Временно пребывающие страховые взносы

Содержание

Работодатели, включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), выплаты временно пребывающим иностранцам должны облагать взносами по общим тарифам (в части, не превышающей МРОТ) и по пониженным (в части, превышающей МРОТ).

Право платить взносы по пониженным тарифам предоставлено субъектам МСП в отношении той части выплат в пользу физлица, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало расчетного периода (ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, далее – Закон № 102-ФЗ). Таким образом, в 2020 году по пониженным тарифам взносами облагаются начисления физлицам в части, превышающей 12 130 рублей.

Рассчитывать взносы по пониженным тарифам можно с выплат за апрель 2020 года (ст. 6 Закона № 102-ФЗ).

Тарифы взносов для субъектов МСП следующие:

  • на ОПС – 10 % (независимо от того, превышен или нет предельный размер базы);
  • на ОМС – 5 %;
  • на ОСС – 0 %.

Какие-либо особенности начисления взносов по пониженным тарифам на выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев Закон № 102-ФЗ не содержит.

Временно пребывающие иностранцы не застрахованы в сфере обязательного медицинского страхования, поэтому взносы на ОМС (по общим или пониженным тарифам) за них не уплачиваются (ст. 1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Что касается пенсионных взносов и взносов на социальное страхование, то с части выплат иностранцу в пределах МРОТ эти взносы рассчитываются по общим тарифам, установленным ст. 425 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, взносы с выплат временно пребывающему иностранцу нужно рассчитывать по следующим тарифам (ст. 425 НК РФ, ст. 6 Закона № 102-ФЗ):

Выплаты в части, не превышающей МРОТ:

  • на ОПС – 22 % (пока не превышен предельный размер базы) и 10 % (если предельный размер превышен);
  • на ОСС – 1,8 %.

Выплаты в части, превышающей МРОТ:

  • на ОПС – 10 %;
  • на ОСС – 0 %.

Социальное страхование работников — иностранных граждан

В связи с многочисленными обращениями страхователей по вопросу начисления страховых взносов в пользу иностранных граждан, а также в рамках информирования работодателей, привлекающих иностранных работников осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации информирует:

Начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование с оплаты труда иностранных работников регулируется теми же законами, действующими в отношении работников, которые являются гражданами Российской Федерации:

— Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

— Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Однако для иностранных граждан, законодательством предусмотрены «исключительные положения», отдельные пункты и подпункты.

Главное, на что стоит обратить внимание: не все иностранные работники признаются застрахованными лицами по отдельным видам страхования, и, в зависимости от этого, страховые взносы с оплаты труда иностранца могут начисляться, а могут не начисляться. Основной критерий, по которому иностранные граждане включаются или не включаются в число застрахованных лиц – правовой статус. Чтобы Вам было проще разобраться в порядке начисления страховых взносов с выплат иностранцам, посмотрите табличку ниже, из которой сразу понятно, какие виды страховых взносов нужно начислять для конкретной категории иностранных граждан.

Начисление страховых взносов на работников-иностранных граждан

постоянно проживающий

на территории РФ иностранный гражданин

(лицо, получившее вид на жительство)

временно проживающий

на территории РФ иностранный гражданин

(лицо, получившее разрешение на временное проживание)

временно пребывающий

на территории РФ иностранный гражданин*/**

(лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание)

На обязательное социальное страхование

на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые плательщиком страховых взносов в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений.

Тариф страхового взноса установлен в размере 2,9 %, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 212-ФЗ, международными договорами РФ.***

Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 № 407-ФЗ с 1 января 2015 страхователи

ОБЯЗАНЫ НАЧИСЛЯТЬ страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных спе-циалистов) в рамках трудовых отношений, с 1-го дня работы таких лиц в РФ независимо от срока заключенного договора.

Тариф страхового взноса установлен в размере 1,8 %, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.***

На обязательное социальное страхование

от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Действие Федерального закона № 125-ФЗ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

ВАЖНО ЗНАТЬ!!!

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются с оплаты труда всех работников, включая иностранных, независимо от их статуса (ст. 5 Закона № 125-ФЗ);

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах” (далее — Закон № 4528-1) предоставлено временное убежище, приобретает статус временно пребывающего на территории РФ, в связи с чем страховые взносы на таких работником следует начислять только по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Лицо, признанное беженцем (выдается удостоверение беженца), в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона № 4528-1 имеет право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации. В связи с указанным, необходимо начислять страховые взносы на работников как по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (вступил в силу с 01.01.2015 г.), участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства-трудоустройства. Соответственно, для указанных иностранных работников применяется тариф страхового взноса в размере 2,9 %, вне зависимости от того, являются ли они временно пребывающими, временно или постоянно проживающими на территории РФ.

Если у вас возникнут вопросы или трудности относительно начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование с оплаты труда иностранных работников, вы можете обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Алушта, ул. Школьная, д. 19, блок Б1 (тел. 2-51-88, 5-24-71). Наши специалисты помогут разобраться в возникших трудностях и окажут практическую и методическую помощь.

Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам

Корсаков Д. М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как зависит уплата страховых взносов от статуса иностранного работника? На что обратить внимание в ситуации, когда у сотрудника-иностранца изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории РФ?

Обязанность исчисления взносов относительно работников-иностранцев

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 420 НК РФ).

Определение застрахованных лиц дано:

  • в пункте 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);

  • в пункте 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ).

Кроме того, иностранные граждане признаются застрахованными лицами в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) (если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ).

К сведению: в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) даны определения временно пребывающим, временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам, а также высококвалифицированным специалистам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно пребывающим в РФ иностранным работникам

Временно пребывающим признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

На выплаты таким работникам (за исключением высококвалифицированных специалистов) следует начислять:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев – в общем порядке и по тем тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – в общем порядке (в отношении выплат, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов). При этом применяется специальный тариф в размере 1,8% (при условии, что у работодателя нет права на применение пониженного тарифа) (пп. 1 п. 1 ст. 420, п. 3 ст. 421, пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425, 427 НК РФ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ);

  • взносы на страхование от несчастных случаев – по тем же тарифам, что и взносы на выплаты работникам, являющимся гражданами РФ (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: на выплаты временно пребывающему в РФ работнику взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ эта категория иностранных граждан не отнесена к застрахованным лицам.

Выплаты гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении, временно пребывающим на территории РФ (не высококвалифицированным специалистам), облагаются страховыми взносами:

  • на обязательное пенсионное страхование;

  • на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

  • на медицинское страхование;

  • на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В настоящее время Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС). Пунктом 3 ст. 98 разд. XXVI Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – участников договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей применения разд. XXVI Договора о ЕАЭС относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 разд. XXVI Договора о ЕАЭС).

Гражданам Республики Беларусь, прибывающим в РФ, миграционные карты не выдаются (ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства»). Поэтому формально их статус не совсем соответствует статусу временно пребывающих в РФ иностранцев. Однако, если у гражданина Республики Беларусь отсутствуют и вид на жительство, и разрешение на временное проживание в РФ, его можно отнести к временно пребывающим в РФ иностранным гражданам.

Начисление страховых взносов на выплаты временно и постоянно проживающим в РФ иностранным работникам

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ:

  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Страховые взносы (на обязательное пенсионное, медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхование от несчастных случаев) на выплаты таким сотрудникам (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляются в общем порядке и по тарифам, предусмотренным для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

В Письме от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@ ФНС разъяснила, как платить страховые взносы, если работник получил разрешение на временное проживание в России.

При изменении у сотрудника-иностранца статуса с временно пребывающего на временно проживающего в РФ:

  • увеличился тариф взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9 вместо 1,8%);

  • взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по тарифу 5,1% (на выплаты временно пребывающим в РФ не начисляются);

  • база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала года по таким же правилам, как и для граждан РФ;

  • не меняется порядок уплаты пенсионных взносов.

Платить взносы по-новому нужно с выплат, начисленных начиная со дня, в котором изменился статус сотрудника.

Начисление страховых взносов на выплаты высококвалифицированным иностранным специалистам

Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами определены в ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. Условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не менее определенного уровня в зависимости от специальности, в частности:

  • для научных работников и преподавателей, иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, – в размере от 83 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 500 руб. из расчета за один календарный месяц;

  • для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера – в размере не менее 1 000 000 руб. из расчета за один год (365 календарных дней);

  • для иных иностранных граждан – в размере не менее 167 000 руб. за календарный месяц.

Для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов требования к размеру заработной платы не установлены (для участвующих в реализации проекта «Сколково», а также в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра).

Взносы на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ):

  • если иностранец является временно пребывающим в РФ – не начисляются;

  • если иностранный работник временно или постоянно проживает в РФ – начисляются в общем порядке и по тарифам, установленным в отношении работников, являющихся гражданами РФ.

Взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются независимо от статуса иностранного работника (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим правилам и тарифам независимо от статуса иностранца (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

К сведению: в отношении высококвалифицированных специалистов из стран ЕАЭС страховые взносы исчисляются так же, как и для работников-россиян (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Исключение: не начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для временно пребывающих в РФ специалистов из стран ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 12.07.2017 № 03-15-06/44430).

Начисление страховых взносов на выплаты лицам, получившим временное убежище в РФ

Под временным убежищем подразумевается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), а также с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок предоставления временного убежища на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (далее – Порядок).

В связи с этим с выплат таким работникам страховые взносы (кроме взносов на обязательное медицинское страхование) исчисляются в том же порядке, что и с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат работникам, имеющим временное убежище в РФ, исчисляются в общем порядке и по тарифам, действующим для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Федерального закона № 4528-1, п. 13 Порядка).

Начисление страховых взносов на выплаты иностранцам, работающим по патенту

Для данной категории иностранных работников:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование нужно начислять по общим тарифам, предусмотренным в отношении работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ);

  • взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ);

  • взносы на обязательное медицинское страхование не начисляются, так как в ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ иностранцы, работающие по патенту, не указаны в качестве застрахованных лиц;

  • взносы на страхование от несчастных случаев начисляются по общим тарифам (ст. 3, 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов с выплат сотрудникам-иностранцам производится в общем порядке, так как ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральным законом № 125-ФЗ особый порядок уплаты взносов для этой категории работников не предусмотрен.

Иностранный работник: специфика уплаты взносов

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 марта 2012 г.

Содержание журнала № 7 за 2012 г.А.И. Дыбов, эксперт по налогообложению

Как считать взносы в ФСС и ФФОМС при изменении статуса иностранца с «временно пребывающий» на «временно проживающий»

Иностранец, въехавший в РФ по визе или без нее (когда это допускается), считается временно пребывающим в стране. Однако, если мигрант тут надолго, он вправе обратиться в подразделение ФМС по месту пребывания с тем, чтобы получить разрешение на временное проживание (далее — РВП)п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ). И до тех пор, пока он его не получит, статус иностранца будет оставаться прежним. Для работодателя это неплохо — не надо платить страховые взносы в ФСС и ФФОМС с зарплаты мигранта. Однако как только статус изменится, взносы придется начислять. О том, как именно это делать, и пойдет речь в статье.

Временно пребывающий: ни базы, ни взносов в ФСС и ФФОМС

Итак, выплаты временно пребывающим в РФ мигрантам включены в перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в ФСС и ФФОМСп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В базу по взносам в ФСС и ФФОМС выплаты, начисленные до получения РВП, не попадут. И после того как мигрант получит разрешение, включать их в базу за прошедшие периоды не надо, ведь у статуса «временно проживающий» для целей обязательного страхования нет обратной силы. В отличие, скажем, от НДФЛ, где превращение нерезидента в резидента означает пересчет налога по ставке 13% по всем доходам с начала года, полученным до превращенияпп. 1, 3 ст. 224, п. 1.1 ст. 231 НК РФ.

Так как с 2012 г. на выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев надо начислять взносы в ПФР, предельная база по ним сформируется раньше, нежели база по взносам в ФСС и ФФОМСп. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ; п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. И если мигрант высокооплачиваемый, может получиться, что по пенсионным взносам предел в 512 000 руб. будет достигнут, а по взносам в ФСС и ФФОМС — нетПостановление Правительства от 24.11.2011 № 974.

Но вот иностранец получил РВП и стал временно проживающим в РФ. Стоп! А когда именно он таким стал? Не ответив на этот вопрос, нельзя понять, как начислять взносы в ФСС и ФФОМС.

Временно пребывающий стал временно проживающим: как начислять взносы в ФСС и ФФОМС

По законодательству, регулирующему правовое положение мигрантов, датой смены статуса будет день принятия решения о выдаче РВП. Этот день и номер решения указаны как в уведомлении ФМС, направляемом иностранцу, так и в отметке в его паспортеприложение 1 к Приказу ФМС от 29.02.2008 № 40; приложение 6 к Административному регламенту, утв. Приказом ФМС от 29.02.2008 № 40. При этом документы человек может получить через неделю, а то и через две после столь радостного события, — это уж как почта сработает.

С какой даты начислять взносы в ФСС и ФФОМС? С даты принятия решения о выдаче РВП? С даты получения уведомления? С даты возвращения паспорта? С даты предъявления паспорта работодателю?

Ответов на эти вопросы в Законе № 212-ФЗ нет. А вот специалисты Минздравсоцразвития считают, что в месяце выдачи РВП надо разделить зарплату на ту, что начислена до даты решения, и ту, что начислена после. Первая часть в базу по взносам в ФСС и ФФОМС не попадет, вторая — очень даже.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

КОТОВА Любовь Алексеевна Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“Облагать взносами в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выплаты временно проживающим иностранцам надо со дня принятия решения о РВП. С этого момента иностранец уже стал временно проживающим, поэтому надо начислять взносы”.

Согласны с этим и в ПФР.

ДАШИНА Тамара Николаевна Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области

“При смене статуса иностранного работника с временно пребывающего на временно проживающего в РФ взносы в ФФОМС с выплат в его пользу надо исчислять с даты принятия решения о выдаче разрешения на временное проживание. Например, решение о РВП принято 9 декабря. Зарплата, начисленная за дни с 1 по 8 декабря, взносами не облагается, зарплата, начисленная за дни с 9 по 31 декабря, — облагается. То есть зарплату надо делить на две части”.

Пример. Исчисление базы по взносам в ФСС и ФФОМС с выплат иностранцу, изменившему статус

/ условие / Заработная плата временно пребывающего в РФ иностранца — 60 000 руб. 19 ноября 2012 г. он получил разрешение на временное проживание, о чем незамедлительно сообщил работодателю — организации с «обычными» тарифами взносов.

/ решение / 1. Январь — сентябрь: выплаты иностранцу (общая сумма — 540 000 руб. (60 000 руб. х 9 мес.)) взносами в ФСС и ФФОМС не облагаются и в расчете предельной базы не участвуют.

2. Октябрь: со всей зарплаты взносы в ФСС и ФФОМС не исчисляются.

3. Ноябрь: в связи со сменой статуса выплаты иностранцу надо облагать этими взносами, невзирая на то что еще в сентябре общая сумма выплат превысила 512 000 руб. Предельная база по взносам в ФСС и ФФОМС нарастающим итогом будет формироваться только с ноября. Зарплата, начисленная с 1 по 18 ноября (11 рабочих дней), взносами в ФСС и ФФОМС не облагается, с 19 по 30 ноября (10 рабочих дней) — облагается. Учитывая, что в ноябре 21 рабочий день, не облагаемая взносами сумма выплат равна 31 429 руб. (60 000 руб. х 11 дн. / 21 д.), облагаемая — 28 571 руб. (60 000 руб. х 10 дн. / 21 д.).

4. 2012 г.: база по взносам в ФСС и ФФОМС равна 88 571 руб. (28 571 руб. + 60 000 руб.), в нее вошла часть выплат ноября и вся декабрьская зарплата.

С одной стороны, такой подход специалистов «социальных» ведомств организации только на руку — взносов она заплатит меньше. С другой — дополнительное неудобство. Зарплату придется начислять двумя проводками: в облагаемой и необлагаемой сумме. Наверняка возникнет нужда что-то вручную поправить в бухгалтерской программе — вряд ли в ней предусмотрена такая экзотика, как разделение зарплаты работника на облагаемую и необлагаемую части при смене статуса иностранца.

Поэтому, если цена вопроса невелика, ничто вам не мешает начислить взносы со всей суммы зарплаты мигранта за месяц, в котором он стал временно проживающим. Никто вас за это не накажет.

Как платить пособие

Может получиться так, что мигрант заболеет до получения РВП, а выздоровеет после и принесет больничный на весь срок болезни. По-хорошему, так быть не должно — больницам запрещено выдавать листок нетрудоспособности за периоды, когда иностранец считался временно пребывающимп. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н; п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Но если уж так случилось, оплачивать мигранту дни до даты решения о выдаче РВП не надо, пособие полагается только за период, в котором он считался временно проживающим. И платить пособие придется исходя из МРОТ. Все потому, что выплаты иностранцу до получения РВП взносами в ФСС не облагались, а значит, в расчет пособия не включаются. А после смены статуса доходов у мигранта вовсе не было — он болелп. 6 ч. 1 ст. 1.2, ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Итак, чем раньше вы узнаете о смене статуса иностранца, тем лучше. Но кроме него вам об этом никто не скажет. Как повысить сознательность работника?

Как побыстрее узнать об изменении статуса иностранца

Получив уведомление о РВП или паспорт с отметкой, радостный мигрант вряд ли без особого напоминания побежит к вам с новостью о случившемся. Ему невдомек, что от этого зависит исчисление взносов в ФСС и ФФОМС. Так что берите с каждого иностранца, поступающего на работу, письменное обязательство сообщить о смене статуса. Это хотя бы отчасти оправдает вас в глазах ревизоров фондов, если вдруг получится, что, не имея информации о РВП, взносы в указанные фонды вы не исчисляли и после смены статуса мигранта.

Правда, тут можно спросить: а как сами проверяющие определят статус иностранца? Не на глазок же! Скорее всего, ревизоры ничего определять не будут, они потребуют от вас доказать право на льготуп. 4 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ. И копия паспорта мигранта по состоянию на день приема на работу их может и не устроить. Не лишним будет также снимать копию с паспорта каждого увольняющегося иностранца. Это подчеркивают и в ПФР.

“Ревизоры будут выяснять статус иностранца (временно пребывающий/временно проживающий) не только на дату приема на работу, но и на все даты выплат ему”.

ДАШИНА Тамара Николаевна
Пенсионный фонд РФ

СОВЕТ

Снимайте копии паспортов иностранных работников в день их принятия на работу и в день увольнения. Время от времени опрашивайте мигрантов, чтобы узнать, не сменил ли кто-нибудь из них свой статус.

А еще следует помнить, что через год со дня въезда в страну вам точно надо проверить статус иностранца — дольше года он в России жить и работать не вправе. Максимальный срок действия разрешения на работу такой жепп. 2, 5 ст. 5, подп. 2 п. 1.1 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ.

Иностранные работники «на патенте»: рассчитываем НДФЛ и страховые взносы

Расчет НДФЛ

В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, с 2015 года, доходы временно пребывающего иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, независимо от того является ли указанный иностранный гражданин налоговым резидентом России или нет, облагаются НДФЛ по ставке 13% (Письмо Минфина РФ от 16.03.2016 № 03-04-05/14470).

Пройдите обучение на соответствие профстандарту «Бухгалтер» и получите Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов
Курс «Бухгалтерский и налоговый учёт, отчетность, налоговое планирование при ОСНО. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»При этом, согласно п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен фиксированный авансовый платеж. Аннулирование патента, в случае получения иностранным гражданином статуса временного проживающего, не происходит.

Дело в том, что патент действует в течение того периода времени, за который уплачен фиксированный авансовый платеж, независимо от того, что иностранный гражданин получил статус временного проживающего. Следовательно, согласно нормам ст. 227.1 НК РФ, фиксированные авансовые платежи, уплаченные иностранным гражданином, продолжают зачитываться в счет начисленного НДФЛ, независимо от статуса иностранного гражданина. По истечении срока действия патента, НДФЛ исчисляется в общеустановленном порядке, учитывая налоговый статус иностранного гражданина: резидент или нерезидент, так как иностранный гражданин продолжает трудовую деятельность в России уже не на основании патента, а на основании разрешения на временное проживание. Пересчитывать НДФЛ за период с начала налогового периода (года) до смены статуса иностранного гражданина, не надо.

Если иностранный гражданин, при трудоустройстве на территории России, оплатил фиксированные авансовые платежи за патент на несколько месяцев вперед и в течение этого времени, до наступления срока окончания действия патента, иностранный гражданин получает разрешение на временное проживание, то фиксированные авансовые платежи продолжают засчитываться в счет начисленного НДФЛ и после получения разрешения на временное проживание до дня, следующего за последним днем оплаты патента. По истечении срока действия патента, НДФЛ исчисляется в общеустановленном порядке.

Если иностранный гражданин при трудоустройстве на территории России, оплачивает фиксированные авансовые платежи за патент ежемесячно, то при получении разрешения на временное проживание, у иностранного гражданина, фактически, отсутствует период, когда он уже находится в статусе временно проживающего, а срок окончания действия патента еще не наступил. В связи с этим, зачет фиксированных платежей в счет уменьшения начисленного НДФЛ, не происходит.

После получения разрешения на временное проживание, необходимо определить является ли иностранный гражданин налоговым резидентом России или нет. Пока иностранный гражданин работает на основании патента, независимо от того является ли он резидентом России или нет, к его доходам применяется ставка НДФЛ 13%. После получения разрешения на временное проживание и приобретения статуса временно проживающего, ставка НДФЛ иностранного гражданина зависит от его налогового статуса. В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса иностранного гражданина следует учитывать непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Указанный порядок определения налогового статуса используется при каждом начислении доходов, для целей применения соответствующей ставки НДФЛ. Даты отъезда и даты прибытия на территорию России устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (Письма Минфина РФ от 07.02.2018 № 03-08-05/7126, от 25.07.2017 № 03-04-05/47379, ФНС РФ от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@).

Согласно ст. 224 НК РФ, если на дату начисления дохода иностранный гражданин находился на территории России непрерывно 183 дня и более, то он является налоговым резидентом и к его доходам применяется ставка НДФЛ 13%. В противном случае, применяется ставка 30%.

Пример

В организации работает временно пребывающий иностранный гражданин на основании патента, который он оплатил за 6 месяцев на период с 20 апреля 2018 по 19 октября 2018 года. 25 июня 2018 года принято решение о вы­да­че иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Начиная с этой даты, несмотря на то, что иностранный гражданин приобрел статус временно проживающего, до окончания срока действия патента, до 19 октября 2018 года, НДФЛ рассчитывается в прежнем порядке, действующем для иностранных граждан, работающих по патенту, по ставке 13%, с зачетом уплаченных фиксированных авансовых платежей. Если после указанной даты, иностранный гражданин является налоговым резидентом России, то есть, его срок пребывания в России превысил 183 календарных дня, то НДФЛ продолжает рассчитываться с применением ставки 13%, но прекращается зачет, ранее уплаченных, фиксированный авансовых платежей.

Расчет страховых взносов

Доходы временно пребывающих иностранных граждан, работающих в России на основании патента, облагаются страховыми взносами по следующим тарифам:

Письмо Минтруда РФ от 09.02.2016 № 17-3/В-48

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, для обоих случаев, установлены по тем же тарифам, что и для российских граждан (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Следовательно, при смене статуса иностранного гражданина с временно пребывающего на временно проживающего, база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжает определяться нарастающим итогом с начала расчетного периода в общеустановленном порядке, поскольку иностранный гражданин остается застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования и тариф страховых взносов не меняется.

При этом, с даты принятия решения о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются по тарифу 2,9%. Также, с указанной даты, на доходы иностранного гражданина начинают начисляться страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%.

Следовательно, при смене статуса иностранного гражданина с временно пребывающего на временно проживающего в РФ, надо разделить сумму доходов иностранного гражданина на две части: с начала месяца по день, предшествующий дню, изменения статуса иностранного гражданина и со дня, изменения статуса иностранного гражданина до окончания месяца (Письмо Минтруда РФ от 18.12.2015 № 17-3/В-620).

Пример

В организации работает временно пребывающий иностранный гражданин на основании патента, с окладом 30 000 рублей. 25 июня 2018 года принято решение о вы­да­че иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Количество рабочих дней в июне 2018 года, по календарю пятидневной рабочей недели составляет 20 рабочих дней.

Для расчета страховых взносов за июнь 2018 года, необходимо разделить доход иностранного гражданина за период с 1 по 24 июня (15 рабочих дней) и с 25 июня по 30 июня (5 рабочих дней).

Доход иностранного гражданина до получения разрешения на временное проживание:

30 000: 20 дн. х 15 дн. = 22 500 рублей

Доход иностранного гражданина после получения разрешения на временное проживание:

30 000: 20 дн. х 5 дн. = 7 500 рублей

Страховые взносы иностранного гражданина до получения разрешения на временное проживание:

Взносы на ОПС: 22 500 х 22% = 4 950 рублей

Взносы ФСС (ВНиМ): 22 500 х 1,8% = 405 рублей

Взносы на ОМС: не начисляются

Страховые взносы иностранного гражданина после получения разрешения на временное проживание:

Взносы на ОПС: 7 500 х 22% = 1 650 рублей

Взносы ФСС (ВНиМ): 7 500 х 2,9% = 217,50 рублей

Взносы на ОМС: 7 500 х 5,1% = 382,50 рублей

Итого, общая сумма страховых взносов иностранного гражданина за июнь 2018 года, при смене статуса с временно пребывающего на временно проживающего, составит:

Взносы на ОПС: 7 500 х 22% = 4 950 + 1 650 = 6 600 рублей

Взносы ФСС (ВНиМ): 7 500 х 2,9% = 405 + 217,50 = 622,50 рублей

Взносы на ОМС: 7 500 х 5,1% = 382,50 рублей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *