобразования в ООО

Закон № 178-ФЗ от 21.12.01 признает реорганизацию одним из способов приватизации муниципального имущества. В нормативном акте подробно описывается, как проходит преобразование МУП в частную компанию (ООО или АО). Соблюдение правовых указаний – обязательное условие действительности передачи активов. Нарушения грозят спорами и аннулированием результатов длительной процедуры.

Юридический базис

Процесс регулируется многочисленными нормативными актами. Правовая основа представлена рядом законов разного уровня:

Уточнять правила перевода имущества в частную собственность вправе местные или региональные власти. В спорных ситуациях юристы рекомендуют опираться на судебную практику (например, письмо ВАС РФ № 15 от 11.06.97).

Реорганизация муниципальных предприятий как способ приватизации

Общую характеристику термину дает статья 57 ГК РФ. Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.

Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:

  1. Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
  2. Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
  3. Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.

Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.

Порядок действий

Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01. Процедура проводится поэтапно.

Коротко о сроках

Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.

  1. Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
  2. Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
  3. Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
  4. Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).

Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).

В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.

Преобразование МУП в ООО — пошаговая инструкция

Здравствуйте! В этой статье расскажем о преобразовании МУП в ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. В каких случаях МУП преобразовывается в ООО.
  2. Как осуществляется процесс преобразования.

Что означает преобразование МУП в ООО

Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

Законодательное регулирование

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

Что приватизировать нельзя

  • Имущество, которое изъяли из оборота;
  • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
  • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

Пошаговая инструкция по преобразованию

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли кредит или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный бухгалтерский баланс и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации юридических лиц. Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма уставного капитала ООО, которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • ОКПО предприятия;
  • ИНН;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их трудовые договоры, заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

Реорганизация МУП ЖКХ в ООО

Источник: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»

Вопрос. В декабре 2005 г. директор МУП «Коммунтехобслуживание», сославшись на неэффективную работу предприятия, создал на его базе общество с ограниченной ответственностью (ООО) с одноименным названием и стал его директором. Имущество МУП было передано городским исполнительным органом власти в аренду созданному ООО. Был назначен директор (он же по совместительству главный инженер). Работникам бывшего МУП предложили не писать заявления на увольнение, а перейти в образованное ООО.

Правомерны ли решения исполнительного органа власти города относительно разрешения организовать ООО на базе МУП?

Ответ.

1. О правомерности создания директором МУП общества с ограниченной ответственностью.

Из вопроса не ясно, состоял ли директор МУП в этой должности на момент создания ООО и являлся ли он его учредителем или руководителем либо был только идейным вдохновителем. Если являлся, то его действия неправомерны с точки зрения Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). Статьей 21 Федерального закона № 161-ФЗ руководителю унитарного предприятия запрещено быть учредителем (участником) юридического лица; занимать какую-либо должность и вести другую оплачиваемую деятельность (в т. ч. в коммерческих организациях), за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; также запрещено заниматься предпринимательской деятельностью; быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.

Во всех остальных случаях Закон не запрещает физическому лицу (в т. ч. бывшему директору унитарного предприятия) создавать хозяйственные общества.

2. О создании ООО на базе МУП и передаче имущества последнего в аренду обществу с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 295 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Это имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом № 161-ФЗ и строго ограничены рамками закона. Поэтому собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не вправе передавать его в аренду либо распоряжаться им каким-либо иным образом, в т. ч. изымать имущество из хозяйственного ведения без согласия предприятия, а также с согласия предприятия, если такие действия нарушают права третьих лиц, например кредиторов предприятия.

Данное положение закреплено также п. 40 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и подтверждается судебной практикой (например, постановлениями Президиума ВАС РФ от 31.07.01 № 1198/01; от 30.01.02 № 6323/01; Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.09.03 № КГ-А40/6280-03; Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.05 по делу № 14-150-2005/46/14 и др.).

Принимая решение о создании ООО ″на базе″ МУП, муниципалитет города должен был определить судьбу последнего: принять решение о его ликвидации либо реорганизации, изъять имущество из хозяйственного ведения МУП в казну города и лишь затем передать его в аренду для использования по назначению.

При принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении казенного имущества в аренду хозяйственному обществу необходимо учитывать положения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», запрещающие администрации муниципального образования необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Таким образом, действия органа местного самоуправления по предоставлению муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам без проведения конкурса могут быть признаны неправомерными именно с точки зрения антимонополького законодательства.

РеорганизацияМУПЖКХ в ООО (часть 2)

3. О переводе работников МУП в образованное ООО.

В соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). При этом перевод на постоянную работу в другую организацию допускается только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ) с соблюдением норм ст. 64 ТК РФ, запрещающей отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Работник вправе отказаться от перевода на работу в другую организацию. В этом случае работодатель, не нуждающийся в в приеме работников определенных специальностей, вправе сократить численность или штат работников организации с соблюдением гарантий, предусмотренных для них законодательством(предложения другой работы, уведомления и учета мнения выборного профсоюзного органа предприятия, заблаговременного уведомления о сокращении либо выплаты им выходного пособия и др.).

Таким образом, работники МУП могли отказаться от предложения перейти в ООО и получить полагающуюся по закону компенсацию при увольнении из МУП. Однако нет гарантии, что после увольнения из МУП они будут приняты на работу в ООО на определенных условиях.

4. О передаче ООО объемов работ, ранее осуществлявшихся МУП.

Судя по названию муниципального предприятия, предметом его деятельности были содержание и ремонт жилищного фонда. Следовательно, правомерность создания ООО на базе МУП нужно рассматривать еще и с точки зрения передачи ООО объемов работ последнего. Иными словами, администрация города, по существу, назначила созданное ООО управляющей компанией в жилищном фонде города. Такие действия городской администрации противоречат Жилищному кодексу РФ, в соответствии со ст. 161 которого право выбора одного из трех предусмотренных в этой статьте способов управления многоквартирным домом, равно как и право выбора управляющей компании, является прерогативой собственников помещений в этом доме. Муниципалитет вправе лишь провести конкурс по выбору управляющей компании начиная с 1 января 2007 г. Это вовсе не означает, что до 1 января 2007 г. он уполномочен назначать управляющую компанию распорядительным актом.

В соответствии с положениями гл. 3 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ в полномочия органов местного самоуправления входят вопросы содержания только муниципального (а не частного) жилищного фонда. Согласно ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления должны создать условия для управления многоквартирными домами, обеспечив при этом равные условия для деятельности управляющих организаций различных организационно-правовых форм.

По нашему мнению, правомерность действий городской администрации по санкционированию создания общества с ограниченной ответственностью на базе МУП с передачей обществу объемов работ по содержанию и ремонту жилищного фонда должна расцениваться именно с точки зрения их соответствия указанным нормам закона и требованиям антимонопольного законодательства. При этом необходимо дать оценку причинам, побудившим администрацию пойти на такой шаг (показателям деятельности МУП, качеству обслуживания населения, наличию в городе других управляющих компаний, заинтересованных в управлении жилищным фондом и т. п.).

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Тема: ФГУП учредитель

Быстрый переход Регистрация Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) унитарные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственногоунитарного предприятия (ФГУП), государственного унитарного предприятия субъекта РФ, муниципального унитарного предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Не случайно их нет в законодательстве ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), их имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

ГУП И МУП не вправе без согласия собственника распоряжаются переданным ему недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом). Движимым имуществом ГУП И МУП вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон № 161-ФЗ)).

Федеральные и муниципальные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Плоды, продукты и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП (МУП), а также имущество, приобретенное ими по договору или иным основаниям, является собственностью государства (муниципального образования) и поступают в хозяйственное ведение ГУП (МУП).

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, у ГУП и МУП специальная правоспособность, строго соответствующая их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие, передав ему часть своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимает губернатор или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимает глава или уполномоченный орган местного самоуправления).

Поскольку унитарные предприятия — коммерческие организации, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных нужд и развитие. Однако главной целью деятельности ГУП и МУП чаще всего является не извлечение прибыли, а решение социальных задач, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной, и некоторых др. (см. п. 4 ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Унитарное казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных законных источников.

Размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей, а МУП – не менее 100 тысяч рублей.

Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной цене в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления (унитарное казенное предприятие), уставный фонд не формируется.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

формирует уставный фонд ГУП и МУП;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к указанным выше правомочиям имеет право:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Согласно ст. 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) ЮЛ;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

быть руководителем другого унитарного предприятия;

принимать участие в забастовках.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) ГУП и МУП устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

В соответствии с ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах указанных предприятий.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе (ст. 18 Закона №161-ФЗ):

продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада уставный (складочный) капитал хозяйстве обществ или товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;

совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, с получением банковских гарантий, с иными обременениями, с уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Режим крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие этим критериям, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. В силу ничтожности крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения (в отличии от АО и ООО).

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

Нарушение ограничений в совершении сделок унитарным предприятием влечет их недействительность.

Ничтожными признаются совершенные без согласия собственника следующие сделки:

связанные с приобретением и реализацией долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также акций АО;

связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями;

связанные с уступкой требований и переводом долга;

договоры простого товарищества;

крупные сделки, совершенные без согласия собственника;

сделки, связанные с привлечением заемных средств, если не соблюдены форма и порядок привлечения;

сделки по распоряжению недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника.

Оспоримыми признаются сделки:

совершенные без согласия собственника имущества унитарного предприятия, если необходимость согласия предусмотрена уставом предприятия;

в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, совершенные без согласия собственника имущества предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиямиЗакона о контрактной системе.

Согласно Закона № 321-ФЗ определил, что ГУП и МУП обязаны:

создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № 44-ФЗ;

осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе)в сфере закупок.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

устав унитарного предприятия;

сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Закон № 82-ФЗ, позволяющий ЮЛ не иметь печать не коснулся ГУП и МУП, которые по-прежнему должны иметь и использовать печать.

Чистая прибыль ГУП и МУП распределяется между предприятием и соответствующим бюджетом.Возможны различные варианты использования чистой прибыли ГУП и МУП: централизация всей прибыли, оставление прибыли в распоряжении предприятий, централизация части прибыли.

Как указано в п. 2 ст. 17 Закона №161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, — для ФГУП , уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ — для ГУП субъектов РФ или органами местного самоуправления — для МУП.

Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли ФГУП, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, производимых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Перечисляемая в соответствующий бюджет чистая прибыль не является полученными дивидендами и не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

В ГУП и МУП, как правило, общая система бухгалтерского учета.ГУП и МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ. Однако, на ГУП и МУП не распространяются положения, что УСН не могут применять ЮЛ, в которых доля других ЮЛ в УК более 25 %, так как учредителями ГУП и МУП не могут быть признаны ЮЛ, уставный фонд ГУП и МУП не распределяется по долям (Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-11-06/2/71123).ГУП и МУП могут быть плательщикамиЕНВД.

В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) такой аудит является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ при отборе аудитора в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП размещение заказа возможно только путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в соответствии со ст. ст. 48 — 55 Закона № 44-ФЗ.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *